Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 962 СВАО города Москвы
Практическая работа по литературе
«Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина»
7 класс
( программа В.Я.Коровиной)
Материал подготовлен учителем
русского языка и литературы ГБОУ СОШ №962
Пенчуковой В.И.
2014
Тема Литературные сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина
Цели:
Учебные цели:
Знать содержание «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормить», » Дикий помещик»,значение терминов «композиция»,»гротеск», «сатира», «ирония»
Уметь определять последовательность событий в сюжете, проблему, авторскую позицию, лексическое значение слов , приёмы художественной выразительности
Метапредметные универсальные учебные действия
Коммуникативные:формулирование письменного и устного монологического сообщения
Познавательные:объяснение общественных и литературных явлений
Регулятивные: определение разных способов учебных действий
Личностные:формирование нравственных понятий
Практическая работа по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина ( «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» , Дикий помещик» )
Вариант 1
Восстанови текст.
1. Вот взмолились крестьяне всем миром к _________________________________
Легче нам ________________, нежели так маяться. Услышана была молитва сиротская и не стало _________________________ на всём пространстве владений _________________ помещика.
Куда девался ________________ никто того не заметил, а только видели люди, как поднялся ___________________ вихрь, и словно туча чёрная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие __________________ . Вышел помещик на _______________, потянул носом и чует; воздух_________________________. И начал жить-поживать . радоваться. Задумал ____________ пригласить. Приехали они во главе с Садовским и спрашивают:
— А где же все твои _______________________? Кто же ________________ перед представлением установит? Услышал он объяснение помещика, обозвал его глупым. А потом спросил, кто же ему ______________ подаёт.
— А я уже столько дней не________________ хожу.
— Стало быть _____________________ на лице растить собрался? — сказал Садовский , взял актёрок и уехал.
Часть 2.
В-1. Определи название произведения и назови его жанр .
В-2.Что означает слово»портки«?
В-3.Назови приёмы художественной выразительности в выражении » словно туча чёрная«
___________________________________________________________________________________
В-4. Что не понравилось гостям-соседям, посетившим своенравного помещика ( 3-4 предложения)
Практическая работа по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина ( «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» , Дикий помещик» )
Вариант 2
Часть 1
Задание 1. Восстанови текст.
И выстроил он корабль- не корабль, а так ________________________, что можно
море-___________ переплыть вплоть до самой улицы __________________________________
— Ты смотри,однако, не утопи нас,- сказали генералы, увидев покачивающуюся на волнах_____________
Набрал мужик пуху______________, устлал им дно, уложил генералов, перекрестил и поплыл.Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь и ветров разных! Сколько ругали мужика за __________________________!
А мужик всё гребёт да кормит генералов _____________________________.
Часть 2
В-1 Определи название произведения и его жанр.
В-2 Что означает слово «тунеядец»
В-3 Как называется приём художественной выразительности , используемый в выражении
«пуху лебяжьего белого«
В-4 Как автор относится к мужику? ( 3-4предложения)?