Петербург Достоевского в романе Преступление и наказание, 10 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная средняя (полная) школа№3»









Конспект урока по литературе
в 10 классе

Петербург Достоевского в романе

,,Преступление и наказание”











Автор: Марчевская Надежда Абдлязисовна
123dave123@mail.ru

Предмет: литература, урок – исследование

Класс: 11 (социально – гуманитарный )





г. Нягань

2011г.

Урок по литературе в 10 классе.


Тема урока: Петербург Достоевского в романе ,,Преступление и наказание”

Цели урока:

образовательные: проанализировать страницы романа, посвященные описанию города , для того чтобы составить представление о своеобразии Петербурга Достоевского и его роли в судьбах персонажей.

развивающие:

— совершенствовать навык аспектного анализа крупного эпического произведения,

— учить выделять главное, сравнивать, систематизировать, обоснованно доказывать свое мнение;

— обогащать словарный запас учеников

Воспитательные:

— формировать чуткое, уважительное отношение к людям;

— формировать правильные нравственные критерии оценки людей и их поступков;

Форма: фронтальная, индивидуальная

Технология: ИКТ, личностно ориентированное обучение, исследовательская деятельность


Словарная работа: топонимика – совокупность географических названий, какой- либо

местности.

лейтмотив — основная мысль, многократно повторяющаяся в тексте

психологический пейзаж – изображение пейзажа и пространства,

которое окружает человека, создает

определенную характеристику

исповедь – откровенное признание, рассказ о своих сокровенных

мыслях.



План урока


I. Сообщение темы, цели , эпиграфа


Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека , как в Петербурге.

Ф.М. Достоевский

II. Слово учителя.

К образу Петербурга, северной столицы России, обращались многие русские писатели. Некоторые произведения нами уже изучены. Прошу вас вспомнить имена авторов, произведения, где героем является город Петербург. Как он изображен?


III. Слово ученикам. Комментарий своих ответов.

1. А.С. Пушкин ,,Евгений Онегин”


2. А.С. Пушкин ,,Медный всадник”


3. Н.В. Гоголь «Невский проспект»

4. Н.А.Некрасов ,,Размышления у парадного подъезда”


Спасибо! Так выглядел Петербург в произведениях Пушкина, Гоголя, Некрасова. А сегодня на уроке мы попытаемся понять, что из себя представляет Петербург Достоевского, и как он влияет на людей, которые живут в нем.


IV. Слово исследователю-ученику (индивидуальное сообщение)

Достоевский знал Петербург хорошо. Он много лет жил в этом городе: сначала учился в инженерном училище, потом, вернувшись в столицу, жил после каторги.

Скудное материальное положение и бродячий дух писателя заставлял его часто менять квартиры в так называемых ,,серединных улицах”, в холодных угловых домах, где люди ,, как и климат”. Он ежедневно ходил по тем темным переулкам, где бродил его герой, по Сенной, в двух шагах от которой находился Столярный переулок, состоявший из 16 домов, в которых находилось во времена Достоевского 18 питейных заведений. И писатель не раз просыпался по ночам от пьяных криков их посетителей.

Свежие документы:  Конспект урока по Геометрии "Площадь прямоугольника"

Работая по роману, я провела небольшое исследование, убедившись в том, что действие происходит на Сенной площади, Екатерининском канале, на Неве, Малой Неве, Васильевском Острове , Николаевском Мосту и Садовой улице.

(иллюстрации к данным местам)

V. Слово учителя.

Итак, Достоевский хорошо знал город, в котором живут

герои его романа, Петербург – реальный город. И я вам

предлагаю отправиться в путешествие по Петербургу

Достоевского.


Действие романа происходит в 1865 году. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелкие служащие попали под сокращение, гибли в первую очередь самые слабые. А водка стояла очень дешево. Люди просто спивались! Нам известно, что первоначальное название романа ,,Пьяненькие” и что Мармеладов должен был стать центральным героем. Но перед Раскольниковым он отступает. Почему автор выдвигает на первый план Раскольникова?

Потому что сложившаяся жизнь Петербурга приводит

не только к пьянству, но и к преступлению.


VI Беседа.

1. Каким вам запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?

2. В характеристике героя большую роль играет психологический пейзаж.

— Как показан мир городского пейзажа?

(предполагаемые ответы учащихся)

а) ,, Около харчевен в низших этажах, на грязных дворах и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных,толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников”

б) ,,На улице опять жара стояла невыносимая”, хоть бы капля дождя за все эти дни. Опять пыль, кирпич, известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять пьяные.


в) ,,Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью вдыхал он этого вонючего, пыльного, зараженного городского воздуха.


г) ,,В этом саду была одна маленькая трехлетняя елка и три кустика — кроме того выстроен был ,,вокзал” , в котором можно было получить и чай”



3.Давайте определим, какие слова были ключевыми в описании городского пейзажа: духота, вонь, пьяные, вонючие, грязные, распивочные.


Лейтмотив – основная мысль, многократного повторяющегося в тексте через описание городского, пейзажа, которая указывает на то, что героям не хватает воздуха.


Вывод: ,,Воздуху человеку надобно”, – говорят они неоднократно.


4.Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие ,,Серединные улицы Петербурга, где люди ,,как и климат”, вызывают в душе Раскольникова, чувство глубочайшего омерзения” Но тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж.


Назовите картины контраста, позволяющие нам увидеть

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Весна – природа пробуждается"

красоту, чудесную панораму, описание дается, при закате

солнца (ответы учащихся)

Вывод: И прекрасный простор тоже давит и гнетет Раскольникова, как теснота,

духота, жара: ,,духом немым и глухим полна была для него эта пышная

картина


5.Расскажите кратко о внешнем облике людей, которых мы встречаем на улицах Петербурга?

Раскольников — ,,замечательно хорош собою”, но ,,опустился и обнеряшился”


Мармеладов — с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми

глазками и ,,руками грязными, жирными черными ногтями”


Старуха – процентщица – с ,, острыми и злыми глазами”, желтоватое лицо.


Катерина Ивановна — ,,большая, ужасно похудевшая женщина запекшиеся

губы”

Соня — была тоже в лохмотьях, но парад разукрашен по – уличному, под

вкус и правила, с ярко выдающейся целью.


Итак, какое остается ощущение от встречи с этими людьми?

(предполагаемые ответы)

—ощущение болезненности, нищеты, злости, жалости


6.Такими мы видим героев Достоевского. А что они говорят о себе сами?


Давайте послушаем исповедь Мармеладова.

(звучит исповедь Мармеладова из радиопостановки)

— Какие мысли и чувства пробуждает исповедь Мармеладова в распивочной?

— Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова : ,,Человеку некуда пойти”?

7. Наше путешествие по Петербургу будет неполным, если мы не заглянем туда, где живут герои Достоевского. Предлагаю вашему вниманию викторину. Назовите имя героя, который здесь проживает

(проводится викторина).

8.Как выписан интерьер у Достоевского?

Выписан достаточно подробно, в поле зрения попадают предметы,

которые объединены общей картиной: мрачность, ветхость, мертвенность


9.А какую роль играет цветовая символика?

Желтый цвет в интерьере, обои, желтая улыбка Раскольникова,

мебель Порфирия Петровна и Алены Ивановны, ее желтенькая

кацавейка — это не столько цвет, сколько знак эмоции, символ

болезненности, безысходности.


Вывод: Жилища героев Достоевского помогают увидеть мир героя, в немалой степени определяющий человеческие поступки.


10.Какие еще картины из романа помогают нам увидеть мир Петербурга, который безжалостен к униженным и оскорбленным:

— сцена смерти Мармеладова

— встреча с пьяной девушкой

— сон Раскольникова о забитой кляче

— поминки у Мармеладовых

— предсмертная ночь Свидригайлова

— Катерина Ивановна на улице с детьми


VII.Просмотр эпизода из фильма ,,Катерина Ивановна на улице с детьми”

(обсуждение просмотренного эпизода)

Как вы понимаете смысл слов умирающей Катерины Ивановны:

,,Уездили, клячу:,, Надорвалась”?(ответы учащихся)


VIII. Итог урока: каким же мы увидели Петербург?


— это сплошные картины жизни униженных и оскорбленных

Свежие документы:  Любовная лирика Пушкина, 9 класс

— страшная нищета, надругательство над человеком

— герои романа бессильны разрешить противоречия, человек в Петербурге одинок, беззащитен

— Петербург – участник преступления Раскольникова.


Д.З. Образ Раскольникова, его теория, составление цитатного плана по теории.


Рефлексия урока .Оценки за урок.









Список литературы:



  1. Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание», комментарий — Л., 1979

  2. Белов С.В. Фёдор Михайлович Достоевский — М.: Просвещение, 1990

  3. Влащенко В. И. Начало изучения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы // Литература в школе. — 2004.

  4. Гусакова Н. Л. Материалы к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. — 2005.

  5. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание — М.: Худ. литература, 1974

  6. Егоров В.Н. Ценностные приоритеты Ф.М.Достоевского. Учебное пособие, 1994

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: