Крылова Наталья Васильевна,
учитель литературы МАОУ СОШ №1 г. Кунгура
Конспект урока по рассказу В. Гаршина «Красный цветок»
в 8 классе по программе В. Г. Маранцмана
Тема: Подвиг безумия в рассказе В. Гаршина «Красный цветок».
Цели урока:
Определить нравственную проблематику рассказа
Развивать навыки интерпретации художественного произведения
Задачи урока:
Проанализировать эпизоды рассказа
Охарактеризовать героя
Раскрыть художественные особенности рассказа
Дать понятие образа-символа
Этапы урока:
Мотивация.
Целеполагание.
Постановка проблемного вопроса.
Анализ эпизодов.
Вывод.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
Действия учителя | Действия учащихся | ||||||||
Мотивация | 1. Понравился ли вам рассказ? 2. Какие чувства вызвал у вас герой рассказа? | Называют чувства, которые можно испытывать к человеку, и определяют отношение к герою рассказа. | |||||||
Целеполагание | Цель урока – ответить на вопрос: какого отношения заслуживает герой рассказа и почему. Какие задачи нужно решить для этого? |
Объяснить поступки героя. | |||||||
Постановка проблемного вопроса | Поступки героя кажутся безумными. Но действительно ли герой безумец? |
| |||||||
Анализ эпизода «Больной срывает маки» | 1. Какую цель ставит перед собой больной, оказавшись в сумасшедшем доме? 2. С какой целью он губит цветы? | Выборочное чтение – стр.197-198
Цитирование – стр. 200 | |||||||
Анализ эпизода «Разговор с доктором» | 1. Что является для героя злом? 2. Сопоставьте описание внешности доктора и больного. Как описание внешности характеризует героев? 3. Какой приём использует автор при описании внешности героев? Дополнительное задание: найти примеры антитезы в тексте, определить роль антитезы.
| Чтение по ролям – стр.194-195
| |||||||
Анализ эпизода «Мучения больного» | 1. Какие мучения должен претерпеть больной в борьбе со злом?
2. Объясните упоминание имен св. великомученика Георгия (Святой великомученик Георгий! В руки твои предаю тело мое…) и Петра I (Именем его императорского величества, государя императора Петра Первого, объявляю ревизию сему сумасшедшему дому!) | Выборочное чтение – стр.191-193, 198, 201 1) физическая боль 2) лишение свободы 3) ужасные условия 4) физическое истощение | |||||||
Анализ эпизода «Смерть больного» | 1. Почему герой предпочитает умереть, чем оставить в живых цветок мака? 2. Прочитайте описание лица умершего больного? Почему его лицо спокойно и светло? | Выборочное чтение – стр. 202-203 |
1. Почему именно красные маки стали для героя символом зла? 2. Найдите в тексте детали, связанные с красным цветом?
3. Какое символическое значение имеет красный цвет? (стр. 206) 4. Какой образ является образом-символом? Дополнительное задание: изучить словарную статью «Символ», привести примеры образов-символов их прочитанных произведений. | Стр.200
Стр. 192 ( стены и своды были выкрашены темно-красною масляною краскою; огромная медная печь) Стр.195 (халат больного с красными полосами) Стр. 198 (колпаки с красным крестом)
Чтение статьи «Понятие об образе-символе» (стр.204-207) | |
Вывод | 1. Как относятся к поступку больного люди? 2. Почему люди не понимают его, и лишь звёзды смотрят на него с сочувствием? 3. С каким чувством вы теперь, после анализа рассказа, относитесь к герою? Почему? 4. Так кто же больной – безумец или герой? 5. Почему герой, совершивший благородный, героический поступок, не имеет имени?
| Стр. 201-203 |
Рефлексия | 1. Что больше всего удивило вас в этом рассказе? 2. Над чем заставил задуматься этот рассказ? 3. Чем интересен рассказ сегодня? |
|
Прочитать статью о писателе (стр.181-190) и ответить на вопрос 9, стр.204 (Чем похожи и чем различаются жизнь и смерть Гаршина и героя его рассказа?) Индивидуальные задания: 1) Вопрос 11, стр.204 (сравнить стихотворение А. С. Пушкина «Анчар» и рассказ «Красный цветок». 2) Найти материал о св.великомученике Георгии и сравнить мучения святого и героя рассказа.
|
|