План-конспект урока литературы в7 классе по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Тема: « Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»
Цели урока: обучение выразительному чтению развернутого сложного описания картины природы, развитие речи ,воображения и творческих способностей учащихся, развитие навыка работать над образным языком писателя, над совершенствованием своей речи.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
По теме урока нетрудно догадаться, о чем пойдет речь .Конечно же, о знаменитом Гоголевском описании степи.
Почему Гоголь ввел описание степи в повесть? Чем является для Гоголя образ степи? На эти и другие вопросы мы найдем ответ.
Описание природы в русской классике- это не просто фон, на котором разворачивается действие. Оно имеет важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, так как в в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.
В историю литературы Гоголь вошел как первооткрыватель красоты украинской природы. Эту привлекательность и скрытое очарование украинских степных просторов воспевает писатель в повести « Тарас Бульба».
Для того,чтобы проникнуться чувством писателя и его героев, давайте проследим, как описывает Гоголь степь.
2. Анализ отрывка. «Степь днем»
Выразительное чтение отрывка учителем.
Беседа по вопросам:
— В каком предложении выражается основная мысль отрывка? ( Ничто в природе не могло быть лучше)
— Что же так восхищает Гоголя в степи? В чем он видит чарующую красоту степи? ( Гоголевская степь поражает буйством красок, их пестротой, яркостью, их многообразием.)
—- Какой вид искусства напоминает этот пейзаж? ( Живопись .Кажется, что видишь перед собой большую картину.)
— В какой последовательности автор описывает степь? ( Сначала-земля, потом-небо)
— Какой основной образ проходит через все описание степи? ( Образ моря, океана: волны диких растений ,зелено-золотой океан…)
— Что подчеркивает Гоголь сравнением поверхности земли с зелено-голубым океаном? ( пространственную мощь и ее красивый, успокаивающий тон).
— Какую роль играет метафора « брызнули миллионы разных цветов»? ( Ей передается неожиданность, вызванная появлением перед глазами читателя такого обилия цветов)
— Какие, казалось бы, незначительные детали замечает автор? ( Описывает форму отдельного цветка: «кашка пестрела зонтикообразными шапками», «желтый дрок выскакивал своей пирамидальной верхушкой» )
— Почему Гоголь называет степь «зеленою девственной пустыней»? ( Это метафорическое сравнение .Рука человека не касалась ее, никогда плуг не проходил
по волнам диких растений)
— Какие еще тропы использует автор, описывая степь? ( Эпитеты)
От описания растений Гоголь переходит к описанию птиц. Писатель подмечает движения и звуки пернатых обитателей степи и образно передает их.
— Найдите движения птиц, которые замечает автор.( «куропатки шныряли..», ястребы стояли неподвижно», «чайка купалась в синих волнах воздуха»
А воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов и криков гусей. Автор не только видит птиц, но и слышит их. В этом описании сливаются и зрительные, и слуховые ощущения.
— К чему стремится автор, описывая степь? ( Донести до читателя ее красоту. Передать свое чувство любви к украинской природе. Чувство восторга автора выливается в восклицании « Черт вас возьми, степи, как вы хороши !»
Но степь великолепна не только днем, но и вечером.
3.Анализ отрывка « Степь вечером».
Чтение отрывка подготовленным учеником.
Беседа по вопросам:
— Как преображается степь вечером? ( Пестрое пространство темнело, зелено-золотая степь превращалась в темно-зеленую. Растения вечером пахнут сильнее. Музыка, которая наполняла день, утихает, сменяется другой: свистят суслики, трещат кузнечики, кричат лебеди)
— Какие тропы использует автор, описывая степь вечером? ( Олицетворение: тень перебегала, эпитеты: розовое золото, обольстительный ветерок…)
— Как вы понимаете метафору « Вся степь курилась благовонием»? ( Растения испускали приятный запах)
— Как вы понимаете сравнение «Крик лебедя, как серебро»? (Лебедь- красивая ,гордая птица. Серебро- красивый, благородный металл. Чтобы звук колокола был лучше, добавляли серебро)
4 Анализ отрывка «Степь ночью»
Выразительное чтение отрывка.
Беседа по вопросам:
— Как изображается степь ночью? ( Слышен треск насекомых, свист и стрекотанье.)
— Какие тропы автор использовал? ( Олицетворение: звезды глядели, сравнение лебедей с красными платками, эпитеты: свежий воздух, темная вереница, блестящие искры…)
— Почему лебеди сравниваются с красными платками? ( Небо освещалось заревом от выжигаемого тростника)
Степь великолепна не только днем, но и вечером, и ночью.
— Почему Гоголь ввел описание степи в повесть о Тарасе Бульбе? ( Степь – обобщенный образ Родины. Ради нее казаки совершали свои подвиги и умирали за нее. В такой степи могут жить лишь мужественные, сильные, гордые люди. Степь в повести связывает два мира: дом Бульбы и Запорожскую Сечь, подготавливает к встрече с запорожцами- вольными, гордыми людьми.
— Как картины природы связаны с настроением героев? ( Сначала все три всадника ехали молча, Тарас вспоминал погибших товарищей, Остап был тронут слезами матери, Андрий грустил о разлуке с панночкой. Степь – их родная мать, как мать принимает их в свои объятия.)
Вывод: Степь и казаки –родные, близкие друг к другу. Образ степи дан Гоголем как образ матери- Родины, породившей могучие, богатырские характеры.
5. Подведение итогов урока.