Технологическая карта урока
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2
Школа: МАОУ СОШ № 36 г.Тамбова
Учитель: Колышкина Ирина Викторовна
УМК: Образовательная система «Школа 2100»
Необычное в обычном мире (Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка»). | |||
Цель урока | умение увидеть необычное в обычном мире путём осмысленного чтения и анализа сказок В.Хмельницкого. | ||
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся — познакомятся со сказкой-миниатюрой как одним из видов литературного жанра; — научатся: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; • оценивать правильность выполнения действий; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. • основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; • осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков. • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи. | ||
Основные понятия | Сказка-миниатюра, дождь, соловей, бабочки. | ||
Межпредметные связи | Окружающий мир, музыка. | ||
Ресурсы | 1.Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир»). 2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Тетрадь по литературному чтению. 3.Презентация к уроку. 4. Презентация обучающегося «Соловей – голосистый чародей». 5.ЭОР (запись дождя, пение соловья). | ||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Мотивация к учебной деятельности | Регулятивные: — уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Познавательные: — уметь выделять существенную информацию из текста загадки. | — Сегодня у нас необычный урок. Я хочу пригласить вас на прогулку, а куда мы отправимся, вы должны догадаться сами, отгадав загадку: Ждёт нас в гости друг зеленый, Сосны, ели до небес, | Самоконтроль готовности. Настрой на работу. Отгадывают загадку.
|
Актуализация знаний, постановка учебной задачи | Познавательные: — уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной форме. | — Прежде чем отправиться на лесную прогулку, давайте вспомним название раздела: («Самое обыкновенное чудо»). — С какими чудесами мы уже встречались на страницах учебника? (розовый слон, дружба, щедрость, превращение гусеницы в бабочку) — В конце нашей прогулки мы постараемся ответить на вопрос: «Что необычного мы сумели сегодня увидеть в обычном мире»? — Итак, мы заходим в лес. | Демонстрация знаний, умений.
Принятие учебной задачи. |
Открытие новых знаний 1 этап. Работа с текстом до чтения | Познавательные: — уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
Регулятивные: — уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной форме. | — Но что это? По-моему собирается дождь. — А вы были в лесу во время дождя? — А с чего начинается дождь? — Но не стоит скорее собираться и бежать домой! Во-первых, вряд ли мы успеем, во-вторых, нам предоставляется уникальный шанс побывать на спектакле, поставленном самой природой. Имя этому спектаклю – дождь в лесу. — Итак, тучи собрались, дождь уже неизбежен, нам надо срочно искать убежище, благо среди растущих вокруг нас деревьев есть где укрыться! — Дождь уже начал накрапывать. А теперь самое главное – нам остаётся только наблюдать, слушать и впитывать это чудесное явление. — Слушайте звон дождевых капелек по деревьям, кустам и травам, слушайте звенящую тишину леса во время дождя — Какое настроение бывает у вас во время дождя? — Как вы думаете, кто в лесу рад дождю, а кто его не любит? — Сейчас мы и узнаем, прочитав необычную сказку-миниатюру Виктора Хмельницкого. — Ребята, а кто знает, что такое миниатюра? — Аня, возьми, пожалуйста, словарь и найди нам значение этого слова. — В сказках Виктора Хмельницкого как будто бы ничего особенного не происходит. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи — листик на дереве, солнечный луч, камешек у моря — в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам. — Аня, прочитай значение слова «миниатюра». — С такими сказками мы сегодня и познакомимся. Открываем учебники стр. 131. — Прочитайте имя, фамилию автора и заглавие. — Как вы думаете, о чём мы будем читать? Рассматривание иллюстрации. — Назовите героев сказки. — Какое у них настроение? Почему? — Как вы догадались? | Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
Выражение своих чувств, мыслей.
Работа с толковым словарём.
Восприятие информации.
Выделяют героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
|
2 этап. Работа с текстом во время чтения. | Регулятивные: — уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные: — уметь находить ответы на вопросы в тексте; — уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); — уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; — уметь определять главную мысль текста; — уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.
Коммуникативные: — уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; — уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; — уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; — уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Чтение текста учителем. — Почему изменилось настроение у всех обитателей леса? Перечитывание текста. 1-2 абзацы: — Рады ли бабочка, кузнечик и волк дождю? Найдите и прочитайте какими словами автор рисует их незавидное положение. — А как же иллюстрация к тексту? Ведь мы предположили совсем другое! (очевидно, что-то изменится. Надо читать дальше!). 3 абзац: — Как вы понимаете выражение «всё было нипочём»? — Почему крота дождь не волновал? Найдите и прочитайте ответ на этот вопрос. — Что значит предусмотрительно выкопал? Чтение предложения «Вдруг в лесу появились лягушки!» — Сравните по интонации это предложение с уже прочитанными (оно восклицательное). — Какое слово в предложении подсказывает читателю, что произойдут изменения? (вдруг) — С кем будут связаны эти изменения? (с лягушками) Чтение до конца. — Как вели себя лягушки? Почему у них другое настроение? — Обратите внимание на предложения, которые описывают настроение лягушек. Что это за предложения? — А почему изменилось настроение у всех обитателей леса? — Что значит лягушачье веселье оказалось заразительно? (быстро передалось другим) — А почему грустил крот? — В каком предложении заключена главная мысль сказки «Дождь в лесу»? Найдите и прочитайте. Выразительное чтение сказки. Работа в парах с заданием: — Прочитайте внимательно задание (прочитать сказку, показать смену настроения героев сказки изменением интонации при чтении). — Оценить чтение своих одноклассников, используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев. (Взаимооценка, лист оценивания). — Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём. | Восприятие текста.
Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.
Выражение своих чувств, мыслей.
Словарная работа.
Словарная работа.
Отвечают на вопросы. Читают текст.
Анализируют текст.
Работают в парах. Выразительно читают.
Оценивают своих товарищей. |
Физкультминутка | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | Музыкальная физкультминутка для глаз |
|
3 этап. Работа с текстом после чтения. | Регулятивные: — уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные: — уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
| — Работая в парах, вы показали смену настроения героев соответствующей интонацией при чтении. А сейчас вам надо будет передать настроение героев при помощи цвета. Творческое задание: рабочая тетрадь с.50 № 1. — Прочитайте задание. Кому нужна помощь? Поднимите руку. — Приступаем к выполнению задания. — Какие цвета использовали? Почему? (Тёмные тона – до появления лягушки, светлые — с момента появления лягушки). Повторное обращение к иллюстрации: — К какой части сказки эта иллюстрация? Докажите. — На чём художник сосредоточил особое внимание? — Мимо чего он прошёл? Чем это можно объяснить? — Найдите и прочитайте тот момент сказки, который изобразил художник. — Какое же чудо помог увидеть нам автор сказки «Дождь в лесу»? (Лягушки, звук дождя.) — Дождь в лесу закончился. Мы выходим из укрытия, нам было прохладно и сейчас мы немножко согреемся. |
Принятие учебной задачи.
Выполняют задание. Отвечают на вопрос, объясняют.
Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.
Формулируют вывод. |
Физкультминутка | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | Подвижная музыкальная физминутка «Зарядка»
|
|
Открытие новых знаний 1 этап. Работа с текстом до чтения | Познавательные: — уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
Регулятивные: — уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной форме.
| — Продолжим нашу прогулку. Какие звуки мы слышим в лесу? (поёт соловей) — Ребята, а кто знает, что это за птица пела? — А что вы знаете про соловья? Из каких источников вы узнали? — Ксюша нам тоже хочет рассказать про соловья. Презентация Ксюши. — Какими источниками ты пользовалась при составлении презентации и сообщения? — Ни одной птице поэты и писатели не посвятили столько строк, как соловью. — И об этой удивительной птице мы сейчас прочитаем в сказке-миниатюре Виктора Хмельницкого «Соловей и бабочка». | Отвечают на вопросы.
Демонстрация знаний.
Восприятие информации. |
2 этап. Работа с текстом во время чтения. | Регулятивные: — уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные: — уметь находить ответы на вопросы в тексте; — уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); — уметь определять главную мысль текста.
Коммуникативные: — уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; — уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Чтение сказки самостоятельно. Чтение сказки вслух. — Для кого же пел соловей? — Прочитайте последнее выражение. Почему ночные бабочки появились с тех пор? (сказочное объяснение) — Найдите и прочитайте самые важные предложения, в которых автор выразил главную мысль? Чтение по ролям. — Назовите действующие лица сказки (бабочка, соловей, автор). Чтение по ролям. — Молодцы, все хорошо прочитали. — Ребята, а вы что знаете о бабочках? Из каких источников вы узнали эту информацию? — Обратим внимание на выставку познавательной литературы, которую вы подготовили к сегодняшнему уроку. — В каких случаях вы пользуетесь этими энциклопедиями? | Читают сказку самостоятельно и вслух.
Отвечают на вопросы.
Формулируют вывод.
Выделяют действующих лиц.
Читают по ролям.
Демонстрируют свои знания. |
Итог урока. Рефлексия |
Познавательные: — уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные: — уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
| — На этом наша познавательная прогулка по лесу подходит к концу. — Ребята, что же необычного мы сумели увидеть в обычном лесу? — Почему сказки Виктора Хмельницкого называются миниатюрами? — Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» — розовый, «Хорошо» — зелёный, «Старался, но не всё получилось» -оранжевый). — Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. |
Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.
|
Домашнее задание (творческое) | Регулятивные: — уметь слушать в соответствии с целевой установкой; | Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся): 1.Подготовить выразительное чтение сказок. | Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания. |
6