План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Александр Сергеевич Пушкин. «Зимнее утро»


Муниципальное Управление Образования

Альметьевского района и города Альметьевск










План-конспект

урока литературного чтения

в 3 классе по теме:

«Александр Сергеевич Пушкин.

«Зимнее утро»







Учитель I квалификационной категории

Курамшина Мадина Мирзаевна

Муниципальное автономное образовательное учреждение –

средняя образовательная школа №10

с углубленным изучением отдельных предметов.















г.Альметьевск 2013


Пояснительная записка к методической разработке урока.

Умение красиво говорить и выразительно читать является самой первой и пожалуй основной характеристикой успешного человека. Коммуникабельность необходима по велению времени.

На данном уроке ученики учатся выражать свои мысли , общаться друг с другом анализировать прочитанное произведение. Ребята знакомятся с биографией А.С.Пушкина и его произведениями.

На физминутке применяется одна из сингапурских обучающих структур МИКС-ФРИС-ГРУП, что способствует снятию умственного напряжения учащихся.





































План-конспект урока

литературного чтения в 3 г классе.



Дата проведения: 07.12.13год


Тема урока: «А.С.Пушкин «Зимнее утро»



Цели урока: 1. Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством поэта А.С.Пушкина; помочь учащимся познакомиться со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро», раскрыть его содержание; проверить знания учащихся (чтение наизусть) стихотворения А.С.Пушкина «…В тот осенняя погода…»

2. Способствовать развитию у учащихся навыков правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения; развитию речи, памяти, кругозора учащихся и словарного запаса.

3. Содействовать воспитанию сознательной дисциплины на уроке, воспитанию чувства прекрасного, восторга красотой родной природы, любви к ней.


Наглядность и оборудование: презентация к уроку А.С.Пушкин «Зимнее утро.» ТСО с записью спокойной музыки для фона при чтении стихотворения и с записью музыкального цикла для хора «Зимнее утро» Г.Свиридова; выставка книг А. С. Пушкина и иллюстраций к его произведениям.


Приемы и методы: устно-словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядно-практический (рассматривание иллюстраций, представление выставки книг), репродуктивный (разбор стихотворения с отображением его мелодики)



План урока.


  1. Организационный момент.

  2. Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнение на дыхание;

а) упражнение «Цветочный магазин»;

б) упражнение «Проколотый шарик»;

2. Упражнение на подвижность губ и челюсти;

3. Скороговорка.

III. Актуализация знаний.

  1. Беседа о поэте А.С.Пушкине, его биография, презентация к уроку.

  2. Знакомство с выставкой его книг и иллюстрациям к его произведениям.

  3. Проверка домашнего задания ( чтение стихотворения «В тот год осенняя погода…» наизусть)

IV. Работа над новым материалом.

  1. Сообщение темы и целей урока.

  2. Словарная разминка по учебнику

  3. Первичное восприятие текста через чтение стихотворения учителем наизусть под тихую музыку.

  4. Работа над текстом стихотворения.

а) «жужжащее» чтение стихотворения по учебнику.

б) Физминутка.

в) работа над текстом стихотворения с карандашом.

г) выразительное чтение стихотворения с отображением мелодики речи.

д) слушание произведения Г. Скребицкого, положенное на стихотворение «Зимнее утро».

е) работа над стихотворением по вопросам учебника, выборочное чтение.

ж) чтение стихотворения на оценку.

V. Итог урока. Домашнее задание. Оценивание.





Ход урока.


  1. Организационный момент.


(Установление психологического комфорта).

— Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

— Здравствуйте, ребята. Встаньте все, подровняйтесь, успокойтесь. Надеюсь, все приготовились к уроку литературного чтения.



II. Артикуляционная гимнастика.


— Начнем с артикуляционной разминки:

1. Упражнение на дыхание:

а) упражнение «Цветочный магазин»

/Стоя. Выдох – на 1; на счет 2 – глубокий вдох. При этом представляем, что нюхаем цветы, и это нам очень приятно. Затем – выдох./

б) упражнение «Проколотый шарик»

/Стоя. На 1 – глубокий вдох; на 2 – выпускаем воздух на звук «с»./



2. Упражнение на подвижность губ и челюсти.

а) упражнение для губ «Пятачок».

/Стоя. И.п. – губы в обычном состоянии,

на 1 – губы двигаются вперед в виде пятачка,

на 2 – губы растягиваем, не обнажая зубы.

б) упражнение для челюсти.

/Стоя. На 1 – челюсть опускаем,

на 2 – челюсть двигаем вправо,

на 3 – челюсть возвращаем в И.п.,

на 4 – рот закрываем.

На 1 – челюсть опускаем,

на 2 – челюсть двигаем влево,

на 3 – челюсть возвращаем в И.п.,

на 4 – рот закрываем.

На 1 – челюсть опускаем,

на 2 – челюсть двигаем вперед,

на 3 – челюсть возвращаем в И.п.,

на 4 – рот закрываем.


  1. Скороговорка.

«Был тугогуб тугогубенький бычок,

У быка губа была туга».


  1. Актуализация знаний.


  1. Беседа о поэте А.С.Пушкине, его биография. Показ презентации.


— Ребята, на прошлом уроке мы начали знакомиться с жизнью и творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. — Что вы можете рассказать об А. С. Пушкине? /Ответы детей./

— Ребята, вы теперь не такие уж и маленькие и многое можете понять. Потому вам пора знать, когда жил и кем был Александр Сергеевич Пушкин. Он родился в Москве 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года. Родители Пушкина – отец, отставной майор Сергей Львович, принадлежащий к древнему старинному, но обедневшему дворянскому роду, и мать – Надежда Осиповна Ганнибал, внучка любимца Петра I, знаменитого Ибрагима Ганнибала, абиссинца, мальчиком привезённого в Россию и ставшего воспитанником и помощником Петра I.

Саша Пушкин рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Лёвушкой. Мать их была капризная, своевольная женщина. К своим старшим детям она относилась холодно, часто несправедливо и унизительно наказывала, а любила и баловала только младшего сына Лёвушку. Холод и безразличие встречали дети и со стороны отца. Отец хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями, сам немного писал… В семье Пушкиных все увлекались литературой, поэзией. Даже дети пробовали сочинять стихи…

«Пушкины жили весело и открыто, и всем домом заведовала старуха Ганнибал, очень умная, дельная и рассудительная женщина, — вспоминала знакомая Пушкиных. – Старший внук её, Саша, был большой увалень (неповоротливый, неуклюжий, медлительный человек) и дикарь, кудрявый мальчик лет 9 или 10, со смирным личиком, не скажу, чтобы приглядным (красивым), но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались…» Мария Алексеевна Ганнибал очень любила умного не по годам внука. Мальчик был нежно привязан к бабушке, учился у неё русской грамоте, а когда подрос, то жадно слушал её рассказы о русской старине, о Петре I, о своём прадеде Ганнибале.

Пушкин рано пристрастился к книгам. В доме имелась богатая библиотека, и он нередко целые ночи проводил за чтением; к 11 годам мальчик удивлял взрослых своими знаниями. Рано пробудились у него поэтические наклонности: он писал стихи, поэмы и даже сочинил комедию, которая привела в восторг сестру Ольгу – его любимого друга и собеседника. Первые же свои стихи, по воспоминаниям домашних, он написал по-французски. Бабушка Мария Алексеевна качала головой: «Ты же русский, москвич…». Позднее, в лицее, его за знание французского языка в совершенстве прозвали французом.

В доме родителей поэта часто бывали гости – известные писатели Москвы: И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, молодой В. А. Жуковский. Современник вспоминает мальчика Александра: «Он никогда не вмешивался в дела больших и почти вечно сиживал как-то в уголочке, а иногда стаивал, прижавшись к тому стулу, на котором угораздивался какой-нибудь добрый оратор или басенный эпиграмматист. Мальчик внимательно слушал взрослых. Однажды при нем кто-то прочел плохие стихи – он не выдержал и расхохотался. Мать тотчас сделала ему знак удалиться, а Карамзин покачал головой: «Ну и вкус у малыша! Этого на мякине не проведешь».


2. Ознакомление с выставкой книг А. С. Пушкина и иллюстрациями детей к его произведениям.


— Вот здесь приготовлена для вас, ребята, выставка. На ней вы сможете найти книги А. С. Пушкина, иллюстрации к его произведениям. Обязательно ознакомьтесь с ней в свободное время на перемене.


3. Проверка домашнего задания
(стр. 126-127, чтение наизусть стихотворения «В тот год осенняя погода…»)


/Спрашиваю несколько человек, оцениваю их чтение/.





  1. Работа над новым материалом.


  1. Сообщение темы и целей урока.


— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями А. С. Пушкина, в частности, познакомимся со стихотворением «Зимнее утро». Наша с вами задача – научиться читать это стихотворение так, чтобы постараться выразить чувства, которые испытывал автор в то утро, когда писал это стихотворение.


  1. Словарная разминка.


— Прежде чем приступить к изучению стихотворения, проведем небольшую словарную разминку по учебнику.


/Словарная разминка.

а) Найди слова, близкие по значению: лучистый, живописный, печальный, красочный, мрачный.

б) Подбери синонимы к слову чудесный.


/встречаются сложные для восприятия учащихся слова:

нега – блаженство, удовольствие;

Аврора – имя римской богини утренней зари;

нынче – сегодня;

янтарь – твердое прозрачное вещество желтого или желто-коричневого цвета. Образовалось из смолы древних деревьев./


  1. Первичное восприятие текста стихотворения через выразительное чтение его учителем под тихую музыку.

  2. Работа над текстом стихотворения.


а) «жужжащее» чтение стихотворения учащимися по учебнику.


— Ребята, прошу вас ознакомиться с текстом стихотворения «жужжащим» чтением. /Читают/.


б) Физкультминутка. МИКС-ФРИС-ГРУП


в) Работа над текстом стихотворения с карандашом.


/На доске написан заранее текст стихотворения для учителя, учащиеся разбирают вместе с учителем текст у себя в учебнике карандашом. После подробного знакомства с произведением учащиеся удаляют карандашные записи/.


/Если позволяет время, разбираем все стихотворение, если нет – можно изучить подробнее только его часть, а остальное предложить разобрать ребятам самостоятельно дома/.





Зимнее утро.


Мороз и солнце; │день чудесный! │

Еще ты дремлешь, друг прелестный, -║

Пора, ¦ красавица, ¦ проснись: │

Открой сомкнуты негой взоры ¦

Навстречу северной Авроры, │

Звездою севера явись! ║

Вечор, │ ты помнишь, │ вьюга злилась, │

На мутном небе мгла носилась;

Луна, │ как бледное пятно, │

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела – V

А нынче… │ погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, ¦ снег лежит; │

Прозрачный лес один чернеет, │

И ель сквозь иней зеленеет, │

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. │ Веселым треском ¦

Трещит затопленная печь. ║

Приятно думать у лежанки. │

Но знаешь: V не велеть ли в санки ¦

Кобылку бурую запречь? ║

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, │ предадимся бегу ¦

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые, │

Леса, │ недавно столь густые, │

И берег, │ милый для меня. ║


  1. Выразительное чтение стихотворения учащимися с отображением его мелодики.


— Потренируемся, ребята, в чтении стихотворения. Не забудьте о знаках-напоминаниях, которые помогут вам правильно, выразительно прочесть стихотворение.


  1. Слушание произведения Г. Скребицкого, положенное на стихотворение «Зимнее утро».

— Ребята, а сейчас я представлю вашему вниманию песню, музыку к которой написал Г. Скребицкий, а вот слова, вдохновившие его написать свое произведение, я думаю, вы все сразу узнаете.

/Ребята слушают отрывок песни /.


— Узнали? Правильно, это слова изучаемого нами стихотворения.


  1. Работа над стихотворением по вопросам учебника , возможное выборочное чтение.


  • Поэт называет женщину «друг прелестный», «красавица», «звезда севера». С какими чувствами произносятся эти слова? Как вы думаете, к кому могли быть обращены эти слова, можем мы сделать предположение? /…Скорее всего, слова обращены к его сестре Ольге./

  • Пушкин сказал, что комната «янтарным блеском озарена». Как вы понимаете эти слова?

  • Что увидела в окно Татьяна? А какая картина открывается из окна в стихотворении «Зимнее утро»? /по возможности, прошу вас зачитать это место в тексте/ Чем похожи эти картины, а чем отличаются?


  1. Чтение на оценку всего стихотворения.


— Ребята, есть ли среди вас желающие прочитать это стихотворение на оценку?


  1. Итог урока. Домашнее задание. Оценивание.


— Ребята, и в заключение нашего урока послушайте высказывание о Пушкине для детей известной писательницы Ирины Токмаковой: « Все созданное А. С. Пушкиным для вас сейчас точно большой, прекрасный, но запертый дом. В будущем вы войдете в этот дом, обойдете все-все его комнаты и залы. Вы будете взрослеть, и с вами всегда будет ваш Пушкин. Сначала это книга стихов или сказок. Потом другая – книга поэм, потом еще одна – повестей, а потом еще и еще… Когда будете большими, не забудьте прочесть книгу писем поэта – это необычайно интересно. Пушкин будет с вами всю жизнь – так, как целый день с утра и до вечера светит на небе солнце. /И. Токмакова/.


— На дом вы возьмите такое задание: стихотворение «Зимнее утро» ( научитесь, как следует, читать с отображением его мелодики, поработайте над оставшимися вопросами после текста.

— Большое спасибо я хотела бы сказать тем ребятам, которые хорошо поработали на уроке, вы мне очень помогли, и я обязательно по достоинству оценю вашу работу. Спасибо за урок.


— На этом урок окончен, все встаньте. Можете быть свободны.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "В чудесном мире книг"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: