Подготовка к сочинению – описанию картины И.И. Шишкина «Рожь»

Технологическая карта урока № 54

Учитель: Кондрашова Н.В.

Тема №

Подготовка к сочинению – описанию картины И.И. Шишкина «Рожь»

Тип

Развитие речи. Урок сочинения-описания картины

Дата

Цель

Познакомится с творчеством великого художника-пейзажиста, учиться составлять тексты-описания по картине, формировать умение стилистически и грамматически правильно строить предложения

Стр:

Задачи:

  1. Личностные

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

  1. Метапредметные

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

  1. Предметные

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Планируемый результат

Учащиеся научатся в умении характеризовать авторские художественные средства выразительности, правильно составлять текст-описание.

Виды деятельности

работа по картине, фронтальный опрос, беседа.

Методы

Наблюдения, описания, проекта, опроса

Формы

Индивидуальная, работа в парах, групповая

Оборудование

Репродукция картины И.И.Шишкина «Рожь», презентация, проектор

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формирование УУД

I.Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм.

Устное сообщение учителя.

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.


Подготовка класса к работе.


Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Сообщение темы и цели урока.

Чтение эпиграфа к уроку со слайда.


Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические — анализ, объектов с целью выделения признаков

III. Постановки учебной задачи.

Определение темы и цели урока.



Над какой темой урока мы с вами будем работать? ( Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению — описанию по картине И.И.Шишкина «Рожь».)

(Сегодня на уроке мы писать сочинение по картине И.И.Шишкина

Р.: целеполагание; к.:

постановка вопросов; п.: общеучебные-

самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели; логические — формулирование проблемы

IV.Знакомство с творчеством И.И.Шишкина

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

    Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге — маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Его увлекала техника, он занимался археологией, историей, стремился во все начинания внести что-то свое, новое и полезное. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано.

    В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии («чтобы не сделаться чиновником», как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, он ещё не мог определить свой дальнейший путь.

К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником.

В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. «Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище»,- записал он несколько позже в дневнике. «Природа всегда нова … и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы …»  

Просмотр зрительного ряда картин : (слайд 3-8)

ü  Корабельная роща.

ü  Дубовая роща.

ü  Зима.

ü  Роща у пруда.

ü  Среди долины ровныя.

ü  Опушка леса. Сиверское.


















Учащиеся знакомятся с

Биографией художника – пейзажиста И.И.Шишкина

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

V. Работа по теме урока

Сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению-описанию картины И.И. Шишкина «Рожь»

(слайд 9)


Учащиеся пишут под диктовку учителя.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено,качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

VI. Анализ картины по вопросам:


— Что изображено на переднем плане картины? Какая это дорога? Куда она уходит?

— Расскажите о соснах, которые стоят посреди поля ржи. Что они вам напоминают? Почему с одной стороны стволов веток  меньше?

— Если взглядом пройти по картине снизу вверх, то можно заметить, что большую часть полотна занимает небо. Как вы думаете, почему так сделал И.И. Шишкин? Каким он изобразил небо? Какие эпитеты можно употребить для его описания?

— Художник выбрал не квадратное полотно, а вытянутое в ширину, чего он этим достиг?

— Что напоминает вам поле ржи? С чем можно сравнить её?

— Если бы вдруг мы оказались на этой дороге, какие запахи и звуки мы могли бы услышать? Какое настроение и мысли могли бы  возникнуть?



— Составление плана

План

1. О художнике-пейзажисте И.Шишкине.
2. Описание картины И.Шишкина «Рожь».

1) Желтеющее море ржи.
2) Огромные сосны среди ржи.
3) Как хорошо в поле!





Ключевые слова

Золотистая рожь, золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива, тучные колосья, наклониться к земле, желтеющее поле, колышется и волнуется, легкое дуновение ветерка, полевые цветы, заросла травой, убегает вдаль, сосны-богатыри, мощные деревья, мохнатая ветвь, низко нависает, легкие, воздушные облака, скользят по голубому небу, раздолье, широкий простор, русское богатство.


1.Беседа по картине. Выбор ключевых слов. Составление плана.

Учитель: Что изображено на картине?

Ученик: На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.

Какое время дня написал художник? (Полдень.) Вспомните стихи о ржаном поле.

(Перечитаем стихотворение А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…».)

Какие строки из этого стихотворения подойдут для описания картины? (Золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива.)

Что можно сказать о колосьях?

(Золотые, спелые, тучные колосья наклонились к земле. От легкого дуновения ветерка колышется, волнуется желтеющее поле ржи.)

Какие цветы растут во ржи? (Простые полевые цветы: васильки, ромашки.)

Опишите дорогу. (Она заросла травой, убегает вдаль.)

Расскажите о соснах, изображенных на полотне И.Шишкина.

(Справа – высокая старая сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен как мачта корабля. Как грозные часовые поднимаются сосны. Сосны-богатыри. Темные, стройные, мощные, могучие. Голубое, высокое, светлое небо, по нему скользят легкие, воздушные облака.)

Докажите, что художник изобразил не дикую природу, а землю, возделанную трудом человека.

Можем ли мы определить конкретное место, где написан этот пейзаж?

(Определить трудно. Скорее всего это средняя полоса России.)

Шишкин написал на обратной стороне эскиза картины: «Раздолье, простор, рожь, Божья благодать, русское богатство».

О чем хотел нам рассказать художник? Определите главную мысль произведения. (Какой открывается простор! Как прекрасна нива, где зреет рожь! Богатый урожай соберут крестьяне.)
– Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину?


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

VII. Грамматическое задание.


Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено

VIII.Рефлексия.

Учитель организует рефлексию:

Что показалось трудным на уроке?

Что вам нужно повторить?

Осуществляют самооценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель

и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

IX. Д/З.

Подготовить небольшое сообщение о дельфинах.









Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»" 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: