Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 372
Московского района Санкт-Петербурга
Программа элективного курса по литературе
в 8 классе (16 часов)
«Духовное воспитание и семейные традиции в жизни и в произведениях русской литературы»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Резник Лидия Тимофеевна
г. Санкт-Петербург
2013
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ И СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В ЖИЗНИ И В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(элективный курс)
Пояснительная записка
Каждая эпоха ставит определенные нравственные вопросы. Сейчас, после длительной потери исторической памяти, разрушения национальных святынь, кризиса семейных отношений, обострился интерес к прошлому, к теме воспитания духовных ценностей в семье, изображению истории семьи и ее традиций.
Произведения писателей, затрагивающие эти темы, становятся все более значимыми, занимают в школьной программе свое достойное место. Новым читательским опытом обогатит современных школьников знакомство и вдумчивое, внимательное изучение текстов признанных авторов, поможет более полно представить литературный процесс и углубить представление о доме и семье в русской культуре в целом.
Данный элективный курс создан для реализации предпрофильной подготовки учащихся на разных этапах школьного образования.
Основное направление курса – это формирование нравственных и эстетических ценностей человеческой жизни.
Он интегрирует знания учащихся по литературе и истории и ликвидирует разрыв в изучении образовательных дисциплин, что расширяет знания учащихся, полученных на уроках, и помогает формировать разностороннюю личность.
В это время учащиеся начинают осознавать всю серьезность получения образования и начинают выбирать для себя будущий профиль. Важно, что выбор гуманного профиля обучения должен совершаться осознанно, а учебная программа осваиваться более успешно.
Цель курса:
Изучать, осмысленно читать и систематизировать знания, полученные при изучении произведений русской литературы, учить размышлять о прочитанном, демонстрировать понимание авторской позиции, проявлять толерантность, уважение к окружающим;
Способствовать формированию духовной, мыслящей, гармонично развитой, творческой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
Данный курс дает большую возможность осознать свою значимость, знакомит с методами научной, исследовательской и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению, дает возможность принимать участие в различных видах деятельности.
Задачи курса:
приобщать учащихся к русской литературе;
расширять диапазон знаний;
учить давать оценку литературным произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их идейно-художественного своеобразия;
учить выделять и формировать разные точки зрения на одну и ту же проблему, личность;
формировать у учащихся представления об основных категориях нравственности;
приветствовать желание в дальнейшем изучать данную тему.
При изучении курса возможно применение следующих форм:
лекция учителя с изложением теоретического материала;
комментарии учителя и учащихся;
выразительное чтение художественных текстов;
доклады, сообщения, исследования;
практическая работа в группах, в творческих мастерских;
дискуссии;
постановка и решение определенных проблем (учебных),
круглый стол, защита рефератов;
викторины;
творческие поручения и др.
Формы контроля и критерии оценки результатов.
Самостоятельная подготовка, сообщения, доклады, письменные работы (рецензии, отзывы, очерки), викторины, тесты, работа в научно исследовательской лаборатории, семинары, защита семинаров.
Дополнительные баллы выставлять за выполнение любого из названных условий:
использование Интернет – технологии;
качественное выполнение по собственной инициативе задание;
публичная презентация своей работы в школе или за ее пределами.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
демонстрировать понимание и представления о духовных ценностях семейного воспитания в России;
логично, ярко и красиво выстраивать свои мысли, чувства;
анализировать человеческий опыт воспитания в семье на основе сложившихся традиций;
оценивать роль семейного воспитания в жизни общества;
расширять, систематизировать представления о развитии русской литературы.
Тема чрезвычайно интересна. Она дает учащимся дополнительное представление о роли семейного воспитания в жизни общества.
Учебно-тематическое планирование
Тема | Количество часов (34) | Формы контроля | |
1 | Введение. Литература и история. Интерес русских писателей и поэтов к прошлому, семейным традициям, духовным ценностям. | 1 | Лекция. Беседа. Проверка плана-конспекта. |
2 | Семейные традиции и семейные отношения в России: -дохристианская эпоха; -культура киевской Руси; -эпоха Петра. | 1 | Сообщения учащихся. Составление конспекта. |
3 | Дом и семья в русской культуре. | 1 | Комментированное чтение. Тест. |
4 | Православные праздники и традиции | 1 | Круглый стол. Отзывы учаучащихся |
5 | Святые покровители семьи | 1 | Просмотр фильма. Обсуждение. |
6 | Воспитание крестьянских детей. | 1 | Выборочное чтение, дискуссия. |
7 | Традиции дворянских семей: -значение дворянской усадьбы и крестьянских деревень; -значение крестьянских традиций в формировании культуры дворян.
| 1 | Семинар. Сообщения учащихся. |
8 | История жизни русских женщин: -перекличка веков («плач Ярославны»); -судьба женщины в России (Домострой); — женское образование; -институт благородных девиц, пансионы; -история жизни русских женщин – сподвижниц. | 1 1 1
1 | Работа в группах. Комментированное чтение. Обсуждение. Просмотр видеофильма. Беседа.
Индивидуальные задания.
|
9 | А.Сумароков. М.Херасков. И. Хемницер. Человека спасает, образовывает, воспитывает поэзия. | 1 | Этюды о творчестве. Выразительное чтение. |
10 | Д.Фонвизин. «Недоросль». Проблема воспитания и воспитанности.
| 1 | Выборочное чтение. Дискуссия. |
11 | Проблема воспитания и образования в комедии А. Грибоедова «Горе от ума».
| 1 | Выразительное чтение. Тест. |
12 | А.Пушкин и Православие. (Нужно ли родительское благословение и венчание для вступления в брак?) А Пушкин. ( христианская мораль-возмездие). | 1
1
| Работа в НИЛ. Практическая работа в группах.
|
13 | Родительские наказы в произведениях русских писателей. | 2 | Работа в группах. Эссе. |
14 | Н.Гоголь. «Шинель». Духовная сила Башмачкина и его противостояние бездушному миру. | 1 | Комментированное чтение. Эвристическая беседа. |
15 | Понятие о чести в произведениях русских писателей. | 2 | Круглый стол. Сообщения учащихся. |
Содержание курса.
1. Введение. Литература и история. Интерес русских поэтов и писателей к прошлому, семейным традициям, духовным ценностям.
2. Семейные традиции и семейные отношения в России: дохристианская эпоха; культура киевской Руси; эпоха Петра.
Роль православных ценностей в формировании семейных традиций: обычаи, традиции, отношения, правила, образ мыслей, нормы поведения, привычки доброй и благочестивой жизни. Распорядок дня, недели, года.
Произведения УНТ, «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве».
3.Дом и семья в русской культуре.
Дом — оградительный вал, где всегда есть место для всех членов семьи. Источник тепла, света, доброты и энергии.
«Чтение о житии и погублении блаженных Бориса и Глеба».
«Слово о полку Игореве». Ярославна – выразительница высокой идеи.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Любовь — основа семьи.
Семейная утопия остается в идеале.
А.Пушкин «Евгений Онегин». М.Лермонтов «Герой нашего времени». Б.Зайцев «Жизнь И. Тургенева».
Православные праздники и традиции.
Обычаи и традиции русского народа связаны с календарем, с церковными таинствами. Каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, погодные явления, обычаи, традиции и суеверия. Народный календарь – слияние христианских и языческих начал. Русские традиции богаты фантазией. (Новый год. Рождество Христово. Ильин день. Пасха. Татьянин день. Вербное воскресенье.)
5. Святые покровители семьи.
У семьи особые покровители. Православные святые – покровители семьи Петр и Феврония Муромские. Пресвятая Богородица. Блаженная Ксения Петербуржская. Святые царские новомученики. 8 июля – праздник семьи, любви, верности.
6. Воспитание в крестьянских семьях. Игра в жизни ребенка. Воспитание доброты и милосердия. Почитание взрослых. Любовь к родной земле. Воспитание христианства. Трудовое воспитание.
Ю.Лотман. «Беседы о русской культуре»
7. Традиции дворянских семей: значение дворянской усадьбы и крестьянских деревень.
Русская дворянская усадьба, барский дом. Традиции дворянской семьи, поместье, миропо-нимание дворянина. Развлечения дворян.
Значение крестьянских традиций в формировании культуры дворян. Два назначения: сохранение традиций и обеспечение развития. Модель взаимоотношений между владельцами и крестьянами. Феномен родного дома. Крестьянские обычаи – составная и неотъемлемая часть дворянской культуры.
М. Салтыков – Щедрин «Пошехонская старина», И.Тургенев «Ася». А.Пушкин «Капитанская дочка».
8. История жизни русских женщин. Перекличка веков.
«Слово о полку Игореве», М.Цветаева «Плач Ярославны».
9. Положение женщины в России. («Домострой»). Семейные отношения, религиозные наставления, советы по ведению хозяйства. Княжеский дом. Устройство дома, обеды, ужины, приемы гостей. Поведение княгини, детей. Светлица княгини, занятия, ее речь. Замужество, хозяйка дома.
М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова…», Образ княгини Ольги в древнерус-ских летописях.
10. Образование женщин. Домашнее образование (няни – Арина Родионовна, няня Татьяны Лариной). Своеобразный мир русских праздников, гаданий.
В.Жуковский. «Светлана», А.Грибоедов. «Горе от ума, А.Пушкин. «Барышня – крестьян-ка»
Институты благородных девиц. («Воспитательное общество благородных девиц» 1764г.)
Частные пансионы.
11. История жизни русских женщин – сподвижниц.
Отечественная война 1812г. (Александра Дурова).
Восстание декабристов 1825г. Н. Некрасов «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая».
12. А.Сумароков, М.Херасков, И. Хемницер. «Человека спасает, образовывает,
воспитывает поэзия». Сторонники и защитники прогрессивных преобразований. Басни – живой источник мыслей, чувств, великие памятники культуры. А.Сумароков.
« Болван»; «Шалунья»; М. Херасков. «Знатная порода»; И. Хемницер. « Осел – невежа».
13. Влияние семьи на творчество русских поэтов и писателей. Создание новых поколений передовых людей. Приговор системе воспитания и образования простаковых и скотининых. Идеи Д.Фонвизина (просвещение, справедливость, гуманизм).
Д. Фонвизин «Недоросль».
14. Проблема воспитания и образования в комедии А. Грибоедова «Горе от ума». «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Подъем духовной жизни в России. Противопоставление укладов жизни: старого(крепостнического) и нового (прогрессивного). Отношение к образованию, воспитанию, просвещению. Долг, достоинство человека.
15. А.Пушкин и Православие. ( Нужно ли родительское благословение и венчание для вступления в брак?) Путь А. Пушкина к Православию. Христианские мотивы в произведениях А.Пушкина. Произведения А.Пушкина с кодексом чести и достоинства основаны на христианских заповедях.
А.Пушкин «Капитанская дочка», «Метель».
Список использованной литературы
Гончарова Т.И. Основы православной культуры. Владивосток.изд. ПИППКРО.2006
Гече Г. Библейские истории. М. Полит. лит. 1989
Дудкин Е.И. О православном браке. Воронеж. 1999
Ковалев А. Православные святые – покровители семьи Петр и Феврония Муромские. Журнал «Да. И это навсегда». 2. 2008
О браке и семейной жизни – святая царица – мученица Александра. М. 1998
Школа и церковь. Новые отношения. Педагогика.6. 1991
Семья – малая Церковь. Составитель – епископ Александр М. изд. Сретенского монастыря. 2003
Лотман Ю.М. Беседы о русской литературе. Быт и традиции русского дворянства. СПб. Искусство-СПб. 2001
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М. ООО «Астрель».2001
Кириченко О.В. Дворянское благочестие 18 века. М. «Паломник».2002
Сильвестр. «Домострой». Наука.1994
Добролюбов Н.А. Деревенская жизнь помещика в старые годы. Собрание сочинений, т. 2. 1962
Пушкин А.С. Собрание сочинений. М. «Правда».1981
Летягин Л.Н. Русская усадьба: миф, мир, усадьба. Сборник ОИР.4. М. «Жираф» 1998
Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Худ. лит. 1981
Пушкинская энциклопедия. М.1999
Лотман Ю.М. Пушкин. СПб. «Искусство».1995
Гиллельсон М.И. Мушкина И.Б. «Повести Белкина», «Капитанская дочка». Комментарий. Пособие для учителей. Просвещение. 1977
Яковкина Н.И. История русской культуры 19 века. СПб.2000
Дереклеева Н.И. научно – исследовательская работа в школе. М. «Вербум». 2001