План-конспект открытого урока литературы в 7 классе «Правда Великой Отечественной войны в зеркале поэзии»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»

г. Серпухов












План-конспект

открытого урока литературы

в 7 классе


«Правда Великой Отечественной войны

в зеркале поэзии»








Учитель русского языка и литературы

Гаевая Елена Владимировна










2010-2011

Тема: «Правда Великой Отечественной войны в зеркале поэзии»


Цели:

  • познакомить с поэтами военной поры и их судьбами, с лирикой военных лет ;

  • показать, как воплощена тема Великой Отечественной войны в лирике русских поэтов ;

  • способствовать развитию творческих способностей учащихся; совершенствовать технику выразительного чтения;

  • воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, за свой народ.


Оборудование: презентация, звукозаписи песен военных лет, выставка книг о ВОВ, военная форма и атрибуты для инсценировки.


Методические приемы:

инсценировка;

— индивидуальная работа и групповая;


Тип урока: обобщение


Форма урока: Литературно-музыкальная композиция «Война ж совсем не фейерверк, а просто – трудная работа…»


Образовательные технологии: ИКТ, игровые элементы, личностно ориентированное, дифференцированный подход




















Тема Правда Великой Отечественной войны в зеркале поэзии.


Ход урока

(слайды № 1, 2, 3)

Учитель: Каждый год мы отмечаем день святой народной памяти – День Победы. Сегодня мы хотим отдать дань уважения поэтам и писателям, защищавшим родную землю пером и автоматом, поднимавшим боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические дни. Более 1000 поэтов и писателей ушли на фронт и свыше 400 не вернулись назад.

(Звучит песня на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война»)

Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.

(слайд № 4)

Ученик 1: Николай Майоров, Павел Коган, Всеволод Багрицкий, Михаил Кульчицкий, Семен Гудзенко… В 1941 году они были немного старше нас, и не все из них вернулись с войны. Лейтенант Павел Коган, поэт, был убит под Новороссийском. Он был снят с воинского учета по состоянию здоровья, но в начале войны поступил на курсы военных переводчиков. Павел Коган писал в 1942 году: «Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь… Я верю в историю, верю в наши силы… Я знаю, что мы победим!» Он писал: (слайд № 5)

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать!


(слайд № 6)

Ученик 2: При выполнении боевого задания в 1942 году погиб 20-летний Всеволод Багрицкий. В его кармане была найдена тоненькая коричневая тетрадь фронтовых стихов, пробитая осколком, который убил юношу.

(Звучит песня В. Высоцкого «А сыновья уходят в бой»)


(слайд № 7)

Ученик 3: В боях под Сталинградом в январе 1943 года погиб Михаил Кульчицкий, автор известных строк:

Война ж совсем не фейерверк,

А просто –трудная работа,

Когда – черна от пота – вверх

Скользит по пахоте пехота.


(слайд № 8,9)

Ученик 4: Командир стрелкового взвода Владимир Чугунов погиб на Курской дуге 5 июля 1943 года, поднимая бойцов в атаку. Он умер так, как предрек в своем стихотворении:

Если я на поле ратном,

Испустив предсмертный стон,

Упаду в огне закатном,

Вражьей пулею сражен.

Если ворон, словно в песне,

Надо мною круг замкнет, —

Я хочу, чтоб мой ровесник

Через труп шагнул вперед.


(слайд № 10)

Ученик 5: Когда началась война, многие студенты московского Института философии, истории и литературы (ИФЛИ) ушли добровольцами на фронт. Среди них был и молодой поэт Семен Гудзенко. В записных книжках солдата Гудзенко запись: «Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».

Писатель Илья Эренбург вспоминал: «Утром в дверь моей комнаты постучали. Я увидел высокого грустноглазого юношу в гимнастерке. Я сказал ему: «Садитесь». Он сел и тотчас встал: «Я вам почитаю стихи». Я приготовился к очередному испытанию – кто тогда не сочинял стихов о войне! Молодой человек читал очень громко, а я слушал и повторял: «Еще…еще». Потом мне говорили: «Вы открыли поэта». Нет, в то утро Семен Гудзенко открыл многое из того, что я смутно чувствовал. А ему было всего 20 лет, он не знал, куда деть длинные руки, и сконфуженно улыбался».

Одним из первых стихотворений, прочитанных Эренбургу, стало стихотворение «Когда на смерть идут – поют

(Ученик читает стихотворение С. Гудзенко)

Чтец: Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать, —

Ведь самый страшный час в бою –

Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг.

И почернел от пыли минной.

Разрыв – и умирает друг,

И значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним идет охота.

Будь проклят сорок первый год,

Ты, вмерзшая в снега пехота!

Мне кажется, что я магнит,

Что я притягивая мины.

Разрыв – и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать

И нас ведет через траншеи

Окоченевшая вражда,

Штыком дырявящая шеи,

Бой был коротким.

А потом

Глушили водку ледяную,

И выковыривал ножом

Из-под ногтей я кровь чужую.

(слайд № 11)

Ученик 5: Незадолго до победы Семен Гудзенко писал: «Недавно попал под сильную бомбежку у переправы через Мораву… Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945 году очень не хочется». В 1946 году появятся его следующие строки: «Мы не от старости умрем – от старых ран умрем». Все произошло с ним именно так в феврале 1953 года.


Учитель: Если поэзия мгновенно реагировала на происходящие события, то прозе требовалось время. Безусловно, писатели изображают в своих произведениях военные действия : атаки, отступления, слезы, кровь, смерти, ранения. Но война – это также и испытание для человека, заставляющее сделать нравственный выбор. Иногда по вине военачальников гибли сотни, тысячи людей.


(слайд № 12)

Чтец: Неудачный бой

И на мокром лугу, там и сям, бугорочками серыми

Оставались лежать в посеченных шинелях тела…

Где-то кто-то ошибся. Что-то где-то не сделали.

А пехота все эти ошибки оплачивай кровью сполна!..


Мы идем и молчим. Ни о чем говорить нам не хочется.

Да о чем говорить, если мы четверть часа назад

Положили у той – будь она трижды проклята! – рощицы

Половину ребят – и каких, доложу вам, ребят.

Ю. Белаш

(слайд № 13 )

(В. Высоцкий «На братских могилах»)

Ученик 6: В отечественной литературе немало произведений о войне 1941-1945 годов. Война раскрывается в них с различных точек зрения, в зависимости от авторской позиции. Но есть один фактор, объединяющий писателей-фронтовиков: каждый из них пропустил войну через себя, каждый воочию видел весь ад войны. (слайд № 14)

А. Твардовский писал:

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова,

В тоске и славе этих лет.


(Б. Окуджава «До свидания, мальчики»)

(слайд № 15)

Ученик 7: Начало войны наложило отпечаток на всё последующее творчество Константина Симонова. Симонов сразу же отправился на фронт, и в течение всего военного времени работал корреспондентом газеты «Красная звезда». Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт. Все, что он опубликовал после войны, позже вошло в его книги: «От Черного до Баренцева моря», «Югославская тетрадь», «Письма из Чехословакии». В военные годы К. Симонов пишет пьесы «Жди меня», «Русские люди», «Так и будет», повесть «Дни и ночи». Выходят два его сборника стихов «С тобой и без тебя» и «Война». О войне он знал не с чьих-то рассказов – он бывал в окопах, знакомился с солдатами и офицерами, хорошо знал тех людей, которые командовали полками и дивизиями, составляли планы военных операций. В послевоенные годы появляется его трилогия «Живые и мертвые», которая повествует о героических событиях войны.

Перед смертью в 1979 году К. Симонов просил исполнить его последнюю волю: писатель хотел навеки остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, и прах его был развеян на поле неподалеку от Бобруйска.




Великий урок мужества, братства, любви, человечности, верности дает Константин Симонов в своей лирике. Его знаменитое «Жди меня» — гимн любви, настоящей любви и преданности.

(на фоне клипа из фильма «А зори здесь тихие» слад № 16)

Чтец:

Жди меня, и я вернусь, Пусть друзья устанут ждать,

Только очень жди, Сядут у огня,

Жди, когда наводят грусть Выпьют горькое вино

Желтые дожди, На помин души…

Жди, когда снега метут, Жди. И сними заодно

Жди, когда жара, Выпить не спеши.

Жди, когда других не ждут, Жди меня, и я вернусь

Позабыв вчера. Всем смертям назло.

Жди, когда из дальних мест Кто не ждал меня, тот пусть

Писем не придет, Скажет: «Повезло».

Жди, когда уж надоест Не понять не ждавшим им,

Всем, кто вместе ждет. Как среди огня

Жди меня, и я вернусь, Ожиданием своим

Не желай добра Ты спасла меня.

Всем, кто знает наизусть, Как я выжил, будем знать

Что забыть пора. Только мы с тобой, —

Пусть поверят сын и мать Просто ты умела ждать,

В то, что нет меня, Как никто другой.



(слайд № 17)

Ученик 8: Говорят, у войны «не женское лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были медсестрами – выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. (слайд № 18)Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вероника Тушнова, Юлия Друнина… В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.


(слайд № 19)

Ученик 9: 17-летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина, как и многие ее сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привычный сорок первый год.


Из воспоминаний поэта Николая Старшинова: «В ее характере наиболее яркими чертами были решительность и твердость. Если уж она что решила, ничем ее не собьешь. Никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем уходила на фронт. Их семью тогда эвакуировали из Москвы в Заводоуковку Тюменской области, они едва успели кое-как там устроиться, и родители – школьные учителя – были категорически против этого ее шага. Тем более единственный ребенок в семье, да еще очень поздний: отцу было уже за 60, он там в Заводоуковке и умер…»


(слайд № 20)

Чтец:

Качается рожь несжатая. Нет, это горят не хаты –

Шагают бойцы по ней. То юность моя в огне.

Шагаем и мы – девчата, Идут по войне девчата,

Похожие на парней. Похожие на парней.


Ученик 10: Эти строки Юлия Друнина написала в 1942 году. И на протяжении всего ее творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия. Из воспоминаний Н. Старшинова: «Надо еще подчеркнуть, кем на воне Юля была. Медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огнем приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжеленных раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд вместе. В общем, научилась и насмотрелась». Старшинов рассказывал, что ее фронтовые стихи произвели сильное впечатление в конце войны и сразу после ее завершения, ее «Зинку» знали наизусть.

(слайд № 21)

(Инсценировка стихотворения)


1-я девушка: Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.


2-я девушка: Знаешь, Юлька, я — против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мамка, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня – лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я — против грусти,

Но сегодня она – не в счет.


1-я девушка: Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг – нежданный приказ: «Вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен

В окруженье попал под Оршей

Нам потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

<>

(свет приглушается)


Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, губы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

Знаешь, Зинка, я — против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мамка, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый.

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?

(Во время чтения последней строфы на заднем плане появляется участница, одетая старушкой, и зажигает свечу у иконы. Звучит «Аве Мария»)


(слайд № 22)

Ученик 10: Судьба Юлии Друниной трагичная и счастливая одновременно. Трагичная – потому что юность ее прошла в военные годы, счастливая – потому что выжила в этой войне и стала поэтом.


(слайд № 23)

Ученик 11: Анну Ахматову война застала в Ленинграде. В июле 1941 года она написала стихотворение, облетевшее всю страну:

И та, что сегодня прощается с милым, —

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит.

(слайд № 24)

(Звучит песня В. Высоцкого «Так случилось, мужчины ушли»)

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки! А. Ахматова


Учитель: Далеко не все произведения о Великой Отечественной войне сразу доходили до читателя. Одни из них подвергались жестокой критике, другие, авторы которых пытались донести до людей трагическую правду о войне, рассказать об ошибках военных лет, запрещались совсем. Таких авторов ожидало забвение на долгие годы.

Несправедливой и жестокой критике подвергались и те произведения, в которых говорилось о трагедии семьи в военные годы. Такая судьба постигла и стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату», герой которого, вернувшись с войны, нашел лишь пепелище. Позже к этим стихам была написана музыка, и теперь мы знаем эти слова как песню: (слайд № 25 и звукозапись песни «Враги сожгли родную хату…»)



Чтец: Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат – и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,

Героя-мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол, —

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел…»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

***

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

(слайд № 26)

Учитель: С каждым годом все меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны. Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое наших дедов и прадедов. И неоценимую помощь в этом наряду с документальными свидетельствами нам оказывает именно художественная литература. Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с разными точками зрения, авторскими позициями в литературе о войне. Ведь наша святая обязанность – чтить память тех, кто защищал Родину, тех, кто навеки остался молодым в этой войне, тех, кто ценой собственной жизни приближал желанный миг победы.

(слайд № 27)

И настанет день, когда сбудутся когда-то сказанные слова Н. Майорова:

«Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, недолюбив,

Недокурив последней папиросы »


(слайд № 28)

Чтец: Пусть помнят те, которых мы не знаем:

нам страх и подлость

были не к лицу.

Мы пили жизнь до дна

и умирали

за эту жизнь,

не кланяясь свинцу.


1941г. Н. Майоров



(слайд № 29)

Учитель: Пусть в мире тишина, но мертвые в строю.

Не кончилась война для тех, кто пал в бою.

Погибшие, они остались жить;

Незримые, они находятся в строю.


Поэты молчат,

за них говорят строки,

оборванные пулей…

За них стихи продолжают

Сегодня

Жить, любить и бороться.



Подведение итогов: Сегодня мы с вами вспомнили поэтов известных, но и узнали о совсем молодых поэтах, которым не суждено было вернуться с поля боя, не суждено было стать знаменитыми. Конечно, это только малая часть творчества поэтов Великой Отечественной войны. Но, хочется верить, что в ваших душах остался яркий след, благодаря которому люди становятся нравственно лучше, чище.


Домашнее задание: 1. Написать небольшое сочинение – рассуждение «Так что же такое война: фейерверк или трудная работа?»

2. Сделать иллюстрацию к любому прозвучавшему сегодня стихотворению.

( 1 задание на выбор)

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению "первое посещение библиотеки" 1 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: