МБОУ СОШ №39 г.Смоленска
Календарно-тематическое планирование кружка
«РАЗВИВАЙ ДАР СЛОВА» с учащимися 8классов
Учитель Костюченко Любовь Григорьевна
Пояснительная записка
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
В государственной образовательной политике на разных уровнях приняты программы «Одарённые дети». Учитель должен стараться донести до каждого ученика не только знания, умения, навыки по русскому языку, но и красоту звучащего слова, неразрывную связь слова с музыкой, живописью, скульптурой.
Работа с группой одарённых учащихся повышает познавательный интерес школьников к предмету, развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников, учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат, развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.
Программа кружка «Развивай дар слова» для 8-ых классов рассчитана на 34часа (1час в неделю).
Главная цель занятий – подготовка учащихся к олимпиадам различного уровня (районным и областным), выступление на конференциях, участие в творческих конкурсах.
Задачи:
— развивать творческую инициативу, исследовательскую активность, интеллектуальные способности учеников;
-повышать познавательный интерес к изучаемым предметам.
При планировании занятий с одаренными детьми дается как теоретический, так и практический материал. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка.
В работе с одаренными детьми используются разнообразные формы и методы работы, а также приемы ораторского мастерства, для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Слушание- чтение – говорение – письмо – все четыре вида деятельности в арсенале учителя. Практически на каждом занятии даются задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками. В качестве материала для занятий используются олимпиадные задания прошлых лет, а также теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций (журнал «Русский язык в школе»), текстов художественной литературы, включены задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях.
На занятиях кружка использованы следующие формы и приемы работы с одаренными детьми:
1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника.
2. Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний.
3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы.
4. Задания на сравнение, сопоставление явлений.
5. Задания исследовательского характера.
6. Работа со словарями.
7. Творческие задания.
Репродуктивно- творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Следующий этап – создание сочинений- миниатюр по образцу. Наконец, возможны творческие задания, которые ориентируют учащихся на самостоятельное высказывание. Даже очень слабые «поэтические опыты» наших воспитанников должны вызывать сочувственное понимание; в них таится нечто, обещающее возможность развития и совершенствования если и не в области личного творчества, то в области, не менее ценной для духовного развития подростка, — в области восприятия произведений истинного искусства.
Развитие творческих способностей учеников стоит в тесной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Поэтому, прежде всего, необходимо стремиться на занятиях кружка к созданию у детей, особенно одарённых, богатого читательского опыта, опыта правильного и достаточно глубокого восприятия художественной литературы. Это касается и поэзии. Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической речью, выразительное чтение учащихся — всё это создает ту литературную и языковую культуру, без которой невозможно детское творчество.
Работа кружка сопровождается разнообразными творческими заданиями, побуждающими сильных детей к «сочинительству».
Предполагаемые результаты:
-повышение качества образования и воспитания школьников;
-создание условий для укрепления здоровья одаренных детей;
— активное участие детей в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Тема занятий | Формы работы | |
1 | История развития русского языка. Реформаторы русского языка | Беседа, презентация |
2 | Язык, литература и другие виды искусства | Беседа |
3 | Словари. Работа со словарями | Экскурсия в библиотеку |
4 | Стихосложение. Размеры стиха | Работа с текстом |
5 | Тропы. Фигуры речи | Работа с текстом |
6 | Рифмы. Строфа. Строка. | Работа с лирическим текстом |
7-8 | Анализ стихотворений |
|
9-10 | Конференция «Поговорим о современной поэзии» | Индивидуальные выступления |
11 | Круглый стол «Я – автор» | Выступления учащихся, представления своих творческих работ |
12 | Выпуск газеты по итогам конференции и заседания круглого стола |
|
13-14 | Проза как вид словесного искусства. Анализ эпизода | беседа |
15 | Характеристика литературного героя. Особенности художественной детали | беседа |
16 | Работа с текстом. Особенности художественной детали | Анализ текста |
17 | Литературная викторина «Кто из героев?» |
|
18-19 | Культура создания письменного текста. Последовательность работы над сочинением | Беседа, презентация |
20-21 | Классификация сочинений по проблемам, тематике, жанрам |
|
22-23 | Работа с текстом. Особенности речи, языковые средства. | Индивидуальные задания |
24 | Языковые средства, используемые разными авторами для выражения одной идеи текста | Работа с текстом |
25 | Выявление проблематики текста | Работа с текстом |
26 | Текстовый комментарий | Работа с текстом |
27-28 | Творческие работы различных жанров ( статья, рецензия, эссе, дневниковые записи) |
|
29 | Учимся редактировать. Речевые и грамматические ошибки | Работа с текстом |
30-31 | Презентация творческих работ ( жанр по выбору учащихся) |
|
32-33 | Литературная гостиная:
|
|
34 | Подведение итогов |
|
|
|
|
Литература:
1. Ивченков П.Ф. Учимся редактировать. // РЯШ. – 1995. — №6.
2. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М., 2000.
3. Нефедова Р.М. Приобщаем к словесности. // РЯШ. – 2001. — №3.
4. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. –
Москва: Владос, 2000.
5. Никитина Е.И. Раздумья по поводу комплексного анализа текста. // РЯШ. – 2001. — №4.