Подготовка к сочинению по картине А. И. Куинджи «Берёзовая роща» на тему: «Люблю березку русскую…»

МКОУ «СОШ с. Грачев Куст D:Мои документыМои рисункирамкибер9.jpg

Перелюбского муниципального района

Саратовской области»








Урок на конкурс «Учитель года 2012» на тему:






Подготовка к сочинению

по картине А. И. Куинджи

«Берёзовая роща» на тему:

«Люблю березку русскую…»










Подготовила

учитель русского языка и литературы:

Булгакова Ольга Владимировна









2012 год






Тема урока: Подготовка к сочинению

по картине А. И. Куинджи «Берёзовая роща» на тему:

«Люблю березку русскую…»

Цели урока:

Обучающие

– учить “читать” картину, осмысливать её содержание ;
– совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова; стихотворные строки;
–подбирать эпиграф,
– учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;

Развивающие

– развивать наблюдательность, внимание, монологическую речь, умение использовать словарный запас при описании предметов;

— использования в речи средств художественной изобразительности для описания картины ;

Воспитывающие

– воспитывать любовь к родной природе, красоте летнего пейзажа;
– эстетическое восприятие окружающей действительности через музыку, стихи, живопись.

Вид урока: урок развития речи.


Оборудование: учебник с. 40 -41, «Приложение» (вкладыш): иллюстрации «Берёзовая роща» А.И.

Куинджи, «Березовая роща» И.И.Шишкина, «Пейзаж с рекой» А.А.Рылова,

«Березовая роща» И.И.Левитана, презентация.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя. (Звучит музыкальное сопровождение)


— Россия! Край тысяч серебряных родников и белоствольных берез…

Через века сохранил русский народ хрустальную душу свою! Откуда всё, что есть лучшего в нас? Может от веры, которая укрепила в нас любовь к отечеству? Может, от неба лазурного, от полей бескрайних, от снежной вьюги, от белоствольных берез?

Русь моя, люблю твои березы,

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез! – писал Николай Рубцов.

Под сенью берез создавали свои музыкальные произведения русские композиторы: И.Глинка, П.И.Чайковский, Г.Свиридов.

(1,2,3 слайды) (картины на доске с комментарием).

Лирической душевностью наполнены пейзажи на полотнах русских художников. «Березовая роща» И.И.Шишкина со скользящими солнечными лучиками по стволам берез. На ней сияют стволы сосен, словно яркие свечи в потоке солнечного света.

«Березовая роща» И.И.Левитана с искрящимся, дрожащим, удивительно радостным светом. Здесь бегают по стволам берез, в кружеве листвы веселые солнечные зайчики.

«Пейзаж с рекой» А.А.Рылова с застенчивыми березками, застывшими в свете полуденного солнца. Незатейливый уголок природы со свежим запахом прогретой солнцем березовой рощи.


  1. Работа по картине А.И.Куинджи «Березовая роща».

(4 слайд)

— А сегодня мы обратимся с вами к картине Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910)

Березка всегда вдохновляла писателей и поэтов. А сегодня на уроке это чудо-дерево должно вдохновить и нас к написанию сочинения.


4. Рефлексия.

— Что, по-вашему, значит написать сочинение по картине?

(1. Понять замысел автора.

2. Проследить, как художник осуществлял свой замысел в картине.

3. Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.)


(5 слайд)

А. И. Куинджи — известный русский художник-пейзажист, автор более 500 картин и рисунков. Поэзия и красота природы южной и средней полосы России вдохновляли художника к написанию прекрасных полотен. Большой успех принесла картина «Берёзовая роща» (1879). Удивительно, что современники А.И.Куинджи верили вымыслам о том, что картин написана на стекле и сзади освещается лампой.

— Как вы думаете, от чего это? Почему они верили этому вымыслу?

( Потому что художник изобразил залитую солнцем поляну, на которой растут гибкие берёзы. Вся картина пронизана зеленым цветом. Он словно отражается в голубизне неба, березовых стволах, листве и траве. Яркие потоки света струятся по белым стволам.)


  1. Работа с лексикой.

(6 слайд)

— Чтобы лучше передать дух картины, особое внимание обратите на то, как отображён на ней солнечный свет.


— Выберите из данного списка олицетворения и эпитеты, которые больше подходят для описания этого полотна. (учебник стр.41) Подчеркните карандашом, затем озвучить.


СВЕТ

льёт, заливает, изливает, раз- серебристый, золотистый, ме-ливается, переливается; зато таллический, холодный, сол-

пляет (всю рощу), ложится нечный, звёздный, лунный,

(на поляну); струится, мерца- радостный, печальный, тёп-

ет, серебрит, золотит, прони- лый, мерцающий, теплящий-

кает, подкрадывается, проби- ся, сияющий, сверкающий,

вается, пронизывает, отсвечи- блестящий, лучистый, искря-

вает, играет, озаряет, сияет… щийся, огненный, пламенеющий…



  1. Физминутка.

Мы берёзку посадили,
(Выпрямиться за партой.)
Мы водой её полили,
(Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд.)
И берёзка подросла,
(Встать за партой)
К солнцу ветки подняла,
(Руки вверх.)
А потом их наклонила
(Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила.
(Поклоны головой, сесть)


7. Словесное рисование (картина на доске)


— Всмотритесь в картину, постарайтесь «войти» в неё, пройтись по лесной дороге, растворяющейся в залитой светом поляне.

— Какое чувство охватывает вас? Опишите своё настроение, состояние природы. (7 слайд) или на доске.

( Глядя на картину «Березовая роща», невольно испытываешь чувство радости, восхищения красотой. Кругом зелень, изумрудная мягкая трава, освещённая солнцем. Белые стройные стволы берёз напоминают дружную семейку. С любовью наблюдаешь за солнечными зайчиками, прыгающими по белоствольным красавицам. А болотце, как зачарованное, замирает под золотыми солнечными лучами.) (Устно, озвучить).


Эпиграф на доске:

«В берёзовом лесу всегда светлее, берёзы сами светятся тихим ровным светом».


— И действительно, нужно согласиться со словами Владимира Алексеевича Солоухина

— Попытайтесь доказать, что это наблюдение писателя верное и точное. (ученики записывают несколько предложений, размышляя по эпиграфу урока)

— А вот, что современники пишут о «Березовой роще» (слайд 8)

(Ученики выбирают и записывают цитату)


«Это Бог знает что такое, еще в первый раз я радуюсь, радуюсь всеми нервами моего существа… Вот оно, настоящее-то, то есть такое, как оно может быть!» — восхищался художник Маковский.


«Это — не картина, а с нее картину можно писать!

Солнечные пятна горели на траве, стволы берез выступали круглым рельефом, подлинным светом пылали листья… !» — восклицал Шишкин


— Кто помнит известное с детства стихотворение С.Есенина о березе? (ученики читают стихотворение С.Есенина «Белая береза»)

-Какое значение имеет белоствольная красавица для Есенина и, вообще, для русского человека? (Это символ России, Родины)


8.Итог урока.

— Послушайте прекрасные слова нашего современника В.Астафьева:

« Бродил я по приморскому парку… И вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки. Глазам своим не поверил… От них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени листьев было так хорошо, покойно взгляду.

Чем же пахнут березы?…

Березы пахнут Родиной!»

(Пауза)

Наступит время, когда вы, повзрослевшие, находясь вдалеке от родного дома, вспомните эти березки, вспомните березку, которая растет под вашим окном, услышите шелест листьев. Это будет приятным воспоминанием о вашей малой Родине.

-Сегодня на уроке мы увидели красоту берёзы на полотнах И.И.Шишкина и И.И.Левитана, А.А. Рылова и А.И. Куинджи, мы помним прекрасные картины, нарисованные воображением.

Мы не держали в руках кисти и краски, но учились чувствовать и понимать красоту русской берёзы, этого чудо — дерева.

Домашнее задание:

-И сегодня я предлагаю вам написать дома творческую работу на тему:

«Люблю березку русскую…»

Кому стали ближе березки А.И.Куинджи, пишет сочинение по картине «Березовая роща».

А тот, кому ближе берёзка под окном – пишет родной березке.





5


Свежие документы:  Конспект урока на тему «ДЕРЗАЮЩИМ СУДЬБА ПОМОГАЕТ»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: