Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 58» г. Арзамаса
Конспект урока по литературе в 9 класса
«Подлинные и мнимые ценности жизни (по мотивам повести Л.Н.Толстого «Юность»)»
Подготовила: учитель русского языка, литературы и МХК
Ткаченко Елена Ивановна
Арзамас, 2014
Предмет: Литература
Класс: 9
Тема: «Подлинные и мнимые ценности жизни (по мотивам повести Л.Н.Толстого «Юность»)»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Целевой компонент урока.
Педагогические цели:
1.Организовать работу по осмысленному чтению фрагментов текста повести.
2.Провести анализ, путем нахождения мнимых и подлинных ценностей в тексте притчи, а также отметить правильное и ложное поведение главного героя.
3.Создать условия для прогнозирования содержания урока с помощью ключевых слов.
4.Организовать работу детей в группах, создать условия для того, чтобы услышать и принять иные точки зрения.
5.Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока (организовать работу со сравнительной таблицей).
6.Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.
7.Создать обстановку, благоприятную для учебной работы.
Ожидаемый результат:
1.Учащиеся осмысленно читают текст повести.
2.Учащиеся проводят анализ текста повести, формируют понятие о подлинных и мнимых ценностях жизни.
3.Учащиеся прогнозируют содержание урока с помощью ключевых слов.
4.Обучающиеся умеют работать в группах, уважать разные точки зрения.
5.Учащиеся проявляют творчество и активность на уроке.
6.Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности, высказывают свое отношение к теме урока.
7.Учащиеся получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.
Используемая технология: технология развития критического мышления (ТРКМ).
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оснащение урока:
— раздаточный материал для работы в группах (таблицы),
— рабочие тетради по литературе,
— карточки для устной рефлексии («Мне было интересно, когда…», «Мне понравилось…», «Мне было трудно, когда…»),
План урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД | |
Органи- зационный | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой обучающихся на работу. Объявление темы урока. | Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация. | * Регулятивные. |
Стадия вызова. | Создание учебной мотивации. Рассказ об основных личностных установках Л.Н.Толстого, сообщение о его творческом методе – «диалектика души». | Работа с толковым словарем и выяснение лексических значений ключевых слов темы «подлинные», «мнимые», «ценности». Приведение примеров подлинных и мнимых ценностей из жизни. Краткое сообщение об основной сюжетной линии повести «Юность». Прогнозирование по содержанию урока с использованием ключевых слов.
| * Регулятивные (постановка целей, самоконтроль), * познавательные (поиск информации, постановка и решение проблемы), *коммуникативные (умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) *Личностные (нравственно-эстетическая ориентация) *коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера) |
Стадия осмысления | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. Выявление нравственных проблем повести на примере поведения главного героя. Организация работы с таблицей «Подлинные и мнимые ценности жизни в повести Л.Н.Толстого «Юность» Применение термина «диалектика души» на практике. | Чтение повести Л.Н.Толстого (фрагментарно). Осмысление содержания: какова идея произведения? Особое внимание обращается на нравственные проблемы повести, авторскую позицию. Выбор ответа при групповой работе. Работа в группах: заполнение таблицы «Подлинные и мнимые ценности жизни в повести Л.Н.Толстого «Юность» Выявление сути творческого метода Толстого в повести «Юность» | * Личностные, * коммуникатив- ные (работа в группах), * познавательные (отбор информации) *коммуникативые (умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) *познавательные (логические)
|
Стадия рефлексии. | Беседа по вопросам: Изменились ли в финале произведения нравственные ценности главного героя? Какова позиция автора в повести? Побуждение к свободным высказываниям. Творческая работа, предполагающая отсеет на вопрос: «Чему вас научила повесть «Юность» Л.Н.Толстого? О чем заставила задуматься?» Организация оценочной деятельности обучающихся.
| Участие в беседе по вопросам учителя. Письменное выполнение творческой работы, предложенной учителем Самооценка работы на уроке и анализ собственных ощущений: — мне понравилось…, — мне было трудно, когда…, — мне было интересно, когда… | * Личностные ( освоение моральных норм и правил, нравственный выбор), * регулятивные ( рефлексия, самооценка, коррекция своих действий), * коммуникативные (умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) * познавательные ( исследование, поиск) *личностные (самоопределение) |
Список источников:
1. Коровина В.Я. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000слов и фразеологических выражений. / РАН. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.