Календарно-тематическое
планирование по предмету литературное чтение
44 часа
2012-2013 учебный год
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
«Ведь это чудо из чудес, когда из слов вдруг вырос лес!» 10 ч
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
— положительное отношение к уроку литературного чтения;
— эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
— мотив деятельности;
— готовность к сотрудничеству;
— уважительное и доброжелательное отношение к одноклассникам;
Обучающийся получит возможность для формирования:
— доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
— способности осознавать семейные традиции, уклад жизни своей семьи, традиции чтения в семье;
-основы для эмоционального переживания художественного текста;
-основы для развития творческого воображения;
— интереса к чтению; внутренней мотивации обращения к книге;
— положительного отношения к школе, чувства необходимости учения;
— интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий;
-способности осознавать свою семейную идентичность, стремления к взаимопониманию детей и взрослых;
— способности выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;
— позитивной самооценки;
— стремления к успешности в учебной деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
Обучающийся получит возможность научиться:
-принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
— понимать цель и смысл выполняемых заданий;
— осуществлять первоначальный контроль своих действий
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
— пользоваться словарными пояснениями учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
— работать с учебником, ориентироваться в нём по содержанию (оглавлению) и с помощью знаков;
— выполнять логические действия;
— выбирать книгу в библиотеке;
— выделять и формулировать познавательную цель;
— работать с информацией, искать информацию в учебных текстах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
—воспринимать мнение сверстников, родителей о прочитанном произведении;
— использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Обучающийся получит возможность научиться:
— уважать мнение собеседников;
— проявлять интерес к общению и групповой работе;
— преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
— следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
— входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Тема урока | Количество часов | Тип урока | Предметные результаты | Виды деятельности | Используемые пособия к уроку | Дата проведения | |||
плани руемая | факти ческая | корректи руемая | |||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. |
|
| Библиотечный урок. Правила и умения обращаться с книгой Знакомство с учебником и предметом. | 1 | Урок первичного предъявления новых знаний
| Осознание значимости чтения для личного развития; осознанное восприятие и оценка содержания; актуализация правил обращения с книгой. Первичные представления об авторе произведения. | Характеризовать книгу (учебник): анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации). Анализировать иллюстрации. Создавать устное сочинение по иллюстрации. Давать название иллюстрации | Презентация «Правила обращения с книгой» |
|
|
|
| «Рисующие» слова и звуки. («Тело лисицы очень подвижное…» по В. Волкову, К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна») | 1 | Урок первичного предъявления новых знаний и ууд. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста; характеристика героя произведения. Овладение навыками осознанного чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения). Знакомство с героями произведений для детского чтения. | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства, отражения мыслей и чувств автора. Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, пауз, темпа | Презентация К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»
| |
|
|
| Средства изображения природы. Урок-фантазия (Д. С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна…» Н. А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани..») | 1 | Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
| Осознанное восприятие и оценка содержания текста; характеристика героя произведения. Овладение навыками осознанного чтения ( скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения). Распознавание особенностей художественного и нехудожественного текстов. | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительное чтение текстов с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения | Презентация «Картины природы в произведениях поэтов», карточки для работы в паре
| |
|
|
| Изобразительная природа художественного текста. (А. С. Пушкин «..Под голубыми небесами». Г. М. Новицкая «Береза».) | 1 | формирования первоначальныпредметных навыков УУД, овладенновыми предметными умения | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом. Овладение навыками осознанного чтения, словесного рисования. Приобретение умений внимательно читать, сравнивать текст и иллюстрацию | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительное чтение текстов с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора. Характеризовать текст, анализируя выбор автором языковых средств | Презентация «Берёза», карточки для работы в группе
| |
|
|
| Изобразительные возможности художественного текста. (Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве») | 1 | Урок применения предметных ЗУНов и УУД
| Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений). Овладение навыками осознанного чтения, словесного рисования. Работа со словом (эмоциональность, обилие подробностей, свойственных художественному тексту) | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. | Презентация «Какая бывает роса на траве» Выставка книг Л.Н.Толстого, | |
|
|
| Изобразительные возможности художественного текста.. (В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре»)
| 1 | Комбинированный урок
| Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений). Овладение навыками осознанного чтения, словесного рисования. Работа со словом (эмоциональность, обилие подробностей, свойственных художественному тексту) | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. | Презентация «Девочка на шаре» Выставка книг В. Драгунского | |
|
|
| «Рисующие слова» в поэзии. Урок-творчество ( В.Н. Викторов «Волшебство», А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» Тим Собакин «Уходит тихо лето») | 1 | ознакомление с новым материалом | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Углубление представлений о понятиях «литература», «поэзия», «ритм», «смысл названия». Представления об особенностях поэтического текста. Участие в обсуждении прочитанного. | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительное чтение текстов с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора. Характеризовать текст, анализируя выбор автором языковых средств | Презентация «Рисующие слова», карточки для работы в паре | |
|
|
| Звукопись как способ изображения. (М. Я. Бородицкая «Разговор с пчелой». А. А. Усачев «Шуршащая песня». А. А. Шибаев «Переполох») | 1 | Урок применения предметных ЗУНов и УУД
| Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Ориентировании в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Чтение по ролям. Инсценирование в паре. Работа в группах | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительное чтение текстов с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Анализировать текст, различая позицию автора. Характеризовать текст, анализируя выбор автором языковых средств | Презентация «Артикуляционная гимнастика»
| |
|
|
| Первый секрет художественных книг. ( А.Барто «Игра в слова», Т. М. Белозеров «Тучка») | 1 | Комбинированный урок
| Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Работа в группах | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительное чтение текстов с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. | Презентация «Игра в слова» | |
|
|
| Различение научного и художественного текстов( С. И. Ожегов «Статья из толкового словаря о дожде», К. Г. Паустовский «Мелкий грибной дождь»)Проверь себя. | 1 |
Урок применения предметных ЗУНов и УУД
| Осознание значимости чтения, понимания цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений) Овладение навыками правильного осознанного чтения. Работа со словом (распознавание научных терминов и художественных образов; эмоциональности, обилия подробностей, рифмованности, точности, краткости) Рефлексия, оценка знаний, полученных за определённый период учебного времени | Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Сравнивать и характеризовать тексты (учебный и художественный), выделять особенности, образные средства. Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения | Раздаточный материал (карточки с заданиями) | |
|
|
2. «Над вымыслом слезами обольюсь» (А.С. Пушкин) 5 ч
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
— положительное отношение к уроку литературного чтения;
— эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
Обучающийся получит возможность для формирования:
— первоначальных представлений о нравственных понятиях, отражённых в литературных текстах;
— доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
-основы для эмоционального переживания художественного текста;
-основы для развития творческого воображения;
— интереса к чтению; внутренней мотивации обращения к книге;
— положительного отношения к школе, чувства необходимости учения;
— интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий;
— способности выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;
— умения передавать своё эмоциональное отношение к тексту.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
— осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Обучающийся получит возможность научиться:
-принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
— принимать и понимать алгоритм выполнения задания;
— понимать цель и смысл выполняемых заданий;
— выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
— осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
— понимать фактическое содержание текста;
— пользоваться словарными пояснениями учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
— работать с учебником, ориентироваться в нём по содержанию (оглавлению) и с помощью знаков;
— выполнять логические действия;
— выбирать книгу в библиотеке;
— выделять и формулировать познавательную цель;
— работать с информацией, искать информацию в учебных текстах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
—воспринимать мнение сверстников, родителей о прочитанном произведении;
— принимать участие в обсуждении прочитанного произведения;
— использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Обучающийся получит возможность научиться:
— уважать мнение собеседников;
— задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
— проявлять интерес к общению и групповой работе;
— преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
— следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
— входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Выразительность художественного текста. (Г. А. Ладонщиков «Зимняя радость», И. П. Токмакова «Это ничья кошка») | 1 | Комбинированный урок
| Осознанное восприятие и оценка содержания прочитанного, его характера, характера героя стихотворения, различение позиции автора и героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Ориентировании в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. | Выразительно читать тексты с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения. Определять главную мысль произведения) то, что хотел сказать автор) | Презентация «Мои любимые животные» | |
|
| |
| Настроение автора в поэтических текстах. (А.А. Фет «Мама! Глянь-ка…», И.П. Токмакова «Осень», И.С.Никитин «Встреча зимы») | 1 | Комбинированный урок
| Осознанное восприятие и оценка содержания прочитанного, его характера, характера героя стихотворения, различение позиции автора и героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.. Работа со словарём | Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать тексты с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения. | Презентация «Времена года» | |
|
|
| Отработка навыков выразительного чтения. Урок-концерт (В. Д. Берестов «Заяц барабанщик», И. П. Токмакова «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова») | 1 | Урок повторения ЗУНов и и закрепления УУД
| Осознанное восприятие и оценка содержания прочитанного, его характера, характера героя стихотворения, различение позиции автора и героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Ориентировании в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Инсценировка ситуаций. | Выразительно читать тексты с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения. | Презентация «Заяц-барабанщик»
| |
|
|
| Второй секрет художественных книг. (Н. А. Некрасов «Крестьянские дети») | 1 | Урок применения предметных ЗУНов иУУД
| Осознанное восприятие и оценка содержания прочитанного, его характера, характера героя стихотворения, различение позиции автора и героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Чтение по ролям. Работа со словарём | Выразительно читать тексты с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
| Раздаточнй материал (карточки с заданиями) | |
|
|
| Второй секрет художественных книг. ( А. Н. Плещеев «Скучная картина») Проверь себя. |
| Комбинированный урок
| Осознанное восприятие и оценка содержания прочитанного, его характера, характера героя стихотворения, различение позиции автора и героя. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определённый период учебного времени | Выразительно читать тексты с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения | Карточки для индивидуаль ной работы | |
|
|
3. «Складно да ладно» 6 ч
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
— положительное отношение к уроку литературного чтения;
— эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
— способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
— способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вину;
— доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
— способности осознавать семейные традиции, уклад жизни своей семьи, традиции чтения в семье;
-основы для эмоционального переживания художественного текста;
-основы для развития творческого воображения;
— интереса к чтению; внутренней мотивации обращения к книге;
— положительного отношения к школе, чувства необходимости учения;
— интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий;
— способности выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;
— умения передавать своё эмоциональное отношение к тексту;
— любви к природе родного края;
— позитивной самооценки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
— принимать и понимать алгоритм выполнения задания;
Обучающийся получит возможность научиться:
-принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
— понимать цель и смысл выполняемых заданий;
— понимать важность планирования своей деятельности;
— выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
— осуществлять первоначальный контроль своих действий
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
— понимать фактическое содержание текста;
— пользоваться словарными пояснениями учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
— работать с учебником, ориентироваться в нём по содержанию (оглавлению) и с помощью знаков;
— выполнять логические действия;
— выбирать книгу в библиотеке;
— выделять события, видеть их последовательность в произведении;
— видеть особенности характера героя в литературном произведении
— работать с информацией, искать информацию в учебных текстах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
—воспринимать мнение сверстников, родителей о прочитанном произведении;
— принимать участие в обсуждении прочитанного произведения;
— использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Обучающийся получит возможность научиться:
— уважать мнение собеседников;
— проявлять интерес к общению и групповой работе;
— преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
— следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
— входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Особенности поэтических текстов. («Весна-красна» по И.Соколову-Микитову, А. Н. Плещеев «Весна», Д. Чиарди «Об удивительных птицах») | 1 | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД,
| Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом, темпом чтения. Декламация стихотворения. Работа с понятием «Рифма» | Выразительно читать тексты с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых для создания поэтических образов, знаков препинания, используемых в произведении для передачи смысла. Выделять в стихотворении сравнения | Презентация «Весна», карточки для работы в паре | |
|
| |
| Рифма и ритм. (Считалки) Урок-конкурс | 1 | Урок формироания первоначальных предметных навыков и УУД, | Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом, использование словаря учебника. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. | Презентация «Считалки», карточки для работы в паре | |
|
|
| Рифма и ритм. ( А. Милн «Хвосты».) |
| Комбинированный урок
| Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом, использование словаря учебника. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Нахождение рифмы в текстах. Определение ритма | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать фольклорные и авторские произведения для различения специфики каждого | карточки для работы в группе | |
|
|
| Расширение представлений учащихся о рифме. (Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей») | 1 | Комбинированный урок
| Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом, использование словаря учебника. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя или читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге | Отрывок из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» Выставка книг Н Носова
| |
|
|
| Принципы и способы рифмовки в поэтическом тексте. Урок-фантазия (Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». Н. В. Гернет , Д. И. Хармс «Очень-очень вкусный пирог».) | 1 | Комбинированный урок
| Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом, использование словаря учебника. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Знакомство с произведениями для детского чтения | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Читать по ролям, участвовать в инсценировках. Находить виды рифм у разных авторов | Презентация «Приключения Незнайки и его друзей» | |
|
|
| Третий секрет художественных книг. (Ю. Тувим «Про пана Трулялинского) Проверь себя. | 1 | Урок применения предметных ЗУНов иУУД
| Осознанное восприятие содержания текста: практическое сравнение разных текстов. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определённый период учебного времени | Выразительно читать стихотворение, используя интонации, паузы, темп, передавая настроение. Характеризовать текст: определять главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать тексты различных жанров с рифмами | Карточки с заданиями | |
|
|
4 «А если я глаза закрываю, мне видно все, чего не бывает…» 6 ч
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
— интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге;
— эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
— способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
— доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
— любовь к природе родного края;
— основы для эмоционального переживания художественного текста;
— основы для развития творческого воображения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-положительного отношения к школе, чувства необходимости учения
— способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вину;
— способности осознавать семейные традиции, уклад жизни своей семьи, традиции чтения в семье;
— положительного отношения к школе, чувства необходимости учения;
— интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий;
— способности выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;
— умения передавать своё эмоциональное отношение к тексту;
— позитивной самооценки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
— принимать и понимать алгоритм выполнения задания;
— осуществлять действие по образцу;
— принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
— принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.
Обучающийся получит возможность научиться:
— понимать цель и смысл выполняемых заданий;
— понимать важность планирования своей деятельности;
— выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
— осуществлять первоначальный контроль своих действий
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— работать с учебником, ориентироваться в нём по содержанию с помощью знаков;
— ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
— понимать фактическое содержание текста;
— пользоваться словарными пояснениями учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
— структурировать знания;
— выделять и формулировать познавательную цель;
— группировать и классифицировать тексты по разным основаниям;
— воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;
— выбирать книгу в библиотеке;
— выделять события, видеть их последовательность в произведении;
— видеть особенности характера героя в литературном произведении
— работать с информацией, искать информацию в учебных текстах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
—воспринимать мнение сверстников, родителей о прочитанном произведении;
— принимать участие в обсуждении прочитанного произведения;
— использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Обучающийся получит возможность научиться:
— уважать мнение собеседников;
— задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
— проявлять интерес к общению и групповой работе;
— преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
— следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
— входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Фантастические образы в художественных произведениях. (С. Я. Маршак «Дремота и зевота», Ю. Тувим «Чудеса», Б. В. Заходер «Приятная встреча») | 1 | комбинированный урок
| Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознание наличия в действительности или фантазийных образов событий и героев. | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения | Презентация «Фантастические образы в произведениях» | |
|
| |
| Способы художественного воплощения. (Д. Биссет «Орел и овечка», М. Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется») | 1 | комбинированный | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Овладение навыками находить фантастические образы в текстах | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героев. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения | Карточки с заданиями | |
|
|
| Реальная основа фантастической картины в художественном тексте. Урок-сказка (Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей») | 1 | комбинированный
| Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Овладение навыками находить фантастические образы в текстах | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности произведения, описывать героев. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения | Презентация «Приключения Незнайки и его друзей» Книга Н.Носова « Приключения Незнайки и его друзей» | |
|
|
| Реальные детали в фантастической картине. (Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей») | 1 | комбинированный | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Овладение навыками находить фантастические образы в текстах. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. | Презентация «Приключения Незнайки и его друзей»
| |
|
|
| Роль фантастического элемента в художественном тексте. ( Б. В. Заходер «Моя Вообразилия», Э.Э Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем..») | 1 | формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладенновыми предметными умениям | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Осознание сущности поведения героев, особенностей характера и мира чувств, умение самостоятельно делать выводы. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения | Презентация «Страна Вообразилия»
| |
|
|
| Четвёртый секрет художественных книг. (Э.Э Мошковская «Хитрые старушки») Проверь себя. | 1 | Урок применения предметных ЗУНов иУУД
| Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Осознание сущности поведения героев, особенностей характера и мира чувств, умение самостоятельно делать выводы. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности фантастического произведения, описывать героев. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения | Карточки с заданиями | |
|
|
5 «Чтение — вот лучшее учение» (А.С. Пушкин) 13 ч
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
— положительное отношение к школе, чувство необходимости учения;
— интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге;
— эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
— способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
— доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
Обучающийся получит возможность для формирования:
— способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вину;
— умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики
— способности осознавать семейные традиции, уклад жизни своей семьи, традиции чтения в семье;
— положительного отношения к школе, чувства необходимости учения;
— способности выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;
— умения передавать своё эмоциональное отношение к тексту;
— позитивной самооценки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
— осуществлять действие по образцу;
— принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
— принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.
Обучающийся получит возможность научиться:
— понимать цель и смысл выполняемых заданий;
— понимать важность планирования своей деятельности;
— выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
— осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— работать с учебником, ориентироваться в нём по содержанию с помощью знаков;
— ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
— понимать фактическое содержание текста;
— пользоваться словарными пояснениями учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
— структурировать знания;
— выделять и формулировать познавательную цель;
— группировать и классифицировать тексты по разным основаниям;
— воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;
— выбирать книгу в библиотеке;
— выделять события, видеть их последовательность в произведении;
— работать с информацией, искать информацию в учебных текстах;
— различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
—воспринимать мнение сверстников, родителей о прочитанном произведении;
— принимать участие в обсуждении прочитанного произведения;
— использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Обучающийся получит возможность научиться:
— уважать мнение собеседников;
— задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
— проявлять интерес к общению и групповой работе;
— преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
— следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
— входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Нравственное содержание произведения. (Л. Н. Толстой «Косточка») | 1 | Комбинированный урок
| Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Ориентация в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умения самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в обсуждении, (диалоге или полилоге) прослушанного текста. Обсуждение главной мысли произведения. | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять смысл пословиц, соотносить их содержание с главной мыслью прочитанного произведения. | Презентация Книги Л. Толстого, В. Осеевой
| |
|
| |
| Поучительный смысл произведения. Урок нравственности (В.А.Осеева «Сыновья) | 1 | Комбинированный урок
| Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Ориентация в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умения самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Обсуждение главной мысли произведения. | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Анализировать жанровые особенности построения текста | Презентация В.Осеева «Сыновья» Книги Л. Толстого, В. Осеевой
| |
|
|
| Нравственная проблематика и идея произведения. (И. А. Крылов «Чиж и Голубь») | 1 | формирования первоначальных предметннавыков и УУД, овладение новыми предметнумениям | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Ориентация в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умения самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Обсуждение главной мысли произведения. | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. | Презентация «Чиж и голубь» | |
|
|
| Нравственная проблематика и идея произведения (Л. Н. Толстой «Лев и мышь», «Отец и сыновья») | 1 | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Ориентация в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умения самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. | Презентация «Отец и сыновья» | |
|
|
| Мудрость народа в устном народном творчестве. Урок-путешествие («Лиса и козел» (Русская народная сказка) | 1 | Комбинированный урок
| Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики художественного (сказочного) текста выявление этих особенностей (особая интонация сказывания, сказочные числа, особенности героев и композиции). Коллективное обсуждение, обобщение читательского опыта. Представление о русской народной сказке. | Анализировать средства, используемые в сказках для подчёркивания особенностей этого жанра. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать по ролям | Презентация «Русские народные сказки» Книги с русскими народными сказками,
| |
|
|
| Характер героя в русской народной сказке. (К. Д. Ушинский «Жалобы зайки») | 1 | Комбинированный урок
| Выявление особенностей русских народных сказок о животных на примере текстов, представленных в учебнике: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки. | Анализировать средства, используемые в сказках для подчёркивания особенностей этого жанра. Рассказывать ранее прочитанные сказки, анализируя и сохраняя специфику фольклорной сказки о животных. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | Книги с русскими народными сказками, книги Дм. Ушинского
| |
|
|
| Картинный план сказки. («Лиса и заяц» (Русская народная сказка) | 1 | Урок повторения предметных ЗУНов и закрепление УУД
| Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики художественного (сказочного) текста (пересказывание сказки с опорой на картинный план и подписи). | Рассказывать ранее прочитанные сказки, анализируя и сохраняя специфику фольклорной сказки о животных. Выделять последовательность действий в произведении. Выделять особенности русской народной сказки о животных. | Презентация «Лиса и заяц» | |
|
|
| Изображение животных в русских народных сказках. («Глупый волк» Русская народная сказка) | 1 | Урок повторения предметных ЗУНов и закрепление УУД
| Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики художественного (сказочного) текста. Презентация любимой фольклорной сказки. Выявление особенностей русских народных сказок о животных на примере читательского опыта: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки | Анализировать средства, используемые в сказках для подчёркивания особенностей этого жанра. Рассказывать ранее прочитанные сказки, анализируя и сохраняя специфику фольклорной сказки о животных. Выделять последовательность действий в произведении. Выделять особенности русской народной сказки о животных. | Презентация «Глупый волк» | |
|
|
| Малые жанры фольклора. Загадки. Урок КВН | 1 | формирования первоначальных предметнавыков и УУД, овладенновыми предмет
| Знакомство с фольклорными произведениями для детского чтения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Работа со словом и особенностями текста (что делает текст похожим на загадку). Коллективное создание текстов заданного жанра | Сравнивать фольклорные произведения по настроению, тональности, предназначению. Сравнивать произведения разных жанров, выделяя особенности загадки. Находить рифмы, толкование слова. Выразительно читать стихотворные произведения, используя интонацию, паузы, темп. | Презентация «Загадки», карточки для работы в паре | |
|
|
| Малые жанры фольклора Пословицы и поговорки. | 1 | формирования первоначальных предметнавыков и УУД, овладенновыми предметумениям | Знакомство с фольклорными произведениями для детского чтения. Определение принадлежности текста к определённому жанру. Создание ситуаций, подходящих к пословицам. Разыгрывание ситуации, как сценки | Сравнивать фольклорные произведения по настроению, тональности, предназначению. Сравнивать произведения разных жанров, выделяя особенности пословиц. Соотносить текст произведения с пословицей, которая может быть выражением главной мысли | Презентация «Пословицы и поговорки» | |
|
|
| Малые жанры фольклора Скороговорки. Литературный калейдоскоп | 1 | формирования первоначальных предметнавыков и УУД, овладенновыми предметными умениям | Знакомство с фольклорными произведениями для детского чтения. Определение принадлежности текста к определённому жанру. Формирование умения читать по ролям, разыгрывать скороговорки | Сравнивать авторские фольклорные произведения по настроению, тональности, предназначению, обнаруживать, что те и другие могут быть написаны в стихах или прозе, носить шуточный характер. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп | Презентация «Скороговорки», карточки для работы в паре | |
|
|
| Пятый секрет художественных книг. (В.А.Осеева «Хорошее») Проверь себя. | 1 | Урок применения предметных ЗУНов и УУД езентацияскими народными сказками, книги Д Ушинского | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Ориентация в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умения самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в обсуждении, (диалоге или полилоге) прослушанного текста. | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять смысл пословиц, соотносить их содержание с главной мыслью прочитанного произведения. | Карточки с заданиями | |
|
|
| (Б.В.Заходер «Товарищам детям») Подведём итоги
| 1 | Урок обобщения и системат зации предметных ЗУНов и УУД | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Рефлексия, оценка знаний, полученных за весь период учебного времени. | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. | Карточки для индивидуальной работы | |
|
|
| Праздник «Моя любимая книга» | 1 | Урок обобщен систематизации предметных ЗУНов и УУД | Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | Различать и называть произведения (народные и авторские), соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам. Участвовать в инсценировках, читать по ролям. | Презентация «Моя любимая книга» | |
|
|
15-17 | Резервные уроки | 3 |
|
|
|
|
|
|