Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение с. Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области
.
Проверочная работа по литературе в 5 классе
по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Иванова Галина Владимировна
с. Среднее Аверкино
2013
Анализ отрывка из эпического произведения
Цель: контроль осмысленного чтения художественного произведения, знания литературоведческих терминов, умения находить их при анализе прозаического произведения, развитие навыков письменной рефлексии по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Коротка августовская ночь в Заполярье. Пока Васютка управился с дровами, густая, как смоль, темнота начала редеть, прятаться в глубь леса. Не успела она ещё совсем рассеяться, а на смену ей уже выполз туман. Стало холоднее. Костёр от сырости зашипел, защёлкал, принялся чихать. (…)
Всё замерло в ожидании первого утреннего звука. Что будет это за звук – неизвестно. Может быть, робкий свист пичужки или лёгкий шум ветра в вершинах бородатых елей и корявых лиственниц, может, застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень.
Что-то должно родиться из этой тишины, кто-то должен разбудить сонную тайгу. Васютка зябко поёжился, придвинулся ближе к костру и крепко заснул, так и не дождавшись утренней весточки.
Солнце было уже высоко. Туман росою пал на деревья, на землю, мелкая пыль искрилась всюду.
«Где это я?»- изумлённо подумал Васютка. И, окончательно проснувшись, услышал оживлённую тайгу.
По всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок. Где-то по-детски заплакала желна. Над головой Васютки, хлопотливо попискивая, потрошили синички старое дерево. Васютка встал, потянулся и спугнул кормившуюся белку. (…)
-Ну, чего смотришь? Не узнала?- с улыбкой обратился к ней Васютка. (…)А я вот заблудился. Понёсся сдуру за глухарём и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревёт… Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! (…) Убирайся давай, рыжая, стрелять буду!
Васютка вскинул ружьё и выстрелил в воздух. Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать леревья. Васютка выстрелил ещё раз и долго ждал ответа. Тайга не откликалась. По-прежнему надоедливо, вразнобой горланили кедровки, неподалёку трудился дятел да пощёлкивали капли росы, осыпаясь с деревьев.
В.Астафьев «Васюткино озеро»
Задание | Ответы | |
1 | К какому роду литературы относится данное произведение, из которого взят отрывок? | Эпос |
2 | Укажите жанр произведения | Рассказ |
3 | Где и когда происходит действие? | В Заполярье в конце августа |
4 | Назовите полное имя героя, о котором идёт речь | Василий Шадрин |
5 | Какой таёжный закон нарушил Васютка? | Отошёл от затесей |
6 | Как называется картина природы в литературном произведении? | Пейзаж |
7 | Как называется речь одного персонажа? Почему Васютка разговаривает вслух? | Монолог Прогоняет страх |
8 | Как называется самый напряжённый момент в художественном произведении? Выпишите предложение, подтверждающее вашу мысль. | Кульминация «А я вот заблудился». |
9 | Какие качества помогли мальчику выжить? | Смелость, смекалка, терпение, знание тайги… |
10 | Выпишите из отрывка примеры изобразительно-выразительных средств: |
|
| эпитетов | Робкий свист; сонная тайга; оживлённая тайга |
| сравнений | Белка, будто пушинка; темнота густая, как смоль; туман пал росою |
| олицетворений | Заплакала желна; белка пошла считать деревья; горланили кедровки |
| Составьте синквейн, характеризующий героя | Васютка Смелый, сообразительный Нарушил, заблудился, выжил Мальчик-первооткрыватель проточного озера Робинзон
|
Список использованной литературы
1. Литература.5 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.2/ авт.-сост. В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2009