«Прости нас, Юшка!» 7 класс

МОУ «Новоозёрская СОШ»

Тальменского района Алтайского края












«Прости нас, Юшка!»

(урок литературы в 7 классе по повести А.П. Платонова «Юшка»)









Разработала

Галкина Нина Викторовна,

учитель русского языка и литературы











2010 год

Тема урока: «Прости нас, Юшка!»

Цели урока:


  • Воспитывать у учащихся нравственные качества: гуманизм, сострадание, внутреннюю красоту.

  • Развивать устную речь учащихся, работать над расширением их словарного запаса

  • Дать детям возможность «прожить» с Юшкой полчаса, проникнуть в его духовный мир, разделить с ним боль и счастье.

  • Познакомить семиклассников (кратко) с жизнью и творчеством А.П. Платонова, с его взглядами на человека.


Оформление:

  1. Семь эпиграфов на выбор.

  2. Портрет писателя и памятник ему в городе Воронеже

  3. Словарь.(смотри приложение)

  4. Иллюстрации к рассказу.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Формирование мотивации.











2.Целеполагание.








3. Процесс планирования деятельности.































4.Организация

деятельности:














а) работа с учебником;


б) диалог;





























в) словарная работа;



г)работа с учебником;


д) диалог;


























е) работа с учебником;


ж) диалог;




з) полилог;




и) диалог;








к) работа с учебником;














л) полилог;









м) работа с иллюстрациями;



н) словарная работа;













о) полилог.























5. Самоконтроль.








6. Рефлексия.






7.Домашнее задание.



8.Итог.

1.Вступительное слово учителя.

Мы уже с вами, ребята, встречались с писателем Андреем Платоновым и знаем: читать его не очень просто, т.к его произведения требуют большой работы мысли и сердца. Вы дома по учебнику знакомились с биографией этого необыкновенного человека.


Что в его жизни вам показалось интересным и необыкновенным?


Учитель: Ребята, исходя из сведений о писателе, содержания рассказа «Юшка» и темы ваших мини -сочинений, как вы считаете, на какие вопросы мы сегодня должны будем ответить



Учитель: выберите, пожалуйста, эпиграф к уроку. Аргументируйте свой выбор (эпиграфы на доске)

1.Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

— Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу

Тихо ответили жители:

— Это на том берегу…

Н. Рубцов.

2.Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак

3.Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

М.Ю. Лермонтов

4. Чело век определяется тем, каков

он наедине со своей совестью.

Олег Волков.

5.Я счастлив счастием, мне чуждым,

И грустен горестью чужой;

Чужим несчастиям и нуждам

Готовы помочь я всей душой.

Иван Суриков.

6.А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.

М.Ю. Лермонтов


Какой эпиграф вы выбрали?

Почему?






Учитель: сегодня мы проживем 30 минут с героем рассказа А. Платонова Юшкой. Откроем страницы этого рассказа и начнем жить его жизнью. С первых страниц мы знакомимся с главным героем. Автор дает его литературный портрет.


Что мы знаем о нем?



Как вы считаете, что является

главным в его характеристике?




Попробуйте охарактеризовать Юшку как человека одним словом, желательно эпитетом


Как вы думаете, что вызывают обычно такие люди?


А как относятся к нему дети?












Какое слово находит Платонов?


Какие синонимы можно подобрать к этому глаголу? (записать в тетради)


Посмотрим слово в словаре Ожегова и прочитаем (на доске и в тетради)



А как сам Юшка объясняет поведение детей?


Согласны ли вы с Юшкой?

Какие чувства вызывают сцены истязания Юшки?

Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети?












Вспомните, что говорила Даша ему?

Какие чувства вызывают у вас взрослые?


Прав ли был Юшка, говоря, что народ его любит?

Были ли счастливые мгновения в жизни Юшки?



Прочитайте выразительно этот отрывок.


А как он чувствует себя среди людей?

В Библии сказано: «Побеждай зло добром»


Можете ли вы доказать, что это суждение полностью относится к Юшке?


Мы уже привыкли к герою, как вдруг произошло то, что так давно все ждали. Что же это?


Случайно ли это слово? Почему не рассердился, не разозлился?



Почему же он осерчал?

Прочитайте по ролям эпизод встречи юшки с прохожим.


Какой сделаем вывод?



Прочитаем строки, повествующие о последних минутах жизни Юшки. Их читать тяжело. У Юшки, без сомнения, было доброе великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Такой человек способен изменить мир.


Что же мы можем сказать о Юшке? Каков он? Подобрать эпитеты.



Все эти качества объединяются одним словом – нравственный.




Посмотрите на иллюстрации, сделанные вашими товарищами. Сумели ли авторы передать главное в герое?

Обратите внимание на доску и запишите в тетрадь.


НРАВСТВЕННОСТЬ, –и, ж. Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. прил. нравственный, –ая, –ое. Н. кодекс человека.


Можно ли Юшку назвать нравственным человеком? Какого человека мы называем нравственным?


Можем ли мы сказать: «Прости нас, Юшка»?




Попросите же мысленно прощения у тех, кого вы обидели.


Красив ли Юшка?


Какого человека вы считаете красивым?


Что нового вы узнали на уроке?

Трудным ли было для вас задание?

Активен ли был каждый из вас?

Ответили ли мы на главные вопросы урока?


На столе у вас лежит ленточка. Если урок очень понравился – завяжите бантик, если понравился, но не очень – узелок, если не понравился оставьте так.


Прочитать рассказ «Неизвестный цветок»

Закончить урок хочу словами В. Высоцкого:

Не грубейте душой

И не будьте покорны судьбе.

Оставайтесь, ребята, людьми?










Ученики отвечают на вопрос, используя материал учебника и дополнительные источники Ребята очерчивают круг вопросов, тем, о которых пойдет речь на уроке.

Ребята с помощью учителя формулируют цели урока:

1.Что такое нравственность?

2.Какого человека называем нравственным?


























Ученики высказывают свое мнение по поводу выбранного эпи графа.






Учащиеся отвечают. Не выбрали последний эпиграф, потому что он не соответствует характеру главного героя. Юшка спокойный, тихий, а не мятежный.










Ребята зачитывают описание

внешности героя.


Глаза — зеркало души, душой мы

острадаем, любим, ненавидим; разумом – мыслим. Душа Юшки плачет, поэтому в глазах у него стоит постоянная влага.

Слабый, жалкий, невзрачный, тихий, незаметный, кроткий и т.д.


Сочувствие в тех, кто рядом.



Они бросали в него ветки…

Они удивлялись, что он живой, а не серчает на них.

Они не знали другого такого человека. Они хотели, чтобы он злился, сердился, ответил злом. Тогда бы они развеселились. А он шел и молчал, им было скучно и не хорошо играть, поэтому они старались сделать ему больнее.


Дети терзали его.


Мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить и т.д.


Терзать –

  1. Разрывать на части.

  2. Мучить нравственно


Чтение текста






Дети повторяют поступки взрослых, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них.

Злость, горе и обиду с лютой яростью переносят они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к еще большему ожесточению.



«Лучше бы ты умер»

Они омерзительны, очень жестоки.




Это минуты, проведенные на природе. Нет необходимости скрывать свою любовь.


Дети читают







Юшка своим добром победил людское зло, правда после смерти.




И он осерчал.


Это слово соответствует его образу. Он не мог быть негодующим, разгневанным.



Дети читают



Юшка осознают свою ценность в этом мире.


Дети читают








Добрый, чуткий, терпеливый, красивый душевно, трудолюбивый, честный и т.д.














На доске слова:

нравственность

гуманизм

сострадание

сопереживание

внутренняя красота

доброта

трудолюбие

терпение









Мы не только можем, но обязаны сказать. Эти слова мы должны сказать не только Юшке, но и любому человеку, кого мы вольно или невольно обидели.






Да, красив душевно.



Дети читают мини-сочинение



Учащиеся делают вывод.































Андрей Платонович Платонов

(1899 – 1951)


ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (1899-1951), русский писатель. В прозе Платонова мир предстает как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия: повести «Епифанские шлюзы» (1927), «Город Градов» (1928), «Река Потудань» (1937). В романах «Чевенгур» (опубликован в 1972, в России — 1988), «Счастливая Москва» (не окончен, опубликован в 1991), повести «Котлован» (опубликована в 1969), «Ювенильное море» (опубликована в 1979; в России обе — в 1987), «Джан» (опубликована в 1964) — неприятие навязываемых форм социалистического переустройства жизни. Своеобразие стиля Платонова определяют «косноязычие», «шероховатость» языка, сопрягающиеся в ткани повествования с отвлеченными понятиями и метафорическими образами.

* * *

ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (наст. фам. Климентов) [1 сентября (20 августа) 1899, Воронеж — 5 января 1951 года, Москва], русский писатель

Начало пути

Родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской. С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза) — нужно было поддерживать семью. Мотив паровоза прошел через все его творчество, а трудное детство описано в рассказах о детях. Рано проявляет интерес к техническому изобретательству и одновременно — к литературе. Первая проба пера — юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). В 1918-1921 годах активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте.

Рабочий-интеллигент. Воронеж

В 1922-1926 годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на строительстве электростанции. Он увлечен делом преобразования хозяйства, однако упорно продолжает заниматься литературой. Печатает публицистические статьи, рассказы и стихи в воронежских газетах и журналах и даже в московском журнале «Кузница». В публицистике Платонов этих лет — мечтатель-максималист, борец со стихийными силами в природе и жизни, призывающий к скорейшему превращению России «в страну мысли и металла», к подавлению влечений пола как препятствию на пути ко всеобщему братству. Вместе с тем, напряженные философско-этические искания Платонова этих лет (на него оказали влияния идеи А. Богданова, К. Э. Циолковского, Н. Ф. Федорова, В. В. Розанова) не позволяют ему слиться с пролетарской литературой. Пишет рассказы на темы деревенской жизни («В звездной пустыне», 1921, «Чульдик и Епишка», 1920), а также научно-фантастические рассказы и повести («Потомки солнца», 1922, «Маркун», 1922, «Лунная бомба», 1926), в которых вера в технический прогресс соединяется с утопическим идеализмом ремесленника-изобретателя.

От «дела» к «слову»

В 1927 году Платонов оставляет службу и перебирается с семьей в Москву: писатель в Платонове победил инженера. Вскоре появляется повесть «Епифанские шлюзы», давшая название сборнику рассказов (1927). В этой повести в экспрессивно-сгущенной символике сюжета и языка дана острая метафора трагического и жестокого облика России, обреченность в ней рациональных начинаний. Платонов подвергает в это время критической ревизии не только свои социальные утопические воззрения, но и радикализм в сфере пола. В сатирической утопии-памфлете «Антисексус» (1928) высмеивается идея отказа от плотской любви в пользу общественной деятельности, а также документально-монтажная литература левых.

В этот период кристаллизуется поэтика Платонова: спрямленность в выражении идеи уступает место двойственности авторской позиции; устремленность в будущее сменяется поисками глубинных смыслов жизни — «вещества существования»; герои — одинокие изобретатели, странники, раздумчивые чудаки. Складывается неповторимая языковая фактура: стиль мастера основан на поэтических приемах и словообразовательном механизме языка, выявляющем скрытое, первичное значение слова. Выразительное косноязычие Платонова не имеет прецедентов в русской литературе, отчасти опираясь на традиции символизма, а также перерабатывая опыт авангарда и газетную лексику своего времени.

Новая поэтика нашла свое выражение в повестях «Ямская слобода» (1927), в которой Платонов продолжил деревенскую тему ранней прозы, «Город Градов» (1928) — сатире на советскую бюрократию, «Сокровенный человек» (1928) о приключениях «размышляющего пролетария» в годы гражданской войны. В этой прозе Платонов уходит от декларативно-иллюстративного представления утопической идеи к напряженному поиску алгоритма существования, подчиненного многоуровневому единству человека и извечных проблем бытия. Граница между внутренним миром человека и внешней средой, между живой и неживой природой становится проницаемой, понятия и вещи сближаются, а суть жизни проявляется на грани ее исчезновения.

Героика ветхости

Сотканные из парадоксов угловатые герои, язык, сюжеты Платонова с трудом обретали признание современников. Успех публикаций в журналах «Красная новь», «Новый мир» вскоре сменяется критическими отзывами, редакторскими купюрами и отказами. Положение Платонова усугубляется бытовыми неурядицами: семья долго скитается по временным квартирам, пока в 1931 не поселяется во флигеле особняка на Тверском бульваре (ныне Литературный институт им.Герцена). 1929 год, год «великого перелома», принесший ужесточения в области литературной политики, сделал атмосферу вокруг Платонова еще более отчужденной. После публикации очерка «Че-Че-О» и особенно рассказа «Усомнившийся Макар» (1929) Платонов был обвинен в анархо-индивидуализме. Писателя перестают печатать — не помогает даже обращение к Горькому.

В 1928 Платонов завершает работу над романом «Чевенгур», однако целиком он увидел свет лишь в 1972 в Париже. Роман представляет собой многоплановое повествование, в котором лирика и сатира переплетены с философскими построениями и политическими аллюзиями. В основе сюжета — описание возникновения и гибели города-коммуны Чевенгур, куда приезжают после ряда приключений герои романа, сын утопившегося рыбака Саша Дванов и Дон Кихот революции Копенкин. В Чевенгурской коммуне «кончилась история» — очистив город от буржуев и «остаточной сволочи», уничтожив хозяйство, люди питаются дарами земли и солнца. Напавшие на город солдаты приносят окончательную гибель обитателям города. Роман пронизан двойственностью: коммуна — и идеал, и предмет осмеяния; федоровские воззвания к братству людей, воскрешению предков, предосудительности проявлений пола, которым Платонов был привержен в молодости, здесь иронически остраняются. Поэтика в «Чевенгуре» получает дальнейшее развитие: сюжет выражен неявно, речь персонажей и рассказчика не различаются; язык «корявый и афористически изысканный» (Е. Яблоков). Мерцание смыслов создает особую экспрессивно-вязкую среду неразрешенного трагического конфликта как основы существования. Этот конфликт универсален и не сводим лишь к разрыву между идеалом и практическим устройством жизни, к политическим и историческим реалиям.

Тридцатые годы

В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930 он создает один из своих главных шедевров — повесть «Котлован» (впервые опубликована в СССР в 1987) — социальную антиутопию на темы индустриализации, трагико-гротескное описание краха идей коммунизма (вместо дворца выстроена коллективная могила). Платонов «подчинил себя языку эпохи» (И. Бродский), напряженная фактура которого определила тему разрыва идеала с действительностью, мотива истончения существования, щемяще-трагической отчужденности каждого живого существа.

Однако социальная атмосфера накалялась. На публикацию «бедняцкой хроники» «Впрок» (1931) — иронического описания коллективизации — следует резкая реакция Сталина, и Платонова перестают печатать. Даже рассказ на антифашистскую тему «Мусорный ветер» (1934) был осужден за гротеск и «ирреальность содержания».

В середине 1930-х Платонов — писатель, пишущий главным образом в стол. Вместе с тем, обилие замыслов переполняет писателя. Он напряженно работает. В это время им были написаны роман «Счастливая Москва», пьеса «Голос отца», статьи о литературе (о Пушкине, Ахматовой, Хемингуэе, Чапеке, Грине, Паустовском). После создания близкой по проблематике к «Чевенгуру» и «Котловану» повести «Ювенильное море» (опубликована в 1986) и пьесы «Шарманка» писатель постепенно удаляется от масштабных социальных полотен в мир душевных переживаний и любовных драм (рассказы «Река Потудань», «Фро», «Афродита», «Глиняный дом в уездном саду»), в которых усиливается психологическая моделировка персонажей; ироническое отношение к любви уступает место глубине психологического прочтения. Замечательны рассказы о детях («Семен», 1936) — в них сопрягаются героика «отдельного существования» с состраданием к сиротству человечества.

В 1933-1935 после поездки в Туркмению Платонов создает повесть «Джан». Ее герой, ведомый прометеевской страстью спасти свой вымирающий в пустыне народ, хочет научить людей счастливой жизни в коммуне, но терпит неудачу. Лирический и социально-утопический пласты соединились здесь в единое целое. Яркость фразы и слова, звукопись и ритм делают прозу Платонова 1930-х годов экспрессивно-насыщенной.

В 1937 Платонову удается опубликовать сборник рассказов «Река Потудань», который подвергся уничтожительной критике, Платонов снова в опале, его положение отягощается еще одним событием — в 1938 по сфабрикованному делу был арестован единственный сын Платонова, пятнадцатилетний подросток.

Война и послевоенное творчество

В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, атмосфера парадоксальности бытия, внутреннего конфликта человека и мира. Рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») вызвал резкую критику за «клеветничество» в адрес советской семьи.

В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна нападок, вынужден искать обходных путей — он пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительности (с аллюзиями на СССР) «Ноев ковчег» (не закончена). Однако приспособиться к послевоенному террору Платонову было не дано: он вскоре умер от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря.

С 1980-х годов яркая самобытность мастера вызвала огромную волну интереса во всем мире. Большая часть произведений Платонова все еще находится в рукописях. Платонов — художник победившей музы: «темная воля к творчеству» и сокрушительная мощь слова многократно перекрыли узость времени и идей, которым он был предан.

Н. Болот






терзать

мучить

издеваться

истязать

изводить

тиранить


Терзать –

1.Разрывать на части.

2.Мучить нравственно.

(Словарь Ожегова)


нравственность

гуманизм

сострадание

сопереживание

внутренняя красота

доброта

трудолюбие

терпение









терзать

мучить

издеваться

истязать

изводить

тиранить


Терзать –

1.Разрывать на части.

2.Мучить нравственно.

(Словарь Ожегова)


нравственность

гуманизм

сострадание

сопереживание

внутренняя красота

доброта

трудолюбие

терпение



НРАВСТВЕННОСТЬ, –и, ж. Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

|  прил. нравственный, –ая, –ое. Н. кодекс человека.








Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

— Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу. –

Тихо ответили жители:

— Это на том берегу…

Н. Рубцов.

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак



Человек определяется тем, каков

он наедине со своей совестью.

Олег Волков.





Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.



А он, мятежный, просит бури.

Как будто в бурях есть покой.



М.Ю. Лермонтов





Я счастлив счастием, мне чуждым,

И грустен горестью чужой;



Чужим несчастиям и нуждам

Готов помочь я всей душой.

Иван Суриков.


1. Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

— Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу

Тихо ответили жители:

— Это на том берегу…

Н. Рубцов.

2. Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак

3. Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

М.Ю. Лермонтов

4. Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью.

Олег Волков.

5. Я счастлив счастием, мне чуждым,

И грустен горестью чужой;

Чужим несчастиям и нуждам

Готов помочь я всей душой.

Иван Суриков.

6. А он, мятежный, просит бури.

Как будто в бурях есть покой.

М.Ю. Лермонтов.



Список литературы:

1. Миносян С. С. «Прости нас, Юшка!» Журнал «Литература в школе», №3, 1995

Свежие документы:  Урок литературы для 10 класса «Хлеб - всему голова»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: