Литовченко Марина Владимировна, учитель высшей категории.
ГБОУ СОШ № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга
«Малышкина школа» — курсы подготовки к поступлению в школу
Открытый урок по развитию речи «В мире сказок»
Задачи через образовательные области:
Образовательная область
«Чтение художественной литературы»
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Образовательная область «Социализация»
развитие игровой деятельности детей;
формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Образовательная область «Здоровье»
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Образовательная область «Познание»
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Образовательная область «Коммуникация»
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
Образовательная область
«Музыка»
приобщение к музыкальному искусству.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация к уроку «В мире сказок», сундук с заданиями, сказка «Репка», музыкальное сопровождение к физкультминутке.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями:
Придумано кем-то
Просто и мудро-
При встрече здороваться: «Доброе утро!
Доброе утро, и солнцу, и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
2. Актуализация знаний, постановка проблемы.
-Каждый человек с самого раннего возраста знакомится со сказками. Это самые первые произведения, которые начинают читать человеку. Ведь именно благодаря сказке, мы становимся добрей, учимся осуждать зло, восхищаться добротой.
— Ребята, а знаете ли вы, что такое сказка? (Сказка – выдумка. Сказка — это чудо! Сказка — это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным.)
Тихо, тихо сядем рядом
Сказка, сказка входит в дом.
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речкой пенной
Чутко дремлют лес и луг
Вдоль бегут степные тропки
Тают в дымке голубой,
Это сказка нас торопит
И зовет всех за собой.
(Вдруг учитель находит сундучок с замком, но без ключа.)
—Ребята, что это? (Сундучок_
— Но он закрыт. А Ключа я не вижу. Как же быть? Мне кажется мы уже в сказке.
3. Путешествие в сказку.
— Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие в сказку — в мир добра, чудес и волшебства.
— Дорога будет трудной. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы сказочного леса, преодолеть все препятствия?
— И, может быть, нам удастся найти ключ от заветного сундучка.
— Тогда в путь! Только скажите мне сначала, какие волшебные предметы или существа помогают сказочным героям путешествовать.
(Ответы детей: сапоги-скороходы, ковер-самолет, летучий корабль, клубочек, метла, ступа, печка, избушка на курьих ножках, серый волк, Сивка-бурка).
-Ребята, а ещё в сказках есть волшебные слова и предлагаю поиграть в игру, которая так и называется:
4. Игра «Волшебные слова».
Вспомните, кто говорил такие волшебные слова и в какой сказке:
• По щучьему веленью, по моему хотенью (Емеля, «По щучьему веленью».)
• Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по моему вели (Женя, «Цветик – семицветик».)
• Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи (Царица, «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях».)
• Крекс, фекс, пекс! (Буратино, «Золотой ключик, или приключения Буратино».)
-Молодцы, ребята!
5. Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
6. Узнайте сказку.
-Мы продолжаем путешествовать по страницам сказок и сейчас, ребятки, «Узнайте сказку»
1.У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
«Гуси-лебеди»
2. Ждали маму с молоком,
А пустили волка дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят)
3. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
«Сестрица Аленушка
и братец Иванушка»
4. Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в печали слёзы льёт.
(Федора)
5. Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём
И светло в ночи, как днём.
(Жар – птица)
6. Круглолиц, без рук, без ног,
Он из сказки… (Колобок)
7. Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
8. Он сиреневый такой.
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны.
Знают, любят малыши.
(Лунтик)
9.Постучится в нашу дверь
Необычный чудо-зверь.
Он в коричневой рубашке
Ушки-блюдца нараспашку.
(Чебурашка)
10. Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
(Репка)
7. Восстановление деформированных эпизодов сказки.
(На экране иллюстрации из сказки «Репка» расположены не по порядку.)
— Ребята, посмотрите всё ли верно на иллюстрации? А что же здесь не так. Давайте разбираться.
(Дети вспоминают сказку и пересказывают её)
— Ребята, у вас на партах картинки. К какому моменту сказки мы можем отнести эту картинку? (Конец сказки)
-Всё ли на картинке верно? (Нет, лишний сказочный герой-Буратино, он из другой сказки)
— Он тоже радуется с нашими героями из сказки «Репка». А у вас такая же красивая картинка, как и у меня? (Нет, она не раскрашена)
— Давайте сделаем её поярче.
— Найдите шляпу деда и раскрасьте её коричневым карандашом. Раскрашиваем аккуратно, не выходя за пределы рисунка.
— Платок бабки раскрасьте красным карандашом.
-У внучки раскрасьте волосы жёлтым карандашом.
— А сейчас найдите самого маленького героя этой сказки и раскрасьте его в серый цвет.
— А сейчас возьмём зелёный карандаш и заштрихуем листья репки.
-Какие вы молодцы! Как красиво у вас получается! Ребята, а кто хочет, может раскрасить этот рисунок дома.
8. Появление Бабы-Яги.
(Раздаётся: -КХЕ! КХЕ!)
— Кто бы это мог быть? Кто так делает?
Ребята, а кто знает, что это за:
Бабушка в лесу живёт,
Травы — зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать …
(В дверь влетает конверт)
(На слайде Баба-Яга)
— Что это? Похоже на письмо.
(В конверте: 1.Письмо от Бабы — Яги:Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки. Я мимо пролетала и чудом услыхала, что у вас тут веселье, по сказкам гуляете и меня, старушку, не забываете. А у меня тоже для вас задания есть, 2 конверта с заданиями, на дне ключ от сундучка, но дети его не видят.)
— Но вижу вы устали. Так давайте отдохнём, вместе танцевать начнём.
9. Физминутка
Музыкальная физминутка.
10. Задания от Бабы-Яги.
1 задание Бабы-Яги.
Играющим необходимо вспомнить и дать правильные названия сказок.
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
«Иван-царевич и зеленый волк»
«Лисичка-сестричка и серая мышь»
«По собачьему веленью»
«Сивка-будка»
«Плавучий корабль»
«Волк и 7 тигрят»
«Пашенька и медведь»
«Гуси-вороны»
«Царевна-индюшка»
Все-то вы знаете, обо всем-то вы читаете, но следующее мое задание будет сложнейшим.
2 задание Бабы-Яги.
Загадки-обманки (загадки о сказочных героях).
1. С голубыми волосами
И огромными глазами.
Эта кукла-актриса,
И зовут ее (Мальвина)
2. Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок.
Этот грустный (Ослик)
3. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его (Карлсон)
4. Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок.
Его звали (Иван-царевич)
5. В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Простоват он был немножко.
Звали песика (Шарик)
6. Он гулял по лесу смело.
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали (Колобок)
— Ой, ребятки – молодцы, все задания Бабы-Яги выполнили.
-Ребята, посмотрите а ведь здесь, в конверте, ключик есть. Что же можно открыть этим ключом? (Сундучок)
-Давайте попробуем!- Ура, получилось!
— Здесь письмо. Да это же письмо от Бабы-Яги:
В сказку мне пора опять, Меня будете вспоминать?
Буду в сказках снова жить
И добро и зло творить.
А по праздникам, ребятки,
Буду в гости приходить.
Без меня вы не скучайте
Про меня всегда читайте
И не верьте, я не злая
Я хорошая такая.
А для вас, мои дорогие, я оставила подарочки.
(В сундучке медальки)
11. Итог занятия.
-Ну, вот и закончилось наше сказочное путешествие.
Ребята, трудно было? А что было труднее всего? А что понравилось?
Так чему нас учат сказки?
Сказка учит нас дружить,
Верным быть и честно жить
Пусть живут герои сказок в мире детском озорном
Чаще пусть волшебники к нам заглядывают в дом.
— Ребята, наше занятие подошло к концу. До новых встреч!