Какшина Ирина Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Владимира
«Лицей № 17»
Почему «мастерские» нужны современному словеснику и его ученикам?
Идея «мастерских» пришла к нам из Франции. «Atelie» — так французские педагоги из общественной организации «Новое образование» называют мастерские письма. У нас, в России, педагогические мастерские появились в начале 90-х годов XX века и сразу привлекли внимание методистов и учителей-словесников Санкт-Петербурга. Их опыт вызвал неподдельный интерес коллег из других регионов страны. В ОК сообщества учителей в мае 2013 года состоялся мастер-класс для всех, желающих разобраться, каковы «законы жанра» этой необычной технологии.
Эта технология основана на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Переведённое на русский язык определение дословно означает: «Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия», что на новом витке развития педагогической мысли представляется особенно важным. Более подробно о технологии «мастерских» можно узнать по адресу: https://www.openclass.ru/node/358726.
В данной работе представлен опыт проведения занятия по пушкинской лирике.
Технологическая карта мастерской
Класс: 10 класс
Учитель: Какшина И.Е.
Предмет: литература
Тема: Пушкинские парадоксы или «Очевидное невероятное». (2 часа)
Цели: 1. Создать условия для осмысления каждым учащимся (на личностном уровне) сложного мира любовной лирики А.С. Пушкина.
2. Мотивировать школьников к активной поисковой и исследовательской деятельности; предоставить им возможность оценить свой уровень освоения темы занятия на основе сформулированных критериев.
3. Развивать творческий потенциал каждого ученика.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Индукция | Этап удивления или погружения. Аудиозапись произведения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла». Выбор исполнителя не случаен: стихотворение читает И. Смоктуновский. | Учащиеся, прослушав аудиозапись, должны на доске и у себя в тетрадях записать только одно слово, определяющее их первичное впечатление от услышанного. После краткого обсуждения на доске появляется слово:
|
Самоконструкция
Социоконструкция
Социализация
Разрыв
Афиширование
Рефлексия
| Учитель предлагает учащимся выполнить в группах, парах следующее задание: найти в тексте алогизмы. Участник диалога. Замечательный знаток пушкинских черновиков, чрезвычайно трудных для прочтения, С. М. Бонди восстановил первоначальный вариант пушкинского стихотворения. Вот он: Все тихо. На Кавказ идет ночная мгла. Восходят звезды надо мною. Мне грустно и легко. Печаль моя светла; Печаль моя полна тобою. Тобой, одной тобой. Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого Что не любить оно не может. [Прошли за днями дни. Сокрылось много лет. Где вы, бесценные созданья? Иные далеко, иных уж в мире нет — Со мной одни воспоминанья.] Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь. И без надежд, и без желаний, Как пламень жертвенный, чиста моя любовь И нежность девственных мечтаний. Член экспертной группы По словам исследовательницы русской поэзии Л.Я. Гинзбург, «от прозрачного элегического стиля Пушкин шёл не к повышенной образности, а, напротив того, к «нагой простоте». Член экспертной группы 1829г. В это время Пушкин, только что сделавший предложение Наталье Николаевне Гончаровой и получивший неопределенный ответ от ее матери — полуотказ, полусогласие, — совершал «путешествие в Арзрум». Почему для обретения душевного покоя поэт не поехал в Михайловское, «приют спокойствия, трудов и вдохновенья»?
| Учащиеся находят алогичные понятия в стихотворении (грустно и легко, печаль моя светла и т.д.) и высказывают версии, почему поэт их использует. В своей работе они опираются на биографический материал жизни Пушкина, воспоминания современников поэта. Ребята не оставляют без внимания языковую ткань самого стихотворения (семантику, поэтический синтаксис, звукопись). В ходе диалога обращают внимание на прочтение стихотворения замечательным актёром И. Смоктуновским, чья исполнительская манера очень необычна: логические авторские цезуры и акценты, фактура голоса. Групповое задание: сопоставить первый и окончательный варианты стихотворения «На холмах Грузии», подготовить публичное выступление. Вопросы для работы, предложенные учащимися:
(Речь пойдёт и о других стихотворениях поэта на аналогичную тематику).
Публичное выступление лидеров групп на тему: «Парадоксы в любовной поэзии Пушкина». Выразительное чтение стихотворения. Для чтецов два варианта: — исполнение, сходное с чтением И. Смоктуновского; — собственная партитура прочтения. Учащимся необходимо составить сборник стихотворений Пушкина, отличающихся «нагой простотой», написать к нему аннотацию и представить в виде буктрейлера. Конкурс буктрейлеров. Представление индивидуальной или групповой работы. Дискуссия о невероятном и парадоксальном в жизни А.С. Пушкина и на страницах его произведений. |
Отзывы коллег об уроках: https://www.openclass.ru/node/358789?page=4
Остаётся добавить: такие «мастерские» нужны и учителю, и его ученикам. Более доверительными станут отношения педагог-воспитанник. Окрылённые успехом, школьники сумеют реализовать метапредметный опыт в иных сферах обучения, когда «на любом из этапов познания участники смогут пережить некий «прорыв» — открытие, потрясение, острое недоумение с озарением — то, что и делает мастерскую уникальной формой урока».
Источники информации:
https://www.openclass.ru/node/358726.
https://www.openclass.ru/node/358789?page=4
Источники изображений:
Фото авторов публикаций
в ОК сообщества учителей https://www.openclass.ru/node/358787
Картинка https://www.pedagoginfo.ru/2012/12/bibliotechnyj-urok-knigi-morskaja.html