Подготовка к написанию проблемного очерка «Всегда ли в жизни есть месть подвигу?»

Тема: Всегда ли в жизни есть месть подвигу?

Подготовка к написанию проблемного очерка.


Цель: формирование навыков рассуждения по поставленной проблеме и построения текста публицистического характера.

Задачи:

  1. Выработка орфографической грамотности.

  2. Выработка навыков ведения дискуссии по проблеме.

  3. Воспитание гражданской позиции в подростках.

  4. Развитие речи учащихся.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык. Текст. Стили речи» под редакцией Рыбченкова, Власенковой и др.;

  • «Толковый словарь» Ожегова;

  • «Сборник текстов для изложений». М., «Просвещение», 1992, с.16.


Ход урока:


1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: В современном мире множество проблем, решение которых требует вмешательства молодёжи. Главное, чтобы молодые люди видели эти проблемы и умели в них разбираться», — сказал однажды на встрече с работниками образования Борис Немцов.

Сегодня на уроке мы попытаемся выделить ряд проблем, волнующих современную молодёжь, то есть вас, и подготовимся к написанию очерка проблемно-дискуссионного характера. А пока предлагаю вам объяснить правописание и значение записанных на доске слов.


  1. Словарная работа.

Правосудие – соединительная гласная – О – в сложных словах.

Значение: деятельность правовых, судебных органов.


Консолидация – в окончании после Ц пиши И.

Значение: сплочение, объединение сил.


Милосердие – соединительная гласная – О —

Значение: готовность помочь кому-либо из сострадания.


Альянс – разделительный – Ь – между согласным и гласным звуками.

Значение: объединение сил.


Консенсус – слово с традиционным написанием.

Значение: соглашение.


Колледж – слова с удвоенной согласной.

Значение: среднее и высшее учебное заведение.


Безработица – приставка на – З -, так как корень начинается со звонкого согласного.

Значение: отсутствие работы.


Экология – сложное существительное.

Значение – наука о взаимоотношениях всех компонентов природы.


Цивилизация – в корне после – Ц – пиши И,

в окончаниях существительных на – ЦИЯ – пиши И.

Значение: ступень общественного развития и культуры в определённую политическую эпоху.

Бескорыстный – приставка на – С -, так как корень начинается на глухой согласный; проверочное слово КОРЫСТЬ.

Значение: чуждый интересам в целях личной выгоды.

Проблема – вопрос, имеющий жизненно важное значение для человека и общества.

  1. Работа с учебником.

а) Учитель предлагает познакомиться с материалом учебника под названием «Проблемный очерк» на стр. 258;

б) выполнение упражнения № 421.


  1. Повторение изученного ранее.

а) Повторение темы «Рассуждение как тип речи» с опорой на теоретический материал – стр. 164.

1 абзац – тезис – завязка текста. Мысль, требующая доказательства.

2 абзац – доказательство – аргументы.

Признаки: вводные слова – во-первых, во-вторых и т.д.

риторические вопросы,

слова-обращения.

3 абзац – вывод, обобщение. Утверждение.

Внимание: проблема в названии текста.

б) формулировка проблем, волнующих молодёжь, и обоснование выбора одной: подвиг, героизм, мужество.


  1. Работа с текстом статьи.

Задача учащихся: найти и выписать проблему. Тезис, доказательство, вывод.

а) Проблема — «Всегда ли в жизни есть место подвигу?»

Основным вопросом статьи является проблема подвига. Что должен положить человек в основу своей жизни? Какой выбор он должен сделать?

б) тезис: люди благодарны тем, кто совершает подвиги (утверждение автора);

в) доказательство: доказывая справедливость тезиса, автор очерка приводит положительные примеры из жизни (Пржевальский, Шаткин, Селькирк). Ученики в подтверждение приводят и свои примеры.

г) выводы: фраза с записью в тетрадь. На основе приведённых доказательств автор с уверенностью утверждает: «Да! В жизни всегда есть место подвигу, только человек долен сделать правильный выбор!» И нужно помнить, что у человека всегда есть возможность сделать свою жизнь полезной для других.


  1. Мини – беседа с учащимися по тексту.

  • можно ли совершить героический поступок в наши дни?

  • где его можно совершить?

  • Что важнее: кем быть или каким быть?

  • Нужно ли стремиться к подвигу?


  1. Обобщение. Итоги урока.

Домашнее задание. Учитель комментирует домашнее задание, так как оно может вызвать определённые трудности при выполнении.

1 гр. – упр. 423, 2 гр. – упр. 422, 3 гр. – упр. 425.

Свежие документы:  Конспект урока по литературе «Медный всадник»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: