Произведения о Великой Отечественной войне
Поэзия
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
?
Я всё-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился.
?
Давид Самуилович Самойлов (1920 – 1990) | |
1. Прочтите статью о поэте – стр.75, 76 – и ответьте на вопросы: — в каких произведениях поэт воссоздал портрет своего отца? — чем занимался Симонов на фронте? — какую роль сыграло стихотворение «Жди меня» в годы войны? — к кому обращается автор в стихотворении «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»?
Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…
2. Вы уже знаете, что лирическое произведение передаёт чувства, настроение, переживания автора. — Какими чувствами согрето стихотворение? — Какие слова поэта возвращают нас в далёкое прошлое, к истокам героизма русского народа? — Почему, говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках? — Как вы думаете, почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны?
3. Подготовьте выразительное чтение наизусть, передав интонацией чувства сострадания и любви поэта к народу, к солдатам.. | 1. Прочтите статью о поэте – стр.77, 78 – и ответьте на вопросы: — о чём писал стихи поэт Д.Самойлов? — когда было написано стихотворение «Сороковые, роковые…» и почему? — на что похожа композиция стихотворения? — чем занимался поэт во время войны?
Сороковые, роковые…
2. Вы уже знаете, что композиция – это построение произведения. Композиция этого стихотворения похожа на киносценарий, где кадры сменяют друг друга. — Какими настроениями пронизано стихотворение? Как вместе с ним меняется авторская интонация? (Запишите свои наблюдения по «кадрам».) — Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать только эпитеты в первой строфе? — Почему так много слов, обозначающих пространство, во второй строфе (назовите их)? — С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя? — Перечитайте последнюю строфу. О ком, о себе или о целом поколении, говорит поэт? Прочитайте вслух первое и последнее четверостишия: чем они отличаются (см. подсказку на стр.81 в 5 вопросе)?
3. Подготовьте выразительное чтение наизусть, постарайтесь передать смену чувств и настроений автора. |
Комментарий Смоленщина – территория Смоленской области. Кринки – предметы домашней утвари: глиняные сосуды для воды. молока и других жидкостей. Верста – старинная русская мера длины, приблизительно равная одному километру. Тракт – большая грунтовая дорога, соединяющая важные населённые пункты. Околица – окраина деревни, села. Погост – сельское кладбище. Салоп – верхняя женская одежда. Плисовый – сшитый из плиса, т.е. из хлопчатобумажной ткани с ворсом. | Комментарий Роковой – судьбоносный. Эшелон – железнодорожный состав. Погорельцы – те, у кого сгорел дом. Полустанок – набольшая железнодорожная станция. Замурзанный – грязный, заношенный, потерявший форму. «Звёздочка не уставная» — самодельная (не по уставу) кокарда на козырьке в виде звезды. Кисет – мешочек для табака. Мундштук наборный – приспособление для курения папирос, сделанное (набранное) из разных цветных кусочков пластика. Балагурить – разговаривать Пайка – (паёк) – норма продуктов, выдававшаяся солдатам на фронте |
Д.З. Выразительное чтение стихотворений наизусть,
Чтение рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».