БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 33»
Г. НАЗЫВАЕВСКА
Из опыта работы
по теме «Проведение литературных гостиных
с использованием ИКТ»
Работу выполнила
преподаватель русского языка и литературы
БОУ НПО «ПУ №33» г.Называевска
Бондарькова Татьяна Викторовна
г. Называевск
2013 год
Художественное слово играет важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном её развитии. «В слове сокрыта самая великая энергия – энергия человеческого духа», — говорил Фёдор Абрамов. Освободить эту «великую энергию духа» едва ли по силам уроку. Необходимо сочетание разных форм деятельности, творчества и, что особенно важно, — сотворчества.
Одна из таких форм работы, как убеждает опыт, — литературная гостиная, которая стала традиционной в нашем училище при проведении декады общеобразовательных дисциплин. Литературные гостиные, сочетающие эстетическую, информативную и воспитательную функцию литературы, отличаются от уроков, с одной стороны, и от литературных композиций – с другой, и особой обстановкой домашней теплоты, доверительности, свободы общения, гармонией формы и содержания. Применение такой нетрадиционной формы обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.
Для участников и гостей такие встречи с литературой становятся «трудом и творчеством, приобщением к культурно-нравственным ценностям русского народа, идеалам добра и красоты.
В таких мероприятиях участвуют все обучающиеся группы, каждый может найти себе роль, возможность для творческого самовыражения. Чтобы организовать такой вечер, необходимо провести большую подготовительную работу. Атмосфера тепла, заинтересованности, внимания часто невольно превращает гостей в участников мероприятия.
Цель:
Знакомство с жизнью и творчеством писателей, поэтов, художников и музыкантов, известных людей, чья жизнь является достоянием России, русского народа через литературно – музыкальную гостиную.
Задачи:
приобщение к лучшим образцам культуры и искусства;
развитие познавательных процессов, которые лежат в основе читательского восприятия;
развитие читательского воображения;
обогащение фонда жизненных впечатлений;
приобщение к образцам народного и литературного языка;
сохранение духовных традиций русского народа;
знакомство слушателей с лучшими образцами творчества художников и музыкантов;
организация досуга.
Сущность опыта: создание системы работы по пропаганде проведения гостиных, рассказывающих о малоизвестных или искусственно замалчиваемых фактах жизни замечательных людей, либо расширяющих общеизвестные хрестоматийные данные.
Что же такое литературно – музыкальная гостиная? Литературно – музыкальная гостиная – это гибкая форма организованного общения, импонирующая подростку с их претензиями на взрослость. Привлекательность её состоит в том, что она достаточна мобильна. Её можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя различные формы и атрибуты. Она может быть тематической, мемориальной или жанровой.
Проведение такого рода мероприятий предусматривает большую
подготовительную работу. Каждая литературная гостиная сопровождается яркой, красочной презентацией, включающей сразу в содержание видеоклипы ( Слайд 2. Гостиная «Поэты не рождаются случайно». Разговор о бардовской песне, об Игоре Талькове.), фрагменты из фильмов (Слайд 1. «Святые женщины далёкой той поры». Мероприятие, рассказывающее о героинях Отечественной войны 1812 года. Кадры из к/фильма «Гусарская баллада».), музыку (Слайд 5. «Мой край задумчивый и нежный»: встреча с С.А.Есениным. Звучат песни, романсы на стихи поэта.), исполнение мастеров слова ( Слайд 3. Гостиная «Мой гений веки пролетит»: штрихи к портрету М.Ю.Лермонтова. Звучат стихи.), различные интервью (Слайд 10. Гостиная «Мне дали имя при крещенье – Анна».) Это теперь возможно благодаря мультимедиа, что позволяет экономить время и следовать в строгой последовательности.
А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем, что означает само слово «гостиная»? «Гостиная» — это комната, в которой принимают гостей и одновременно это сам процесс приёма гостей. А гостей, как правило, бывает много.
Любая из тем в литературной гостиной до своего воплощения в жизнь проходит несколько этапов:
1 этап. Определение темы. Встречи в литературной гостиной проходят 2 раза в год. На МО преподавателей общеобразовательных дисциплин обсуждаются и конкретизируются темы, утверждаются сроки.
2 этап. Разработка сценария, который является творчеством самих организаторов, определение в нем места обучающихся и гостей. Подготовка групп учащихся, репетиции. Но никогда не репетируется весь ход литературной гостиной, весь сценарий, лишь отдельными миниблоками, чтобы создать атмосферу непринужденной заинтересованности даже у самих непосредственных участников.
3 этап. Реклама. Приглашение. Книжные выставки. Красочные объявления.
4 этап. Создание соответствующего интерьера, декорации (если есть необходимость), костюмы, свечи.
5 этап. Создание эмоционального настроя, через интригующее начало, введение музыкальных фрагментов, привлечение к участию интересных людей (но не на каждую гостиную).
6 этап. Момент творчества. Выразительное чтение обучающимися отрывков из произведений авторов, стихов, музыкальное их исполнение, прослушивание песен, романсов, участие в сценках.
7 этап. Рефлексия. Традиционное заключение, когда с зажженной свечой по кругу участники и зрители делятся впечатлениями.
Всю систему работы литературно – музыкальной гостиной можно поделить на пять блоков:
I. Целеполагание
II. Организация литературно – музыкальной гостиной
III. Проведение литературно – музыкальной гостиной
IV. Подведение результатов
V. Анализ мероприятия
Этапы подготовки и проведения литературно – музыкальной гостиной:
I. Целеполагание:
выбор темы;
определение целей и задач;
определение целевого и читательского назначения.
II. Организация литературно – музыкальной гостиной:
отбор литературы и её изучение;
подбор вспомогательных материалов (фотографий, репродукций и др.);
написание сценария;
первое прочтение сценария;
корректировка материала;
распределение ролей среди обучающихся – ведущих, чтецов, исполнителей песен и ролей;
репетиции, индивидуальные репетиции;
консультации (по необходимости) соведущих;
организация книжной выставки;
подготовка слайд – шоу в режиме «Презентация»;
организация пространства для проведения гостиной;
подготовка технического оснащения;
подбор музыкальных клипов;
оформление помещения, где будет проходить гостиная;
выбор костюмов для ведущих и чтецов;
решение организационных вопросов – связаться с участниками гостиной
(обучающимися, преподавателями, мастерами п/о, родителями, гостями и др.)
выбор времени, удобного для проведения мероприятия;
написание объявления и приглашений гостям;
приглашение гостей – участников гостиной;
подготовка подарков гостям, активным участникам и лучшим исполнителям.
III. Проведение литературно – музыкальной гостиной:
вступительное слово Хозяйки (преподавателя литературы) гостиной;
выступление учащихся – ведущих и чтецов, исполнителей ролей ;
встреча с гостем (гостями) литературно – музыкальной гостиной;
показ слайд – шоу в режиме «Презентация»;
обзор книжной выставки
IV. Подведение результатов:
Обсуждение гостиной с творческой группой, участвующей в подготовке и проведении мероприятия.
Просмотр фотографий, сделанных в процессе литературно – музыкальной гостиной.
VI. Анализ мероприятия.
Результативность:
подростки учатся работать в коллективе;
приобретают навыки общения со сверстниками;
узнают о жизни и деятельности знаменитых людей;
получают представление о богатстве книжного фонда училищной и районной библиотек, о возможностях интернетресурсов.
Требования, которые необходимо соблюдать при подготовке и проведении литературно-музыкальных мероприятий.
1. Гостиная должна создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных нравственных установок.
2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять участие в «празднике слова».
3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто.
4. При проведении мероприятия ориентироваться на уже достигнутый уровень развития обучающихся. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем нельзя делать мероприятие «наукообразным». Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние на ребят. Огромную роль играет и принцип наглядности.
6. Активное применение игровых, ролевых и занимательных форм работы должно отличать гостиную от урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей. Встречи в литературной гостиной – это замечательная возможность объединить ребят по принципу совпадения идеалов, увлечений, интересов. Следовательно, гостиные разнообразны по форме и тематике: это и ролевая игра-путешествие, и литературно-музыкальная композиция, вечер-портрет и интеллектуальное казино, устный журнал, вечер бардовской песни, литературный «покер».
7. При подготовке мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся, потому что встречи в литературной гостиной не только углубят знания обучающихся о литературе, но и пробудят интерес к искусству вообще, позволят показать свои умения и раскрыть театральные способности.
8. Особенностью данных мероприятий является их тесная связь с задачами приобщения к чтению и поощрения чтения. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно ни затрагивало и в какой бы форме ни происходило, подразумевает, в первую очередь, «рекламу» книги и чтения.
Проводимые литературные гостиные вовлекают обучающихся в мир искусства слова, развивают эстетический вкус и творческие способности ребят.
Литературные гостиные, опытом проведения которых могу поделиться:
1.«Святые женщины далёкой той поры». (Мероприятие, рассказывающее о героинях Отечественной войны 1812 года.)
2. «Поэты не рождаются случайно…» (Бардовская песня. Разговор об Игоре Талькове.)
3. «Мой гений веки пролетит». (М.Ю.Лермонтов: штрихи к портрету.)
4. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. (Судьба и творчество А.А.Ахматовой, А.И.Солженицына, В.Т.Шаламова.)
5. «Мой край задумчивый и нежный». (Встреча с С.А.Есениным.)
6. «Красною кистью рябина зажглась». (Посвящается Марине
Цветаевой.)
7. «Имя твоё – льдинка на языке…». (Разговор о А.А.Блоке.)
8. «Ангел-хранитель мой». ( Пушкин и Натали.)
9. «Война ж совсем не фейерверк, а просто – трудная работа…» ( Поэзия и проза Великой Отечественной войны.)
10. «Мне дали имя при крещенье – Анна …» (Страницы жизни и творчества А.А.Ахматовой.)