Подвиг безумия в рассказе В. Гаршина «Красный цветок» 8 класс

Крылова Наталья Васильевна,

учитель литературы МАОУ СОШ №1 г. Кунгура

Конспект урока по рассказу В. Гаршина «Красный цветок»

в 8 классе по программе В. Г. Маранцмана

Тема: Подвиг безумия в рассказе В. Гаршина «Красный цветок».

Цели урока:

  1. Определить нравственную проблематику рассказа

  2. Развивать навыки интерпретации художественного произведения

Задачи урока:

  1. Проанализировать эпизоды рассказа

  2. Охарактеризовать героя

  3. Раскрыть художественные особенности рассказа

  4. Дать понятие образа-символа

Этапы урока:

  1. Мотивация.

  2. Целеполагание.

  3. Постановка проблемного вопроса.

  4. Анализ эпизодов.

  5. Вывод.

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание.

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Мотивация

1. Понравился ли вам рассказ?

2. Какие чувства вызвал у вас герой рассказа?

Называют чувства, которые можно испытывать к человеку, и определяют отношение к герою рассказа.

Целеполагание

Цель урока – ответить на вопрос: какого отношения заслуживает герой рассказа и почему.

Какие задачи нужно решить для этого?





Объяснить поступки героя.

Постановка проблемного вопроса

Поступки героя кажутся безумными. Но действительно ли герой безумец?


Анализ эпизода «Больной срывает маки»

1. Какую цель ставит перед собой больной, оказавшись в сумасшедшем доме?

2. С какой целью он губит цветы?

Выборочное чтение – стр.197-198


Цитирование – стр. 200

Анализ эпизода «Разговор с доктором»

1. Что является для героя злом?

2. Сопоставьте описание внешности доктора и больного. Как описание внешности характеризует героев?

3. Какой приём использует автор при описании внешности героев?

Дополнительное задание: найти примеры антитезы в тексте, определить роль антитезы.


Чтение по ролям – стр.194-195

Больной

Доктор

Измученное бледное лицо

Красивое холёное лицо


Лицо неподвижно и непроницаемо

Воспалённые, широко открытые глаза горели неподвижным горячим блеском

Спокойные голубые глаза


Золотые очки

Спутанные курчавые волосы

Расчёсанная золотистая борода


Анализ эпизода «Мучения больного»

1. Какие мучения должен претерпеть больной в борьбе со злом?




2. Объясните упоминание имен св. великомученика Георгия (Святой великомученик Георгий! В руки твои предаю тело мое…) и Петра I (Именем его императорского величества, государя императора Петра Первого, объявляю ревизию сему сумасшедшему дому!)

Выборочное чтение – стр.191-193, 198, 201

1) физическая боль

2) лишение свободы

3) ужасные условия

4) физическое истощение

Анализ эпизода «Смерть больного»

1. Почему герой предпочитает умереть, чем оставить в живых цветок мака?

2. Прочитайте описание лица умершего больного? Почему его лицо спокойно и светло?

Выборочное чтение – стр. 202-203



Понятие об образе-символе

1. Почему именно красные маки стали для героя символом зла?

2. Найдите в тексте детали, связанные с красным цветом?







3. Какое символическое значение имеет красный цвет? (стр. 206)

4. Какой образ является образом-символом?

Дополнительное задание: изучить словарную статью «Символ», привести примеры образов-символов их прочитанных произведений.

Стр.200



Стр. 192 ( стены и своды были выкрашены темно-красною масляною краскою; огромная медная печь)

Стр.195 (халат больного с красными полосами)

Стр. 198 (колпаки с красным крестом)




Чтение статьи «Понятие об образе-символе» (стр.204-207)

Вывод

1. Как относятся к поступку больного люди?

2. Почему люди не понимают его, и лишь звёзды смотрят на него с сочувствием?

3. С каким чувством вы теперь, после анализа рассказа, относитесь к герою? Почему?

4. Так кто же больной – безумец или герой?

5. Почему герой, совершивший благородный, героический поступок, не имеет имени?


Стр. 201-203

Рефлексия

1. Что больше всего удивило вас в этом рассказе?

2. Над чем заставил задуматься этот рассказ?

3. Чем интересен рассказ сегодня?




Домашнее задание

Прочитать статью о писателе (стр.181-190) и ответить на вопрос 9, стр.204 (Чем похожи и чем различаются жизнь и смерть Гаршина и героя его рассказа?)

Индивидуальные задания:

1) Вопрос 11, стр.204 (сравнить стихотворение А. С. Пушкина «Анчар» и рассказ «Красный цветок».

2) Найти материал о св.великомученике Георгии и сравнить мучения святого и героя рассказа.

































Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: