МБОУ Захолынская основная общеобразовательная школа
«Смоленщина –
мой край родной»
д. Мирополье
2011
Цель:
Познакомить с исследователями и собирателями смоленского фольклора, фольклорными жанрами, бытующими на Смоленщине.
Показать, как в фольклоре отразились история края, быт и характеры жителей.
Воспитывать уважение к обрядам и обычаям, в которых отразились мудрость и человечность, желание сохранять традиции.
Оборудование:
предметы народных промыслов местности: рушники, вышивки и др.;
книги о Смоленском фольклоре;
рисунки, иллюстрации;
плакаты со Смоленскими пословицами и поговорками.
Оформление:
Сцена и задник красочно оформлены: в центре задника берёзка, вокруг неё силуэты девушек, сделанные из разноцветных шалей и платков, Строки из стихотворения Н Рыленкова:
« Меняются и нравы и природа,
Но мы откроем пожелтевший тон
И в мир заветных чаяний народа
Дорогой зачарованной войдём».
Реквизит:
Картины известных художников
Набор открыток «Смоленск – город-герой»
Русские головные уборы для женщин разного возраста
Деревянная ложка, прялка, глиняный горшок, туесок, лукошко, косоворотка, серп, лента, чугунок, веретено, ухват, рушник, коромысло
Бумажные силуэты девушек.
Литература:
Смоленский край в литературе и фольклоре под редакцией В.В. Ильина – Смоленск: Траст-имаком, 1995
С.А. Болотова «Азбука Смоленского края» часть 3 – Смоленск: Русич, 2004
Т.К. Полякова «34 урока по литературе Смоленщины» — Смоленск, 2001
На фоне музыки русской народной песни входят ведущий и помощники в русских национальных костюмах
Ведущий (на фоне музыки):
— Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Мы приветствуем вас и приглашаем принять участие в познавательно-развлекательной программе «Смоленщина – мой край родной».
Тема сегодняшней нашей встречи – Смоленщина: её быт, культура, история, обряды. Игра будет проходить в несколько туров. Вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях, кто больше знает и быстрее соображает. Ваши ответы будет оценивать жюри в составе:
Председатель жюри …
Члены жюри …
Творческие конкурсы оцениваются в 5 баллов.
Интеллектуальные в 7 баллов.
Начинаем нашу игру.
Разминка.
Студенты литературного отделения Смоленского педагогического университета ежегодно выезжают на фольклорную практику в сёла Смоленщины, где ведут фольклорные записи, руководит ими профессор – фольклорист Яков Раманович Кошелев. «От рождения до свадьбы», «Легенды и предания Смоленского края» — так называются изданные им сборники по Смоленскому фольклору. Фольклорные записи ведутся и в музыкальном училище Смоленска. Смоленщина гордится своими фольклорными кружками, ансамблями и хорами.
Очень многие фольклорные жанры широко бытуют на Смоленщины: песни, обрядовые (колядные, масленичные, весенние, волочобные – пасхальные, майские и троицкие, купальские, жнивные, свадебные), хороводные исторические; частушки; сказки; легенды и придания, пословицы и загадки;
Вы должны отгадать загадки, которые мы собрали у жителей деревни Мирополье.
Загадки – это небольшие по объёму фольклорные произведения, в которых загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении.
1. Расстелю рогожку, постелю горошку, положу хлеба крайчик. (небо, звёзды, месяц)
2. Ждём и просим, а придёт – ховаемся. (дождь)
3. Загадаю загадку, закину на грядку; пусть моя загадка лежит до полетья.
(посев озимого зерна).
4. Скручен, сверчен, — по избе скачет. (веник).
5. Горшочек умён, 7 дырочек в нём. (голова, глаза, уши, ноздри, рот)
6. Красненький петушок по жердочке скачет, а в руки не дается. (огонь)
7. Ножек четыре, шляпка одна, нужен, коли станет обедать семья. (стол)
8. И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а на обеденном столе всех милее. (хлеб)
9. Жидкое, а не вода, сладкая, а не мёд, от рогатого берут – деточкам дают.
10. Поймаю гуся, пущу его в воду, буду им водить, он будет говорить. (Перо).
Ведущий:
Спасибо, пока жюри будет подводить итоги разминки, мы перейдём к заданию первого тура. Большое место в жизни людей с давних времён занимают праздники. Праздник – это торжество и радость людей. Праздников было много на Смоленщине: календарные, семейные, религиозные, гулянья, ярмарки. Вам необходимо ответить на вопросы о быте, истории и культуре обряда смоленского народа. Итак, приготовились?
Какие праздники были у наших предках? (проводы зимы, встреча весны, летний праздник- завивание берёзки, праздник урожая осенью)
Какие праздники связаны с жизнью Иисуса Христа? (пасха или светлое воскресение)
Как назывался праздник проводов русской зимы? (масленица)
Какое угощение было обязательным на этом празднике (блины)
Почему именно блины? Что это означало? (символ солнца)
Какие блюда русской кухни вы знаете? (щи, каша, пироги, блины)
Какую одежду носили русские женщины? (сарафан, полушалки, душегрейки, сапожки)
Как называется русская мужская рубашка? (косоворотка)
Какую обувь носили смоляне? (лапти, онучи, валенки)
Что такое изба? (деревенский крестьянский дом)
Национальное дерево России? (берёза)
Назовите полюбившиеся во всём мире сувенир земли русской? (Матрёшка)
Какие знаменательные исторические события Смоленщины вы знаете?(25 сентября освобождение Смоленщины от немецких захватчиков)
Какой композитор прославил Смоленщину? (М.И. Глинка)
Ведущий: задание второго тура
На Руси с давних времён символом девичьей красоты считалась коса. Эта древнейшая русская причёска известна ещё в домонгольский период. Тогда же на Руси возникло разделение на девичьи и женские причёски. Важной частью костюма наших предков считался головной убор. В старину головные уборы у девушки и женщины различались.
Давайте вспомним с вами, какой головной убор на Смоленщине носили молодые девушки, молодые и пожилые женщины.
(командам предлагается из предъявленных головных уборов выбрать необходимые: атласная лента, кокошник, платок, кичка, намётка, чепец, полушалок.
Ответ: молодые девушки – атласная лента, кокошник; молодые женщины – платок или намётка, кичка; пожилые женщины – чепец, платок и полушалок.)
Ведущий:
— Жюри подводит итоги второго тура, а мы начинаем третий тур.
Задание третьего тура.
Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по смыслу народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В народной жизни пословицы употребляются в быту и в повседневном труде применительно к тем или иным случаям и событиям.
Наиболее полное собрание пословиц (свыше 30 тыс.) представлены в сборнике В.И. Даля «Пословицы русского народа».
Студенты педагогического университета во время фольклорной практики собирали пословицы по смоленскому краю и выпустили сборник «Русские пословицы и поговорки» (1961 году). Наибольшее их количество посвящено труду. Ваша задача состоит в том, что вы должны продолжить пословицу:
1. «Не так грозна работа, как … » (забота)
2. «Хозяйство водить — … » (не разиня рот ходить)
3. «Без хозяина и дом … » (сирота)
4. «У неумёхи руки … » (болеть не будут)
5. «Пахать — …» (не руками махать)
6. «Языком лопочи, а руками … » (делай)
Ведущий:
Пока жюри подводит итоги третьего тура мы с вами послушаем русскую народную песню «Со вьюном я хожу».
Следующее задание четвёртого тура.
Задание четвёртого тура.
Своему жилищу наши предки предавали большое значение. Строили его с учётом климатических особенностей из материалов, которые были распространены в данной местности. На Смоленщине зимы были длинные, с сильными морозами, поэтому дома были закрытыми и обязательно были с печью и очагом.
Для строительства дома выбирали деревья. Здесь существовали свои запреты. Нельзя было рубить молодые и старые деревья. Уже в более позднее время у кривичей бытовало поверье, что сроки строительства непременно должны захватить летний праздник Троицы, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи. «Без Троицы дом не строится», говорили наши предки.
Утварью называют вещи нужные в хозяйстве. Представьте себе, что вы попали в музей русской старины: угадайте, как правильно называется русский старинный предмет, увиденный вами в музее?
(деревянная ложка, прялка, глиняный горшок, туесок, лукошко, косоворотка, серп, лента, чугунок, веретено, ухват, рушник, коромысло)
Ведущий:
Вот и закончилась наша программа. Кто сегодня победил, нам объявит наше жюри.
Поздравляем команду победителей, а других благодарим за участие.