Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Рабочая программа
по литературе для 11 класса
Учителя Шестаковой Татьяны Петровны
г.Артёмовский
2013г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И. Беленького, 5-е издание, М.: Мнемозина, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий три раздела:
Пояснительная записка;
Собственно рабочая программа, которая отражает:
Требования федерального и ГОС НРК;
Календарно-тематическое планирование;
Программное и учебно-методическое обеспечение;
Виды контроля;
Требования к уровню подготовки обучающихся;
Использование кабинета в образовательном процессе.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 11 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Сборник нормативных документов. Литература . Федеральный компонент государственного стандарта. Москва, Дрофа, 2007
Литература – 11 класс. Учебник под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2010
Словарь – справочник по русскому языку: правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов. Под ред. А.Н.Тихонова. «Словари» Москва, 1995
Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007
Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007
Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006
Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
Речевые ошибки и их предупреждение. Ф.П.Сергеев. Волгоград: Учитель, 2002
Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск. И.А.Фогельсон. Материк – Альфа, 2006
Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
Виды контроля
Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика), выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную тему, презентация проекта, устный доклад-сообщение как форма публичного высказывания на литературную тему
Итоговый: письменное развёрнутое высказывание по литературной или нравственно-этической проблеме, сочинение на литературную тему, письменный ответ на вопрос проблемного характера, анализ стихотворения, письменный и устный развёрнутый ответ на проблемный вопрос, презентация проекта.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Использование кабинета в образовательном процессе
При формировании знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении, при изучении выдающихся произведений русских писателей, их жизни и творчества используются следующие тематические папки и тематические альбомы:
М.А. Шолохов. Альбом иллюстраций
М. Горький. Альбом иллюстраций.
В. Маяковский. Альбом иллюстраций.
Портреты писателей и поэтов: А.П. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, А. Блок, М. Горький, С. Есенин, В. Маяковский, М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын.
Мультимедийные материалы (презентации Power Point, диски виртуальной школы Кирилла и Мефодия).
Требования федерального компонента и ГОС НРК
Содер- жатель- ные линии | Требования федераль- ного компонента ГОСа | ГОС НРК Составляющие качества обучения | |||
Предметно- информационная | Деятельностно- коммуникативная | Ценностно- ориентированная | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека | Худо-жествен-ная куль-тура
| Знать основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Литературный характер, литературный тип. Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, наличие и развитие в литературе определённых традиций Уметь конспектировать статью учебника и лекцию учителя. Понимать, что такое национальные традиции, ценности, гуманизм, париотизм, самобытность | Понятие о художественной литературе, отличие художественной литературы от научной, от других видов искусства, понятие о художественном образе. Представление о творчестве писателей и поэтов Среднего Урала. Иметь представление об истории становления художественной культуры Среднего Урала во взаимодействии с процессами ее развития в стране. | Совершенствование навыков работы с книгой, умение составлять конспект. Овладение важнейшими общеучебными умениями (планировать свою деятельность, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет. Использование опыта общения с книгой в повседневной жизни, в речевом самосовершенствовании | Приобщение в духовно-нравственным ценностям литературы. Формулирование собственного отношения к произведениям литературы. Формирование эстетического вкуса. Ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку. |
2.Русская литература и общественная мысль на рубеже веков. | Худо-жествен-ная куль-тура
| Представить «новый» взгляд на литературу и ее функции, переоценку культурно-философских ориентиров и традиционных для классической литературы ценностей.
| Дать понятие модернизма как литературно-эстетического явления, многообразие литературных течений и направлений. Представить декаданс как идеологическое и эстетическое явление эпохи. | Умение устанавливать связь между общественно-политическими процессами в России и периодизацией русской литературы XX века. | Ориентация на общечеловеческие ценности. |
3. Художественный мир русской прозы начала XX века. А.П.Чехов. И.А.Бунин. А.И.Куприн. | Худо-жествен-ная куль-тура
| Показать развитие реализма на рубеже веков, продолжение и переосмысление традиций реализма XIX века в творчестве русских писателей. Художественное исследование духовного мира личности в произведениях А.П.Чехова. Особенности поэтики. Жанр рассказа как художественное устремление Бунина к изображению концентрированного «мгновения жизни». Синтез поэтического и прозаического (сопоставление изученных рассказов со стихотворениями). Система художественных образов в повести Куприна «Олеся». Приемы создания образа. Роль пейзажа в повествовании. | На основе повторения и обобщения ранее изученного познакомить с неоромантическими тенденциями в русской прозе. Умение анализировать прозаическое произведение, определять приемы создания образа и авторскую позицию. Умение анализировать своеобразие авторской манеры.
| Умение в результате анализа прозаического произведения отслеживать трансформацию традиционных тем и образов русской литературы. Анализ своеобразия писательской манеры А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. Уметь пересказывать эпизод, делать его анализ, выявлять художественные детали, раскрывающие идею писателя, выявлять компоненты сюжета | Проблема человеческого счастья, вопрос о назначении человека, поиски ценностей личности, духовный мир человека, проблема духовности и бездуховности, человек и его Родина. |
4.Художественный мир русской поэзии начала XX века. Серебряный век русской поэзии. | Худо-жествен-ная куль-тура
| Представить поэзию серебряного века как эстетический феномен.
| Углубление представлений о своеобразии художественного мира поэтического произведения. | Умение определять особенности каждого течения русского модернизма: символизма, акмеизма и футуризма. | Ориентация на общечеловеческие ценности (категория вечного и временного) |
5.А.А.Блок. Поэзия. Поэма «Двенадцать». | Худо-жествен-ная куль-тура
| Судьба и личность поэта. Показать, анализируя тексты лирических произведений, тему «двоемирия» в ранней лирике, особенности лирического героя и образ «странного мира». Представить своеобразие композиции, ритма, интонации, строфики, символики Блока. | Закрепление умения анализировать текст лирического произведения. | Умение отбирать художественные приемы, используемые при создании образа поэтом-символистом. Уметь читать поэтический текст выразительно и наизусть, анализировать ритмико-интонационный строй лирического произведения. | Обретение смысла жизни в любви к Родине. |
6.М.Цветаева. Поэзия. | Худо-жествен-ная куль-тура
| Познакомить учащихся со своеобразием художественной манеры поэтессы, основными темами и мотивами творчества. | Углубление представлений о своеобразии художественного мира поэтического произведения. | Закрепление умения анализировать текст стихотворения. | Ориентация на общечеловеческие ценности, обостренное чувство Родины в дни тяжёлых испытаний. |
7.М.Горький. Ранние рассказы. Пьеса «На дне» | Худо-жествен-ная куль-тура
| Романтизм ранних рассказов; особенности художественных образов, своеобразие композиции. Представить новаторство драматургии начала века: эпическое начало драмы «децентрализация» системы персонажей, «бессюжетность» пьесы, отсутствие борьбы – интриги, философское звучание пьесы «На дне». | Показать прием контраста как основной художественный прием ранней прозы писателя. Умение анализировать драматическое произведение. Закрепить умение находить оптимальный путь интерпретации произведения, отбирать приемы создания образа. | Умение определять и оценивать образ главного героя в образной системе произведения. Анализ философско-этической проблематики пьесы, своеобразия жанра и конфликта, системы персонажей пьесы. | Формирование личного отношения к герою литературного произведения. Спор о человеке, его предназначении и судьбе. Осознание ценности личности и умения противостоять существующей действительности. |
8.С.Есенин. Поэзия. | Худо-жествен-ная куль-тура
| Судьба и личность поэта. Лирический герой в поэзии.
| В ходе анализа произведений представить лиричность и исповедальность поэзии Есенина. Образ родины и своеобразия его воплощения в лирике | Закрепление умения анализировать метафоричность и образность поэтического языка. Уметь читать поэтический текст выразительно и наизусть, анализировать ритмико-интонационный строй лирического произведения. | Осознание ценности личности и умения противостоять существующей действительности, судьба человека и его Родины, любовь к родной земле. |
9.В.В.Маяковский. Поэзия. | Худо-жествен-ная куль-тура
| Эпоха и судьба поэта. Представить футуризм как одно из течений модернизма, его основополагающие эстетические принципы. | В ходе анализа художественных текстов представить образ лирического героя произведений В.Маяковского, сплав личного и социального в лирике. Познакомиться с новаторским характером поэзии Маяковского. | Закрепление умения анализировать текст лирического произведения. Уметь читать поэтический текст выразительно и наизусть, анализировать ритмико-интонационный строй лирического произведения. | Историко-культурный комментарий лирических произведений с ориентацией на общечеловеческие ценности. |
10.Первые десятилетия советской литературы. | Худо-жествен-ная куль-тура
| Дать общую характеристику развития русской литературы после 1917 года. 1-й съезд советских писателей, метод соцреализма, тема гражданской войны в литературе, сатирическое изображение жизни и быта советских людей. | Стилевое разнообразие прозы 20-х годов | Закрепление умения работать с материалом учебника |
|
11.М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце». | Худо-жествен-ная куль-тура
| Эпоха и судьба писателя. Мир русской интеллигенции в её взаимоотношениях с представителями новой власти в повести «Собачье сердце». | Углубление представлений о своеобразии художественного мира. | Умение давать культурологический анализ произведения. Развитие самостоятельности и креативности мышления. | Культурные традиции и духовный мир человека. |
12.М.Зощенко. Рассказы. | Худо-жествен-ная куль-тура
| Сатирическое творчество М.Зощенко
| Формирование навыка работы с текстом: умение находить приёмы создания комического эффекта | Уметь читать и анализировать прозаический текст |
|
13.А.Ахматова. Поэзия. | Худо-жествен-ная куль-тура
| Судьба и личность. Трагические интонации в лирике, особенности творческого метода.
| Закрепить умение анализировать приемы создания образа лирической героини. Эпическое и лирическое начало в произведении. | Уметь читать выразительно и наизусть, понимать идейный смысл стихотворений | Проблема смысла жизни, философская глубина размышлений поэтессы. |
14.М.Шолохов. «Донские рассказы», роман «Тихий Дон». | Худо-жествен-ная куль-тура
| Познакомить с отражением традиции Гражданской войны в художественном мире романа.
| Закрепление умения анализа романа – эпопею, приемы создания образов Григория Мелехова и др.
| Укрепление определять и оценивать образ главного героя в образной системе романа-эпопеи. | Нравственный идеал времени и особенности его воплощения. |
15.Литература русского зарубежья. | Худо-жествен-ная куль-тура
| Представить литературу русского зарубежья как культурный феномен. Основные имена.
| Углубленное представление о своеобразии художественного мира писателя. Представление в литературе русского национального характера и его неразрешимых противоречий. | Умение отбирать и систематизировать учебный материал в единстве формы и содержания. | Восприятие художественного текста призму современной интерпретации. |
16.Тема Великой Отечественной войны. | Худо-жествен-ная куль-тура
| Представить жанровое и тематическое многообразие произведений, созданных в период войны. Высокий патриотический пафос лирики и публицистики. Осмысление опыта войны в произведениях эпических и драматических. | Человек на войне и правда о нём. Патриотические мотивы и сила народного духа. В ходе анализа художественного текста разобраться в тематике и проблематике повести; рассмотреть реализм изображения военного быта, разнообразие характеров героев. | Уметь анализировать текст, выявлять его проблематику, характеризовать героев, давать им сопоставительную характеристику, давать развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера. | Тема любви к Родине, готовность самоотверженно защищать её. |
17.Поэзия середины XX века. Н.А.Заболоцкий, А.Т.Твардовский | Худо-жествен-ная куль-тура | Познакомиться с отражением темы войны в лирике и поэме «Василий Тёркин».
| Особенности образа лирического героя в поэме «Василий Тёркин», воплощение в нём лучших черт русского национального характера. | Уметь читать выразительно поэтический текст, читать наизусть отрывки из поэмы, характеризовать героя, выявлять авторскую позицию. | Утверждение высоких нравственных ценностей, чувство сопричастности к судьбе родной страны. |
18.Б.Л.Пастернак. Поэзия. | Худо-жествен-ная куль-тура | Представить особенности лирики: мир природы и мир человека и их воплощение в лирике.
| Проникновенный лиризм и одухотворённость поэзии, пристальное внимание к земным просторам, восторг перед миром природы | Уметь читать выразительно поэтический текст, читать наизусть, характеризовать героя, выявлять авторскую позицию. | Показать равновеликость истории и судьбы человека. Любовь как высшая ценность бытия. |
19.Новый взгляд в литературе на трагические конфликты эпохи. А.И.Солженицын. | Худо-жествен-ная куль-тура | Показать особенности русского национального характера в изображении Солженицына и в «лагерной» прозе. Автобиографичность произведений. | Автор и его герои. Особенности стиля произведений. | Умение выделять способы выражения авторской позиции в произведении. | Формирование личностного отношения к героям художественного произведения. |
20.»Деревенская» проза. Произведения о деревне Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Распутина, В.Шукшина | Худо-жествен-ная куль-тура | Показать особенности прозы второй половины XX века. Связь фольклора и литературы. Человек и природа в художественном мире произведения.
| Работа над литературоведческими понятиями: композиция, система художественных образов. | Умение определять особенности произведения (приемы создания образа, позиция автора). | Формирование личностного отношения к героям художественного произведения. |
21.Поэзия последних десятилетий XX века | Худо-жествен-ная куль-тура | Показать особенности поэзии последних десятилетий XX века: эстрадная поэзия, «тихая лирика», многообразие творческих поисков поэтов.
| Закрепление умения анализировать текст лирического произведения. | Закрепление умения анализировать текст лирического произведения. Уметь читать поэтический текст выразительно и наизусть, анализировать ритмико-интонационный строй лирического произведения. | Ориентация на общечеловеческие ценности. |
22.Авторская поэзия. Творчество В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Визбора, И.Талькова | Худо-жествен-ная куль-тура | Показать роль авторской поэзии в развитии литературного процесса
| Закрепление умения анализировать текст лирического произведения. | Закрепление умения анализировать текст лирического произведения. Уметь читать поэтический текст выразительно и наизусть, анализировать ритмико-интонационный строй лирического произведения. | Ориентация на общечеловеческие ценности. |
23.Итоговое сочинение на основании прочитанных произведений литературы на современном этапе | Худо-жествен-ная куль-тура |
|
|
|
|
24.Зарубежная литература XX века. | Худо-жествен-ная куль-тура |
|
|
|
|
Всего 105 часов, все часы взяты из федерального компонента.
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля, вид самостоятельной работы | Дата проведения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. (1ч.) | |||||
1 | Литература и ее роль в духовной жизни человека | 1 | Повторительно-обобщающий | План, развёрнутый конспект лекции учителя | 3.09 |
2.Русская литература и общественная мысль на рубеже веков. (4ч.) | |||||
2,3 | Особенности развития литературного процесса в России в конце 19 – начале 20 века | 2 | Урок усвоения нового материала | План, развёрнутый конспект лекции учителя или статьи учебника. | 5.09 8.09 |
4,5 | Острота постановки важнейших вопросов о роли искусства и литературы в начале 20 века | 2 | Урок усвоения нового материала | Устный и письменный ответ на вопрос проблемного характера | 12.09 14.09 |
3. Художественный мир русской прозы начала XX века. (12ч.) | |||||
6,7 | А.П.Чехов. Краткий очерк жизни и творчества. Рассказы А.Чехова | 2 | Урок усвоения нового материала | Различные формы пересказа, анализ эпизодов художественных приёмов автора | 17.09 19.09 |
8,9 | Тема бездуховности, обывательской тупости и трусости в рассказе «Ионыч» | 2 | Урок усвоения нового материала | Интерпретация художественного текста, представление результатов, тест | 21.09 24.09 |
10, 11 | И.А.Бунин. Краткий очерк жизни и творчества. Картины угасания «дворянских гнёзд» в произведениях И.Бунина. | 2 | Урок усвоения нового материала | Сообщение на литературную тему, конспект статьи учебника | 26.09 28.09 |
12 | Творчество периода Зарубежья | 1 | Урок усвоения нового материала | Анализ текстов по группам. Представление результатов | 1.10 |
13 | Лирика И.Бунина | 1 | Урок усвоения нового материала | Чтение выразительное и наизусть | 3.10 |
14 | А.И.Куприн как продолжатель традиций русского критического реализма | 1 | Урок усвоения нового материала | Развёрнутый конспект лекции учителя | 5.10 |
15, 16 | Повесть «Олеся». Великая тайна любви | 2 | Урок усвоения нового материала | Анализ текстов по группам | 8.10 10.10 |
17 | Творческий практикум. Интерпретация прочитанного произведения. Письменное высказывание на литературную тему | 1 | Урок контроля | Письменная работа | 12.10 |
4.Художественный мир русской поэзии начала XX века. Серебряный век русской поэзии. (4ч.) | |||||
18, 19 | Поиски новых принципов и форм изображения действительности | 2 | Урок усвоения нового материала | Индивидуальные и групповые ответы | 15.10 17.10 |
20, 21 | Разнообразие художественных индивидуальнос-тей поэзии Сереб-ряного века | 2 | Урок усвоения нового материала | Индивидуальные и групповые ответы, чтение наизусть, выразительное чтение, тест | 19.10 22.10 |
5.Творчество А.А.Блока. (7ч.) | |||||
22, 23 | Краткий очерк жизни и творчества. Романтический мир раннего А.Блока | 2 | Урок усвоения нового материала | Устные сообщения, создание компьютерных презентаций, чтение наизусть, выразительное чтение | 24.10 26.10 |
24, 25 | Основные мотивы лирики А.Блока | 2 | Урок усвоения нового материала | Чтение наизусть, выразительное чтение, анализ стихов, тест | 29.10 1.11 |
26, 27 | Поэма «Двенадцать» — попытка осмыслить события революции | 2 | Урок усвоения нового материала | Устные сообщения |
|
28 | Творческая работа по поэзии А.Блока | 1 | Урок развития речи |
|
|
6.Творчество М.Цветаевой. (2ч.) | |||||
29, 30 | М.Цветаева. Судьба. Характер. Поэзия
| 2 | Урок усвоения нового материала | Чтение наизусть, выразительное чтение, анализ стихов |
|
7.Творчество М.Горького. (8ч.) | |||||
31 | Краткий очерк жизни и творчества | 1 | Урок усвоения нового материала | Развёрнутый конспект лекции учителя, ответы на вопросы |
|
32, 33 | Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве | 2 | Урок усвоения нового материала | Анализ эпизодов из рассказов |
|
34 | Проблемы смысла человеческой жизни в рассказе «Старуха Изергиль» | 1 | Урок усвоения нового материала | Анализ текста, творческие работы по тексту |
|
35, 36 | Социально-философская пьеса «На дне». Система образов. Символика названия. | 2 | Урок усвоения нового материала | Анализ текста, творческие работы по тексту |
|
37 | Споры о предназначении человека. | 1 | Урок усвоения нового материала | Анализ текста, творческие работы по тексту |
|
38 | Письменное высказывание по нравственно-этической проблеме. (На основании произведений М.Горького) | 1 | Урок развития речи |
|
|
8.Творчество С.А.Есенина. (10ч.) | |||||
39, 40 | С.Есенин: поэзия и судьба | 2 | Урок усвоения нового материала | Чтение наизусть, письменный и устный анализ поэтического текста |
|
41, 42 | Природа родного края и образ Руси в лирике С.Есенина | 2 | Урок усвоения нового материала | Чтение наизусть, письменный и устный анализ поэтического текста |
|
43, 44 | Любовная лирика поэта | 2 | Урок усвоения нового материала | Чтение наизусть, письменный и устный анализ поэтического текста |
|
45, 46 | Трагическое осмысление действительности в поздней лирике | 2 | Урок усвоения нового материала | Чтение наизусть, письменный и устный анализ поэтического текста |
|
47, 48 | Сочинение – миниатюра по поэзии С.Есенина | 2 | Урок развития речи |
|
|
9.Творчество В.В.Маяковского. (10ч.) | |||||
49 | Творческая биография В.Маяковского | 1 | Урок усвоения нового материала | Устные сообщения, компьютерные презентации |
|
50, 51 | Ранний В.Маяковский. Тема поэта и толпы. | 2 | Урок усвоения нового материала | Чтение наизусть, письменный и устный анализ поэтического текста |
|
52, 53 | В.Маяковский и революция. | 2 | Урок усвоения нового материала | Чтение наизусть, письменный и устный анализ поэтического текста |
|
54, 55 | Тип нового человека в лирике В.Маяковского. Сатира в произведениях. Новаторство поэзии В.Маяковского | 2 | Урок усвоения нового материала | Чтение наизусть, письменный и устный анализ поэтического текста, презентация проектов |
|
56 | Тема поэта и поэзии | 1 | Урок усвоения нового материала | Устные сообщения, компьютерные презентации |
|
57, 58 | Творческая работа по лирике В.Маяковского | 2 | Урок развития речи |
|
|
10.Первые десятилетия советской литературы. (2ч.) | |||||
59, 60 | Первые десятилетия советской литературы. | 2 | Урок усвоения нового материала | Развёрнутый конспект |
|
11.Творчество М.А.Булгакова. (4ч.) | |||||
61 | Судьба и книги М.Булгакова | 1 | Урок усвоения нового материала | Устные сообщения |
|
62 | М.Булгаков – сатирик | 1 | Урок усвоения нового материала | Устные и письменные ответы |
|
63, 64 | Повесть «Собачье сердце». Живучесть «шариковщины» как социального и морального явления | 2 | Урок усвоения нового материала | Анализ текста, тест |
|
12.Творчество М.Зощенко. (2ч.) | |||||
65, 66 | Сатирические рассказы | 2 | Урок усвоения нового материала | Презентация творческих проектов |
|
13.Творчество А.Ахматовой. (2ч.) | |||||
67, 68 | Основные мотивы и образы поэзии | 2 | Урок усвоения нового материала | Чтение наизусть, выразительное чтение, анализ стихов, тест |
|
14.Творчество М.А.Шолохова. (10ч.) | |||||
69 | Жизненный и творческий путь | 1 | Урок усвоения нового материала | Устные сообщения |
|
70, 71 | «Донские рассказы» как пролог романа-эпопеи «Тихий Дон» | 2 | Урок усвоения нового материала | Анализ эпизодов из текста, творческое осмысление текста |
|
72, 73 | Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон» | 2 | Урок усвоения нового материала | Анализ эпизодов из текста, творческое осмысление текста, развёрнутые устные высказывания |
|
74 | События революции и гражданской войны в романе | 1 | Урок усвоения нового материала | Анализ эпизодов из текста, творческое осмысление текста, развёрнутые устные высказывания |
|
75, 76 | Трагедия Григория Мелехова | 2 | Урок усвоения нового материала | Устные сообщения |
|
77 | Женские судьбы в романе | 1 | Урок усвоения нового материала | Анализ текста |
|
78 | Творческая работа по роману «Тихий Дон» | 1 | Урок развития речи |
|
|
15.Литература русского зарубежья. (2ч.) | |||||
79, 80 | Русская литература в изгнании. Проза и поэзия русской эмиграции. Творчество В.Набокова и Г.Иванова | 2 | Урок усвоения нового материала | Развёрнутый конспект статьи учебника |
|
16.Тема Великой Отечественной войны. (2ч.) | |||||
81 | Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы в лирике военных лет | 1 | Урок усвоения нового материала | Выразительное чтение стихов |
|
82 | Человек на войне и правда о нём. Проза о войне | 1 | Урок усвоения нового материала | Анализ текста |
|
17.Поэзия середины XX века. (6ч.) | |||||
83
| «Оттепель» как новый этап в развитии отечественной литературы | 1 | Урок усвоения нового материала | Развёрнутый конспект статьи учебника |
|
84, 85 | Литературная жизнь 50-60 годов. Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели» (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский и др) | 2 | Урок усвоения нового материала | Чтение наизусть, анализ лирического произведения |
|
86 | Поэзия Н.Заболоцкого | 1 | Урок усвоения нового материала | Чтение наизусть, анализ лирического произведения |
|
87 | Творчество А.Твардовского. Лирика | 1 | Урок усвоения нового материала | Чтение наизусть, анализ лирического произведения |
|
88 | Поэма «Василий Тёркин» — поэтический памятник русскому солдату-победителю | 1 | Урок усвоения нового материала | Чтение наизусть, анализ лирического произведения |
|
18.Творчество Б.Л.Пастернака. (2ч.) | |||||
89, 90 | Лирика. Размышления о времени, о жизни, о любви, о поэзии | 2 | Урок усвоения нового материала | Чтение наизусть, анализ лирического произведения |
|
19.Новый взгляд в литературе на трагические конфликты эпохи. (2ч.) | |||||
91, 92 | А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Тема трагической жизни человека в тоталитарном государстве | 2 | Урок усвоения нового материала | Сообщения по группам |
|
20.»Деревенская» проза. (2ч.) | |||||
93, 94 | Произведения о деревне Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Распутина, В.Шукшина | 2 | Урок усвоения нового материала | Сообщения по группам |
|
21.Поэзия последних десятилетий XX века. (2ч.) | |||||
95, 96 | Эстрадная поэзия, «тихая лирика», многообразие творческих поисков поэтов 60-90 г. XX века | 2 | Урок усвоения нового материала | Чтение выразительно и наизусть, развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера |
|
22.Авторская поэзия. (2ч.) | |||||
97, 98 | Творчество В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Визбора, И.Талькова | 2 |
|
|
|
23.Итоговое сочинение на основании прочитанных произведений литературы на современном этапе. (4ч. – уроки №99, 100, 102) | |||||
24.Зарубежная литература XX века. (3ч. – уроки №103, 104, 105) |