ФИО: Баландина Светлана Владиславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учреждение: ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Самарской области
Название материала: Проблемное обучение как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах
Название предмета: литература
Возраст: 15-16 лет
Мышление начинается с проблемной ситуации.
С.Л.Рубинштейн.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена общеобразовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иной педагогический менталитет. Сегодня необходимыми становятся не только сами знания, но и знание того, где их найти и как применить. Еще важнее знание о том, как интерпретировать имеющуюся информацию или создавать новую.
Построить урок в русле современных образовательных технологий не так-то просто, учитывая, что не только само содержание должно отвечать ФГОС, но и формы и методы работы на уроке. При планировании урока применяется системно-деятельностный подход, что определяет использование таких педагогических технологий, как проблемное обучение, РКМЧП, исследовательская и проектная деятельность учащихся, педагогическая мастерская и ИКТ, а также методы и приемы групповой работы, импровизированной речи, графические приемы (создание кластера), создание устного высказывания по ключевым (опорным) словам, написание мини-сочинений и эссе.
В условиях внедрения новых ФГОС нужно осваивать не просто одну или несколько образовательных технологий, требуется перейти от объяснения нового знания к организации «открытия» его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы, формирование у педагога нового мышления, новых качеств: мобильности, гибкости, способности адаптировать образовательную среду к потребностям каждого учащегося. Поэтому современный педагог должен владеть рядом технологий, позволяющих достигнуть планируемых результатов.
Какие же технологии выбрать учителю из большинства предлагаемых разными авторами? Как выбранные технологии помогут учителю в достижении планируемых результатов?
В условия, предъявляемые ФГОС, хорошо вписываются известные педагогические технологии, проверенные в традиционной системе обучения и направленные на развитие ребенка, формирование у него компетенций, необходимых для приобретения знаний, жизненного опыта и социализации. Одной из таких технологий, выбранных мною, является технология проблемного обучения.
Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.)
В ХХ столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике идеи проблемного обучения развивались под влиянием идей Дж. Дьюи. В работе «Как мы мыслим» (1909) американский педагог отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему активную самостоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем. Мышление, по мнению Дьюи, есть решение проблем. Дьюи обосновывает психологические механизмы способности решать проблемы. Он утверждает, что в основе способности учащихся решать проблемы лежит их природный ум [1,132].
Существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграл Дж. Брюнер. Признавая целью обучения развитие логического мышления, и Брюнер, и Дьюи указывают на важность проблемного подхода в обучении.
В отечественной педагогике идеи проблемного обучения актуализируются во второй половине 50-х годов ХХ века. Их развивают М.А. Данилов, В.П. Есипов, Н.К. Гончаров, М.И. Махмутов и др.
Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности обучаемых, развитие их логического, критического и творческого мышления и познавательных способностей. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного обучения [1, 144].
Основным элементом обучения являются проблемный вопрос и проблемная ситуация, которые пробуждают мысль, познавательные потребности учащихся, активизируют мышление.
Например, при изучении повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» главным вопросом станет вопрос: «Можно ли считать Ивана Флягина праведником?». На уроке обсуждаются споры Лескова и Писемского, высказывания Бердяева и Задорнова. Урок строится на основе анализа микросюжетов, связанных в одно целое главным героем – Иваном Северьяновичем Флягиным.
Наводящие вопросы станут основой для групповой работы по анализу текста: «Чем очаровывается Флягин, артист и художник в душе?» Каждая группа представляет свои варианты, доказывает свою правоту цитатами из текста, и в конце урока результатом становится презентация.
Следующим этапом работы станет работа по обобщению личного опыта учащихся, и в этом учителю поможет вопрос: «А какие черты русского национального характера подчеркивает Лесков в своем герое?» Учащиеся, основываясь на собственных наблюдениях, делают выводы.
Последним на уроке обсуждается важный для понимания смысла всего произведения вопрос: «Можно ли считать Ивана Флягина праведником?» Учитель еще раз обращает внимание на особенности русского национального характера. Закономерным продолжением урока можно считать и домашнее задание – эссе на тему «Нужны ли России праведники?»
Данный урок позволяет обобщить знания учащихся о творчестве Н.С. Лескова, позволяет увидеть своеобразие творческой манеры писателя. Проблемный вопрос, заданный учителем в начале урока, открывает учителю массу возможностей для формирования личностных УУД. В течение всего урока учащиеся обсуждают вопросы, связанные с самобытностью русского человека и русского народа в целом. Причем данный урок ребята помнят долго, так как его целесообразность очевидна, ведь именно сегодняшним школьникам вскоре предстоит строить будущее нашей страны.
Однако следует отметить, что организация проблемного обучения имеет определенные сложности. Основные трудности, по мнению М.И. Махмутова, связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения, сложностью подготовки учебного материала в виде проблемных задач, а также недостаточной подготовленностью педагога.
Создание проблемных ситуаций в учебном процессе преследует следующие дидактические цели:
1) привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
2) поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
3) помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности;
4) помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Так, при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» на обобщающем уроке ставится вопрос: «Прошел ли Базаров испытание любовью?» Учащиеся по-разному отвечают на этот вопрос, поэтому предлагаю им разделиться по группам и привести аргументы в свою пользу. Ученики работают с текстом, ищут цитаты в подтверждение своей гипотезы.
В конце урока обе группы приходят к выводу, что испытание любовью главный герой романа все-таки прошел, но это испытание становится решающим. Только любовь раскрывает в Базарове глубокого человека, самосгорающего в чувстве и еще более сильного. В любящем герое просыпается чувствующая душа, таящая бурю страстей. Он не только сломлен. Он сильный. Смерть дала возможность Базарову быть таким, не боящимся, умеющим любить. Хотя формально победителем остается Одинцова, не способная на глубокие чувства, гораздо менее живая, чем сам Базаров, который прячет в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце».
Завершающий этап работы – домашнее задание. Учащимся предлагается написать эссе на тему «Письмо Базарова к Одинцовой».
Хочется отметить, что нельзя выдвигать перед обучающимися очень сложные задания, которые непосильны для их выполнения, так как они требуют специальных знаний и особой подготовки. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать ученикам для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным «открытиям».
Считаю, что использование проблемной технологии на уроках литературы в школе позволяет развивать творческие способности учащихся, раскрыть их интеллектуальный потенциал, обратить углублённое внимание на задачи исследовательского, литературоведческого характера, что особенно важно для старшей ступени образования. Проблемное обучение позволяет качественно подготовить выпускников к написанию итогового сочинения, представляющего собой именно ответ на проблемный вопрос.
Использование проблемной технологии на уроках литературы в школе позволяет развивать творческие способности учащихся, раскрыть их интеллектуальный потенциал, обратить углублённое внимание на задачи исследовательского, литературоведческого характера, что особенно важно для старшей ступени образования. Проблемное обучение позволяет качественно подготовить выпускников к написанию итогового сочинения, представляющего собой именно ответ на проблемный вопрос.
Применение данной технологии позволило мне повысить интерес к изучению литературы, чтению художественных произведений. А обсуждение проблемных вопросов способствовало развитию коммуникативных компетенций школьников, умений работать в группе.
На уроках в старшей школе эта технология является одной из наиболее эффективных, однако, несмотря на высокую эффективность, ее нельзя универсализировать и считать единственно приемлемой для обучения, ведь эффективность обучения зависит от умелого сочетания различных технологий.
«Можно тысячу раз требовать: «Читай! Читай внимательно!» — и не получить ни того, ни другого. Нужно создать условия, при которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, т.е. так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста», — говорил Е.Н.Ильин [2, 68].
Список использованной литературы:
1. Буланова–Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии. М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004 г.
2. Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982 г.