ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
И.А.Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»
ФИО (полностью) | Абдрахманова Татьяна Дмитриевна | |
| Место работы | ГБОУ средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» с..Кинель-Черкассы, Самарской области |
| Должность | Учитель начальных классов |
| Предмет | Литературное чтение |
| Класс | 2 |
| Тема и номер урока в теме | И.А.Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей» урок 8 «Русские писатели» |
| Базовый учебник | Учебник: Горецкий, «Родная речь. В 2–х частях: 2 класс», М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М: Просвещение, 2010г. |
Цель урока:
познакомить детей с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»; продолжить
обучению вдумчивому чтению; продемонстрировать сложность и неоднозначность
жанра басни и роль морали в ней; расширять читательский кругозор.
9. Задачи:
— обучающие:
расширять знания учащихся о жанре «басня»; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания басни, морали; формировать умение выражать свое отношение к прочитанному, вести диалог.
-развивающие:
развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;
развивать творческое воображение, создавать творческий пересказ произведения с
придумыванием продолжения истории персонажа и сюжета; развивать навыки беглого,
сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас.
-воспитательные:
воспитывать устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
воспитывать уважительное отношение к мнению других; воспитывать интерес к предмету.
Тип урока Комбинированный
Формы работы учащихся Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование
Мультимедиа-проектор
Аудиоадаптер + акустическая система (колонки)
Персональный компьютер (ноутбук)
Экран
Структура и ход урока
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент. |
| Приветствие учителя. — Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что – то новое и важное о себе и людях. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души самыми прекрасными чувствами.
| Проверяют готовность рабочего места. | 1 |
2 | Проверка домашнего задания. |
| Оценивание чтения. | Выразительное чтение детьми басни «Лебедь, Щука и Рак».
| 2 |
3 | Актуализация полученных ранее знаний и умений. Постановка проблемного вопроса. | Интерактивное задание-1 | Демонстрация флеш-анимации. Учитель задает проблемный вопрос. — Нанесите на карту литературных жанров названия или текст произведений. — Какого литературного жанра не хватает? (Басни.) — Как мудрецы называли басню? (Чудесным зеркалом.) — Почему люди не могли рассердиться на басню? — Что всегда присутствует в басне? (Мораль.) — Как понимаете слово «мораль»? (Мораль – (лат. – касающийся нравов) – свод основных правил поведения человека.
чего не надо).
| Групповая работа. Учащиеся сопоставляют литературный жанр и текст из произведений. Называют отсутствующий жанр. | 3 |
4 | Изучение нового материала.
Проверка первичного восприятия. | Иллюстрация (портрет писателя)-2 Текст (биография писателя)-3 Текст с иллюстрацией-4 Аудиофрагмент (чтение басни)-5 | Вспоминаем биографию И.А. Крылова. Учитель вовлекает в беседу учащихся. Рассказ учителя о творчестве И.А.Крылова. — Кого считают великим баснописцем? -Вспомним биографию И.А. Крылова. -Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова – «Стрекоза и Муравей». — Послушаем басню. Включение аудиозаписи басни. -Каковы ваши впечатления от прослушанной басни?
| Фронтальная работа. Учащиеся рассматривают портрет писателя и иллюстрации и отвечают на вопросы.
Фронтальная работа. Учащиеся прослушивают текст басни.
Фронтальная работа. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
| 8 |
5 | Работа над содержанием произведения.
Словарная работа.
Обсуждение басни.
| Текст (басня)-6 | Демонстрация текста басни на экране. -Прочитайте басню. — Как надо понимать слова «удручена», «вешних»? — Объясните, как вы понимаете выражения: «оглянуться не успела», «как под каждым ей листком /был готов и стол и дом», «и кому же в ум пойдет». Справедливо или нет, поступил Муравей?- Почему Стрекоза «злой тоской удручена»? — Сочувствуете ли вы ей? — В каких строках басни содержится основная мысль? — Как вы её понимаете?
| Индивидуальная работа. Чтение басни.
Групповая работа. Учащиеся поясняют смысл слов и выражений.
Фронтальная работа. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. | 7 |
6 | Физкультминутка. | Аудиозапись-8 | Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи. | Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения. | 1 |
7 | Закрепление изученного.
Чтение басни по ролям. |
| Учитель задает вопросы. — Сколько действующих лиц в басне? — Найди слова автора, прочитай их. -Найди слова Стрекозы, прочитай их. -Найди слова Муравья, прочитай их. — Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор?
| Фронтальная работа. Учащиеся отвечают на вопросы.
Групповая работа. Учащиеся читают басню по ролям. | 7 |
| Творческое задание. |
| Дается задание. Придумать окончание басни. -Представьте, если бы Муравей пустил бы Стрекозу перезимовать. -Как она жила бы? -Что делала? | Групповая работа. Учащиеся придумывают окончание басни по заданию. | 2 |
|
|
|
|
|
|
| Игра «Собери пословицы». |
| Раздаются карточки с началом и концом пословиц. -Продолжи пословицы. «Что посеешь, то и пожнешь». «Что летом родится, то зимой на столе пригодится». «Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь». «Делу — время, а потехе – час». «Сделал дело -гуляй смело». «Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег на голову». — Как вы понимаете смысл пословиц? — Какие из них можно сказать про стрекозу, а какие про муравья? Объясните. -Выберите те, которые больше всего подходят к басне.
| Групповая работа. Учащиеся составляют пословицы, поясняют смысл, выбирают подходящие к произведению. | 3 |
| Проверка знаний по басням И.А. Крылова. | Тест-7 | Демонстрация теста на экране. Итоговый контроль. -Из каких басен Крылова эти строки?
| Индивидуальная работа. Учащиеся выбирают название басни по данному тексту. | 3 |
8 | Подведение итогов. Рефлексия. |
| Учитель раздает учащимся кружочки. — Что же такое басня? — Какова основная мысль басни «Стрекоза и Муравей»? — Нарисуй смайлик, который отражает твоё отношение к материалу урока.
| Индивидуальная работа. Учащиеся рисуют смайлик.
| 2 |
9 | Домашнее задание |
| Дается задание. Подготовить выразительное чтение басни (можно выучить). | Учащиеся по выбору записывают задание. | 1 |
Приложение к плану-конспекту урока
И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Интерактивное задание | П-тип | Флеш-анимация | |
2 | Портрет писателя И.А. Крылова | И-тип | Иллюстрация | |
3 | Биография писателя | Текст | Текст | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2dff0bb-11ba-f738-1dfe-2a611bc9587b/1010420A.htm |
4 | Творчество писателя И.А. Крылова | Текст И-тип | Текст с иллюстрацией | |
5 | Чтение басни «Стрекоза и Муравей» автор-Телегина | Тип: mр3 | Аудиозапись | |
6 | Текст басни | Текст | Текст | |
7 | Интерактивное задание | П-тип | Тест | http://school—collection.edu.ru/catalog/res/c2dc9f2a-9b99-4386-b5c5-ebffa8c7d0/view/
|
8 | Физкультминутка | Тип: mр3 | Аудиозапись |