Министерство среднего и профессионального образования РФ
МО Камышловский муниципальный район
МКОУ Скатинская СОШ
Современная детская литература
Программа реализации учебного проекта «Образ школы в стихотворениях современных поэтов»
для учащихся младшего подросткового возраста
Автор Ручьева Олеся Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
МКОУ Скатинская СОШ
п. Восход, 2014
Ручьева О. В.Программа реализации учебного проекта «Образ школы в стихотворениях современных детских поэтов». Методическое пособие для преподавателей. – п. Восход, 2014. – с.
Программа реализации учебного проекта по литературе предназначена для учащихся младшего подросткового возраста. Детская литература сегодня – предмет пристального внимания. Для современной литературы характерен интерес к отображению жизни социума, особенностям вхождения в социум детей и подростков. Так как школа является одним из самых массовых социальных учреждений, то и в литературе образы школы, ученика и учителя не остаются незамеченными. Современные писатели и поэты уделяют особое внимание особенностям подросткового возраста, описывая основной вид их деятельности – межличностное общение, основное их место пребывания – школу, уделяя достойное место образу школы в целом.
Пособие представляет собой систему внеклассных занятий по изучению современных текстов о школе, предполагающую создание школьных проектов«Образ школы в стихотворениях современных детских поэтов». Метод проектов позволит создать на уроке исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе сотрудничества. Реализация предложенной программы позволит сформировать у учащихся навыки исследовательской работы, расширить кругозор, воспитать уважение к школе и к учебному процессу в целом. Основа работы – анализ стихотворений о школе современного периода (процесс гуманизации образа школы и учителя в стихотворениях детских поэтов от советского до современного времени).
Предлагаемое методическое пособие адресовано в первую очередь учителям-филологам, организующим работу по формированию читательской компетенции и нравственных позиций учащихся.
Пояснительная записка.
Школьная тема в современной литературе – одна из важнейших. Перед нами возникает другая проблема — образ школы, который изображают писатели. В ходе семинаров и конференций, посвященных детской литературе и детскому чтению, регулярно обсуждается тема школы, поднимается проблема отсутствия положительного образа учителя, напоминающего, скорее, маргинала. Возникает ощущение распада связи поколений, когда опыт старших непонятен младшим.
Во все времена учительской теме уделялось большое внимание. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас оказывают учителя. Ценным источником педагогической информации о деятельности педагогов является художественная и мемуарная литература.
Современный период развития методики преподавания литературы характеризуется проявлением интереса к современной поэзии. Опыт преподавания литературы показывает, что современные тексты повышают читательский интерес детей не меньше, чем классическая литература, соответственно, изучение современной детской поэзии является актуальным вопросом современной методики.
Однако в школьной программе не предусмотрено изучение современной поэзии. В программе по литературе, подготовленной под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева и при участии кандидата педагогических наук. О.В. Чиндиловой, допущенной Министерством образования и науки РФ, включены «тексты русских писателей разных эпох, которые соседствуют с текстами зарубежных писателей, что дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса»1, но современная литература не предложена для изучения. Также современные тексты не входят в состав обязательного минимума произведений, предназначенных для чтения и изучения2. Недостаточно о современных поэтах сообщается в учебниках. В учебниках под редакцией Т.Ф. Курдюмовой нет текстов современных поэтов 3. Не хватает сведений о современной поэзии в комплексе учебников В.Я. Коровиной 4.
Исходя из вышесказанного, можно отметить ряд противоречий: • современная литература актуальна и интересна, но при этом она не включается в программы; • уроки по современной поэзии необходимы, однако методических рекомендаций нет.
Цель данной работы – обнаружить, какой образ школы формируется в современной детской поэзии; понять специфику художественного языка современных поэтов, пишущих о школе.
Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи:1)обнаружить специфику образа школы в поэзии разных периодов (А. Барто, В. Маяковский, С. Маршак, И. Токмакова, Ю. Мориц, М. Бородицкая, Е. Клюев, А. Гиваргизов, М. Яснов);2) выявить особенности образа школы и учителей в творчестве современных поэтов, охарактеризовав художественные особенности их стихотворений (реферативно);3) сделать выводы о новаторстве современных поэтов в создании образа школы.
Литература всегда являлась зеркалом жизни общества, в ней очень чётко можно рассмотреть как положительные, так и отрицательные явления. Поэтому во многих художественных произведениях мы всегда сможем найти образы учителей. Их могут объединять общие качества. Качества как положительные, так и не совсем привлекательные. Детская поэзия способна повысить статус школы, помочь детям в сложной для них среде, которой и является школа, и своими примерами школьной жизни, способствовать развитию положительного отношения к учебе и уважения к учителям.
Введение.
Фоном для рассмотрения школьной темы в современной поэзии стала советская поэзия. Обратившись к творчеству В. Маяковского, С. Маршака, А. Барто, можно сделать вывод, что в их стихотворениях школа – это, прежде всего, порядок. Школа в творчестве этих поэтов связана со страной, советским государством, счастливым будущим, во благо которого ученик и обязан хорошо учиться. Прилежная учеба – аналог труда взрослого человека, это долг ученика, поскольку ребенок воспринимается как часть социума. Школа мыслится советскими писателями как место, в котором мудрые учителя назиданиями воздействуют на ребенка; авторитет учителя бесспорен. В строчках советских стихотворений ребенок является объектом изображения и воспитания, а не субъектом. Стиль советской детской поэзии Маяковского, Маршака, отчасти Барто – агитационный, патетический; побудительные конструкции, конструкции со словами «надо» и «нужно» подчеркивают, что говорящий субъект этой лирики – взрослый, взявший на себя воспитание учащихся; редко когда в лирике этого периода о школе воплощен детский взгляд на мир.
Образ школы приобретает новые черты в 1970-е годы в творчестве И. Токмаковой и Ю. Мориц. У Ю. Мориц школа – это не только место, где дети учатся, но и где они общаются, шалят, приобретают, кроме знаний, и жизненный опыт, и опыт общения. Понимание школы не ограничивается учебой, работой, порядком. Учение начинает активно интегрироваться с игрой. Роль учителя меняется, он становится ближе ученику, роднее. Ребенок больше не объект воспитания, а субъект, к которому нужно находить индивидуальный подход, быть с ним на равных, видеть в нем личность. Поэзия становится менее дидактичной и назидательной, исчезает лозунговость как черта поэтического стиля; активно используется парадокс, перевертыш; стихотворения пронизаны добрым юмором и сочувствием к обучающимся.
В творчестве современных поэтов о школе М. Яснова, М. Бородицкой, А. Гиваргизова, Е. Клюева продолжаются традиции Ю. Мориц и И. Токмаковой. Общим у современных поэтов является убежденность в необходимости гуманизации процесса обучения. Главная роль в школьном мире отводится именно ребенку, его мыслям и чувствам, а не школе и учителям. Все поэты говорят о необходимости игры в жизни ребенка и в процессе его школьного учения. В поэзии Гиваргизова игра противопоставлена напряженному ритму жизни современного ребенка, является источником жизненной энергии для ребенка. Учителю в мире стихотворений о школе отводится роль помощника и друга ученика, он должен уметь находить общий язык с каждым ребенком.
• При этом можно говорить о спектре взглядов на школу в современной поэзии для детей. Марина Бородицкая школьную жизнь описывает трогательно, с особой нежностью вспоминая детали и подробности школьной жизни. Артур Гиваргизов революционен: учение – это тяжелый труд, дорога в школу и пребывание в школе сопряжены с опасностями, ученики – силачи и трудяги, достойные восхищения; а учителя могли бы быть и посердечнее. Михаил Яснов предлагает обыденные скучные уроки превращать в интересные и веселые – постигать все самые сложные материи через игру – в том числе языковую; частый образ стихотворений Яснова – школьная парта – становится отправной точкой в мир фантазии. Евгений Клюев изображает школу как мир светлых воспоминаний, связанных не только с детскими забавами, но и с умными и заботливыми наставниками.
• Изменения, которые внесли современные поэты в поэтический язык стихотворений о школе, достаточно значительны. Яркость и эмоциональность современной поэзии о школе придают гротеск и «перевертыши» Артура Гиваргизова, сочетание дидактической и парадоксально-игровой традиций интересно в поэзии Е. Клюева; стихотворения М. Бородицкой о школе элегичны и ностальгичны; языковой игрой насыщены поэтические творения Михаила Яснова.
Таким образом, изучив историю развития образа школы в детской поэзии, мы доказали, что современная детская поэзия способна повысить статус школы, помочь детям в сложной для них среде, которой и является школа, и своими примерами школьной жизни, способствовать развитию положительного отношения к учебе и уважения к учителям.
Тематический план реализации проекта
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | |
Погружение в проект | 1 2 | Классный час: Роль школы в жизни ученика. Планирование проекта. | 2 |
Организация деятельности | 3 | Работа со справочной литературой | 1 |
Осуществление деятельности | 4
5 | Школьная тема в стихотворениях современных поэтов Оформление творческого продукта проекта «Образ школы в стихотворениях современных поэтов» (создание электронной презентации). | 2 |
Презентация результатов | 6 | Презентация | 1 |
Занятие № 1.
Комментарий к уроку.
Тема первого урока: Роль школы в жизни ученика. Данное занятие проводится в рамках классного часа в форме эвристической беседы. На подготовительном этапе предлагается методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью с цельюопределения степени удовлетворенности учащихся. В процессе беседы привлекается внимание учащихся к проблемам детского чтения. Наша главная цель – заинтересовать, привлечь внимание учащихся к поднятой проблеме.
Примерный сценарий классного часа.
Тема: Роль школы в жизни ученика.
Подготовительный этап.
Методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведения: учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершено согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1) Я иду утром в школу с радостью.
2) В школе у меня обычно хорошее настроение.
3) В нашем классе хороший классный руководитель.
4) К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5) У меня есть любимый учитель.
6) В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.
7) Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8) У меня есть любимые школьные предметы.
9) Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10) На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью “У” является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если “У” больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же “У” больше 2, но меньше 3 или “У” меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Приветствие.
•Здравствуйте, кто сегодня с радостью пришел в школу!
•Здравствуйте, кто любит учиться!
— Сегодня на классном часе мы поговорим о роли школы в жизни каждого человека.
Беседа.
Вопросы для обсуждения:
— Какое место в вашей жизни занимает школа?
— Для чего нужно посещать школу и нужно ли?
— Как вы считаете, достаточно ли вы получаете знаний в школе?
— Хотели бы вы, чтобы летние каникулы были дольше?
Воспоминанием о школе,
Свидетельством ушедших лет,
И фотография в альбоме,
Как давней юности привет.
Любимые, родные лица,
Ласкает теплый ветерок,
Не перестанет вам сниться
Последний школьный ваш звонок.
Общий вывод: В школе мы проводим очень много времени. В целом школа – это вся наша жизнь: сначала мы учимся в школе, затем наши дети, внуки.
Необходимо, чтобы сошколойбыли связаны только приятные эмоции, чтобы в школе каждому из нас было уютно и тепло.
— Какие произведения о школе вы помните?
• В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
• Ф. Искандером «Тринадцатый подвиг Геракла»
• и другие.
Выставка книг.
-К нашему классному часу я подготовила выставку книг известных вам с детства поэтов, которые посвятили свои стихи школе.
Это книги С. Маршака, А. Барто, стихотворения В. Маяковского, книги Ю. Мориц, И. Токмаковой.
— Известны ли вам эти поэты?
-Какие стихи А. Барто и С. Маршака вы можете назвать?
— Имена Ю. Мориц и И. Токмаковы возможно не так популярны, как другие перечисленные, но тоже являются известными и популярными детскими поэтами.
Чтение и анализ стихотворений о школе.
— Возьмем книгу Ирины Токмаковой, познакомимся со стихотворением «Скоро в школу».
Выразительное чтение
Какая радостная весть!
Мне скоро будет ровно шесть.
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счётных палочек не счесть,
И он читать старается,
То, значит, он (точнее – я),
То, значит, он (вернее – я),
Он в школу собирается!
— А помните свои ощущения перед первым походом в школу?
— Я очень хорошо помню, и слова поэта в этом стихотворении абсолютно точно передают мои эмоции и переживания. Целое лето я собиралась в первый класс, и уже в июле у меня был собран портфель.
— А как вы собирались в школу в первый раз?
— Следующие «первые сентября» были такими же волнительными?
— Вот как пишет С. Маршак об этом празднике:
Выразительное чтение
Первый день календаря
Первое Сентября!
Первое Сентября!
Первое Сентября –
Первый день календаря…
— Трижды он повторяет фразу «Первое сентября». Как вы думаете, почему?
— Вот как отвечает автор на этот вопрос:
Потому что в этот день
Все девчонки
И мальчишки
Городов
И деревень
Взяли сумки,
Взяли книжки,
Взяли завтраки
Под мышки
И помчались в первый раз
В класс!
— Волнительное событие в жизни каждого ученика описала А. Барто в стихотворении «Первый урок»:
Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс —
Вставать или садиться?
Как надо парту открывать.
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.
— Школа – это всегда яркие воспоминания. Невозможно забыть 11 лет своей жизни, которые провел в школе.
— Поэты нашего детства очень точнопоказывают в своих произведениях школьную жизнь, а точнее мысли и переживания учеников.
Постановка проблемы.
— Вот мы и подошли к главному вопросу нашего классного часа:
Все поэты, которых мы сегодня с вами вспомнили, писали еще в 20 веке. Их произведения – это не только ваше детство, но и мое, ваших родителей.
— За окном 21 век.- Какие современные поэты пишут стихи о школе?
-Как сейчас изображают образ школы?
— Интересно ли вам это узнать?
— Предлагаю вам не только познакомиться с современными поэтами, которые пишут о школе, но и представить их для учащихся начальной школы, чтобы и в них не потухала любовь к школе и учебе.
— Для этого нам необходимо провести исследовательскую работу. Результаты нашей деятельности мы представим учащимся начальной школы.
Встретимся на внеклассном занятии по литературе.
Занятие №2.
Комментарий к уроку.
Второе занятие – погружение в проект.Мы используем определение проектно-исследовательской деятельности данное в методическом пособии «Основы проектной деятельности школьника» под редакцией профессора Е. Я. Когана: «Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов»5. Одной из важнейших ступеней осуществления учебного проекта является выбор формы проекта. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами «продуктом» работы над проектом, требует использования определённых знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта в дальнейшем будет определять форму проведения презентации. Так как продукт подчинён самой идее проекта, мы предлагаем следующую форму его представления: электронная презентация «Образ школы в стихотворениях современных поэтов».В процессе выполнения проекта учащиеся должны прийти к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, школьники учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.
Тема урока: Проект «Образ школы в произведениях современных детских поэтов».
Цель: формировать представление о проекте «Образ школы в произведениях современных детских поэтов».
Задачи:
1) развивать представления о понятиях «проект», «исследовательская деятельность»;
2) определить и сформулировать цель и задачи проекта, проблему и актуальность реализации проекта;
3) способствовать формированию личностной значимости в осуществлении проектно-исследовательской деятельности.
Ход урока.
Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята.
— Как ваше настроение?
— Сегодня мы с вами начнём работать над проектом «Образ школы в произведениях современных детских поэтов».
2. Постановка цели урока.
— Но прежде, чем начать новую работу, давайте вспомним, чем мы занимались с вами на классном часе?
— О каких поэтах мы беседовали?
— С какими поэтами вы хотели бы познакомиться?
— С какой целью мы будем создавать проект?
— Молодцы!
3. Основной этап — погружение в проект.
3.1. — Кто из вас знает, что такое проект?
(Проект – это совместная наша с вами деятельность, результатом которой станет какой-то единый продукт, материал. Что это будет, мы поговорим на следующих занятиях).
— Давайте попробуем сформулировать цель нашего проекта. Что вы понимаете под словом «цель»?
(Цель – это образ конечного результата, на который направлен весь процесс.)
— Как бы вы сформулировали цель проекта?
Цель нашего проекта: произвести анализ стихотворений о школе современных поэтов.
— Как вы думаете, какие виды деятельности вы должны будете произвести, чтобы реализовать данную цель.
Для того чтобы реализовать эту цель, мы должны будем научиться работать с дополнительной литературой, со словарями, прочитать стихотворения, сделать самостоятельный вывод. Вы согласны со мной?
3.2. При выполнении каждой работы необходимо, прежде всего, её спланировать.
— Доводилось ли вам когда-нибудь составлять план работы?
— Что вы понимаете под словом план?
Давайте посмотрим, что поэтому сказано в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.
Подумайте, какое определение из семи предложенных в словаре подходит для определения плана в нашем случае.
(План — это заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ).
— Как вы думаете, что в первую очередь необходимо сделать, при планировании какой-либо деятельности?
— Что, например, вы в первую очередь делаете, когда планируете написать сочинение?
— Правильно. И в проекте для начала необходимо определиться с темой проекта.
Таким образом, первый пункт плана звучит следующим образом:
1. Определение тематики проекта.
— А как вы думаете, для того, чтобы разработать проект, необходимо ли обладать какими-то знаниями по заданной теме?
— Откуда вы будете «черпать» эти знания?
Правильно. Именно поэтому следующее, что вы должны будете сделать, это поработать с литературой.
3.3. Подбор и анализ литературы.
Далее вам предстоит, пожалуй, самый ответственный этап работы над проектом. Вам необходимо будет осуществить анализ стихотворений о школе. Для этого я предлагаю вам следующий план, который вам необходимо записать в тетради:
План анализа стихотворений о школе:
1. Найти у заданного автора стихотворения о школе, прочитать.
2. Определить какой образ школы создан: положительный, отрицательный.
3. Выразить ваше отношение к данному стихотворению.
После того, как вы отберёте необходимую информацию и обработаете её, вы начнёте подготовку к презентации своего проекта.
3.4. Подготовка к презентации.
Осуществление этого пункта плана будет требовать от вас включения всех творческих способностей, которые, я не сомневаюсь, у вас есть.
• Подготовка сообщения о поэте;
• Опрос в школе (или анкетирование), результаты которого мы отобразим в виде диаграммы;
• Инсценировка стихотворения, его анализ.
Кроме того, у каждого проекта должна быть сформулирована проблема.
3.5. -Как вы понимаете, что такое «проблема»?
(Проблема — знание о незнании.Проблема — это какой-то вопрос, требующий решения.)
— Как вы думаете, для чего нам необходимо произвести анализов стихотворений о школе именно современных поэтов?
Итак, стихи о школе – это стихи о нас, о нашей жизни в данный период.
Деление на подгруппы
Прежде чем вы начнёте самостоятельную работу над проектом, вам необходимо разделиться на 4 группы (деление происходит посредством жетонов разного цвета).
1 группа:
«Медвежья школа» Марины Бородицкой.
2 группа:
«Про Драконов и милиционеров» Артура Гиваргизова.
3 группа:
«Урок Муравьедения» Михаила Яснова.
4 группа
«Учителя всякой всячины» Евгения Клюева.
Именно с этими произведениями вы будете работать в течение следующих занятий.
Сейчас же вам необходимо будет в своих группах определить цель, задачи, проблему проекта.
Также в группе между вами должны быть распределены следующие роли:
• руководитель группы;
• сценарист;
• журналист;
• разработчик электронной презентации.
Распределите роли в группах в соответствие с особенностями друг друга.
Однако учтите, что ваши обязанности в группе не ограничиваются лишь вашей ролью. Ведь чем лучше вы будете сотрудничать, тем интереснее получится результат вашего совместного творчества.
Чтобы вам было легче осуществлять данную работу, я предлагаю вам примеры других проектов.
(Раздаются распечатанные материалы с различными формами презентаций, которые включают в себя и примеры различных проектов).
4. Итоговый урок.
Итак, ребята, чем сегодня мы с вами занимались?
Как вы думаете, где вам пригодятся полученные знания?
Появились ли у вас уже какие-нибудь идеи по созданию интересного проекта?
Сегодня мы с вами спланировали проект, познакомились с различными формами проектов и разделились по группам. На следующих занятиях мы будем сотрудничать по реализации намеченного сегодня плана.
Занятие №3.
Комментарий к уроку
Тема урока: Работа со справочной литературой.
Цель: формировать навык поиска информации в различных источниках.
Задачи:
1) создать условия для формирования представлений о структурировании информации в справочной литературе;
2) развивать умения находить информацию в различных источниках, сопоставлять информацию из разных источников;
3) приобрести опыт работы с различными источниками информации.
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте.
Обратите внимание на эпиграф к нашему занятию и попытайтесь ответить на вопрос: какова будет цель нашего занятия?
Шелест книжных страниц
Нам сопутствует в жизни повсюду –
От бурлящих столиц
До посёлка у тихой запруды,
От горячих низин
До просторов Полярного круга,
От кудрей до седин,
Книга – нет у нас лучшего друга.
Мы находим твой след
Даже там, где его и не ищем.
Ты, как солнечный свет,
Проникаешь в любое жилище.
В. Инбер
2. Основной этап.
Конечно, сегодня целью нашего с вами занятия будет знакомство с различными видами справочной литературы, способами размещения информации в справочной литературе.
Как только вы научились читать, каждый из вас познакомился с библиотекой.
— Может быть, кто-нибудь знает, что означает слово «библиотека»?
Слово «библиотека» произошло от греч. biblion — книга и theke — хранилище, вместилище, ящик. Дословно «хранилище книг»
Чтобы библиотека стала вашим другом, надо уметь пользоваться справочной литературой и многое другое.
— Вот, например, кто из вас знает, что такое абонемент? Как пользоваться им?
— А что такое читальный зал и как им пользоваться?
— А есть ли какие-то особые правила поведения в библиотеке?
Составьте памятку о правилах поведения в библиотеке.
Обсуждение памяток.
Прочитайте стихотворение:
В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры,
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать,
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса
Рачьи, птичьи, человечьи,
В каждой книге – чудеса!
— Не забывайте эти правила, когда работаете в библиотеке!
Игра
Перед вами – современная книга. Давайте вспомним, из каких основных элементов состоит книга. Приглашаю всех желающих погадать на «ромашке».
Участникам игры предлагается «ромашка» с написанными на обороте словами – элементами книги, они отрывают их и расшифровывают понятия.
ОБЛОЖКА, ПЕРЕПЛЁТ, ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, ИЛЛЮСТРАЦИЯ, АННОТАЦИЯ, КОНТРТИТУЛ.
ПЕРЕПЛЁТ — книжный, крышка из картона, кожи, ткани, полимеров и т. п., в которую заключается (вклеивается) книжный блок.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (титул) — элемент книги, брошюры, журнального издания, на котором помещают заглавие издания, фамилии авторов, наименование издательской организации, место и год издания и др.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. illustratio — освещение), пояснение словесной информации наглядными примерами, изображениями, а также область изобразительного искусства, составная часть искусства книги.
АННОТАЦИЯ (от лат. annotatio — замечание), краткая характеристика содержания произведений печати или рукописи.
КОНТРТИТУЛ – это лист напротив титульного листа.
— Молодцы!
— Ребята, а кто знает, что означает слово «каталог»? Какие каталоги вы знаете?
— Алфавитный каталог – самый простой. Достаточно знать фамилию писателя, книга которого вам нужна (или заголовок книги), и в алфавитном каталоге она сейчас же найдётся. Главное – помнить, что во внимание принимаются все буквы в слове (фамилия писателя или заголовка).
4. Практическая работа.
1. В русской литературе известны три замечательных писателя-однофамильца. Как располагаются карточки в алфавитном каталоге: Толстой Лев Николаевич (3), Толстой Алексей Константинович (1), Толстой Алексей Николаевич (2).
— Ребята, где еще можно найти информацию?
— Конечно, в глобальной сети ИНТЕРНЕТ.
— Как часто вы пользуетесь интернетом? Для каких целей?
— Назовите самые популярные поисковые системы в интернете?
— Как в них можно найти интересующую нас информацию?
— Давайте запишем алгоритм поиска информации в интернете.
Деление на подгруппы
3 человека из каждой группы отправляются работать в компьютерный класс.
6 человек – на абонемент.
6 человек – в читальный зал.
Учитель контролирует деятельность учащихся.
5. Итоговый.
В ходе сегодняшнего занятия вы весьма продуктивно поработали с различными источниками информации.
Вашим домашним заданием будет:
• Подготовить сообщение о поэте (1 или 2 учащимся из группы);
• Журналисту подготовить вопросы для учащихся школы (проконсультироваться с учителем);
• Всей группой взять интервью у учащихся школы. Примерные вопросы для интервью:
• Каких современных писателей вы знаете?
• Какие современные детские писатели вам знакомы?
• Какие произведения о школе вам известны?
• Какой образ школы в этих произведениях изображен?
Занятие №4.
Тема:Школьная тема в стихотворениях современных поэтов.
Цель: освоение навыков чтения и анализа современных стихотворений о школе.
Чтение стихотворений. Беседа.
Выразительное чтение стихотворения М. Бородицкой «Канцелярская сказка».
Анализ стихотворения.
Наступление осени символизирует начало учебного года, подготовку детей к школе, главным образом – сбор портфеля. Подчеркивается значимость покупки канцелярских товаров. Перечисление самых необходимых предметов в веселой игровой форме. Обложки описываются с любовью и заботой. Олицетворение. В этом четверостишье встречается описание уже неактуальных предметов: промокашка, счетные палочки. Образ ученика особенно значим. Из текста становится понятно, что поэтесса описывает первоклассника. Этот образ создан с особой любовью и заботой. В предшкольной суете скупается абсолютно всё. Еще раз подчеркивается важность процесса подготовки к школе. Включен игровой момент. Образ продавца изображен комично. Напряженный ритмичный стих снова приобретает мелодичность. Образом осени заканчивает свое стихотворение Марина Бородицкая. |
Вывод (индивидуальное задание).
Выразительное чтение стихотворений А. Гиваргизова «Алло, это школа?», Е. Клюева «Учителя всякой всячины», М. Яснова «Про того, у кого ветер в голове». Фрагмент урока можно организовать как мини-концерт (инсценировка стихотворений и т.д.).
Анализ стихотворений. Вывод делается самостоятельно.
Вопросы для беседы:
Каким событиям посвящаются строки стихотворения?
Назовите тему данного стихотворения.
Чем для поэта является школа?
Какие эпитеты и сравнения помогают воссоздать образ школы, учения, учителей?
Какое стихотворение более всего запало вам в душу?
Какова основная мысль этого стихотворения?
Как автор относится к школе?
В стихах современных поэтов перед нами предстали разные лики нашей школы. В чем сходство и различия образа школы в произведениях разных поэтов?
Занятие №5.
Тема: Оформление творческого продукта проекта «Образ школы в стихотворениях современных поэтов» (создание электронной презентации).
Цель: создать творческий продукт проекта.
Задачи:
1) развивать представления о различных видах продуктов проектной деятельности;
2) развивать внимание, фантазию, воображение, умение синтезировать полученные знания;
3) воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Специфика занятия: проводится в компьютерном классе.
Каждая группа создает электронную презентацию.
Примерная структура презентации.
Слайд №1. Тема проекта.
Слайд №2. Актуальность, цель и задачи.
Слайд №3. Диаграмма: результаты опроса.
Слайд №4-6. Сообщение о поэте.
Слайд №7. Образ школы: какими вы видите учителей, школу в произведениях современных поэтов, на какую особенность обратили внимание. Творческое задание.
Слайд № 8. Выводы.
Слайд № 9. Над проектом работали…
Слайд №10. Спасибо за внимание.
Занятие №6: Презентация проектов.
Предлагаемая система занятий включает в себя разные типы уроков и формы работы, где преобладает самостоятельная работа учеников. Дети учатся поиску информации, постановки цели, проблемы, составлению проектов. Учащимся предлагается ролевая игра в командной работе, где каждый ученик занимает важное место. Создается ситуация успеха: ребенок работает в той области, в которой он наиболее успешен: берет интервью (для детей это тоже игра), составляет презентацию, где важны творческие способности, занимается поиском информации и т.д. Отметим то, что ребенок сотрудничает с учителем как коллега, является главным в своем проекте, учитель занимает позицию советчика, направляющего, складываются деловые отношения с учителем (субъект-субъект). Ощутить себя на месте учителя помогает и сам продукт проекта, который учащиеся демонстрируют детям начальной школы.
В ходе презентации могут быть использованы разнообразные игровые моменты:
• Создание иллюстраций к стихотворениям;
• Демонстрация мультфильмов, снятых самими пятиклашками по мотивам стихотворений о школе;
• Прогнозирование содержания стихотворения по его началу;
• Инсценировка стихотворений;
• И др.
Таким образом, мы можем говорить о создании учащимися проекта как о серьезной ролевой игре, где ученик, безусловно, является субъектом.
Список литературы.
Коровина В. Я. Литература. В 2 частях: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2008, 383с.
Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. В 2 частях: учеб. – хрестоматия для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
Основы проектной деятельности школьника [Текст]: Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006. – 224 с.
Приложения к приказу Минобразования России от 30.06.99 № 56. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования.
Программа по литературе 5–11-й классы под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева и при участии канд. пед. наук. О.В. Чиндиловой.
1Программа по литературе 5–11-й классы под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева и при участии канд. пед. наук. О.В. Чиндиловой.
2Приложения к приказу Минобразования России от 30.06.99 № 56. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования.
3Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. В 2 частях: учеб. – хрестоматия для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
4Коровина В. Я. Литература. В 2 частях: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2008, 383с.
5Основы проектной деятельности школьника [Текст]: Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006. – 224 с.