Календарно-тематическое
планирование уроков литературы
в 8 классе (по учебнику В. Я. Коровиной)
Автор: Ткачёв Андрей Геннадьевич,
учитель русского языка и литературы
муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 села Успенского
муниципального образования Успенский район
(Краснодарский край)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 села Успенского
муниципального образования Успенский район
Календарно-тематическое
планирование
по______литературе______________________________________
класс_____8________________________________________________
учитель______Ткачёв Андрей Геннадьевич
количество часов всего__68_____; в неделю_________2_______часа
Содержание программного материала
Литература 8 класс 68ч.
№ подраздела | Содержание темы | Кол-во часов в теме | Кол-во часов в подразделе | |
I. |
| Введение | 1 |
|
II. |
| Устное народное творчество | 2 |
|
III. |
| Из Древнерусской литературы | 2 |
|
IV. |
| Из литературы 18 века | 3 |
|
V. |
| Из литературы 19 века | 31 |
|
| 5.1. | Творчество И.А. Крылова |
| 1 |
| 5.2. | Творчество К.Ф. Рылеева |
| 2 |
| 5.3. | Творчество А.С. Пушкина |
| 9 |
| 5.4. | Творчество М.Ю. Лермонтова |
| 4 |
| 5.5. | Творчество Н.В. Гоголя |
| 7 |
| 5.6. | Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина |
| 2 |
| 5.7. | Творчество Н.С. Лескова |
| 1 |
| 5.8. | Творчество Л.Н. Толстого |
| 3 |
| 5.9. | Творчество А.П. Чехова |
| 2 |
VI. |
| Из русской литературы 20 века | 24 |
|
| 6.1. | Творчество И.А. Бунина |
| 1 |
| 6.2. | Творчество А.А. Блока |
| 3 |
| 6.3. | Творчество С.А. Есенина |
| 3 |
| 6.4. | Творчество И.С. Шмелёва |
| 1 |
| 6.5. | Писатели улыбаются |
| 10 |
| 6.6. | Стихи и песни о ВОв 1941-1945г.г. |
| 1 |
| 6.7. | Творчество В.П. Астафьева |
| 3 |
| 6.8. | Русские поэты о Родине, родной природе |
| 2 |
VII. |
| Из зарубежной литературы | 5 |
|
|
|
| 68 |
|
|
|
| МГП -4 |
|
|
|
| Кубан.-3 |
|
|
|
| Р.Р. — 7 |
|
|
|
|
|
|
Тема урока | Количество часов | Дата | Оборудование | ||
план | факт | ||||
| Введение | 1 |
|
|
|
1. | Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому народа. Историзм творчества классиков русской литературы. | 1 | 05.09 |
|
|
| Устное народное творчество | 2 |
|
|
|
2. | Отражение жизни народа в народных песнях: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка…», «Вдоль по улице метелица метёт…», «Пугачёв в темнице». Частушки как малый песенный жанр. Разнообразие тематики, поэтика частушек. Кубан. Песни кубанских казаков. | 1 | 07.09. |
| Хрестоматия литература Кубани 5-11 кл. |
3. | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий. | 2 | 12.09. |
| Иллюстрации учебника |
| Из Древнерусской литературы | 2 |
|
|
|
4. | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы.«Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития. | 1 | 14.09. |
| Иллюстрации учебника Таблица «Жанры древнерусской лит-ры» |
5. | Вн.чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои (крестьянские и купеческие сыновья), сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | 2 | 19.09 |
| Иллюстрации учебника |
| Из литературы 18 века | 3 |
|
|
|
6. | Д.И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. | 1 | 21.09 |
| Портрет Таблица «Классицизм» |
7. | Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Основные правила классицизма в драматическом произведении. | 2 | 26.09. |
| Таблица «Классицизм» |
8. | РР. Подготовка к домашнему сочинению по произведениям древнерусской литературы, литературы 18в. | 3 | 28.09. |
|
|
| Из литературы 19 века. 31ч. |
|
|
|
|
| И.А.Крылов | 1 |
|
|
|
9. | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Историческая основа басен «Лягушки, просящие царя» и «Обоз». Критика вмешательства императора Александра l в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812г. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. | 1 | 03.10 |
| Портрет Таблица «Басня как жанр литературы» |
| К.Ф. Рылеев | 2 |
|
|
|
10. | К.Ф. Рылеев. Слово о писателе. Историческая тема думы «Смерть Ермака». Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф. Рылеева. | 1 | 05.10. |
| портрет |
11. | МГП. О. Генри. «Обращение Джимми Валентайна». | 2 | 10.10. |
| Сборник «Вокруг тебя мир» |
| А.С. Пушкин | 9 |
|
|
|
12. | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы. | 1 | 12.10. |
| Портрет Альбом «А. Пушкин» Таблица «Темы и мотивы в лирике» |
13. | А.С.Пушкин.«История Пугачёва».История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Отношение народа, дворян и автора к Пугачёву. | 2 | 17.10. |
| Иллюстрации уч-ка |
14. | А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | 3 | 19.10. |
| Портрет Альбом «А. Пушкин» |
15. | Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич. | 4 | 24.10. |
| Таблица «Герой литературного пр-я» |
16. | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | 5 | 26.10. |
| Портрет Альбом «А. Пушкин» |
17. | Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | 6 | 31.10. |
| Портрет Альбом «А. Пушкин» |
18. | Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. | 7 | 02.11. |
|
|
19. | РР. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 8 | 12411. |
|
|
20. | А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. | 9 | 16.11. |
| Портрет Альбом «А. Пушкин» |
| М.Ю. Лермонтов. | 4 |
|
|
|
21. | М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный романтизм поэмы. | 1 | 21.11. |
| Портрет Альбом «М. Лермонтов» |
22. | Особенности композиции поэмы. Роль описаний природы в поэме. Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | 2 | 23.11. |
| Таблица «Романтизм» |
23. | РР. Анализ эпизода поэмы. Развёрнутый ответ на вопрос « Как связаны человек и природа в поэме «Мцыри»? | 3 | 28.11. |
| Таблица «Роль пейзажа в лит-м произведении» |
24. | Кубан. И.Ф. Варавва «Дума о казаках-пограничниках». | 4 | 30.11. |
| Хрестоматия литература кубани 5-11 кл. |
| Н.В. Гоголь | 7 |
|
|
|
25. | Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. | 1 | 05.12. |
| портрет |
26. | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. | 2 | 07.12. |
| Таблица «Юмор в лит-м пр-ии» |
27. | Образ Хлестакова. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | 3 | 12.12. |
| Таблица «Герой литературного пр-я» |
28. | РР. Особенности композиции. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Ревизор». | 4 | 14.12. |
|
|
29. | МГП. Р.Брэдбери. «Улыбка». | 5 | 19.12. |
| Сборник «Вокруг тебя мир» |
30. | Н.В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. | 6 | 21.12. |
|
|
31. | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | 7 | 26.12. |
| Иллюстрации уч-ка |
| М.Е.Салтыков-Щедрин. | 2 |
|
|
|
32. | М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. | 1 | 28.01. |
| портрет |
33. | Гротескные образы градоначальников. Обучение анализу эпизода. Средства создания комического: ирония, сатира, гипербола, гротеск, пародия, эзопов язык. | 2 | 16.01. |
|
|
| Н.С. Лесков. | 1 |
|
|
|
34. | Н.С. Лесков. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Нравственные проблемы рассказа. Защита обездоленных. Деталь как средство создания образа. | 1 | 18.01. |
| портрет |
| Л.Н. Толстой. 3ч. |
|
|
|
|
35. | Л.Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Контраст как средство раскрытия конфликта. | 1 | 23.01. |
| портрет |
36. | Психологизм рассказа. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Особенности композиции. | 2 | 25.01. |
| Таблица «Герой литературного пр-я» |
37. | Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество». | 3 | 30.01. |
|
|
| А.П. Чехов. | 2 |
|
|
|
38. | А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | 1 | 01.02. |
| портрет |
39. | Вн.чт. Рассказ А.П. Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе. | 2 | 06.02. |
| Таблица «Юмор в лит-м пр-ии» |
| Из русской литературы 20 века. 24ч. |
|
|
|
|
| И.А. Бунин | 1 |
|
|
|
40. | И.А. Бунин. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Понятие о сюжете и фабуле. | 1 | 08.02. |
| портрет |
| А.А. Блок. 3ч. |
|
|
|
|
41. | А.А. Блок. Слово о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. | 1 | 13.02. |
| Портрет Таблица «Темы и мотивы в лирике» |
42. | Вн.чт. Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов. | 2 | 15.02. |
| Таблица «Темы и мотивы в лирике» |
43. | Кубан. Константин Образцов. Войсковой гимн Кубанского казачества. | 3 | 20.02. |
| Хрестоматия литература кубани 5-11 кл. |
| С.А. Есенин. 3ч. |
|
|
|
|
44. | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. | 1 | 22.02. |
| портрет |
45. | Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. | 2 | 27.02. |
| Иллюстрации уч-ка |
46. | МГП. Р. Шекли. «Абсолютное оружие». | 3 | 29.02. |
| Сборник «Вокруг тебя мир» |
| И.С. Шмелёв. 1ч. |
|
|
|
|
47. | И.С. Шмелёв. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). | 1 | 05.03. |
| портрет |
| Писатели улыбаются. | 10 |
|
|
|
48. | Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. | 1 | 07.03. |
| Таблица «Юмор в лит-м пр-ии» |
49. | Михаил Зощенко. «История болезни». | 2 | 12.03. |
| портрет |
50. | Тэффи. «Жизнь и воротник». | 3 | 14.03. |
|
|
51. | МГП. Ф. Искандер. «Возмездие». | 4 | 19.03. |
| Сборник «Вокруг тебя мир» |
52. | М.А. Осоргин. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. | 5 | 22.03. |
| Таблица «Юмор в лит-м пр-ии» |
53. | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин».Тема честного служения Родине. Картины фронтовой жизни в поэме. Восприятие поэмы современниками. | 6 | 02.04. |
| портрет |
54. | Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме. | 7 | 04.04. |
| Иллюстрации уч-ка |
55. | Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Авторские отступления. | 8 | 09.04. |
| Таблица «Юмор в лит-м пр-ии» |
56. | Фольклорные мотивы в поэме. Мастерство поэта. РР. Обучение выразительному чтению. | 9 | 11.04. |
|
|
57. | Вн.чт. А.П. Платонов. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Нравственная проблематика рассказа. | 10 | 16.04. |
| портрет |
| Стихи и песни о ВОв 1941 – 1945г. | 1 |
|
|
|
58. | РР. Стихи и песни о ВОв. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. (Е. Винокуров. «Москвичи»; М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги»; В. Высоцкий «Песня о земле». | 1 | 18.04. |
| портрет |
| В.П. Астафьев. | 3 |
|
|
|
59. | В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. | 1 | 23.04. |
| портрет |
60. | Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. | 2 | 25.04. |
| Иллюстрации уч-ка |
61. | РР. Сочинение на тему «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20в.» | 3 | 30.04. |
|
|
| Русские поэты о Родине, родной природе. | 2 |
|
|
|
62. | Русские поэты о Родине, родной природе. И. Анненский. «Снег». Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков». Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…» | 4 | 02.05. |
| Портрет Таблица «Темы и мотивы в лирике» |
63. |
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России…», З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо…» | 5 | 07.05. |
| Таблица «Темы и мотивы в лирике» |
| Из зарубежной литературы | 5 |
|
|
|
64. 65. | Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | 1 2 | 14.05. |
| портрет Таблица «Твёрдые стихотворные формы» сонет |
66. | Жан Батист Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. | 3 | 16.05. |
| портрет |
67. | Джонатан Свифт. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. | 4 | 21.05. |
| портрет |
68. | Вальтер Скотт. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Рекомендации к летнему чтению. | 5 | 23.05. |
| портрет |
|
|
|
|
|
|
Список использованной литературы
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2010.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.
Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2003.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература: 5 – 11 классы (Базовый уровень). 10 – 11 классы (Профильный уровень) / Под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2007.
Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.