ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Многоплановость, разноуровневость повествования в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
ФИО (полностью) | Малахова Елена Васильевна | |
| Место работы | МОУ «Красноярская СОШ №1» Астраханская область |
| Должность | Учитель |
| Предмет | Русский язык и литература |
| Класс | 11 |
| Тема и номер урока в теме | М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Модуль: уроки 3-4 (два урока) |
| Базовый учебник | В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. Литература. 11 класс
|
Цель урока: осмыслить переклички композиционных линий произведения через зеркальное отражение событий, эпох, героев.
9. Задачи:
— обучающие понять значение многоплановости и раноуровневости повествования
в раскрытии идейного содержания романа, поразмышлять о жанре и композиции произведения, уяснить его идею;
-развивающие развивать умение работать с художественным текстом, с ИКТ, навыки исследовательской деятельности и аналитического мышления;
-воспитательные уяснить нравственные уроки М.А.Булгакова и главные человеческие ценности, прививать интерес к изучению творчества писателя.
Тип урока урок комплексного применения знаний.
Формы работы учащихся фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся.
Необходимое техническое оборудование компьютеры, проектор, интернет-ресурсы, экран.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
1 | Актуализация знаний. Жи-знь и творче-ство М.А.Бу-лгакова. Под-готовка к ис-следовательс. работе над романом. | 1.Михаил Афа-насиевич Булга-ков. Жизнь и творчество. Лич-ность писателя. 2.Работа с энци-клопедией «Кру-госвет».
| Демонстрация сла-йд-фильма. Фрон-тальный опрос. Подготовка групп к работе. Распре-деление дополни-тельных заданий в группах. | Просмотр слай-дов, участие в беседе. Опреде-ление жанра и композиции ро-мана – сообще-ния I группы. | 15 минут |
2 | Определение связи времен. Исследование перехода ком-позиции в ед-иную сюжет-ную линию. | 3. «Встреча на Па-триарших» –ви-деофрагмент фи-льма «Мастер и Маргарита». | Постановка пробле-мной задачи:почему композиция рома-на так необычна и сложна? Организа-ция работы в груп-пах. | Просмотр видео-ролика.Заполне-ние таблицы «Ко-мпозици романа». Анализ I и II глав. Записи наб-людений. | 10 минут |
3 | Наблюдения: соблюдение принципа си-метрии, зер-кальное отра-жение — осно-ва идеи про-зведения. Практическая работа по уче бному моду-лю. | 4.Произведения музея Прадо – Ве-ласкес «Менины» 5.Хуан Баутиста «Портрет Марга-риты» 1.Слайды 23-24 презентации | Организация иссле довательской ра-боты, поготовка учащихся к работе над схемой «Че-ловечество мало изменилсь». Организация рабо-ты над учебным модулем. | Исследование зеркального от-ражения и его модификаций Москва и Ерша-лаимм в романе – наблюдения и выводы третьей творческой гру-ппы. Анализ эпизода. | 30 минут |
4 | Работа над идеей рома-на. Времена – герои – обс-тоятельства – события смы-каютя и обра-зуют «пере-кресток» | 6. Маргарита Ис-панская. 7.Герои романа и их прототипы. | Организация рабо-ты с учебной стать-ей и модулем. Постановка прбле-мных задач для ис-следования | Исследование: связь произве-дения с полотна-ми художников Веласкеса и Хуана Баутиста. Практическая ра-бота по модулю. | 15 минут |
5 | Обобщение материала. «Каждому будет дано по его вере». Подведение итогов урока
| 8.Видеофрагмент интервью учите-ля «Что есть сти-на?» 1.Слайд 27 презентации | Чтение учителем эпизода: Свобо-ден! Свободен!..» Выводы и обобщен. Организация оцен-ки и самооценки учащихся. | Формулировка основной идеи произведения – итог наблюдений Самооценка дея-тельности. Уст-ный отзыв. | 20 минут |
Приложение к плану-конспекту урока
Многоплановость, разноуровневость повествования
в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1
2
3
4
5
6
7
8 | ПЕДСОВЕТ.ORG
Единая коллекция ЦОР
Единая коллекция ЦОР
Федеральный це-нтр информацион-но-образователь-ных ресурсов
ВикипедиЯ
ВикипедиЯ
Федеральный цен-тр информацион-но-образователь-ных ресурсов
Единая коллекция ЦОР | Разработка урока
Энциклопедия «Кругосвет»
Отрывок из фильма «Мастер и Маргарита»
Практическое задание
Изображение
Статья
Практическое задание
Интервью учителя
| Конспект урока + презентация
Текст/ иллюстрации
Видеофрагмент
Учебный модуль
иллюстрация
Текст/иллюстрации
Учебный модуль
Видеофрагмент
| Михаил Афанасиевич Булгаков. Жизнь и творчество.
Произведения музея Прадо. Веласкес. Менины.
Хуан Баутиста «Пор-трет Маргариты»
Герои романа «Мас-тер и Маргарита» и их прототипы
|