Противники на страницах произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» 7 класс

МОУ «Образцовская СОШ

Фроловского муниципального района Волгоградской области













Проблемный урок изучения художественного произведения в 7 классе..



Тема: «Противники на страницах произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».









Составила:

Учитель русского языка и литературы

высшей категории Герасимова Н.Н.



















Проблемный урок изучения художественного произведения в 7 классе..



Тема: «Противники на страницах произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».



Цели:

— развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;

— развитие ценностного отношения учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам.

Задачи:

— в процессе анализа произведения выяснить, кем являются наши главные герои: противниками, соперниками или ненавистниками.



У: Главные герои «Песни…» — грозный царь, молодой раб и добрый хозяин. Речь в поэме идет о странном переплетении судеб грозного царя, злого опричника и доброго хозяина. Заглавие не только называет героев, но и дает представление о расстановке сил, которые должны вступить в противоборство. Наиболее ярко оно проявит себя в 3-й части, которую можно назвать «Два поединка», т.к. победивший в кулачном бою Калашников вынужден будет держать ответ перед царем. Таким образом, три главных героя образуют в последней части две пары: злой опричник и добрый хозяин, добрый хозяин и злой царь. Отношения героев в парах отличаются открытой враждебностью. В чем же ее причины? Без сопоставления персонажей ответить на этот вопрос невозможно.

Как же назвать тему нашего урока? Противники? Соперники? А может, ненавистники? Ведь именно ненавистником назвал купец злого опричника. Оставим пока это вопрос открытым и вернемся к героям. Рассмотрим каждую пару в соответствии с предложенным планом:

  1. Слово о героях.

  2. Объединяющие черты.

  3. Различия.

  4. Истоки враждебности.


Начнем с первой пары. Представив героев, поговорим о том, что их объединяет ( — Калашников и Кирибеевич молоды, полны сил и отваги, богаты. Оба живут в эпоху Ивана Грозного, чудовищный деспотизм которого ломает судьбы и калечит души).

У: — А чем они отличаются?

(- В сравнении с Кирибеевичем отчетливо видно, что произвол никак не коснулся Калашникова, который в таких условиях остался свободным человеком, добрым, заботливым и честным хозяином. А лукавый и злой опричник не только не скрывает своего рабского положения, но и гордится им).


У: Чего же больше всего боятся наши герои?

(Кирибеевич боится не угодить царю и попасть в немилость, самое страшное для Калашникова – потерять свое честное имя, опозорить свой род.

У них разные представления о самом страшном, потому что купец подчиняет свою жизнь Божьим заповедям, а опричник – царским желаниям.

Кирибеевич, в отличие от Калашникова, одинок. И дело не только в том, что у него нет жены и детей, и он не ощущает потребности в защите семейной чести, чести рода. Опричника не трогает даже то, что купец называет его басурманским сыном. Род Скуратовых, к которому принадлежит Кирибеевич, кровавыми делами доказывая свою верность царю, предал забвению Божьи заповеди и тем самым лишил своих потомков важнейшего средства духовной защиты. Гневная отповедь Калашникова помогает увидеть обреченность молодого опричника, который, обладая солидным состоянием и царским покровительством, не может произнести одну-единственную фразу, так много значащую для его противника:

А родился я от честнова отца…)

У: Обратим внимание на несовпадение значений слов «честный» и «честной».


Честный – это добросовестный, проникнутый прямотой и искренностью.

Честной – устар., означает почтенный, уважаемый.

Оно содержит определенную общественную оценку: отец Калашникова , человек незнатного происхождения, пользовался заслуженным уважением простых людей, и его сын стремится быть похожим на своего отца, строжайшим образом соблюдая его заветы, на которых и держится охраняемый им порядок. Угроза его честному имени приходит со стороны, и он вынужден защищаться – иначе нельзя.

Не случайно уже в заглавии автор называет Калашникова удалым. Однако в третьей части поэмы удалым назван и Кирибеевич:


И выходит удалой Кирибеевич,

Царю в пояс молча кланяется…


У: Какую же загадку таит это слово?

(Обратимся к словарю: « Удаль – безудержная лихая смелость»

А вот какое толкование дает этому слову писатель Ф.Искандер: «Удаль, безусловно, предполагает риск собственной жизнью, храбрость. Но…это неполноценная храбрость. В ней есть самонакачка, опьянение.

Удаль – это паника, бегущая вперед. Удаль рубит налево и направо…Удаль – возможность рубить, все время удаляясь от места, где уже лежат нарубленные тобой, чтобы не задумываться: «А правильно ли я рубил?»».


Слово это как будто поворачивает нас к Кирибеевичу, заставляя увидеть его в полный рост. Но при чем здесь Калашников, тщательно обдумывающий свои поступки?


— Вспомните его разговор с братьями накануне кулачного боя.


— Значит, не удаль, а какое-то иное качество движет его поступками.

Что же это за качество?

(Мужество!

— Вновь откроем словарь: «Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности».

И еще раз обратимся к Ф.Искандеру: « В слове мужество – суровая необходимость, взвешенность наших действий. Мужество – от ума, от мужчинства. Мужчина, обдумав, осознав, что в тех или иных обстоятельствах жизни, защищая справедливость, необходимо проявить высокую стойкость, проявляет эту высокую стойкость мужество. Мужество ограничено целью, цель продиктована совестью».


Конечно, настоящее мужество проявляет Калашников.


— Почему же в «Песне…» он назван удалым?

(Это взгляд со стороны. Многим не понятен его поступок, непонятен вызов , который он бросает царю. Лермонтов не просто приближает читателя к своим героям, он делает его свидетелем произошедших событий, предоставляя возможность дать свою оценку, высказать свое мнение. И поскольку оценка эта вырастает из сравнения, то можно сказать, что воплощением подлинного мужества становится простой купец, для которого высшей человеческой доблестью становится является право называться честным отцом, что удаль никогда не заменит мужества и что многого не понял в жизни молодой опричник, оказавшийся не способным к духовному возмужанию, к духовной зрелости).

У: — А теперь рассмотрим другую пару: добрый хозяин и грозный царь.

Всего на несколько минут свела их судьба, но нет сомнений, что Степан Калашников разговаривал с Иваном Грозным не отводя глаз, смотрел прямо и открыто, резко выделяясь среди «лукавых рабов».


— Что же объединяет царя и купца?

( И тот и другой по сути своей хозяева. На плечах одного – семья, на плечах другого – государство. Они стражи и хранители порядка, они несут бремя ответственности перед предками и перед потомками).


— Как же они исполняют свой долг?

(Калашников руководствуется Божьими законами, а царь – своей волей. Главной человеческой ценностью для купца является честность, а для царя верность, которую должны постоянно доказывать ему подданные.

Верность в представлении царя – это не только преданность, но и открытость, безопасность. Кирибеевич был открыт и понятен ему, а Калашников хранил какую-то тайну, потому и не смог удалой купец заменить удалого опричника.

И примечательно молчание государя в ответ на рассказ его слуги о любви к замужней женщине: чужая верность никогда не интересовала царя. А ведь Кирибеевич обращался к нему как к отцу. Мог ли честной отец промолчать в такой момент, мог ли оставить своего сына в сердечном смятении? И опричник, понимая, что царь избрал для себя путь разрушения и вероотступничества, готов безоговорочно следовать за ним. Можно ли повернуть на этот путь Степана Калашникова?

— Так кто же они, противники или соперники? А, может, ненавистники?

(Нет, не соперники, а противники представлены в наших парах, и они не просто сравниваются, а противопоставляются – разводятся в разные стороны. Противопоставление не только подчеркивает несходство героев, оно требует обобщений, выводов.

Давайте попробуем сделать их вместе.


(Исходя из содержания поэмы, вершиной духовной зрелости человека является способность к передаче накопленной поколениями мудрости. Степан Калашников – единственный из героев, кто поднялся до этой высоты, кто перед лицом смерти отстоял право называться достойным сыном своего отца, кто не посрамил род бесчестием и не обездолил своих детей, передав им не только средства к существованию, но и понятие справедливости. Добрый хозяин оставил о себе добрую память – одно из тех бесценных сокровищ, которые далеко не всегда по карману даже самым сильным мира сего).

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Зима – покой природы"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: