Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Духовницкая средняя общеобразовательная школа Духовницкого района Саратовской области»
Конспект урока по литературе
в 5 классе
«Патриотическая тема в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Проездова Любовь Александровна
Р.п.Духовницкое
2013
Тема урока : Патриотическая тема в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Цель урока: вспомнить, что известно из истории о войне 1812 года;
познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино»;
отработка знаний теории литературы( монолог, диалог), анализ стихотворения;
патриотическое воспитание учащихся на примере произведения, посвященного героическому прошлому нашей Родины.
План урока
1.Оргмомент
2.Вступительное слово учителя
Ребята! Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь? А бывает ли, на ваш взгляд, когда кто-то или что–то является предметом гордости всего народа? Как вы понимаете, темой нашего урока будет разговор об одном из таких событий — Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю. Лермонтова.
3. Что мы знаем о Бородинском сражении 1812 года?( Сообщение учащегося)
Да, 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. 2 месяца продолжалось отступление русских войск.. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался пробудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М.И. Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит, России.
Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.
Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными, ослабило её наступательную активность, предопределило поражение Наполеона в этой войне. Не сбылось его пророчество: «Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её…» Ему пришлось признать: «Из 50 сражений, данных мною, в битве под Москвою высказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми».
Мы же вслед за русским генералом А.П. Ермоловым можем с гордостью повторять: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».
4. Работа Лермонтова над стихотворением «Бородино»( презентация)
(Лермонтов жил среди участников войны, с детских лет слушал рассказы о ней. Его отец, отставной капитан, в 1812 г. записался в ополчение. Его родственники участвовали в Бородинском сражении. Он мог слышать рассказы о событиях 1812 г. от тархановских крестьян, возвратившихся с войны. Он видел сожженную Москву в 1819 г. Судя по кругу знакомств, он общался с офицерами — участниками войны в гусарском полку, где начинал военную службу.
Еще юношей (в 1831 г.) Лермонтов написал стихотворение «Поле Бородина», в котором попытался показать ход сражения. В «Бородино» поэт создал яркую картину жестокого боя. Впервые Лермонтов дал рассказ о Бородинском сражении от лица рядового участника, простого солдата-артиллериста).
5.Чтение стих. «Бородино» учителем
6. Беседа на восприятие «Бородино»
-Вам интересно было слушать «Бородино»?
— Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?
-О чем рассказывает стихотворение? Только ли о самой Бородинской битве?
-Какой рисует Лермонтов русскую армию накануне и во время Бородинского сражения?
-Можно ли по тексту стихотворения доказать, что описание сражения относится к Отечественной войне 1812 года?
-Все ли слова вам понятны?
7. Словарная работа (презентация)
(Бивак — стоянка войска под открытым небом.
Кивер — высокий круглый головной убор.
Лафет- –
станок (опора), на котором укрепляется ствол пушки.
Редут- –
в старых армиях: сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и земляной насыпью.
Сеча-сражение, битва.
Картечь- –
начиненный круглыми пулями артиллерийский снаряд для массового поражения живых целей на близком расстоянии.
Драгун-военнослужащий кавалерийских (конных) частей.
Улан – военнослужащий из частей легкой кавалерии (вооруженной только пиками).
Пестрые значки и конские хвосты на киверах были отличительными знаками этих войск.
Булат- –
оружие булатной стали, сабля
Мусью – ироническое обращение к французу (от месье).
Хват – бойкий, полный молодечества человек.)
8.Физминутка
9. Литературоведческий анализ «Бородино»
-Кому доверен рассказ о великом событии?
-Как вы объясните, почему этот рассказ был доверен рядовому солдату, ветерану войны?
-Кто ещё участвует в разговоре?
-В какой же форме написано стихотворение? (дается определение терминов «диалог» и «монолог»)
-В чём особенность построения стихотворения?
-Внимательно рассмотрите, как напечатано стихотворение? Вы видите, что оно состоит из небольших частей. Сосчитаем их – окажется 14. В каждом из них законченное описание.
(Часть стихотворения, объединённая в единое целое содержанием, рифмой, ритмом, называется строфой. )
-Какое количество строф отведено монологу старого солдата? (13)
-Что заставляет старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям?
-С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием?
-Можно ли считать, что главным героем стихотворения является именно он, участник Бородинского сражения?
-Дважды за весь текст стихотворения автор употребляет местоимение «я», а в остальных случаях только местоимение «мы». Как вы считаете, почему?
10. Работа в группах.
1.Найдите в описании Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» слова, которые помогают передать стремительное движение, действие
2.Найдите в описании Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» слова, которые помогают передать звуки боя, грохот боя
11. Слово учителя (вывод)
Скоро мы будем отмечать 200-летие со дня Бородинского сражения. Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события, в нем описанные? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”.
12. Тест( или СИНКВЕЙН)
13. Домашнее задание. Оценки
Наизусть понравившийся отрывок из стихотворения «Бородино» (5 строф)
ТЕСТ
1. Укажите тему стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:
А. Непримиримое отношение автора к иноземным захватчикам.
Б. Поэтическое изображение подвига русского народа в войне 1812 года.
В. Рассказ старого солдата о войне 1812 года.
2. Кто является рассказчиком в стихотворении?
А. Автор.
Б. Солдат участник сражения.
В. Полковник.
Г Молодой воин.
3. Кем был рассказчик в 1812 году?
А. Артиллеристом.
Б. Кавалеристом.
4. Когда было написано «Бородино»?
А. В ходе сражения.
Б. Сразу после битвы.
В. Через десять лет после сражения.
Г. Через двадцать пять лет после сражения.
5. Кто является главным героем произведения?
А. Рассказчик.
Б. Полковник.
В. Автор.
Г Народ.
6. Что такое диалог?
А. Развернутое высказывание одного лица.
Б. Разговор двух или более лиц.
7. Какие строки Лермонтова будут повторять защитники Москвы во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.?
А. «да, были люди в наше время… ».
Б. «Пора добраться до картечи!».
В. «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали…!».
Список использованной литературы
1.А.Г.Кутузов. В мире литературы. 5 класс. Изд.»Дрофа», 2006.
2. Литература. 5 класс: поурочные планы по литературе по программе А.Г.Кутузова/ сост. Л.М.Серегина.- Волгоград: Учитель, 2005.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://sitename.ru
6