Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по ФГОС на тему «Необычное в обычном мире»


Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2

Школа: МАОУ СОШ № 36 г.Тамбова

Учитель: Колышкина Ирина Викторовна

УМК: Образовательная система «Школа 2100»


Тема урока

Необычное в обычном мире

(Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка»).

Цель урока

умение увидеть необычное в обычном мире путём осмысленного чтения и анализа сказок В.Хмельницкого.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся

познакомятся со сказкой-миниатюрой как одним из видов литературного жанра;

— научатся:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать правильность выполнения действий;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Основные понятия

Сказка-миниатюра, дождь, соловей, бабочки.

Межпредметные связи

Окружающий мир, музыка.

Ресурсы

1.Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир»).

2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Тетрадь по литературному чтению.

3.Презентация к уроку.

4. Презентация обучающегося «Соловей – голосистый чародей».

5.ЭОР (запись дождя, пение соловья).

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;


Познавательные:

— уметь выделять существенную информацию из текста загадки.

— Сегодня у нас необычный урок. Я хочу пригласить вас на прогулку, а куда мы отправимся, вы должны догадаться сами, отгадав загадку:

Ждёт нас в гости друг зеленый,
Ждут березки, липы, клены,
Травы, птицы и цветы
Небывалой красоты.

Сосны, ели до небес,
Друг зеленый, это…(лес)

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Отгадывают загадку.


Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Познавательные:

— уметь ориентироваться в своей системе знаний.


Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.


Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме.

— Прежде чем отправиться на лесную прогулку, давайте вспомним название раздела: («Самое обыкновенное чудо»).


— С какими чудесами мы уже встречались на страницах учебника? (розовый слон, дружба, щедрость, превращение гусеницы в бабочку)

— В конце нашей прогулки мы постараемся ответить на вопрос: «Что необычного мы сумели сегодня увидеть в обычном мире»?

— Итак, мы заходим в лес.

Демонстрация знаний, умений.









Принятие учебной задачи.

Открытие новых знаний

1 этап. Работа с текстом до чтения

Познавательные:

— уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;


Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;


Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме.

— Но что это? По-моему собирается дождь.

— А вы были в лесу во время дождя?

— А с чего начинается дождь?

— Но не стоит скорее собираться и бежать домой! Во-первых, вряд ли мы успеем, во-вторых, нам предоставляется уникальный шанс побывать на спектакле, поставленном самой природой. Имя этому спектаклю – дождь в лесу.

— Итак, тучи собрались, дождь уже неизбежен, нам надо срочно искать убежище, благо среди растущих вокруг нас деревьев есть где укрыться!

— Дождь уже начал накрапывать. А теперь самое главное – нам остаётся только наблюдать, слушать и впитывать это чудесное явление.

— Слушайте звон дождевых капелек по деревьям, кустам и травам, слушайте звенящую тишину леса во время дождя

— Какое настроение бывает у вас во время дождя?

— Как вы думаете, кто в лесу рад дождю, а кто его не любит?

— Сейчас мы и узнаем, прочитав необычную сказку-миниатюру Виктора Хмельницкого.

Ребята, а кто знает, что такое миниатюра?

— Аня, возьми, пожалуйста, словарь и найди нам значение этого слова.

В сказках Виктора Хмельницкого как будто бы ничего особенного не происходит. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи — листик на дереве, солнечный луч, камешек у моря — в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам.

— Аня, прочитай значение слова «миниатюра».

— С такими сказками мы сегодня и познакомимся. Открываем учебники стр. 131.

— Прочитайте имя, фамилию автора и заглавие.

— Как вы думаете, о чём мы будем читать?

Рассматривание иллюстрации.

— Назовите героев сказки.

— Какое у них настроение? Почему?

— Как вы догадались?

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
























Выражение своих чувств, мыслей.








Работа с толковым словарём.


Восприятие информации.















Выделяют героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.



2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Регулятивные:

— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;


Познавательные:

— уметь находить ответы на вопросы в тексте;

— уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

— уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

— уметь определять главную мысль текста;

— уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.


Коммуникативные:

уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

— уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Чтение текста учителем.

— Почему изменилось настроение у всех обитателей леса?

Перечитывание текста.

1-2 абзацы:

— Рады ли бабочка, кузнечик и волк дождю? Найдите и прочитайте какими словами автор рисует их незавидное положение.

— А как же иллюстрация к тексту? Ведь мы предположили совсем другое! (очевидно, что-то изменится. Надо читать дальше!).

3 абзац:

— Как вы понимаете выражение «всё было нипочём»?

— Почему крота дождь не волновал? Найдите и прочитайте ответ на этот вопрос.

— Что значит предусмотрительно выкопал?

Чтение предложения «Вдруг в лесу появились лягушки!»

— Сравните по интонации это предложение с уже прочитанными (оно восклицательное).

— Какое слово в предложении подсказывает читателю, что произойдут изменения? (вдруг)

— С кем будут связаны эти изменения? (с лягушками)

Чтение до конца.

— Как вели себя лягушки? Почему у них другое настроение?

— Обратите внимание на предложения, которые описывают настроение лягушек. Что это за предложения?

— А почему изменилось настроение у всех обитателей леса?

— Что значит лягушачье веселье оказалось заразительно? (быстро передалось другим)

— А почему грустил крот?

— В каком предложении заключена главная мысль сказки «Дождь в лесу»? Найдите и прочитайте.

Выразительное чтение сказки.

Работа в парах с заданием:

— Прочитайте внимательно задание (прочитать сказку, показать смену настроения героев сказки изменением интонации при чтении).

— Оценить чтение своих одноклассников, используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев. (Взаимооценка, лист оценивания).

— Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Восприятие текста.


Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.


Выражение своих чувств, мыслей.






Словарная работа.





Словарная работа.









Отвечают на вопросы.

Читают текст.



Анализируют текст.













Работают в парах.

Выразительно читают.





Оценивают своих товарищей.

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Музыкальная физкультминутка

для глаз


3 этап. Работа с текстом после чтения.

Регулятивные:

— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;


Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме;







Познавательные:

— уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;


— Работая в парах, вы показали смену настроения героев соответствующей интонацией при чтении. А сейчас вам надо будет передать настроение героев при помощи цвета.

Творческое задание: рабочая тетрадь с.50 № 1.

Прочитайте задание. Кому нужна помощь? Поднимите руку.

— Приступаем к выполнению задания.

— Какие цвета использовали? Почему? (Тёмные тона – до появления лягушки, светлые — с момента появления лягушки). Повторное обращение к иллюстрации:

— К какой части сказки эта иллюстрация? Докажите.

— На чём художник сосредоточил особое внимание?

— Мимо чего он прошёл? Чем это можно объяснить?

— Найдите и прочитайте тот момент сказки, который изобразил художник.

— Какое же чудо помог увидеть нам автор сказки «Дождь в лесу»? (Лягушки, звук дождя.)

— Дождь в лесу закончился. Мы выходим из укрытия, нам было прохладно и сейчас мы немножко согреемся.








Принятие учебной задачи.



Выполняют задание.

Отвечают на вопрос, объясняют.





Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.







Формулируют вывод.

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Подвижная музыкальная физминутка «Зарядка»



Открытие новых знаний

1 этап. Работа с текстом до чтения

Познавательные:

— уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;


Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;


Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме.




— Продолжим нашу прогулку. Какие звуки мы слышим в лесу? (поёт соловей)

— Ребята, а кто знает, что это за птица пела?

— А что вы знаете про соловья? Из каких источников вы узнали?

— Ксюша нам тоже хочет рассказать про соловья.

Презентация Ксюши.

— Какими источниками ты пользовалась при составлении презентации и сообщения?

Ни одной птице поэты и писатели не посвятили столько строк, как соловью.

— И об этой удивительной птице мы сейчас прочитаем в сказке-миниатюре Виктора Хмельницкого «Соловей и бабочка».


Отвечают на вопросы.



Демонстрация знаний.



Восприятие информации.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Регулятивные:

— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;


Познавательные:

— уметь находить ответы на вопросы в тексте;

— уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

— уметь определять главную мысль текста.


Коммуникативные:

уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Чтение сказки самостоятельно.

Чтение сказки вслух.

— Для кого же пел соловей?

— Прочитайте последнее выражение. Почему ночные бабочки появились с тех пор? (сказочное объяснение)

— Найдите и прочитайте самые важные предложения, в которых автор выразил главную мысль?

Чтение по ролям.

— Назовите действующие лица сказки (бабочка, соловей, автор).

Чтение по ролям.

— Молодцы, все хорошо прочитали.

— Ребята, а вы что знаете о бабочках? Из каких источников вы узнали эту информацию?

— Обратим внимание на выставку познавательной литературы, которую вы подготовили к сегодняшнему уроку.

— В каких случаях вы пользуетесь этими энциклопедиями?

Читают сказку самостоятельно и вслух.


Отвечают на вопросы.




Формулируют вывод.


Выделяют действующих лиц.


Читают по ролям.


Демонстрируют свои знания.

Итог урока. Рефлексия





Познавательные:

— уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.












Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;


Регулятивные:

— уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;


— На этом наша познавательная прогулка по лесу подходит к концу.

— Ребята, что же необычного мы сумели увидеть в обычном лесу?

— Почему сказки Виктора Хмельницкого называются миниатюрами?

— Читая произведения в разделе «Самое обыкновенное чудо», так хочется, чтобы вы не проходили мимо прекрасного, чтобы чаще смотрели на звёзды, слушали ночные трели соловья и были бы щедрыми, как солнце.

— Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» — розовый, «Хорошо» — зелёный, «Старался, но не всё получилось» -оранжевый).

— Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.





Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.













Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.







Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся):

1.Подготовить выразительное чтение сказок.
2. Найти и прочитать другие сказки В.Хмельницкого.
3.Нарисовать иллюстрации к понравившейся сказке.

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

Свежие документы:  Урок по сказке Братьев Гримм "Бременские музыканты" 2 класс



6



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: