План-конспект урока литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

План-конспект урока литературы в7 классе по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».


Тема: « Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»


Цели урока: обучение выразительному чтению развернутого сложного описания картины природы, развитие речи ,воображения и творческих способностей учащихся, развитие навыка работать над образным языком писателя, над совершенствованием своей речи.


Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

По теме урока нетрудно догадаться, о чем пойдет речь .Конечно же, о знаменитом Гоголевском описании степи.

Почему Гоголь ввел описание степи в повесть? Чем является для Гоголя образ степи? На эти и другие вопросы мы найдем ответ.

Описание природы в русской классике- это не просто фон, на котором разворачивается действие. Оно имеет важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, так как в в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.

В историю литературы Гоголь вошел как первооткрыватель красоты украинской природы. Эту привлекательность и скрытое очарование украинских степных просторов воспевает писатель в повести « Тарас Бульба».

Для того,чтобы проникнуться чувством писателя и его героев, давайте проследим, как описывает Гоголь степь.


2. Анализ отрывка. «Степь днем»

Выразительное чтение отрывка учителем.

Беседа по вопросам:

— В каком предложении выражается основная мысль отрывка? ( Ничто в природе не могло быть лучше)

— Что же так восхищает Гоголя в степи? В чем он видит чарующую красоту степи? ( Гоголевская степь поражает буйством красок, их пестротой, яркостью, их многообразием.)

—- Какой вид искусства напоминает этот пейзаж? ( Живопись .Кажется, что видишь перед собой большую картину.)

— В какой последовательности автор описывает степь? ( Сначала-земля, потом-небо)

— Какой основной образ проходит через все описание степи? ( Образ моря, океана: волны диких растений ,зелено-золотой океан…)

— Что подчеркивает Гоголь сравнением поверхности земли с зелено-голубым океаном? ( пространственную мощь и ее красивый, успокаивающий тон).

— Какую роль играет метафора « брызнули миллионы разных цветов»? ( Ей передается неожиданность, вызванная появлением перед глазами читателя такого обилия цветов)

— Какие, казалось бы, незначительные детали замечает автор? ( Описывает форму отдельного цветка: «кашка пестрела зонтикообразными шапками», «желтый дрок выскакивал своей пирамидальной верхушкой» )

— Почему Гоголь называет степь «зеленою девственной пустыней»? ( Это метафорическое сравнение .Рука человека не касалась ее, никогда плуг не проходил

по волнам диких растений)

— Какие еще тропы использует автор, описывая степь? ( Эпитеты)

Свежие документы:  Проектная задача по литературному чтению 1-4 класс

От описания растений Гоголь переходит к описанию птиц. Писатель подмечает движения и звуки пернатых обитателей степи и образно передает их.

— Найдите движения птиц, которые замечает автор.( «куропатки шныряли..», ястребы стояли неподвижно», «чайка купалась в синих волнах воздуха»

А воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов и криков гусей. Автор не только видит птиц, но и слышит их. В этом описании сливаются и зрительные, и слуховые ощущения.

— К чему стремится автор, описывая степь? ( Донести до читателя ее красоту. Передать свое чувство любви к украинской природе. Чувство восторга автора выливается в восклицании « Черт вас возьми, степи, как вы хороши !»

Но степь великолепна не только днем, но и вечером.


3.Анализ отрывка « Степь вечером».

Чтение отрывка подготовленным учеником.

Беседа по вопросам:

— Как преображается степь вечером? ( Пестрое пространство темнело, зелено-золотая степь превращалась в темно-зеленую. Растения вечером пахнут сильнее. Музыка, которая наполняла день, утихает, сменяется другой: свистят суслики, трещат кузнечики, кричат лебеди)

— Какие тропы использует автор, описывая степь вечером? ( Олицетворение: тень перебегала, эпитеты: розовое золото, обольстительный ветерок…)

— Как вы понимаете метафору « Вся степь курилась благовонием»? ( Растения испускали приятный запах)

— Как вы понимаете сравнение «Крик лебедя, как серебро»? (Лебедь- красивая ,гордая птица. Серебро- красивый, благородный металл. Чтобы звук колокола был лучше, добавляли серебро)


4 Анализ отрывка «Степь ночью»

Выразительное чтение отрывка.

Беседа по вопросам:

— Как изображается степь ночью? ( Слышен треск насекомых, свист и стрекотанье.)

— Какие тропы автор использовал? ( Олицетворение: звезды глядели, сравнение лебедей с красными платками, эпитеты: свежий воздух, темная вереница, блестящие искры…)

— Почему лебеди сравниваются с красными платками? ( Небо освещалось заревом от выжигаемого тростника)

Степь великолепна не только днем, но и вечером, и ночью.

— Почему Гоголь ввел описание степи в повесть о Тарасе Бульбе? ( Степь – обобщенный образ Родины. Ради нее казаки совершали свои подвиги и умирали за нее. В такой степи могут жить лишь мужественные, сильные, гордые люди. Степь в повести связывает два мира: дом Бульбы и Запорожскую Сечь, подготавливает к встрече с запорожцами- вольными, гордыми людьми.

— Как картины природы связаны с настроением героев? ( Сначала все три всадника ехали молча, Тарас вспоминал погибших товарищей, Остап был тронут слезами матери, Андрий грустил о разлуке с панночкой. Степь – их родная мать, как мать принимает их в свои объятия.)

Свежие документы:  рабочая программа по литературе, 9 класс


Вывод: Степь и казаки –родные, близкие друг к другу. Образ степи дан Гоголем как образ матери- Родины, породившей могучие, богатырские характеры.


5. Подведение итогов урока.






Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: