Педагогический совет «Развитие основ методологической культуры исследования у школьников в контексте требований ФГОС нового поколения» 20 декабря 2013 год

Педагогический совет «Развитие основ методологической культуры исследования у школьников в контексте требований ФГОС нового поколения»

20 декабря 2013 год

Выступление Анниной Оксаны Владимировны



Чтение – это окошко, через которое дети видят

 и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

 одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

 начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский

Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего подростка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе у подростков заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение – это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и памяти, мыслей и чувств. «Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать». От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться.

Вашему вниманию был предложен урок литературного чтения в  4 «А» классе по теме: Корней Иванович Чуковский глава 1 «Телефон» из книги «Серебряный герб».

 

Цель: изучить данное произведение.

Данный урок был направлен:

  • на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух текст учебника;

  • на формирование познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.


Технология: технология продуктивного чтения.

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.


I этап. Работа с текстом до чтения

Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками

Работа с заглавием, иллюстрациями.

Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.


II этап. Работа с текстом во время чтения

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному).

*Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

*Беседа по содержанию текста.

*Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

*Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

*Выразительное чтение.


III этап. Работа с текстом после чтения

Смысловая беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного. Соотнесение читательских оценок произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания)

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

    Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Как результат – высокий интерес учащихся к самостоятельному чтению книг из разных областей знаний.

 Для моих детей чтение – это труд, и творчество, и новое открытие, и удовольствие.  С первого года обучения этого класса не применялась технология продуктивного чтения.

Класс неотобранный. Читательские навыки у всех разные. Есть проблемные ученики. В этом году пришли ещё 2 ученика, обучавшихся раньше по программе Занкова. Многим трудно, но мне удаётся их заинтересовать…

 

Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».

Закончить я хочу строками Фёдора Тютчева «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…».


Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз дается.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, и веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться…

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

 



Свежие документы:  Рабочая программа по курсу словесности в 8 классе

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: