Подборка олимпиад по литературе для 8 класса



ОЛИМПИАДА

ЛИТЕРАТУРА

8 КЛАСС

1этап

 

1.  Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каком из них образ бури аллегоричен (иносказателен)?  Свой ответ аргументируйте.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

А.С. Пушкин

Душно! Без счастья и воли.

Ночь бесконечно длинна.

Буря бы грянула что ли?

Чаша с краями полна!

Н.А. Некрасов

 

2. Героини каких произведений русской классики носят имя Елизавета? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

 

3.  Верите ли вы, что 1) Хлестакову  каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; 2) панночка была ведьмой;  3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе;  6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом;  8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 10) Ася гуляла по Бежину лугу?Почему одним фактам можно доверять, а другим нет? Обоснуйте свой ответ.

 

4. Напишите небольшое размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка».

 

5. Назовите подлинное имя героев.

Мисюсь, пиковая дама, капитанская дочка, мечтатель, человек в футляре; Ася; автор повестей – Белкин; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон.

 

6. Переделайте в басню сказку о животных или сочините басню на тему, актуальную для вас и ваших ровесников.

 

7. По данному началу напишите небольшой текст и озаглавьте его.

Человечество охвачено сейчас, как я бы назвал, «вакханалией доступности». Но боюсь только, что с всеобщей доступностью сделается постепенно недоступным для нас такое понятие, как красота. (В. Солоухин).

 

 2 этап

 

1.  Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного поэта-сатирика ХХ века Саши Чёрного (1880 – 1932) «Утешение», написанное в 1922 году.

Жизнь бесцветна? Надо, друг мой,                               

Быть упорным и искать:                                                 

Раза два в году ты можешь,                                          

Как король, торжествовать…                                       

Если где-нибудь случайно,-                                           

В маскараде иль в гостях,                                                

На площадке ли вагона,                                                   

Иль на палубных досках,-                                               

Ты столкнёшься с человеком                                          

Благородным и простым,                                                

До конца во всем свободным,                                        

Сильным, умным и живым,                                            

 

Накупи бенгальских спичек,

Закажи оркестру туш,

Маслом розовым намажься

И прими ликёрный душ!

Десять дней ходи во фраке,

Нищим сто рублей раздай,

Смейся в горьком умиленье

И от радости рыдай…

Раза два в году – не шутка,

А при счастье – три и пять.

Надо только, друг мой бедный,

Быть упорным и искать.

 

2. Героини каких произведений русской классики носят имя Мария? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

 

3. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

 «Отрочество», «Мои университеты», «Слепой музыкант», «Алые паруса», «Чучело», «Безумная Евдокия», «Уроки французского», «Поучение Владимира Мономаха», «Морозко», «Тарас Бульба».

 

4. С этими местами связаны события многих произведений:  Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

Бородино, Кавказ, Санкт-Петербург, Запорожская сечь, царская гридница, уездный город N, пустыня, Севастополь, страна чудес, Сибирь.

 

5. Назовите 3-4 писателей, с помощью которых Вы узнали о «человеке размышляющем», о «человеке чувствующем», о «человеке действующем». Что  вы знаете об их творчестве?

 

6. Назовите прочитанные Вами 23 литературных произведения, авторы которых подробно рассказывали о своих героях. Через какие  испытания на личную и общественную состоятельность проходили их герои? Где испытанием для героя становились экстремальные ситуации, любовь, нравственный выбор? Обоснуйте свой выбор, отвечая на поставленные вопросы по порядку.

 

7. «Ориентироваться в «книжной галактике» очень сложно, но настоящее художественное произведение рано или поздно получит свою достойную оценку». Как Вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите не менее 3  аргументов, опираясь на свой читательский опыт. 

 

3 этап 

 

1.  Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного поэта ХХ века Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971) «Полночь в моё городское окно…» (1967).

Полночь в моё городское окно                                        

Входит с ночными дарами:                                              

Позднее небо полным-полно                                           

Скученных звёзд мирами.                                                 

           

Мне ещё в детстве, бывало, в ночном,                           

Где-нибудь в дедовском поле                                          

Скопища эти холодным огнём                                         

Точно бы в темя кололи.                                                    

 

Сладкой бессонницей юность мою

Звёздное небо томило:

Где бы я ни был, казалось, стою

В центре вселенского мира.

 

В зрелости так не тревожат меня

Космоса дальнего светы,

Как муравьиная злая возня

Маленькой нашей планеты.

 

2. Заглавие – это лаконичная, до предела сжатая информация о теме и идее произведения. Расскажите о смысле названия 2-3 произведений из данного списка по выбору: «Премудрый пискарь», «Капитанская дочка», «Смерть Поэта», «Затерянный мир», «Безумная Евдокия», «Человек на часах», «Чучело», «Арап Петра Великого», «Последний дюйм», «Любовь к жизни», «Механик Салерно», «Вересковый мёд».

 

3. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

 «Детство», «В людях», «Мальчики», «Кортик», «Бирюк», «Два капитана», «Уроки французского», «Путешествия Синдбада-морехода», «Дубровский», «Повесть временных лет», «Портрет».

 

4.  С этими местами связаны события многих произведений.  Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

Итака, Киев, Москва, Чудов монастырь, Полтава, Диканька, Оренбург,  дача, Мещёра.

 

5.  Назовите 3-4 писателя, с помощью которых Вы узнали о «человеке в толпе», о «человеке вспоминающем», о «человеке сомневающемся». Что  вы знаете об их творчестве?

 

6.  Назовите прочитанные Вами 23 литературных произведения, авторы которых подробно рассказывали о своих героях, о своём к ним отношении. Где испытанием для героя становились дружба, поединок, предательство? Обоснуйте свой выбор.

 

 № 7. Как Вы понимаете смысл этого стихотворения в прозе? Можно ли его назвать актуальным? Почему? Обоснуйте своё мнение, опираясь на свой жизненный или читательский опыт. 

И.С. Тургенев

Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля, и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.

— Возьмём мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на неё пойдут, — не на что будет соли добыть, похлёбку посолить…

Свежие документы:  Технологическая карта урока обучения грамоте (чтение) 1 класс "В.В.Бианки «Первая охота». Самостоятельное озаглавливание текста рассказа"

— А мы её… и не солёную, — ответил мужик, её муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!




























Задания по литературе для 8 класса.

      Итоговая работа по литературе для 8 класса.


      Задание 1.

Какому русскому святому принадлежат слова: «Не в силе Бог, а в правде»?


      Задание 2.

К какому жанру относится произведение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?


      Задание 3.

Какие исторические события лежат в основе повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?


      Задание 4.

Что подарил Пётр Гринёв Пугачёву на постоялом дворе? (Пушкин «Капитанская дочка»)


      Задание 5.

Когда Гринёв впервые встречается с Пугачёвым? (Пушкин «Капитанская дочка»)


      Задание 6.

Как отреагировал купец Калашников, узнав, что Кирибеевич оскорбил его жену?
(Лермонтов «Песнь про купца Калашникова…»)


      Задание 7.

Как И. грозный «наградил» Калашникова после поединка с Кирибеевичем?


      Задание 8.

Что, по мнению Тараса Бульбы, является самым важным для казака?


      Задание 9.

Что делает Тарас Бульба ради спасения Остапа?


      Задание 10.

Считал себя предателем Андрий? Что для него было Отчизной? (Гоголь «Тарас Бульба»)


      Задание 11.

Как поступили во время пира с боярином, не угодным И. Грозному
в романе А. Толстого «Князь Серебряный»?


      Задание 12.

Что особенно умилило в облике отца Вареньки Ивана Васильевича? (Л. Толстой «После бала»)


      Задание 13.

Назовите главный композиционный приём в рассказе Л. Толстого «После бала».


      Задание 14.

Какое историческое событие лежит в основе басни И. А. Крылова «волк на псарне»?—


      Задание 15.

Докажите, что защита родной земли и товарищество – самое важное в жизни Тараса Бульбы
(по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).


      Задание 16.

Почему Сергий Радонежский считается покровителем учащихся? Как он обрёл грамоту?


      Задание 17.

Какова причина смерти князя Олега (по стихотворению Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?


      Задание 18.

Назовите имя главного героя повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Как погибают капитан Миронов и Василиса Егоровна в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?


      Задание 19.

Что делает Маша Миронова, чтобы спасти Гринёва? (Пушкин «Капитанская дочка»)


      Задание 20.

Как Кирибеевич пытается завоевать любовь Алёны Дмитриевны? 
(Лермонтов «Песнь про купца Калашникова»)


      Задание 21.

Как звали сыновей Тараса Бульбы?
(Гоголь «Тарас Бульба»)


      Задание 22.

Как Тарас наказывает сына-предателя?
(Гоголь «Тарас Бульба»)


      Задание 23.

Как погибает Тарас Бульба?


      Задание 24.

Перечислите произведения, героем которых является И. Грозный?
Как ведёт себя князь Серебряный, когда ему на пиру подносят чашу вина, возможно, отравленную?
(А. Толстой «Князь Серебряный»)


      Задание 25.

Какова цветовая и звуковая гамма в сцене наказания татарина (Л. Толстой «После бала»


      Задание 26.

Как изменилось отношение Ивана Васильевича к Вареньке после сцены наказания татарина?


      Задание 27.

Какой приём является главным в изображении Петра I и Карла XII в поэме А. С. Пушкина «Полтава»?


      Задание 28.

Что защищал в кулачном бою купец Калашников? Почему народ на его стороне?


      Задание 29.

Почему после сцены наказания татарина Иван Васильевич разлюбил Вареньку?
Как это связано с гуманистическими идеями Л. Толстого?
(по рассказу Л. Толстого «После бала»).

















Тест по «Песне про царя Ивана Васильевича..» Лермонтова

Тест по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова


Вариант 1 
I. Выбери один вариант ответа:
 
1. В каком веке происходят описываемые события?
 
а) 14
 
б) 15
 
в) 16
 
г) 17
 

2. Где происходят события первой части поэмы?
 
а) в доме купца
 
б) в Коломенском
 
в) в Московском Кремле
 
г) в Новгородском Кремле
 

3. Что Кирибеевич просит у царя?
 
а) Женить его
 
б) Дать должность при дворе.
 
в) Дать надел земли.
 
г) Опустить сражаться с басурманами.
 

4. Какая вещь Алёны Дмитриевны, осталась у Кирибеевича?
 
а) Кольцо.
 
б) Фата.
 
в) Серьги.
 
г) Кулон.
 

5. Чего больше всего боится Алёна Дмитриевна?
 
а) Царского суда.
 
б) Немилости мужа.
 
в) Людской молвы.
 
г) Лютой смерти.
 

II. Выберите из текста I части «Песни…» 
6. С какой птицей сравнивает автор царя Ивана Грозного и молодого опричника во время пира? Выпишите цитату. _______________________________________________________________________________
 

7. Из какой семьи происходил Кирибеевич ___________________________________________
 

8. Вставь пропуски. Кому из героев принадлежат данные слова? Сделай вывод о причине поединка между Калашниковым и Киребеевичем.
 
Опозорил он, осрамил меня,
 
Меня ____________________, —
 
И что скажут злые соседушки,
 
И кому на глаза покажусь теперь?
 
Опозорил _____________________
 
Злой опричник царский Кирибеевич;
 
А такой обиды не стерпеть душе
 
Да не вынести сердцу молодецкому.
 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 

III. Дайте развёрнутый ответ на вопросы. 
9. Почему Калашников, признавая, что убийство Кирибеевича было совершенно им умышленно, отказывается назвать царю причину своего поступка? Ответ обоснуйте.
10. Какие детали поединка подчёркивают, что для Калашникова божья воля важнее воли царской? Ответ обоснуйте.
 


Вариант 2 
I. Выбери один вариант ответа: 
1. В каком веке происходят описываемые события?
 
а) 14
 
б) 15
 
в) 16
 
г) 17
 

2. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?
 
а) С яхонтом.
 
б) С алмазом.
 
в) С яшмой.
 
г) С жемчугом.
 

3. Где в Москве происходили кулачные поединки?
 
а) На Красной площади.
 
б) На Москве-реке.
 
в) На Каменном мосту.
 
г) В Александрийском саду.
 

4. Какого цвета традиционно была рубаха палача?
 
а) Белого.
 
б) Чёрного.
 
в) Красного.
 
г) Не носил рубахи.
 

5. Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни?
 
а) казнить
 
б) лишить купеческого звания
 
в) разрешить беспошлинную торговлю
 
г) пристроить при дворе
 

II. Выберите из текста III части «Песни…» 
6. С какой птицей сравнивает автор купца Калашникова перед боем? Выпишите цитату. ____________________________________________________________________________________
 

7. Где схоронили купца Калашникова _________________________________________________
 

8. Вставь пропуски. О ком из героев идет речь? Сделай вывод о таком порядке поклонов героев.
 
_________________ молча кланяется,
 
Скидает с могучих плеч шубу бархатную,
 
Подпершись рукою правою,
 
Поправляет другой шапку алую
 
Поклонился прежде ________________,
 
После _____________ да _____________,
 
А потом ________________________.
 
Горят его очи соколиные,
 
На опричника смотрят пристально
 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 

III. Дайте развёрнутый ответ на вопросы. 
9. Почему смутился Кирибеевич, когда узнал имя своего соперника? Ответ обоснуйте. 
10. Прочитайте финальный эпизод песни. Почему автор ни слова не говорит о могиле Кирибеевича? Как это соотносится с жанром произведения, которое Лермонтов назвал «Песней…». Что воспевает автор? Ответ обоснуйте.

Свежие документы:  Итоговое тестирование по информатике, 8 класс








Олимпиадные задания по литературе для 8 класса.

      Олимпиадные задания по литературе для 8 класса.    ( С ответами)

      Задание 1.

Определите жанр произведения. 

А) М.Горький «Детство»
 
Б) И.Тургенев «Бирюк»
 
В) П.Бажов «Медной горы хозяйка»
 
Г) А.Твардовский «Василий Теркин»
 
Д) М.Ю.Лермотнтов. «Утес»


      Задание 2.

Узнайте героя, укажите название и автора произведения. 

А) Кто неподвижно возвышался
 
Во мраке медною главой,
 
Того, чьей волей роковой
 
Над морем город основался…
 

Б) Было что-то своё; особенное в складе смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита.
 

В) С пятнадцатилетнего возраста отдан я на руки стремянному Савельичу, за 1,5 трезва поведения пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я грамоте и мог здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла.
 

Г) Красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.
 

Д) Эх, сердечный!
 
Что же значит твой стон бесконечный?
 
Ты проснешься ль, исполненный сил,
 
Иль судеб повинуясь закону,
 
Всё, что мог, ты уже совершил,-
 
Создал песню, подобную стону,
 
И духовно навеки почил…?


      Задание 3.

Определите стихотворные размеры. 

А) Ребенком я, не зная страху,
 
Хоть вечер был и шла метель,
 
Блуждал в лесу и встретил пряху,
 
И полюбил ее кудель…
 

Б) Здравствуй, тяжкая работа,
 
Плуг, лопатка и кирка!
 
Освежают капли пота,
 
Ноет жалобно рука.


      Задание 4.

Соедините имена, отчества и фамилии русских писателей 

Пушкин
 
Лермонтов
 
Гоголь
 
Некрасов
 
Тургенев
 

Николай Алексеевич
 
Николай Васильевич
 
Иван Сергеевич
 
Александр Сергеевич
 
Михаил Юрьевич


      Задание 5.

Кто был первым книгопечатником на Руси?


      Задание 6.

Какой известный вятский художник создал иллюстрацию к балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» 

















































      Ответы.

1. 
А) повесть
 
Б) рассказ
 
В) сказ
 
Г) поэма
 
Д) стихотворение
 

2.
 
А) Петр I. «Медный всадник» А.С.Пушкин.
 
Б) Ася. «Ася». И.Тургенев.
 
В) «Капитанская дочка». (Петр Гринев). А.С.Пушкин
 
Г) (отец Вареньки) «После бала» Л.Н.Толстой
 
Д) (русский народ) «Размышления у парадного подъезда». Н.А.Некрасов.
 

3.
 
Размеры: А). — ямб; Б). — хорей.
 

5. Иван Федоров.

6.
В.Васнецов.


































Задания олимпиад по литературе для 8 класса.

      Задания олимпиад по литературе для 8 класса.

Часть 1.

      Задание 1.

Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

а) Очумелов; б) Дефорж; в) Земляника г) князь Холмский; д) советник юстиции Кнап.


      Задание 2.

Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном отрывке текста:

а).
Ты слушать заповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь,
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
        М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

б).
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был братом:
Слуга царю, отец солдатам
Да, жаль его; сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
        М.Ю.Лермонтов «Бородино»


      Задание 3.

Вспомните фразеологизмы, пришедшие из мифов Древней Греции.


      Задание 4.

Пейзажные зарисовки в художественном произведении играют немаловажную роль.
Перед вами — несколько из них.
Укажите автора, название художественного произведения, откуда приведена цитата.

а).
Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой,
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
 
Подобился. Хотя без слов,
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
То вдруг стихал он, то сильней
Он раздавался в тишине;
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Озолотился; ветерок
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
Я поднял голову мою

б).
Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь…наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами.


      Задание 5.

Помните ли вы

а). Сколько лет княжил Олег?
б). Кого Батый послал сражаться с Евпатием Коловратом?
в). Кто первым узнал Петра I в « Стекольном государстве»?
г). Сколько денег повелел заплатить молодцу «за бесчестие» царь Иван Васильевич?
д). Что произошло, когда на лобном месте Марфа закончила свою речь?



Часть 2.


      Задание 1.

Назовите известные вам жанры древнерусской литературы. Приведите примеры произведений.


      Задание 2.

С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Ясная Поляна;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Нежин;

г) Тарханы;

д) Михайловское.


      Задание 3.

Назовите жанр произведений:

а) Н.М.Карамзин «Марфа-посадница…»;

б) В.А. Жуковский «Лесной царь»;

в) Н.В.Гоголь «Ревизор»;

г) К.Г.Паустовский «Радость творчества»

д) М.Ю.Лермонтов «Мцыри».


      Задание 4.

Установите по приведенным ниже определениям литературоведческий термин:

а) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития;

б) Художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков, эмоционально воздействующее на читателя;


      Задание 5.

Определите стихотворный размер:

а)
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

б)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят.
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.


      Задание 6.

Что связывает Черную речку и гору Машук?






















































      Ответы.

Часть 1.

1.
а) А.П.Чехов «Хамелеон», б) А.С.Пушкин «Дубровский», в) Н.В. Гоголь «Ревизор», г) Н.М.Карамзин «Марфа-посадница…», д) Г.Х. Андерсен «Калоши счастья».

2.
а) заповедь, б) братом.

3.
Авгиевы конюшни, яблоко раздора, нить Ариадны, прокрустово ложе, ящик Пандоры, рог изобилия и т.д.

4.
а) М.Ю.Лермонтов «Мцыри» б) С.Т.Аксаков «Буран».

5.
а) 33 года, б) Хостоврул, в) шведский гетман, г) 500 рублей, д) упала башня Ярослава вместе с вечевым колоколом.

Часть 2.

1.
Летопись, житие, сказание, воинская или историческая повесть, поучения.

2.
а) Л.Н.Толстой, б) И.С.Тургенев, в) Н.В.Гоголь, г) М.Ю.Лермонтов, д) А.С.Пушкин.

3. а) историческая повесть, б) баллада, в) комедия, г) эссе, д) поэма.

4.
а) композиция, б) гипербола.

5. а) ямб, б) хорей.

6.
Это места дуэлей Пушкина и Лермонтова.

























ОЛИМПИАДА

ЛИТЕРАТУРА

8 КЛАСС

1этап

 

1.  Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каком из них образ бури аллегоричен (иносказателен)?  Свой ответ аргументируйте.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

А.С. Пушкин

Душно! Без счастья и воли.

Ночь бесконечно длинна.

Буря бы грянула что ли?

Чаша с краями полна!

Н.А. Некрасов

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «Сказки народов мира. Братья Гримм « Бременские музыканты»

 

2. Героини каких произведений русской классики носят имя Елизавета? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

 

3.  Верите ли вы, что 1) Хлестакову  каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; 2) панночка была ведьмой;  3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе;  6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом;  8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 10) Ася гуляла по Бежину лугу? Почему одним фактам можно доверять, а другим нет? Обоснуйте свой ответ.

 

4. Напишите небольшое размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка».

 

5. Назовите подлинное имя героев.

Мисюсь, пиковая дама, капитанская дочка, мечтатель, человек в футляре; Ася; автор повестей – Белкин; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон.

 

6. Переделайте в басню сказку о животных или сочините басню на тему, актуальную для вас и ваших ровесников.

 

7. По данному началу напишите небольшой текст и озаглавьте его.

Человечество охвачено сейчас, как я бы назвал, «вакханалией доступности». Но боюсь только, что с всеобщей доступностью сделается постепенно недоступным для нас такое понятие, как красота. (В. Солоухин).

 

 2 этап

 

1.  Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного поэта-сатирика ХХ века Саши Чёрного (1880 – 1932) «Утешение», написанное в 1922 году.

Жизнь бесцветна? Надо, друг мой,                               

Быть упорным и искать:                                                 

Раза два в году ты можешь,                                          

Как король, торжествовать…                                       

Если где-нибудь случайно,-                                           

В маскараде иль в гостях,                                                

На площадке ли вагона,                                                   

Иль на палубных досках,-                                               

Ты столкнёшься с человеком                                          

Благородным и простым,                                                

До конца во всем свободным,                                        

Сильным, умным и живым,                                            

 

Накупи бенгальских спичек,

Закажи оркестру туш,

Маслом розовым намажься

И прими ликёрный душ!

Десять дней ходи во фраке,

Нищим сто рублей раздай,

Смейся в горьком умиленье

И от радости рыдай…

Раза два в году – не шутка,

А при счастье – три и пять.

Надо только, друг мой бедный,

Быть упорным и искать.

 

2. Героини каких произведений русской классики носят имя Мария? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

 

3. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

 «Отрочество», «Мои университеты», «Слепой музыкант», «Алые паруса», «Чучело», «Безумная Евдокия», «Уроки французского», «Поучение Владимира Мономаха», «Морозко», «Тарас Бульба».

 

4. С этими местами связаны события многих произведений:   Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

Бородино, Кавказ, Санкт-Петербург, Запорожская сечь, царская гридница, уездный город N, пустыня, Севастополь, страна чудес, Сибирь.

 

5. Назовите 3-4 писателей, с помощью которых Вы узнали о «человеке размышляющем», о «человеке чувствующем», о «человеке действующем». Что  вы знаете об их творчестве?

 

6. Назовите прочитанные Вами 23 литературных произведения, авторы которых подробно рассказывали о своих героях. Через какие  испытания на личную и общественную состоятельность проходили их герои? Где испытанием для героя становились экстремальные ситуации, любовь, нравственный выбор? Обоснуйте свой выбор, отвечая на поставленные вопросы по порядку.

 

7. «Ориентироваться в «книжной галактике» очень сложно, но настоящее художественное произведение рано или поздно получит свою достойную оценку». Как Вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите не менее 3  аргументов, опираясь на свой читательский опыт.  

 



























3 этап 

 

1.  Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного поэта ХХ века Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971) «Полночь в моё городское окно…» (1967).

Полночь в моё городское окно                                        

Входит с ночными дарами:                                              

Позднее небо полным-полно                                           

Скученных звёзд мирами.                                                 

           

Мне ещё в детстве, бывало, в ночном,                           

Где-нибудь в дедовском поле                                          

Скопища эти холодным огнём                                         

Точно бы в темя кололи.                                                    

 

Сладкой бессонницей юность мою

Звёздное небо томило:

Где бы я ни был, казалось, стою

В центре вселенского мира.

 

В зрелости так не тревожат меня

Космоса дальнего светы,

Как муравьиная злая возня

Маленькой нашей планеты.

 

2. Заглавие – это лаконичная, до предела сжатая информация о теме и идее произведения. Расскажите о смысле названия 2-3 произведений из данного списка по выбору: «Премудрый пискарь», «Капитанская дочка», «Смерть Поэта», «Затерянный мир», «Безумная Евдокия», «Человек на часах», «Чучело», «Арап Петра Великого», «Последний дюйм», «Любовь к жизни», «Механик Салерно», «Вересковый мёд».

 

3. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

 «Детство», «В людях», «Мальчики», «Кортик», «Бирюк», «Два капитана», «Уроки французского», «Путешествия Синдбада-морехода», «Дубровский», «Повесть временных лет», «Портрет».

 

4.  С этими местами связаны события многих произведений.   Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

Итака, Киев, Москва, Чудов монастырь, Полтава, Диканька, Оренбург,  дача, Мещёра.

 

5.  Назовите 3-4 писателя, с помощью которых Вы узнали о «человеке в толпе», о «человеке вспоминающем», о «человеке сомневающемся». Что  вы знаете об их творчестве?

 

6.  Назовите прочитанные Вами 23 литературных произведения, авторы которых подробно рассказывали о своих героях, о своём к ним отношении. Где испытанием для героя становились дружба, поединок, предательство? Обоснуйте свой выбор.

 

 № 7. Как Вы понимаете смысл этого стихотворения в прозе? Можно ли его назвать актуальным? Почему? Обоснуйте своё мнение, опираясь на свой жизненный или читательский опыт. 

И.С. Тургенев

Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля, и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.

— Возьмём мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на неё пойдут, — не на что будет соли добыть, похлёбку посолить…

— А мы её… и не солёную, — ответил мужик, её муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: