Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №2»
Никифоровского района
Тамбовской области
Доклад
Пути и методы формирования познавательного интереса
на уроках русского языка и литературы
Работу выполнила
Сурова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
р.п. Дмитриевка, 2012
Задача педагога, особенно словесника, заключается в развитии творческой индивидуальности ребёнка. По утверждению психолога Л.С.Выготского, «творчество – норма детского развития».
На уроках русского языка и литературы однообразие видов работ создаёт скуку, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого учитель должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на уроках русского языка и литературы является эффективнейшим приёмом развития творческого воображения.
При изучении в 6-ом классе стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» можно начать урок с вступительной беседы.
— Представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу и вы можете спать, сколько захочется. И вот вы в это время ещё в постели. Наслаждаетесь, отсыпаетесь за неделю. Но в часов в одиннадцать начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаёте, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и … Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где ещё вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня всё сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он облепил…
Но тут я остановлюсь и сделаю отступление.
Как часто, имея глаза и уши, мы видим всё, что нас окружает, слышим множество звуков, но не умеем вслушиваться и всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам. А может, они и не особенные, может, этому можно в какой-то степени научиться, если быть повнимательнее, если поупражняться? Вот вам творческая задача: представьте себе картину, которую вы увидели из окна своего дома в воскресное утро, постарайтесь её нарисовать как можно точнее. Словами, конечно, но так, чтобы и мы её могли вообразить. Всего 5 – 6 предложений. На эту работу – пять минут. Только – чур! – не говорить: «белый снег», «голубое небо», «яркое солнце».
При изучении романа «Дубровский» можно предложить шестиклассникам приготовить пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из персонажей (Дефоржа, Маши, Троекурова). Также учащимся посильнее можно дать индивидуальное задание: написать письмо от лица помещицы Глобовой к сыну после всего с ней происшедшего. Такие задания развивают творческое воображение.
Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий: сочинения по картине, сочинения по пословицам, по опорным словам, рассказ-фантазия, на свободную тему ит.д.
Большой интерес у ребят вызывает работа с картиной. К.Д.Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова… — начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно, непринужденно…» Работу с картиной можно проводить регулярно – не реже одного раза в неделю. Для этого можно использовать серии картинок, иллюстрации сказок, картины природы, просто один цветок или неживой предмет.
Красочная содержательная картина оказывает на ребёнка глубокое эмоциональное воздействие, обогащает его мысли и чувства, побуждает к высказыванию. При работе с картиной, где изображён один цветок, можно предложить описать его внешний вид, затем внутренний мир цветка, его настроение.
При написании сочинений почти у всех ребят возникают трудности. Чтобы детям нравился такой вид работы, нужно предлагать темы, которые будут интересны ребятам.
1. «Я чувствую, что я …»
— Представь, что ты превратился в дом, или зеркало, или мяч, или дорогу, солнце, слезу… Что ты чувствуешь? Что ты ощущаешь? Каковы твои действия? Запиши свои мысли в форме маленького рассказа или стихотворения.
2. «Я начну, а ты продолжи…»
— Учитель предлагает строки:
Вот он – светлый, добрый дом,
Мы сейчас в него войдём…
3. На свободную тему.
— Где спрятана душа слова?
— О чём рассказал мне сон?
— Интересный человек. Каким я его себе представляю?
4. Из серии «Почемучка».
— О чём могут рассказать дома?
— Почему взрослые не играют в игрушки?
— Где прячется настроение?
— Что есть красивое?
— Всё ли покупается и продаётся?
Развитию творческого воображения способствуют творческое списывание (задание: списать текст, вставляя пропущенные прилагательные; подобрать синонимы к прилагательным) и пересказ с творческим заданием. Например, детям предлагается придумать своё развитие сюжета, концовку. Можно провести диктанты, изложения с продолжением.
Очень интересным видом работы является «кластер». Для проведения работы «кластер» класс можно разделить на группы. Каждой группе даётся тема – одно слово. Например, утро, праздник, каникулы, урок и др.
Дети должны записать все слова – ассоциации, которые у них возникают. Затем они должны составить рассказ, используя все слова – ассоциации.
Таким образом, русский язык и литература предоставляют большие возможности для развития творческого воображения. Разбудив у школьников стремление к творчеству, создав условия для его проявления, можно увидеть, насколько интереснее им будет учиться, как повыситься их общеобразовательный уровень.
Литература
1. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М, Просвещение, 2012. – 383 с.
2. Шкуран Р.А. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы: учеб-метод. пособие для учителей русского языка и литературы. – Тамбов, 2006. – 69 с.