План-конспект урока по литературному чтению «Русская народная сказка «Мена»»
Автор: Лысова Анастасия Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
ОУ: БОУ г. Омска «Гимназия 62»
Планируемые результаты: познакомить с русской народной сказкой, формировать умение пересказывать сказку по словесному плану, совершенствовать навыки чтения, формировать умение пользоваться словарём для объяснения незнакомых слов, формирование речевых умений, формировать любовь к устному народному творчеству.
Учитель | Ученики | УУД | |
Организационный момент | Успокаивает детей, настраивает на работу на уроке | Проверяют свою готовность к уроку |
|
Проверка домашнего задания | Ребята, на дом я вам задавала читать произведение Э. Мошковской «Жадина». Давайте устроим конкурс чтецов. Чтецы читают, а вы оцениваете по следующим критериям: Слайд 1 1)Называет автора и заглавие текста; 2)Читает без ошибок; 3) Читает целыми словами; 4) Соблюдает ударения; 5) Интонационно выделяет главное слово в предложении. Чтение-оценка по критериям. 9 человек чтецов. Зачем нужна оценивать чтение? Чем это может помочь? |
| Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию-МУУД; Совершенствование всех сторон навыка чтения.-ПрУУД |
Подготовка к восприятию | Ребята, а какое качество высмеивает Мошковская в своём стихотворении? | Жадность | Формирование интереса к изучаемому материалу-ЛУУД |
Ребята, многие русские народные сказки высмеивают отрицательные человеческие качества. Давайте проверим, какие русские народные сказки вы помните. Слайд 2. |
| ||
Работа со словарём | У вас на столах лежат словари, пожалуйста, найдите определение слову «мена».
| Мена значит обмен, менять – это отдавать что-то своё и получать вместо него что-то другое, обычно равноценное. | Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.-ПрУУД |
Легко ли вам было работать со словарём? Для чего нужно учится работать со словарём? |
| РУУД | |
Слайд 3Что такое мена, очень хорошо объяснила А. Барто в своём стихотворении «Так на так» Решили два Ивана Меняться без обмана. А что менять — Не в этом суть, Хоть что-нибудь На что-нибудь.
Игрушечного зайку На гвоздики и гайку, А гвоздики и гайку Потом опять на зайку. Друзья не ищут выгод, Им пошуметь, попрыгать, Кричать: — Меняю кошку На сломанную брошку, А сломанную брошку Потом опять на кошку! Решили два Ивана Меняться без обмана. А что менять — Не в этом суть, Хоть что-нибудь На что-нибудь. Так целый день менялись И при своем остались.
|
| Формирование интереса к изучаемому материалу-ЛУУД | |
-А вы меняетесь друг с другом? Чем? -Как вы думаете, а чем могли меняться люди в русской народной сказке? |
|
| |
А зачем люди меняются? | Чтобы получить то, чего у них нет. | ||
Подготовка к чтению | Прежде чем начать читать сказку, давайте выясним значение слов, которые могут быть незнакомы. Слайд 4 Купцы — люди, занятые в сфере торговли, купли-продажи. Мужичок-серячок – обычный, ничем не примечательный человек. Барышник – торговец лошадьми. Табун – стадо или сообщество лошадей, как диких, так и домашних. Вол – особый вид быков, использующийся, как мясное и рабочее животное. Овчар – овечий пастух. Свинопас – свиной пастух. Коробейник — мелкий торговец-разносчик, продававший галантерею (булавки, пуговицы, ленты, перчатки), ткани, книги и т. п. Плетень — плетёный забор из прутьев и веток. Ребята, для чего нам нужно знать значение этих слов? |
| ПУУД |
Знакомство с текстом | Первичное чтение по цепочке. Чему учит чтение по цепочке? |
|
|
Что вы можете сказать о главных героях сказки – старике и его старухе? | Старик глуповатый, но добрый, приветливый, нежадный, старуха тоже к нему добра. | Развитие ценностно-смысловой сферы личности.-ЛУУД | |
Почему старушка не расстроилась, увидев мужа с пустыми руками? | «Ну хорошо, голубчик, что ты хоть сам вернулся!» | ||
Что говорит о доброте этих персонажей? | Старик бросился на помощь утопающему человеку, а старуха не ругала мужа за то, что он пришёл домой с пустыми руками. | ||
Верите ли вы тому, что старичок со старушкой счастливы? Почему? | Они добрые, не жадные, хорошо относятся друг к другу, потому и живут в покое, согласии. | ||
Подумайте, а мог ли обмен идти в обратном порядке? Почему? Ребята, почему сказка называется «Мена»? | Нет, потому что, те люди, которые менялись со стариком, они жадные и хитрые. | ||
Работа в парах | И так: со сказкой вы познакомились. А теперь представьте, что вы мультипликаторы. Вам нужно снять мультфильм по этой сказке. Что вы будете делать? Я вам хочу предложить выполнить одно задание. У вас на столе карточки с эпизодами текста, пожалуйста, поработайте в паре и расположите их в правильном порядке.
Вот теперь после того, что у вас в итоге получилось, сможете ли вы взяться за съёмку мультфильма? Почему? А знаете ли вы, что вы составили? |
| Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.-КУУД Овладение приёмами, поискового (просмотрового), чтения-ПрУУД |
Ребята, то, что у вас в результате получилось, называется планом текста. План – это самая короткая форма переработки текста, при которой выделяются смысловые части текста и озаглавливаются. |
|
| |
Пересказ текста по плану | Как вы думаете в чём нам может помочь план? | В жизни, в любом деле. | формировать умение пересказывать сказку по словесному плану-ПрУУД |
Слайд 5 Пользуясь планом, попробуйте пересказать текст по пунктам плана. 7 человек. |
| ||
Итог урока | Слайд 6 Ребята, какая пословица яснее выражает главную мысль сказок? Как нажито, так и прожито. На чужом горе своего счастья не построить. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Что удалось? Что показалось сложным? Что понравилось? | Как нажито, так и прожито. Не нужен клад, коли в семье лад. | Развитие ценностно-смысловой сферы личности-ЛУУД; Формирование привычки к рефлексии — РУУД |
Д/З | Стр. 18-22 (выразительное чтение) |
|
|