Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»

Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «Алёнушка» (1881г.)

  1. Обсуждение названия картины и соответствия её сюжета сюжету народной сказки.

Рассмотрите внимательно репродукцию картины В.М.Васнецова «Алёнушка» и вспомните сюжет русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Сжато перескажите текст. Какой вывод можно сделать, сравнивая сюжет сказки и репродукцию картины? Запишите. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему же репродукция навевает воспоминания о сказке?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. История создания картины.

Замысел картины возник у В.М. Васнецова, когда он был в деревне неподалёку от усадьбы Абрамцево. Здесь художнику очень полюбился старый заросший пруд с густым ельником и тонкими осинками по берегам. Такие уголки природы навевают светлую грусть, и вспоминаются здесь народные песни-причитания о горькой доле молодой крестьянской девушки. «Алёнушка, — рассказывал В.М.Васнецов, — как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Сколько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нёё».

Художнику удалось изобразить простую крестьянскую девочку-сиротку, которая плачет на камне у омута, печалясь о своей горькой судьбе. Она не может найти сочувствия у людей, поэтому убежала в глубокую чащу, где ищет утешения у природы.

Алёнушка – это одновременно и героиня народных сказок, и простая крестьянская девушка, которая задумалась над своей трудной жизнью. Печаль Алёнушки подчёркнута сумрачным колоритом картины: тёмная вода озера, первые жёлтые листья, коричнево-зелёные ели, серые, холодные камни.


Как вы понимаете словосочетание «сумрачный колорит»? Подчеркните предложение, в котором отмечена

печаль девушки.

  1. Ответьте на вопросы.

— Кого мы видим на картине?

— Какой изобразил художник Алёнушку?

— Как вы думаете, о чём грустит героиня?

— Что говорит о бедности и сиротской доле Алёнушки?

— Что можно сказать о природе, которая её окружает?

— Какое настроение вызывает картина?

-Какие краски передают это настроение?

По ответам на вопросы устно подготовьте связный текст.

  1. Прочитай внимательно стихотворение.

Девочка в лесу.

«О чём ты плачешь, девочка,

В задумчивой глуши,

У озера, где зыблются

Седые камыши?

Зачем слезинки вспыхнули

И льются на траву!» —

«Я жду к себе русалочку,

Зову её, зову!

Никто не откликается, —

И скучно мне одной!

Вокруг так неприветливо

И лес такой пустой».

М. Пожарова


Есть ли общее в настроении стихотворения и картины? Запиши слова, словосочетания, которые говорят об этом. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Описание героини. Подберите слова и словосочетания, которые описывают Алёнушку (место, где она сидит; поза, одежда, волосы, выражение лица и т.п.), запишите их. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Описание природы. Подберите слова и словосочетания, описывающие окружающую природу (пруд, лес, небо, время суток и т.п.), запишите их. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Расположи части так, чтобы получился связный текст, соответствующий картине. Подчеркни орфограммы.

( ) Краски тоже передают настроение. Главные цвета здесь серые, зелёные, желтоватые. Всё сливается в тихую задумчивую сказку.

( ) Неподвижно смотрит девушка в мрачные воды. Поникла её голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях руки. Поза девушки, выражение глаз, старенькое платье говорят о бедности и горькой сиротской доле.

( ) Художник Васнецов назвал свою картину «Алёнушка». Нравилось ему русское имя Алёнушка. Напоминало оно грустную сказку про сестрицу Алёнушку и братца ёё Иванушку.

( ) Природа словно сочувствует Алёнушке. Молодые осинки, ёлочки, осока заботливо окружают девушку. Вокруг осенняя грусть и тишина.

( ) Художнику удалось воплотить в картине представление русского человека о том, что природа способна откликаться на мысли и чувства люде и сопереживать их горю. Это представление выражено в русских народных песнях, сказках и других произведениях устного народного творчества, и в картине Васнецова «Алёнушка».

  1. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка».

Примерный план.

  1. Краткие сведения о картине и её авторе.

  2. Общее впечатление которое производит картина. Краски картины.

  3. Почему складывается такое впечатление:

А) описание Алёнушки;

Б) описание природы.

4. Заключение (что удалось воплотить художнику в картине).


Свежие документы:  РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПРОБУЖДЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА К РОДИНЕ (по повестям Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки» и В. Л. Разумневича «Чапай и чапаята») 6 Класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: