Рабочая прграмма по литературе в 6 классе (ОС «Школа 2100″)

М

02 — 04

униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» Чамзинского района Республики Мордовия




РассмотренА и одобрена

на заседании НМО учителей

русского языка и литературы

Руководитель НМО /Волгина Т.В./


« » _______________2013 г.

Утверждена руководителем образовательного учреждения

Директор МБОУ «Лицей №1»

/Туленин Н.Н./


« » _______________ 2013 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса по литературе в 6 классе А









Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.














2013/2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель литературного образования:

воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.


Задачи литературного образования:

  1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

  2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

  4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

  5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

  6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

  7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

  8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.


Основные учебные цели:

  1. формирование личностного отношения к прочитанному;

  2. осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.


Общая характеристика учебного предмета:

Литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Компетентность читателя предполагает: способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры; готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст; овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей; освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.


Рабочая учебная программа по литературе в 6 классе А МБОУ «Лицей №1» составлена на основе программы по литературе для основной школы (авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучёва И.В. под научной ред. академика РАО Леонтьева А.А.), соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту и рекомендованной Министерством образования и науки РФ (заключения РАО (от 06.08.2007) и РАН (от 23.10.2007), заключения РАО (от 11.07.2005) и РАН (от 01.12.2005), заключения РАО (от 28.06.2005) и РАН (от 01.12.2005).


Общий объём часов на изучение данного курса, предусмотренный учебным планом:

Программа рассчитана на 70 часов (2 часов в неделю). В данной рабочей программе сохранена последовательность изучения произведений, предусмотрены часы на развитие речи, на которых идёт обучение анализу произведения, составление тезисов, написание сочинений разных жанров, рецензий и другие виды работ, развивающие устную и письменную речь учащихся.


Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане:

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 70 часов в 6 классе.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса:

Программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:

  1. видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

  2. определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

  3. воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;

  4. воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;

  5. давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;

  6. использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

  7. понимать связь изученного произведения со временем его написания;

  8. выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

  9. грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть основными видами пересказов;

10. выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;

11. работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.


Межпредметные связи в ходе изучения предмета «Литература»:

  1. литература и русский язык;

  2. литература и история;

  3. литература и история и культура мордовского края;

  4. литература и музыка;

  5. литература и изобразительное искусство.












Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе А

МОУ «Многопрофильный лицей №1»

п/п

Раздел программы







Количество часов

Из них

Теоретическая часть


Уроков развития речи

Контрольные работы

1

Введение (1 ч.)


1

1

2

Раздел 1. Пролетая над снами… 


16

13

2

1

3

Раздел 2. Сказки для взрослых.


12

10

1

1

4

Раздел 3. Следы во времени.


13

11

1

1

5

Раздел 4. Открывая мир вокруг.


16

14

1

1

6

Раздел 5. Смеясь сквозь слезы…


9

8

1

7

Раздел 6. Стихи из заветной тетради.


2

1

1

8

Обобщение.



1

1



ИТОГО

70

59

6

5














Содержание учебной дисциплины


п/п

Раздел программы


Содержание дисциплины,

основные понятия

Знания и умения учащихся

Виды самостоятельной работы


1

Введение (1 ч.)

Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека.

Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы учителя, в т.ч. строить развернутый ответ.

Работа с текстом: осознанный, творческий пересказ художествен. текста, выделение причинно- следственных связей.

2

Раздел 1. Пролетая над снами… 


Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.

Для текстуального изучения.

В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь». Эпическое начало в балладе.

А.С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести.

М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.

Для обзорного изучения.

А.С. Пушкин «Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь»).

А.П. Чехов «Страшная ночь».

Ги де Мопассан «Орля» (в сокращении).

Философский смысл новеллы и повести.

Теория литературы.

Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка.

Учащиеся должны уметь анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст; ставить к тексту вопросы разной направленности; отвечать на вопросы учителя, в т.ч. строить развернутый ответ; семантизировать незнакомое слово; самостоятельно составлять разные виды планов; пересказывать текст развернуто, сжато, творчески.


Учащиеся должны знать такие теоретические понятия, как мистика., мистификация, символ, сон как художественный прием, перевод и переработка художеств. произведения, баллада, новелла, роды литературы, эпическое в стихах и прозе, драма как литературный род, эпиграф, его смысловая нагрузка.

Работа с текстом: осознанное, творческое чтение художествен. произведений разных жанров; целенаправленный поиск информации на основе знания и понимания текста; передача содержания произведения в сжатом или развернутом виде; составление плана.

3

Раздел 2. Сказки для взрослых.


«Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.

Для текстуального изучения.

В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и ее «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»).

Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.

Для обзорного изучения.

Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.

А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.

М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.

В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.

Теория литературы.

Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная сказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе».

Учащиеся должны уметь анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст; ставить к тексту вопросы разной направленности; отвечать на вопросы учителя, в т.ч. строить развернутый ответ; семантизировать незнакомое слово; самостоятельно составлять разные виды планов; пересказывать текст развернуто, сжато, творчески.


Учащиеся должны знать такие теоретические понятия, как роды литературы, жизнь сказки в эпосе и лирике, литературная сказка, художественная деталь в литературной сказке, композиционный прием «рассказ в рассказе».

Работа с текстом: осознанное, творческое чтение художествен. произведений разных жанров; целенаправленный поиск информации на основе знания и понимания текста; передача содержания произведения в сжатом или развернутом виде; составление плана.

4

Раздел 3. Следы во времени.


Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.

Для текстуального изучения.

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.

Для обзорного изучения.

Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.

Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе.

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин).

Эпос разных народов.

Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».

Из абхазских сказаний о нартах.

Из киргизского эпоса «Манас».

Из якутского эпоса «Олонхо».

Из карело-финского эпоса «Калевала».

Воплощение в мифах и героич. эпосе нравственных идеалов народа.

Теория литературы.

Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь. Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола.

Учащиеся должны уметь анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст; ставить к тексту вопросы разной направленности; отвечать на вопросы учителя, в т.ч. строить развернутый ответ; семантизировать незнакомое слово; самостоятельно составлять разные виды планов; пересказывать текст развернуто, сжато, творчески.


Учащиеся должны знать такие теоретические понятия, как героический эпос, миф, былина, отличие мифа от сказки, герой-богатырь, приемы создания героического характера в эпосе, роль художественного слова в эпическом произведении, гипербола.

Работа с текстом: осознанное, творческое чтение художествен. произведений разных жанров; целенаправленный поиск информации на основе знания и понимания текста; передача содержания произведения в сжатом или развернутом виде; составление плана.

5

Раздел 4. Открывая мир вокруг.


Многообразие реального и художественного миров. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский».

И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк».

Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе.

К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете».

Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои.

Для обзорного изучения.

М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики…», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни.

А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.

О’Генри «Последний лист». Герои О.’Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.

Теория литературы.

Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании.

Учащиеся должны уметь анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст; ставить к тексту вопросы разной направленности; отвечать на вопросы учителя, в т.ч. строить развернутый ответ; семантизировать незнакомое слово; самостоятельно составлять разные виды планов; пересказывать текст развернуто, сжато, творчески.


Учащиеся должны знать такие теоретические понятия, как рассказ, новелла, повесть как эпические жанры, мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании.

Работа с текстом: осознанное, творческое чтение художествен. произведений разных жанров; целенаправленный поиск информации на основе знания и понимания текста; передача содержания произведения в сжатом или развернутом виде; составление плана.

6

Раздел 5. Смеясь сквозь слезы…


Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического.

Для текстуального изучения.

И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Петух и жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.

Для обзорного изучения.

Эзоп. Басни.

Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».

И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».

Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.

Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» (главы).

Теория литературы.

Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приемы создания комического.

Учащиеся должны уметь анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст; ставить к тексту вопросы разной направленности; отвечать на вопросы учителя, в т.ч. строить развернутый ответ; семантизировать незнакомое слово; самостоятельно составлять разные виды планов; пересказывать текст развернуто, сжато, творчески.


Учащиеся должны знать такие теоретические понятия, как басня как литературный жанр, аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение, юмор и сатира, как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приемы создания комического.

Работа с текстом: осознанное, творческое чтение художествен. произведений разных жанров; целенаправленный поиск информации на основе знания и понимания текста; передача содержания произведения в сжатом или развернутом виде; составление плана.

7

Раздел 6. Стихи из заветной тетради.


Отражение мира чувств человека в лирическом тексте.

Для текстуального и обзорного изучения.

С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом…», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей…», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз…», И. Бродский «Ветер оставил лес…», Б. Пастернак «Никого не будет в доме…» и др. по выбору учителя и учащихся.

Теория литературы.

Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.

Учащиеся должны уметь анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст; ставить к тексту вопросы разной направленности; отвечать на вопросы учителя, в т.ч. строить развернутый ответ; семантизировать незнакомое слово; самостоятельно составлять разные виды планов; пересказывать текст развернуто, сжато, творчески.


Учащиеся должны знать такие теоретические понятия, как роды литературы, лирика, лирическое стихотворение, собенности организации стихотворной речи, метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.

Работа с текстом: осознанное, творческое чтение художествен. произведений разных жанров; целенаправленный поиск информации на основе знания и понимания текста; передача содержания произведения в сжатом или развернутом виде; выразительное чтение (в т.ч. наизусть) поэтических произведений, использование ИВС языка.

8

Обобщение.

Мир твоей литературы.

Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы учителя, в т.ч. строить развернутый ответ.

Работа с текстом: осознанный, творческий пересказ художествен. текста, выделение причинно- следственных связей.


Чтение и изучение произведений – 64 ч. Развитие речи – 6 ч.


Развитие речи.

  1. Подробный, сжатый, выброчный пересказ текста.

  2. Аннотация на прочитанную книгу. Сочинение–размышление о книге.

  3. Сочинение о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.

  4. Сочинение-подражание. Сочинение сказки, баллады, басни, былины и др. (по выбору).

https://www.school2100.ru/uroki/general/lit.php#m5



Образовательная система «Школа 2100»

Календарно-тематическое планирование

программного материала по литературе в 6 классе



Учебник-хрестоматия для 6 класса «Литература. Год после детства» в 2-х кн. М.: Баласс, 2005 г.

Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Программа по литературе 5-11 классы. (В сборнике «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». – М.: Баласс, 2004г.) Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под научной редакцией академика РАО Леонтьева А.А. и при участии кандидата педагогических наук Чиндиловой О.В.) Программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования, принятую правительством РФ».


Всего уроков

Теоретическая часть

Практическая часть

Уроков развития речи

Контрольных работ


70

59

11

6

5


Учитель Печказова С.П.


Значком здесь и в учебнике отмечены произведения для текстуального изучения. Остальные произведения изучаются обзорно.

п/п


Раздел программы






Количество часов

Из них

Тип урока

Дата проведения

развитие речи

контрольная работа

планируемая

фактическая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение



1




1


Прощай, детство! Здравствуй, отрочество!


1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний




1

Раздел I. Пролетая над снами…



16

2

1




Баллада как литературный жанр.

В.А.Жуковский. Баллады.







2

1.1

«Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробуждение» (В.А.Жуковский и его баллада «Светлана»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



3

1.2

Таинственная сила мистики (баллада И.Гёте «Лесной царь в переводе В.А.Жуковского»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»








4

1.3

Быт и нравы Малороссии в изображении Н.В.Гоголя (по повести «Ночь перед Рождеством»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



5

1.4

Смешно или страшно? (изображение нечистой силы в повести «Ночь перед Рождеством»).

1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



А.С.Пушкин. «Утопленник», «Бесы»









6

1.5

Мистическое и лирическое в стихотворениях А.С.Пушкина «Утопленник», «Бесы».

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



1

2

3

4

5

6

7

8

9

А.П.Чехов. «Страшная ночь»









7

1.6

Шуточки писателя А.П.Чехова (рассказ А.П.Чехова «Страшная ночь»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



Ги Де Мопассан. «Орля»








8

1.7

«Как глубока эта тайна Невидимого!» (по рассказу Ги Де Мопассана «Орля»)

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



9

1.8

«Он мой пленник, новое Существо, новый повелитель – Орля!»


1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



Морис Метерлинк. «Синяя птица»









10

1.9

Несколько слов о писателе Морисе Метерлинке.

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



11

1.10

В каждом предмете есть своя душа (начало работы над пьесой «Синяя птица»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



12

1.11

В поисках Синей птицы


1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



13

1.12

Блаженства и радости в жизни каждого из нас.


1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



14

1.13

Где же наша Синяя птица?


1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



15

1.14

Подведём итоги. Обобщающий урок по разделу I.


1



Урок обобщения и систематизации знаний. Контрольная работа



16

1.15

Развитие речи. Подготовка к сочинению по разделу «Пролетая над снами».



2



Урок развития речи





17

1.16

Развитие речи. Сочинение по разделу «Пролетая над снами».




Урок развития речи





1

2

3

4

5

6

7

8

9


2

Раздел II. Сказки для взрослых



12

1

1




Вильгельм Гауф. «Маленький Мук»



1






18

2.1

Волшебники бывают молодыми (жизнь и творчество В.Гауфа).


1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



19

2.2

Бедный маленький Мук (анализ сказки В.Гауфа «Маленький Мук»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



Н.Д.Телешов. «Белая цапля»









20

2.3

Преступление принцессы Изольды (по сказке Н.Д.Телешова «Белая цапля»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



Эрнст Теодор Амадей Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король»









21

2.4

Несколько слов о жизни и творчестве писателя Э. Гофмана.


1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



22

2.5

Кто же такой крёстный Дроссельмейер? (двоемирие в сказке «Щелкунчик и Мышиный король»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



23

2.6

Добрая Мари и отважный Щелкунчик.


1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



Ганс Христиан Андерсен. «Русалочка»









24

2.7

Наш чудесный сказочник. Несколько слов о жизни и творчестве писателя Г. Х.Андерсена.

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



25

2.8

Любовь, самоотверженность, страдание (анализ сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка»).




1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



1

2

3

4

5

6

7

8

9

А.Н.Толстой. «Русалка»









26

2.9

Русалочье коварство (по сказке А.Н.Толстого «Русалка»).


1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



В.В.Вересаев. «Состязание»









27

2.10

Великая сила искусства (по сказке В.В.Вересаева «Состязание»)


1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



28

2.11

Подведём итоги. Обобщающий урок по разделу II.

1



Урок обобщения и систематизации знаний. Контрольная работа



29

2.12

Развитие речи. Сочинение по разделу «Сказки для взрослых»


1



Урок развития речи




3

Раздел III. Следы во времени



13

1

1




Русские былины









30

3.1

«То старина, то и деяние» (о русской былине).


1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



31

3.2

«А тут станут мужички меня похваливати…» (былина «Вольга и Микула Селянинович»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



32

3.3

«Есть я старыя казак да Илья Муромец…» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



Эпос разных народов









33

3.4

«Вот для чего я рождён батыром» (башкирский народный эпос «Урал-батыр»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



34

3.5

Сасрыква и Манас (эпос народов Кавказа и киргизский эпос)


1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



1

2

3

4

5

6

7

8

9

35

3.6

«Калевала» — карело-финский народный эпос.


1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



36

3.7

Мордовский национальный эпос.


1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



37

3.8

«Вам из диких стран принёс я песнь о Гайавате!» (Г.Лонгфелло. «Песнь о…». Из древнего эпоса северо-американских индейцев).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



Мифы Древней Греции









38

3.9

«Слышу умолкнувшей звук божественной эллинской речи…»


1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



Гомер. «Одиссея»









39

3.10

«…Старца великого тень чую смущённой душой»


1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



40

3.11

Анализ фрагмента из поэмы Гомера «Одиссея»


1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



41

3.12

Подведём итоги. Обобщающий урок по разделу III.

1



Урок обобщения и систематизации знаний. Контрольная работа



42

3.13

Развитие речи. Сочинение по разделу «Следы во времени».



1



Развитие речи




4

Раздел IV. Открывая мир вокруг…



16

1

1




43

4.1

Книга – учебник жизни.



1






И.С.Тургенев. «Муму», «Бирюк»









44

4.2

Рассказ И.С.Тургенева «Муму» – рассказ о страдающих душах.


1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



1

2

3

4

5

6

7

8

9

45

4.3

Рассказ И.С.Тургенева «Муму» – рассказ о страдающих душах.


1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



46

4.4

Глубокий интерес к человеку (по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



Л.Н.Толстой. «Севастополь в декабре месяце»









47

4.5

Чувство, живущее в сердце солдата (по рассказу Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



48

4.6

Поэты о войне.


1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



А.Грин. «Четырнадцать футов»









49

4.7

Наше тайное «я» (изображение человека в рассказе А.Грина «Четырнадцать футов»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



О.Генри. «Последний лист»









50

4.8

Что такое истинный шедевр (по рассказу О.Генри «Последний лист»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел», роман «Дубровский»








51

4.9

«Предаю тебя твоей совести» (нравственные проблемы повести «Выстрел» А.С.Пушкина).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



52

4.10

Нравственные проблемы повести «Выстрел» А.С.Пушкина.


1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



53

4.11

Столкновение характеров упрямых и своенравных.


1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



54

4.12

Столкновение характеров упрямых и своенравных.


1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



1

2

3

4

5

6

7

8

9

55

4.13

Офицер становится разбойником.


1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



56

4.14

Искалеченные судьбы сына и дочери.


1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



57

4.15

Подведём итоги. Обобщающий урок по разделу IV.

1



Урок обобщения и систематизации знаний. Контрольная работа



58

4.16

Развитие речи. Сочинение по разделу «Открывая мир вокруг».



1



Урок развития речи




5

Раздел V. Смеясь сквозь слёзы…



9

1




Басня как литературный жанр








59

5.1

Басня и её история.


1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



И.А.Крылов. Басни









60

5.2

Великий мастер русской басни (творчество И.А.Крылова).


1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил »








61

5.3

Страшная сила сатиры (М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик… »)

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



А.П.Чехов. Рассказы









62

5.4

Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова.


1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



63

5.5

Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова.


1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



1

2

3

4

5

6

7

8

9

64

5.6

Умей отличить эпиграмму от эпитафии!


1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



65

5.7

Что такое фельетон?


1



Урок обобщения и систематизации знаний.




Джером К. Джером. «Трое в лодке, не считая собаки»









66

5.8

Хорошо втроём в лодке…не считая собаки (Джером К. Джером и его книга «Трое в лодке…»)

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



68

5.9

Развитие речи. Сочинение по разделу «Смеясь сквозь слёзы».



1



Урок развития речи




6

Раздел VI. Стихи из заветной тетради



2

1




69

6.1

Твоя поэтическая антология.


1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний




6.2

Подведём итоги. Обобщающий урок по разделу VI.





Урок обобщения и систематизации знаний. Контрольная работа





Обобщение



1




70


Заключительный урок литературы в 6 классе. Как я изменился за «год после детства»?

1



Урок обобщения и систематизации знаний.






ИТОГО

70

6

5






Содержание практической деятельности

(контрольно-измерительный материал)


  1. Тематика сочинений:


Сочинение по разделу «Пролетая над снами»

О чём меня заставила задуматься пьеса М.Метерлинка «Синяя птица»?

План.

I. Вступление. Читать – значит мыслить и рассуждать.

II. Основная часть. Я сделал ряд открытий…

    1. Оказывается, у каждого предмета есть душа.

    2. Оказывается, мне есть, чему радоваться.

    3. Оказывается, поиск Синей птицы очень интересен!

III. Заключение. Мудрая пьеса о поиске счастья и смысла жизни.


Сочинение по разделу «Сказки для взрослых»

Что такое сказка для взрослых?

План.

I. Вступление. Какую сказку можно назвать сказкой для взрослых?

II. Основная часть. Что мне открыла сказка Г.-Х.Андерсена «Русалочка»?

  1. Я понял, что такое истинная любовь.

  2. Я понял, что такое истинная красота.

  3. Я понял, что такое истинное мастерство.

III. Заключение. Мудрая пьеса о поиске счастья и смысла жизни.


Сочинение по разделу «Следы во времени».

Мой любимый былинный герой…

План.

I. Вступление. Илья Муромец – главный герой русских былин.

II. Основная часть. Чем мне дорог Илья Муромец?

  1. Сила и храбрость Ильи.

  2. Бескорыстие богатыря, его независимость и любовь к Руси.

  3. Илья Муромец – защитник бедных, слабых, обиженных.

III. Заключение. Илья Муромец – любимый былинный богатырь русского народа.


Сочинение по разделу «Открывая мир вокруг»

Сложное создание – человек…

План.

I. Вступление. Книга помогает постигать человека.

II. Основная часть. Человек в изображении И.С.Тургенева.

  1. Драма безответной Татьяны («Муму»).

  2. Протест немого Герасима («Муму»).

  3. Внешняя суровость и внутренняя доброта Бирюка («Бирюк»).

III. Заключение. Легко или сложно понять человека?


Сочинение по разделу «Смеясь сквозь слёзы».

Нравственные уроки А.С.Пушкина

План.

I. Вступление. Учимся у Пушкина с самого детства.

II. Основная часть. Нравственные уроки «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина».

  1. Цель человека не злоба и мщение, а добро и любовь.

  2. Играть с судьбой опасно.

  3. Будь благодарен за то, что дала вам жизнь.

III. Заключение. Читаем Пушкина, размышляя…

2. Варианты (примерные) контрольных работ:


Контрольный опрос по литературе по разделу I «Пролетая над снами…»


  1. Объясните смысл слов А.де Сент-Экэюпери «…все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»».

  2. Что можно увидеть, «пролетая над снами»?

  3. Какие сны снятся вам? Бывают ли среди них сны с мистическими сюжетами?

  4. Что такое мистика? Мистификация? Можно ли отделить мистику от фантастики?

  5. Приведите примеры произведений с мистическим сюжетом.

  6. Как мир художественного произведения может соотноситься с реальной действительностью?

  7. Докажите, что эпические произведения могут быть написаны и стихами, и прозой.

  8. Какие персонажи характерны для произведений с мистическим сюжетом?

  9. Какие персонажи произведений с мистическим сюжетом пришли из славянской мифологии?

  10. Как вы думаете, почему многие писатели обращались к мистическим сюжетам?

  11. Как вы думаете, почему многие люди так любят читать «страшные рассказы»?

  12. Какие общечеловеческие проблемы затрагиваются в «страшных рассказах»?

  13. Какой сюжет мистической истории могли бы вы предложить?

  14. С помощью чеховских приемов «превратите» любой мистический эпизод в шутку.

  15. Какое произведение из раздела I «Пролетая над снами…» вам запомнилось больше всего и почему?


ТЕСТ. Морис Метерлинк. «Синяя птица»

1) Что приносит Синяя птица? А) счастье; Б) горе; В) погоду; Г) вести.

2) Кто стучал в дверь к Тильтиль и Митиль, когда они считали воображаемые пирожки?

А) мама; Б) папа; В) ведьма; Г) фея.

3) Что дала Тильтилю фея?

А) кольцо-невидимку; Б) шапочку; В) алмаз; Г) зеленую шапочку с алмазом.

4) Что давал детям Сахар? А) пирожки; Б) конфеты; В) фрукты; Г) игрушки.

5) Кто отважился пойти вместе с Тильтилем и Митилем за Синей птицей, не испугавшись, что умрут в конце пути? А) Огонь и Сахар; Б) Хлеб и Молоко; В) Душа Света и Пес; Г) Кошка и Вода.

6) Где дети нашли Синюю птицу? А) в Минувшем; Б) в Грядущем; В) дома; Г) в Садах Блаженств.

7) Что случилось с Синей птицей в конце? А) она улетела; Б) она погибла; В) она поменяла цвет; Г) осталась с детьми.

8) Как можно назвать изменения, которые произошли с Тильтилем и Митилем?

А) прозрение; Б) ослепление; В) пророчество; Г) взросление.

9) С помощью какого приема Морис Метерлинк в драме «Синяя птица» раскрывает характеры, чувства Животных, Предметов, Растений?

А) портрет; Б) художественная деталь; В) очеловечивание; Г) метафора.

10) Кому из героев драмы принадлежат такие слова: «Человек — это все! Надо его слушать и выполнять все его желания! В этом вся истина…»? А) Фея; Б) Берленго; В) Тильтель; Г) Митиль.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

г

г

б

в

в

а

а

в

б















Контрольный опрос по литературе по разделу II «Сказки для взрослых…»


  1. Составьте сообщение о сказочнике В.Гауфе. Чем интересна для вас его личность?

  2. Какие сказки В.Гауфа вам известны? Что их объединяет?

  3. Докажите, что сказка «Маленький Мук» строится как «рассказ в рассказе». О чём каждая из двух историй?

  4. Почему главным героем сказки В.Гауф делает не обыкновенного человека, а карлика? Какие испытания выпали на его долю?

  5. Есть ли в сказке персонажи, которые помогают Муку? Много их или мало? Почему?

  6. Как вы думаете, в чём была ошибка Мука, когда он решил сделать так, чтобы его полюбили во дворце?

  7. О чём заставляет задуматься сказка В.Гауфа «Маленький Мук»? Какие «недетские вопросы» она поднимает?

  8. Составьте сообщение о писателе Н.Д.Телешове. Чем интересна для вас его личность?

  9. Понравилась ли вам сказка Н.Д.Телешова «Белая цапля»? Чем она интересна для вас?

  10. Виновата ли Изольда в гибели цапель?

  11. Почему оставшиеся в живых цапли говорят с Изольдой о трагедии с горечью, но без ненависти?

  12. Как и почему изменилась жизнь Изольды после сна о цаплях?

  13. Должен ли человек нести ответственность за свои поступки? Докажите на примере сказки «Белая цапля».

  14. Как вы думаете, эта сказка о том, что человек должен любить и беречь природу, или её смысл глубже?

  15. Как вы понимаете смысл слова «гармония»? Что такое гармония в природе, в жизни людей, в человеческих отношениях?

  16. Составьте сообщение о писателе Э Гофмане. Чем интересна для вас его личность?

  17. Понравилась ли вам сказка «Щелкунчик и Мышиный король»? Чем она интересна для вас?

  18. Чем привлекает автора и читателя герой сказки Щелкунчик?

  19. Каковы нравственные уроки сказки Э.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»?

  20. Как вы понимаете, что такое «сказки для взрослых»?


ТЕСТ. Н.Д.Телешов. «Белая цапля»

    1. Н.Д.Телешов (1867-1957) – это: А. русский писатель; Б. известный сказочник; В. прославленный путешественник.

    2. Главная героиня сказки Изольда: А. белая цапля; Б. Волшебница сна; В. принцесса северного королевства.

    3. Принцесса с нетерпением ждала весны, потому что: А. в северном королевстве очень холодно, Б. приедут принцы из разных стран; В. должна состояться её свадьба.

    4. Придворный мастер взялся приготовить для принцессы Изольды: А. платье; Б. плащ; В. головной убор.

    5. Головным убором для принцессы Изольды должна стать: А. белоснежная, как снег, фата; Б. красивейший венок цвета моря; В. эгретт, украшенный алмазами, словно инеем.

    6. Чтобы изготовить свадебный головной убор, необходимо было: А. нанизать алмазы на ветку редкого дерева; Б. оправить алмазы в чистое золото; В. убить белую цаплю и снять с неё хохолок.

    7. Принцесса Изольда согласилась на предложении старика: А. с радостью, Б. немедленно; В. после долгих размышлений.

    8. Принцесса Изольда в исчезновении белых цапель: А. виновата; Б. не виновата; В. не имеет к этому никакого отношения.

    9. О гибели белой цапли принцесса Изольда: А. никогда не вспоминала; Б. никогда не забывала; В. вспоминала иногда.

    10. Об исчезновении белых цапель Изольда узнала: А. от старика; Б. из газет; В. во сне.

    11. Принцесса Изольда принимает решение: А. раз и навсегда забыть о белых цаплях; Б. защищать птиц, оставшихся в живых; В. никогда и никому не делать больше зла.

    12. Кому из героев принадлежат слова: «Мало – не делать зла: нужно делать добро»: А. принцессе Изольде; Б. принцу Сагиру; В. старому королю.

    13. Эта сказка: А. о природе; Б. о добре и зле; В. об ответственности за свои поступки.

    14. Сказка «Белая цапля» — это сказка: А. для детей; Б. для взрослых; В. для людей всех возрастов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

В

В

В

В

В

А

А

Б

В

В

В

В

В

Контрольный опрос по литературе по разделу III «Следы во времени…»


  1. Дайте развёрнутый ответ на вопрос «Что такое литературоведение как наука?»

  2. Дайте развёрнутый ответ на вопрос «Что такое героический эпос разных народов?»

  3. Дайте развёрнутый ответ на вопрос «Что объединяет эпос разных народов?»

  4. Что такое былина? Расскажите о её композиции.

  5. Назовите особенности построения былины и её языка.

  6. Сравните былинных героев с героями фольклорных и литературных сказок.

  7. Почему былину труднее читать, чем сказку?

  8. Вспомните, каких героев былин вы знаете? Что объединяет героев былин?

  9. Каким вам представляется былинный герой?

  10. С какой целью в былинах используется гипербола (преувеличение) и приём контраста?

  11. Какие черты быта, жизненного уклада наших предков отразились в былине об Илье Муромце?

  12. Что для сказителя былин важнее: поступок героя или его внутренний мир?

  13. Что объединяет и отличает былину и сказку?

  14. Можно ли сочинить былину на современном материале или это лишь исторический памятник Руси?

  15. благодаря кому фольклор сохранился и дошёл до нас в письменном виде?



ТЕСТ. Героический эпос разных народов.

  1. Эпос исполнялся: А) сказителями, Б) певцами, В) чтецами.

  2. Сказители у всех народов назывались: А) бахши, Б) шаир, В) по-разному.

  3. Героические сказания часто исполнялись: А) в сопровождении шаманских действий, Б) под аккомпанемент музыкальных инструментов, В) под аккомпанемент гортанного пения.

  4. Как называется героический эпос башкирского народа: А) «Урал-батыр», Б) «Катила», В) «Акбузат»?

  5. Как называется героический эпос киргизского народа: А) «Акбалта», Б) «Манас», В) «Джакып»?

  6. Как называется героический эпос якутского народа: А) «Олонхо», Б) «Бутур», В) «Мелдью»?

  7. Как называется героический эпос абхазского народа: А) «Сасрыква», Б) «Гуаша», В) «Айнар»?

  8. Как называется героический эпос карело-финского народа: А) «Руна», Б) «Калевала», В) «Калев»?

  9. Как называется героический эпос мордовского народа: А) «Зара», Б) «Сияжар», В) «Суралей»?

  10. При всех различиях героический эпос разных народов объединяет: А) герой-богатырь, Б) борьба за добро и справедливость, В) житейская мудрость и гордость за прошлое своего народа.

  11. Из какого героического эпоса взят следующий фрагмент: «Он любил охоту на медведя, с хитрых лис, с волков снимал он шкуры»: А) «Сияжар», Б) «Манас», В) «Урал-батыр»?

  12. Из какого героического эпоса взят следующий фрагмент: «Ради обычая отцов, ради величия сынов – бранная работа моя! Враг нападёт – врага я сотру. Смерть нападёт – как воин умру!»: А) «Сияжар», Б) «Манас», В) «Урал-батыр»?

  13. Из какого героического эпоса взят следующий фрагмент: «Я отправился в долгий путь, чтобы Смерть невидимую уничтожить, …чтобы счастье людей приумножить»: А) «Сияжар», Б) «Манас», В) «Урал-батыр»?


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

А

В

Б

А

Б

А

А

Б

Б

А,Б,В

А

Б

В















Контрольный опрос по литературе по разделу IV «Открывая мир вокруг…»


ТЕСТ. И.С.Тургенев. «Муму».


  1. Тема повести: а) осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей; б) противопоставление крепостников и крепостных; в) размышления о необходимости отмены крепостного права.

  2. В Основе повести «Муму» лежит: а) художественный вымысел; б) историческая реальность; в) нереальное событие.

  3. Действие происходит в: а) Петербурге; б) Москве; в) Орле.

  4. Немота Герасима имеет символический смысл и означает, что: а) в своей стране он не может открыто высказываться; б) ему не о чем говорить с людьми; в) для тяжелой работы речь не нужна.

  5. По характеру Герасим был: а) общительным; б) добродушным; в) замкнутым.

  6. Говоря, что Герасим «вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле», автор использовал: а) гиперболу; б) антитезу; в) сравнение.

  7. Герасим, желал жениться на Татьяне, потому что ему: а) было одиноко жить в его каморке; б) полюбилась Татьяна; в) было трудно справляться с домашними делами.

  8. Появление Муму в жизни Герасима: а) скрасило его одинокую жизнь; б) отдалило его от людей; в) позволило ему отдать собаке всю свою невостребованную любовь.

  9. В фразе: «Этот лекарь, которого искусство состояло в том, что он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс, спал четырнадцать часов в сутки» — используется: а) гипербола; б) ирония; в) антитеза.

  10. В фразе: «Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка уперши руки в бока; в своей красной крестьянской рубашке он казался каким-то великаном перед ними» — автор использовал: а) антитезу; б) сравнение; в) метафору.

  11. В предложении «Он шел … с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью» — выделенные слова являются:а) эпитетами; б) аллегорией; в) сравнением.

  12. Слова «решимость» и «отвага» (см. задание 11) объединяет явление:а) антонимии; б) синонимии; в) омонимии.

  13. Старосты у барыни была: а) веселая и щедрая; б) грустная и одинокая; в) скупая и скучающая.

  14. Герасим ушел из Москвы, потому что: а) лишился единственного друга; б) устал от городской жизни; в) соскучился по крестьянскому труду.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

а

б

б

а

в

в

б

в

б

а

а

б

в

а


ТЕСТ. А.С.Пушкин. «Дубровский».


  1. В каком году А.С.Пушкин написал «Дубровский»: а)1833; б) 1835; в) 1836.

  2. Жанр произведения: а) историческая хроника; б) роман; в) повесть.

  3. Повествование в произведении ведётся от лица: а) автора; б) повествователя; в) Вл.Дубровского.

  4. Автор: а) высказывается от своего лица; б) не высказывается; в) делает редкие замечания.

  5. В чём заключается смысл названия произведения? Дубровский – а) главный персонаж; б) идейный художественный центр произведения; в) отец и сын.

  6. В основе произведения лежит принцип: а) жизнеподобия; б) фантастики; в) сочетания фантастики и жизнеподобия.

  7. Основная проблематика произведения: а) проблема чести и долга; б) проблема любви; в) проблема роли народа в развитии общества.

  8. Узнай героя: «Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума»: а) Троекуров; б) Андрей Дубровский; в) Владимир Дубровский.

  9. Узнай героя: «… с расстроенным состоянием принуждён был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне»: а) Троекуров; б) Андрей Дубровский; в) Владимир Дубровский.

  10. Узнай героя: «Сердце его исполнено было печальных предчувствий… он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку»: а) Троекуров; б) Андрей Дубровский; в) Владимир Дубровский.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

а

б

б

а

а

а

б

в

Контрольный опрос по литературе по разделу VI «Стихи из заветной тетради»

Твоя поэтическая антология.

  1. Расскажите, что такое стихи.

  2. Прочитайте наизусть стихотворение Б.Заходера «Что такое стихи».

  3. Проанализируйте стихотворение Б.Заходера «Что такое стихи».

  4. В чем главное отличие стихов от прозы?

  5. Какие разновидности стихов вы знаете?

  6. Какую роль играет интонация в стихах и прозе?

  7. Чем отличается ритм и интонация в стихах от ритма и интонации в прозе?

  8. Существует ли зависимость между смыслом и ритмом стиха? Если есть, то какая?

  9. Какие размеры стиха вам известны? Приведите примеры.

  10. Определите размер стиха в приведённых отрывках:


1.

Чиста холодная струя,

Слежу за поплавком,-

Шалунья-рыбка, вижу я,

Играет с червяком. (А.А. Фет)

3.

А уж в воздухе – вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком. (А.А. Блок.)


2.


Весело сияет

Месяц над селом;

Белый снег сверкает

Синим огоньком. И.С.Никитин.)


4.


Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят. (И.С.Никитин.)

  1. Что такое поэтическая антология?

  2. Есть ли у вас свои любимые стихи? А своя поэтическая антология?

  3. Как вы думаете, что можно узнать о человеке по его любимым стихам?

  4. Прочитайте наизусть своё любимое стихотворение. Проанализируйте его.


ТЕСТ. «Стихи из заветной тетради…»

  1. Выберите правильное продолжение определения. Лирика – это один из трёх родов художественной литературы: А. который объединяет произведения, выражающие мысли и чувства автора, Б. в основе которого лежит действие, развёртывающееся на глазах зрителя, В. который изображает события, внешние по отношению к автору.

  2. Поэтическая антология – это: А. сборник стихотворений одного поэта, Б. сборник стихотворений разных на одну тему поэтов, В. сборник стихотворений поэтов одной эпохи.

  3. Стихотворение какого поэта не вошло в «Заветную тетрадь» Веры: А. И.Бродский «Ветер оставил лес», Б. Б.Заходер «Что такое стихи», В. С.Есенин «Черёмуха».

  4. Какому поэту принадлежат стихотворные строки: «Ещё струится холодок, Но с парников снята рогожа. Там есть прудок, такой прудок, Где тина на парчу похожа»:

А. С.Есенину, Б. М.Цветаевой, В. А.Ахматовой.

  1. Определите размер стиха в приведённом отрывке: «Пусто, одиноко Сонное село; Вьюгами глубоко Избы занесло» (И.С.Никитин): А. ямб, Б. хорей, В. дактиль.

  2. Определите размер стиха в приведённом отрывке: «Месяца свет в темноте серебрится, – В мёрзлые стёкла по лавкам струится…» (И.А. Бунин): ): А. ямб, Б. хорей, В. дактиль.

  3. Определите размер стиха в приведённом отрывке: Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи И лес оденется листвою. (А.Н. Плещеев): А. ямб, Б. хорей, В. дактиль.

  4. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в поэтических строчках С.Есенина: «И светились из воды три далёкие звезды»: А. эпитет, Б.метафора, В. олицетворение.

  5. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в поэтических строчках М. Цветаевой «Томных прабабушек слава, Домики старой Москвы»: А. эпитет, Б.метафора, В. олицетворение.

  6. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в поэтических строчках И.Бродского «Ветер оставил лес и взлетел до небес, оттолкнув облака в белизну потолка»:

А. эпитет, Б.метафора, В. олицетворение.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

В

Б

В

А

Б

А

В



Материально-техническое обеспечение учебного предмета


  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.) Учебник по литературе для 6-го класса в 2-х книгах «Год после детства». – М.: Баласс, 2011 г.

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.. Тетрадь по литературе к учебнику-хрестоматии «Год после детства», 6 класс – М.: Баласс, 2011 г.

  3. CD-ROM «Уроки литературы Кирилла и Мефодия в 6 классе». – М.: «К и М», 2005 г.

  4. Портреты писателей: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А.Крылов, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, К. Симонов, С. Гудзенко, Б.Ш. Окуджава, А. Грин, А.Н. Толстой, С.А. Есенин, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова, И.А. Бунин, И. Бродский, Б.Л. Пастернак, Г.-Х. Андерсен.

  5. Презентации учителя: Повесть И.С.Тургенева «Муму», Повесть И.С.Тургенева «Бирюк», Сказка Н.Д.Телешова «Белая цапля», Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством».



Список литературы:


  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.) Учебник по литературе для 6-го класса в 2-х книгах «Год после детства». – М.: Баласс, 2011 г.

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.. Тетрадь по литературе к учебнику-хрестоматии «Год после детства», 6 класс – М.: Баласс, 2011 г.

  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под научной редакцией академика РАО Леонтьева А.А. и при участии кандидата педагогических наук Чиндиловой О.В.). Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». – М.: Баласс, 2004 г.

  4. Барова Е.С. Методические рекомендации для учителя. Уроки литературы в 6 классе по учебнику-хрестоматии «Год после детства». – М.: Баласс, 2005 г.

  5. Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2009 г.

  6. Кузнецова М.Н. Литература: мастерская учителя. – М.: Вако, 2006 г.

  7. Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля в 5 – 11 кл. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

  8. ОС «школа 2100»: https://www.school2100.ru/




Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Виды компьютерной графики"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: