«Повесть о разорении Рязани Батыем» — произведение древнерусской литературы о защитниках земли русской, 6 класс

37eb79d59be6ef7f9ba56cd95a46ca5d.doc МБОУ «Лицей №17» Кекина О.Б.







«Повесть о разорении Рязани Батыем»


Разработка урока по древнерусской литературе. 6 класс

(под редакцией Г.С.Меркина)









Автор разработки: Кекина Ольга Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №17»



Славгород, 2013




1.Схема конспекта урока


Педагог (ФИО) _Кекина Ольга Борисовна


Предмет __литература_____Класс _________6-А___


Тема урока ___«Повесть о разорении Рязани Батыем» — произведение_ древнерусской литературы о защитниках земли русской».

Тип урока: творческая мастерская построения знаний, отношений и ценностных ориентаций


Методы урока: исследовательский и проблемный

Форма урока: интегрированный

Характеристика класса:

Успеваемость в классе хорошая. Позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом. У учащихся данного класса в целом преобладают учебно-методические мотивы и мотивы личностных качеств учителя. То есть можно сказать, что ученики предъявляют высокие требования к личности учителя, доброжелательности по отношению к ученикам, а также к его манере преподавания, умению доступно изложить материал, способности учителя привести примеры из жизни и практики, его стремлению к проведению уроков в увлекательной для учеников форме. У ребят большой творческий потенциал и ярко выраженная индивидуальность.


Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: __словари; иллюстрации к повести; географическая карта с исторической справкой; музыкальные композиции; костюмирование


2.

Раздел, тема

Результаты освоения

личностные

метапредметные

предметные

Урок по древнерусской литературе. «Повесть о разорении Рязани Батыем»


Неразрывная связь с историей России.

Повесть, наполненная душевной болью и тоской по родине.

Внутренняя напевность, особый пафос произведения, мощное жизнелюбие народа.

Умение анализировать текст.

Развитие компетенций учащихся, связанных с образным мышлением и анализом произведения. Инсценирование.

Расширение и углубление знаний об особенностях создания литературного образа; о роли эпизода в создании образа, о значении финала.

Лексика и фразеология

Уважительное отношение к родному языку и осмысление ценности русского языка в работе над словом и с различными словарями.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей в письменной и устной речи.

Отработка и совершенствование умений и навыков:

  1. толковать лексическое значение слова разными способами;

  2. опознавать и выделять лексические единицы;

  3. замечать лексическую ошибку в речи, объяснять и исправлять ее;

  4. пользоваться разными лексическими словарями;

  5. находить в художественном тексте лексические средства выразительности.


1. Организационный момент, включающий


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Настроится на позитивную работу: высказывать свое мнение, вступать в дискуссии, терпимо относится к противоположному мнению; слушать, быть внимательным к собеседнику.

Цель: психологический настрой, мотивация деятельности

Задача: развитие познавательного интереса.

Тип урока: урок целевого применения усвоенного с включением творческой работы.

Форма обучения: общеклассная



2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Проверить собственные знания, выявить пробелы. Учиться вести диалог; выступать перед аудиторией с монологической речью.

1.Проверить знания учащихся по пройденной теме: «Древнерусская литература».

2. Беседа по вопросам:

1)Какие жанры характерны для древнерусской литературы?

2)Расскажите об особенностях исторической повести.

3) Что такое «плач»? В каком жанре древнерусской литературы его можно встретить?

Совместная деятельность:

  1. Взаимопроверка

  2. Задать одноклассникам вопросы, которые остались нерешенными (или вопросы интересные).

Оценивание: совместное с комментариями (если такая форма не затрагивает достоинства ученика).


3. Изучение нового учебного материала


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

  1. Чтение «Повести о разорении Рязани Батыем».

  2. Осмысление прочитанного и определение места повести в читательском опыте.

  1. Закрепление знания по литературоведческой терминологии.

  2. Умение проводить исследовательскую работу.

  3. Способность передать переживания героев через инсценирование.



Цели:

1.Обучение исследованию, анализу текста и составлению цитатного плана повести.

2. Развитие творческих способностей обучающихся и компетенций, связанных с образным мышлением и анализом произведения.

3.Воспитание гуманизма, любви к родной земле, языку, эмоциональной культуры школьников.

Задачи:

1.Расширение и углубление знаний о древнерусской литературе.

2.


Вопросы и задания:

В художественном мире древнерусской литературы

  1. Разбейте повесть на части. Озаглавьте их словами из текста.

  2. Как передана битва рязанцев с войском Батыя? Выпишите ключевые слова.

  3. В каких словах выражено отношение автора к героям?

  4. Расскажите подробно, с использованием цитат из текста, о Евпатии Коловрате и о его подвиге. Какими словами переданы чувства Евпатия Коловрата? Выпишите гиперболы, с помощью которых воссоздается богатырский образ Евпатия.


Исследовательская работа:

  1. Составление карты по описаниям в повести

  2. Особенности языка древнерусской литературы







4. Закрепление учебного материала


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

— Чему научился (ась)?

— Что узнал (а) нового?

— Что было интересным (неинтересным), полезным (менее полезным)?

— Что пробудило добрые (негативные) чувства?

— Что осталось нерешенным (недоговоренным)?

— Выступление, которое мне понравилось (запомнилось)…


Цель:

1.Обучение анализу произведения.

2.Воспитание любви к родине и родному языку Задачи:

1.Проверить усвояемость материала учащимися.

2.Определить психологический микроклимат, сложившийся при работе в коллективе.

Вопросы и задания:

  1. Какие черты жанра исторической повести присущи «Повести о разорении Рязани Батыем».

  2. Приведите доказательство того, что она могла быть включена в состав летописи.

  3. Внимательно прочитайте эпизод «Плач Игваря Ингваревича». Что оплакивает герой? Что более всего печалит его душу?

  4. Чем заканчивается повесть и коков смысл этой концовки?

  5. Чем произведения древнерусской литературы похожи на фольклорные тексты?

  6. Что объединяет все прочитанные произведения древнерусской литературы?

  7. Что прославляют авторы древнерусских текстов, прочитанных вами?

Оценка деятельности дается всем без исключения, т.к. каждый выполнил (или постарался выполнить) ту задачу, которую ставили учащиеся в начале урока и ту, что была индивидуальной.

Если ученик не согласен с внешней оценкой, ему предлагается индивидуальная работа.



5. Задание на дом


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

1.Чтение «Поучения» Владимира Мономаха (фрагмент):

— закрепить знания, полученные на уроке;

— расширить круг знаний по данной теме через дополнительную литературу.

Настроить ребенка на реализацию своих знаний, творческого потенциала в благоприятной домашней обстановке.

Творческая работа: «Для вас любознательные»

  1. Составьте стилизованную под летопись устную хронику вашей школьной жизни, используя слова и выражения: «в лето», «и сказал», «и стали одолевать», «труды великие», «и внимали», «не любо», «срам», «благо», «мужи достойные» ит.д.

  2. Опираясь на текст, представьте и устно опишите:

а) картину осады и взятия Рязани; б) картину, которую увидел Евпатий после разорения Рязани.

3. Напишите изложение «Подвиг Евпатия Коловрата». Закончите изложение рассуждением о том, почему Батый не надругался над телом Евпатития.

4. Составьте кроссворд, используя устаревшие слова, которые вы узнали.

5. Попробуйте сделать иллюстрации к повести.




Приложение к конспекту-уроку

1. Приветствие

Вступление-обращение к фрагменту темы урока «……………. – произведение древнерусской литературы о защитниках земли родной».

2. Постановка целей урока: (продолжим изучение ДЛ, узнаем о его защитниках).

— От кого ее нужно было защищать?

3. Историческая справка о русских князях. (Голованев Владлен)

4. Обращение к новой теме: «Повесть о разорении Рязани Батыем» (записывается на доске)

5. Беседа по вопросам:

1)Расскажите об особенностях древнерусской литературы?

2)Какие жанры характерны для древнерусской литературы?

3)Расскажите об особенностях исторической повести.

4) Что такое «плач»? В каком жанре древнерусской литературы его можно встретить?

Запись в тетради:

1.Тема:

2. Жанр:

3. Цитатный план:

(На доске крепятся иллюстрации, выполненные детьми к каждой анализируемой части)

6. Пересказ.

В лето 6745 (1237)пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном.

И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем.

И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давыдом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями. И стали совет держать — как утолить нечестивца дарами. И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю.

И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтобы не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю, но только похвалялся и грозился повоевать всю Русскую землю.

И стал у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить. И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что имеет князь Федор Юрьевич Рязанский княгиню из царского рода и что всех прекраснее она телом своим. Царь Батый лукав был и немилостив, в неверии своем распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь».

Безбожный царь Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал.

И один из пестунов князя Федора Юрьевича, по имени Апоница, укрылся и горько плакал, смотря на славное тело честного своего господина. И увидев, что никто его не охраняет, взял возлюбленного своего государя и тайно схоронил его. И поспешил к благоверной княгине Евпраксии и рассказал ей, как нечестивый царь Батый убил благоверного князя Федора Юрьевича. Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своем и держала любимое чадо свое — князя Ивана Федоровича, и как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти. [1,81-83]

План:

1. «В лето 6745 (1237)пришел на Русскую землю безбожный царь Батый…»

2…………..

7. Выразительное чтение заранее подготовленных детей. (Шаравара Наталья)

И услышал великий князь Юрий Ингваревич об убиении безбожным царем возлюбленного сына своего, князя Федора, и многих князей, и лучших людей и стал плакать о них с великой княгиней и с другими княгинями и с братией своей. И плакал город весь много времени.

И, едва отдохнув князь от великого того плача и рыдания, стал собирать воинство свое и расставлять полки. И увидел князь великий Юрий Ингваревич братию свою, и бояр своих, и воевод, храбро и бестрепетно скачущих, и сказал братии своей

7. Инсценирование. (Гвоздков Данил)

«О государи мои и братия! из рук господних благое приняли, то и злое не потерпим ли? Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые божии церкви, и за веру христианскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингваря Святославича». [1,83]


— Что мы слышим в речи князя?

8. Выразительное чтение. Своеобразие языка ДЛ (работа со словом). (Богомья Лиза)

И дал последнее целование великой княгине Агриппине Ростиславовне и принял благословение от епископа и всех священнослужителей. И пошел (Юрий Ингваревич) против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно, и испугался.

Но против гнева божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два — с тьмою. Пересели с коня на конь и начали биться упорно; через многие сильные полки Батыевы проезжали насквозь, храбро и мужественно биясь, так что всем полкам татарским подивиться крепости и мужеству рязанского воинства. И едва одолели их сильные полки татарские. [1,83-84]

План:

1. «В лето 6745 (1237)пришел на Русскую землю безбожный царь Батый…»

2. «И пошел (Юрий Ингваревич) против нечестивого царя Батыя…»

Работа со словом.


— Чем закончилась эта битва?

9. Пересказ.

Убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский и многие князья местные и воеводы крепкие и воинство: удальцы и резвецы рязанские. Все равно умерли и единую чашу смертную испили. Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мертвые.

А князя Олега Ингваревича захватили еле живого. И увидел царь Батый Олега Ингваревича, столь красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран, и хотел уврачевать его от тех ран и к своей вере склонить. Но князь Олег Ингваревич укорил царя Батыя и назвал его безбожным и врагом христианства. Окаянный же Батый дохнул огнем от мерзкого сердца своего и тотчас повелел Олега ножами рассечь на части.

И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, веля убивать, рубить и жечь без милости. И пошел ко граду Рязани. И осадил город, и бился пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. [1,84]

10. Выразительное чтение. Музыкальное сопровождение. (Гумерова Валерия)

А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали.

И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское захватили.

И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. [1,84-85]

План:

1. «В лето 6745 (1237)пришел на Русскую землю безбожный царь Батый…»

2. «И пошел (Юрий Ингваревич) против нечестивого царя Батыя…»

3. «…взяли град Рязань месяца декабря в 21 день».

11. Выразительное чтение. Своеобразие языка ДЛ (работа со словом). (Назаренко Анастасия)

И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на Суздаль и на Владимир, собираяся. Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божии до основания разорить.

И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова(Евпатий Коловрат) с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты.И вскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. [1,85]

План:

1. «В лето 6745 (1237)пришел на Русскую землю безбожный царь Батый…»

2. «И пошел (Юрий Ингваревич) против нечестивого царя Батыя…»

3. «…взяли град Рязань месяца декабря в 21 день».

4. «…и выступил из Чернигова(Евпатий Коловрат) с малою дружиною…»

Работа со словом.

И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать:

12. Инсценирование. (Давыденко Максим, Волков Кирилл, Ревученко Вячеслав)

«Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?»

Они же отвечали: «Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую». [1,85-86]


— Почему Батый оценивает ответ воинов «мудрым»?

13. Выразительное чтение. Литературоведческий термин (гипербола). (Капустина Дарья)

Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого.

И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал.

И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, — и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского.

И сказали царю приближенные: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею, а два — с тьмою. [1,86]

План:

1. «В лето 6745 (1237)пришел на Русскую землю безбожный царь Батый…»

2. «И пошел (Юрий Ингваревич) против нечестивого царя Батыя…»

3. «…взяли град Рязань месяца декабря в 21 день».

4. «…и выступил из Чернигова(Евпатий Коловрат) с малою дружиною…»

5. «…и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его».


— Почему Батый не надругался над телом Евпатия Коловрата?

14. Инсценирование. (Давыденко Максим)

И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево:

«О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». [1,86-87]

15. Пересказ

И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.

Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове у брата своего князя Михаила Всеволодовича Черниговского, сохранен богом от злого того отступника и врага христианского. И пришел из Чернигова в землю Рязанскую, в свою отчину, и увидел ее пусту, и услышал, что братья его все убиты нечестивым, законопреступным царем Батыем, и пришел во град Рязань, и увидел город разорен, а мать свою, и снох своих, и сродников своих, и многое множество людей лежащих мертвыми, и церкви пожжены, и все узорочье из казны черниговской и рязанской взято. Увидел князь Ингварь Ингваревич великую последнюю погибель за грехи наши и жалостно воскричал, как труба, созывающая на рать, как орган звучащий.

Кто не восплачется о такой погибели? Кто не возрыдает о стольких, людях народа православного? Кто не пожалеет стольких убитых государей? Кто не застонет от такого пленения?

Был город Рязань, и земля была Рязанская, и исчезло богатство ее, и отошла слава ее, и нельзя было увидеть в ней никаких благ ее — только дым, земля и пепел. А церкви все погорели, и великая церковь внутри изгорела и почернела. И не только этот град пленен был, ной иные многие. Не стало во граде ни пения, ни звона; вместо радости — плач непрестанный.

И пошел князь Ингварь Ингваревич туда, где побиты были от нечестивого царя Батыя братия его: великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, брат его князь Давыд Ингваревич, брат его Всеволод Ингваревич, и многие князья местные, и бояре, и воеводы, и все воинство, и удальцы, и резвецы, узорочье рязанское. Лежали они все на земле опустошенной, на траве ковыле, снегом и льдом померзнувшие, никем не блюдомые. Звери тела их поели, и множество птиц их потерзало. Все лежали, все вместе умерли, единую чашу испили смертную. [1,87]

План:

1. «В лето 6745 (1237)пришел на Русскую землю безбожный царь Батый…»

2. «И пошел (Юрий Ингваревич) против нечестивого царя Батыя…»

3. «…взяли град Рязань месяца декабря в 21 день».

4. «…и выступил из Чернигова(Евпатий Коловрат) с малою дружиною…»

5. «…и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его».

6. «Не стало во граде ни пения, ни звона; вместо радости — плач непрестанный».

16. Инсценирование. Музыкальное сопровождение MocortRizher mechte. [2] (Колтаков Андрей)

И заговорил жалостно князь Ингварь Ингваревич:

«О милая моя братия и воинство! Как уснули вы, жизни мои драгоценные, и меня одного оставили в такой погибели? Почему не умер я раньше вас? И как закатились вы из очей моих? И куда ушли вы, сокровища жизни моей? Почему ничего не промолвите мне, брату вашему, цветы прекрасные, сады мои несозрелые? Уже не подарите сладость душе моей! Почему не посмотрите вы на меня, брата вашего, и не поговорите со мною? Ужели забыли меня, брата вашего, от единого отца рожденного и от единой утробы матери нашей — великой княгини Агриппины Ростиславовны, и единою грудью многоплодного сада вскормленного? На кого оставили вы меня, брата своего? Солнце мое дорогое, рано заходящее! Месяц мой красный! Скоро погибли вы, звезды восточные; зачем же закатились вы так рано? Лежите вы на земле пустой, никем не охраняемые; чести-славы ни от кого не получаете вы! Помрачилась слава ваша. Где власть ваша? Над многими землями государями были вы, а ныне лежите на земле пустой, лица ваши потемнели от тления. О милая моя братия и дружина ласковая, уже не повеселюся с вами! Светочи мои ясные, зачем потускнели вы? Не много порадовался с вами! Если услышит бог молитву вашу, то помолитесь обо мне, брате вашем, чтобы умер я вместе с вами. Уже ведь за веселием плач и слезы пришли ко мне, а за утехой и радостью сетование и скорбь явились мне! Почему не прежде вас умер, чтобы не видеть смерти вашей, а своей погибели? Слышите ли вы горестные слова мои, жалостно звучащие? О земля, о земля! О дубравы! Поплачьте со мною! Как назову день тот и как опишу его, в который погибло столько государей и многое узорочье рязанское — удальцы храбрые? Ни один из них не вернулся, но все рано умерли, единую чашу смертную испили. От горести души моей язык мой не слушается, уста закрываются, взор темнеет, сила изнемогает». [1,87-88]

17. Выразительное чтение. (Солодилова Ольга)

И стал разбирать князь Ингварь Ингваревич тела мертвых, и взял тела братьев своих — великого князя Юрия Ингваревича, и князя Давида Ингваревича Муромского, и князя Глеба Ингваревича Коломенского, и других князей местных — своих сродников, и многих бояр, и воевод, и ближних, знаемых ему, и принес их во град Рязань, и похоронил их с честью, а тела других тут же на пустой земле собрал и надгробное отпевание совершил.

Те государи были и христолюбивы, братолюбивы, лицом прекрасны, очами светлы, взором грозны, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжими приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, до государевых потех охочи, ратному делу искусны и перед братией своей и перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали. Врагам в сражениях страшными являлись, многих супостатов, поднимавшихся на них, побеждали и во всех странах имена свои прославляли.

Благоверный князь Ингварь Ингваревич сел на столе отца своего великого князя Ингваря Святославича. И обновил землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри построил, и пришельцев утешил, и людей собрал. И была радость христианам, которых избавил Бог рукою своею крепкою от безбожного и зловерного царя Батыя. [1,88]

План:

1. «В лето 6745 (1237)пришел на Русскую землю безбожный царь Батый…»

2. «И пошел (Юрий Ингваревич) против нечестивого царя Батыя…»

3. «…взяли град Рязань месяца декабря в 21 день».

4. «…и выступил из Чернигова (Евпатий Коловрат) с малою дружиною…»

5. «…и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его».

6. «Не стало во граде ни пения, ни звона; вместо радости — плач непрестанный».

7. «Ингварь Ингваревич обновил землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри построил, и пришельцев утешил, и людей собрал…»

18. Беседа

1. В чем печаль повести? Что дает надежду на восстановление жизни и деятельности в городе?

2. Какие стороны человеческой жизни и черты характеров людей раскрылись перед вами в процессе чтения текста?

3. Как выражает автор любовь к родной земле?

4. Какое значение имеет для нас ДЛ?

19. Рефлексия

1. Какие вопросы остались неясными?

2. Как такой урок–инсценирования помог вам в изучении ДЛ?


Использованная литература:

  1. Литература [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. Ч.1 / авт.-сост. Г.С.Меркин. – 5-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 312с.

  2. MocortRizher mechte.

15


Свежие документы:  Урок литературного чтения 3 класс Тема: В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: