МБОУ Лобановская основная общеобразовательная школа
городской округ Домодедово
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________
О.А. Борзова
« » августа 2014г
Рабочая программа
учебного курса
«Литературное чтение»
1 класс
Составитель: Щеголева Светлана Александровна
учитель начальных классов
2014- 2015 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с требованиями примерной программы по литературному чтению, с учетом авторской программы Л.Ф. Климановой «Литературное чтение» и программы курса «Обучение грамоте», с учетом авторской программы В.Г. Горецкого,
В.А.Кирюшкина для 1 класса общеобразовательных учреждений без изменения её содержания, издательство «Просвещение», 2011год, гриф Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, на основе учебного плана МБОУ Лобановской ООШ на 2014 -2015 учебный год.
Рабочая программа реализуется по календарно-тематическому плану составленному учителем.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Класс 1 образовательный, уровень базовый.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
В 1 классе из учебного плана на период обучения грамоте выделяется 92ч, на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2 — 170ч (5ч в неделю, 34 учебные недели) , в 3—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Результаты изучения курса
Учебные действия | УУД | |
К концу первого класса обучающиеся должны знать: -критерии выразительного чтения; -интонационные особенности произведения: тон, тембр, ритм; -тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения; -законы русской речи и этикетные нормы в ситуациях общения между собеседниками.
уметь: — выразительно читать небольшие по объему художественные тексты; — ин отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания; -тонировать наизусть стихи; — читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами: 1 полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами. 2 полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого, передача интонации и настроения при чтении. | Оформление на письме предложений. Деление слов на слоги. Передача в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации. Письмо под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания. Устное составление текста из 3-5 предложений на определенную тему. | Познавательные. Общеучебные действия. -Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; — Выделение познавательной цели; -Выбор наиболее эффективного способа решения; — Смысловое чтение; Логические: — Анализ объектов; — Синтез как составление частей целого; — Доказательство; — Установление причинно-следственных связей; -построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: — Постановка вопросов; — Умение выражать свои мысли полно и точно; — Разрешение конфликтов. — Диалогическая и монологическая контекстная речь. Регулятивные УУД: — Целеполагание; -Волевая саморегуляция -Прогнозирование уровня усвоения -Оценка; -Коррекция. Личностные УУД: —Смыслополагание. |
Перечень учебно-методического обеспечения
Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
Горецкий В.Г. Русская азбука: учеб. Для 1кл. нач. шк. –М.:Просвещение, 2011г.
Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: книга для учителя- М.: Просвещение, 2012г.
Жиренко О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. М.: ВАКО, 2013г.
Литературное чтение учебник для 1 класса нач.шк.: / сост. Л.Ф.Климанова и др.; под редакц. Л.Ф. Климановой. – М.: Просвещение, 2011г.
Климанова Л. Ф.Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011г.
Климанова Л. Ф. Читалочка. – М.: Просвещение, 2011г.
Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод. Пособие к учебнику «Родная речь. 1 класс».- М.: Просвещение, 2011г.
Климанова Л. Ф. уроки литературного чтения .Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс/ М.: ВАКО, 2011г.
Электронные приложения к учебникам Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого
Раздаточный материал по литературному чтению.
Дидактическо – технологическое оснащение: схемы, таблицы, дидактический материал.
Использование в учебном процессе мультимедийных технологий.
Согласовано
ММО
учителей начальных классов
Протокол №1 от августа 2014 года
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
_____________С.А. Щеголева
«29» августа 2014 г.
Содержание программы
Тематичесское планирование | Часы | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
1. | Жили -были буквы | 7ч. | Вводятся понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически- правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям. | Логические: Анализ объектов Коммуникативные УУД: -Постановка вопросов; -Умение выражать свои мысли полно и точно; -Диалогическая и монологическая контекстная речь.
|
2. | Сказки, загадки, небылицы. | 7ч. | Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие – «настроение автора».
| Познавательные общеучебные действия: -Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД: -Постановка вопросов; -Умение выражать свои мысли полно и точно; Личностные УУД: -Нравственно-этическое оценивание. |
3. | Апрель, апрель! Звенит капель | 5ч. | Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.
| Познавательные общеучебные действия: -Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД: -Постановка вопросов; -Умение выражать свои мысли полно и точно; -Разрешение конфликтов; -Диалогическая и монологическая контекстная речь. Личностные УУД: -Нравственно-этическое оценивание. |
4. | И в шутку, и всерьез | 6ч. | Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится понятие – «настроение и чувства героя».
| Познавательные общеучебные действия: -Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД: -Постановка вопросов; — Умение выражать свои мысли полно и точно; -Разрешение конфликтов; — Диалогическая и монологическая контекстная речь. Личностные УУД: -Нравственно-этическое оценивание. Регулятивные УУД: — Целеполагание; -Волевая саморегуляция; -Оценка; -Коррекция |
5. | Я и мои друзья | 5ч. | Рассказы и стихи о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. Вводятся понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.
| Познавательные общеучебные действия: -Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД: -Постановка вопросов; — Умение выражать свои мысли полно и точно; -Разрешение конфликтов; — Диалогическая и монологическая контекстная речь. Личностные УУД: -Нравственно-этическое оценивание. Регулятивные УУД: — Целеполагание; -Волевая саморегуляция; -Оценка; -Коррекция |
6. | О братьях наших меньших | 5ч. | Произведения о взаимоотношениях человека с природой. | Познавательные общеучебные действия: Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД: -Постановка вопросов; -Умение выражать свои мысли полно и точно; -Разрешение конфликтов; -Диалогическая и монологическая контекстная речь. Личностные УУД: -Нравственно-этическое оценивание. Регулятивные УУД: — Целеполагание; -Волевая саморегуляция; -Оценка; -Коррекция. |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета литературное чтение (обучение грамоте)
Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата | Скорректир дата | |
Добукварный период (14 ч) | ||||
1. | «Азбука» — первая учебная книга. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака, рассказывать об их роли при работе с «Азбукой». Рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой. Использовать эти правила при работе с «Азбукой». Отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдать эти правила в учебной работе. Оценивать результаты своей работы на уроке. | 01.09 -05.09.14 | |
2 | Речь устная и письменная. Предложение. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Практически различать речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение). Выделять из речи предложения. Определять на слух количество предложений в высказывании. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения. | 01.09 -05.09.14 | |
3 | Слово и предложение. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации. Разыгрывать сценки из сказки. Делить предложения на слова. Воспринимать слово как объект изучения. Определять на слух количество слов в предложении. Составлять простейшие предложения и моделировать их с помощью схем. Составлять предложения по заданным схемам. «Читать» предложения по схемам. Произносить по образцу предложения с восклицательной интонацией. Соотносить произнесённое предложение со схемой. | 01.09 -05.09.14 | |
4 | Слог. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Произносить слова по слогам. Делить слова на слоги, определять количество слогов в словах. Моделировать слова при помощи схем. Приводить примеры слов, состоящих из заданного количества слогов. Устанавливать слоговой состав слов. Соотносить предметную картинку и схему слова; объяснять данное соответствие. | 01.09 -05.09.14 | |
5 | Ударение. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Выделять ударный слог при произнесении слова. Определять на слух ударный слог в словах. Называть способы выделения ударного слога в слове. Обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком. Подбирать слова к заданным схемам и приводить примеры. Соотносить слово, называющее изображённый предмет, со схемой-моделью, обосновывать свой выбор. | 08.09 -12.09.14 | |
6 | Звуки в окружающем мире и в речи. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Наблюдать, какие неречевые звуки нас окружают. Слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые звуки. Практически различать речевые и неречевые звуки. Делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим».
| 08.09 -12.09.14 | |
7 | Звуки в словах. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Анализировать слово с опорой на его модель. Определять в звучащей речи слова с заданным звуком, подбирать свои примеры.
| 08.09 -12.09.14 | |
8 | Слог-слияние. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Различать гласные и согласные звуки, называть основные отличительные признаки. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Наблюдать, как образуется слог-слияние в процессе слого-звукового анализа. Выделять слоги-слияния и звуки за пределами слияния в словах. Доказывать, почему выделенный слог является слиянием. | 08.09 -12.09.14 | |
9 | Повторение и обобщение пройденного материала. Урок обобщения и систематизации.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Использовать термины «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звук», «гласный», «согласный», «слог-слияние». Вычленять из звучащей речи предложения, делить их на слова. Определять количество предложений в звучащей речи. Моделировать предложения, фиксировать их в схеме. Определять порядок слов в предложении. Делить слова на слоги. | 15.09 -19.09.14 | |
10 | Гласный звук а, буквы А, а. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (астры). Выделять звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [а]. Доказывать, что звук [а] гласный. Приводить примеры слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы А, а. Соотносить звук [а] и букву, его обозначающую. | 15.09 -19.09.14 | |
11 | Гласный звук о, буквы О, о. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (окуни). Выделять звук [о] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [о]. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [о] гласный. Приводить примеры слов со звуком [о] в начале, середине, конце слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы О, о. Находить слова с буквами О, о в текстах на страницах «Азбуки». Соотносить звук [о] и букву о. | 15.09 -19.09.14 | |
12 | Гласный звук и, буквы И, и. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (иголка). Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [и] гласный. Слышать звук [и] в произносимых словах, определять место нового звука в слове. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы И, и. Соотносить звук [и] и букву, его обозначающую. Находить слова с буквами И, и в текстах на страницах «Азбуки». | 15.09 -19.09.14 | |
13 | Гласный звук ы, буква ы. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Наблюдать за изменением формы слова (шар — шары). Устанавливать сходство и различие слов. Выделять звук [ы] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [ы]. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [ы] гласный. | 22.09 -26.09.14 | |
14 | Гласный звук у, буквы У, у. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (утка). Выделять звук [у] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [у] гласный. Слышать звук [у] в произносимых словах, определять место нового звука в слове. | 22.09 -26.09.14 | |
Букварный период (53 ч+ 5 ч резервных) | ||||
15 | Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (барабан, конь). Выделять звуки н, н’ в процессе слого-звукового анализа. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, сравнивать их. Слышать и различать звуки н, н’ в словах. Обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. | 22.09 -26.09.14 | |
16 | Согласные звуки с, с’, буквы С, с. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (лес, лось). Выделять звуки с, с’ в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями их произнесения. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что они согласные, сравнивать их. Слышать и различать новые звуки в словах. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы С, с. | 22.09 -26.09.14 | |
17 | Согласные звуки к, к’, буквы К, к. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа. Характеризовать выделенные звуки, сравнивать их по твёрдости-мягкости. Слышать и различать новые звуки в словах. Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую. Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слова с новыми буквами. Читать слоги-слияния с новой буквой и слова по ориентирам. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного (к или к’). | 29.09 -03.10.14 | |
18 | Согласные звуки т, т, буквы Т, т. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа. Характеризовать выделенные звуки, сравнивать их по твёрдости-мягкости. Слышать и различать новые звуки в словах. Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний. Добавлять слоги до слова (то — лото, ти — дети и т.п.). Читать слоги-слияния и слова с ранее изученными буквами. | 29.09 -03.10.14 | |
19 | Чтение слов и текстов с буквами Т, т. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа. Характеризовать выделенные звуки, сравнивать их по твёрдости-мягкости. Слышать и различать новые звуки в словах. Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний. Добавлять слоги до слова (то — лото, ти — дети и т.п.). Читать слоги-слияния и слова с ранее изученными буквами. | 29.09 -03.10.14 | |
20 | Согласные звуки л, л, буквы Л, л. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Выкладывать из букв разрезной азбуки слова с новыми буквами. Анализировать место каждой изученной буквы на «ленте букв». Наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают. | 29.09 -03.10.14 | |
21 | Согласные звуки р, р’, буквы Р, р. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
| 06.10 -10.10.14 | |
22 | Согласные звуки в, в’, буквы В, в. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Определять основную мысль текста. Озаглавливать текст. Находить в словах общую часть. Объяснять разные значения многозначных слов. Определять место новой буквы на «ленте букв». | 06.10 -10.10.14 | |
23 | Гласные буквы Е, е. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать познавательную задачу урока. Осуществлять решение познавательной задачи под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова. Анализировать схему-модель слова. Обозначать слияние j’э буквой е. Называть особенность буквы е. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчную, печатные и письменные буквы Е, е. Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись в парах. Сопоставлять буквенные записи и схемы-модели слов. Выявлять способ чтения буквы е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов с буквой е в начале слова и после гласных. | 06.10 -10.10.14 | |
24 | Согласные звуки п, п’, буквы П, п. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Объяснять роль гласных и, е. Читать текст вслух. Находить в тексте ответы на вопросы. Определять основную мысль текста. Составлять рассказы о профессиях. Классифицировать слова в соответствии с их значением. | 06.10 -10.10.14 | |
25 | Согласные звуки м, м’, буквы М, м. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звуки м, м’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости. Определять место новой буквы на «ленте букв».
| 13.10 -17.10.14 | |
26 | Чтение слов и текстов с буквами М, м. Урок формирования первоначальных предметных умений.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звуки м, м’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости. Определять место новой буквы на «ленте букв».
| 13.10 -17.10.14 | |
27 | Согласные звуки з, з’, буквы З, з. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звуки з, з’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Составлять рассказ по иллюстрации. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Соотносить содержание текста с сюжетной картинкой. Сопоставлять попарно слоги с буквами с и з (са — за, со — зо, си — зи и т.д.). | 13.10 -17.10.14 | |
28 | Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звуки з, з’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Составлять рассказ по иллюстрации. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Соотносить содержание текста с сюжетной картинкой. Наблюдать за артикуляцией звонких согласных з, з’ и глухих согласных с, с’ в парах. | 13.10 -17.10.14 | |
29 | Согласные звуки б, б’, буквы Б, б. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звуки б и б’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст. Определять главную мысль текста. Озаглавливать текст. Сопоставлять попарно слоги с буквами п и б. Устанавливать сходство и различие в произнесении б и п, б’ и п’. | 20.10 -24.10.14 | |
30 | Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звуки б и б’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст. Определять главную мысль текста. Озаглавливать текст. Сопоставлять попарно слоги с буквами п и б.Устанавливать сходство и различие в произнесении б и п, б’ и п’. | 20.10 -24.10.14 | |
31 | Чтение слов и текстов с буквами Б, б. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звуки б и б’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст. Определять главную мысль текста. Озаглавливать текст. Сопоставлять попарно слоги с буквами п и б.Устанавливать сходство и различие в произнесении б и п, б’ и п’. | 20.10 -24.10.14 | |
32 | Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звуки д и д’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Составлять рассказ на заданную тему по сюжетной картинке и опорным словам.
| 20.10 -24.10.14 | |
33 | Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Сопоставлять попарно слоги с буквами т и д. Наблюдать за артикуляцией звонких согласных д, д’ и глухих согласных т, т’ в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении д и т, д’ и т’. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки д — т и д’ — т’ в словах. Воспроизводить звуковую форму слов со звуком т на конце по их буквенной записи. Анализировать звуковой состав слов, сопоставлять его с буквенной записью. | 27.10 -31.10.14 | |
34 | Гласные буквы Я, я. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова (маяк): определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делать вывод о том, что в слове маяк два слога-слияния. Анализировать схему-модель слова. Обозначать слияние j’а буквой я. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Выявлять способ чтения буквы я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов с буквой я в начале слова и после гласных. | 27.10 -31.10.14 | |
35 | Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с гласным звуком а после мягкого согласного (с опорой на схему-модель). Читать слоги-слияния с буквой я. Сопоставлять слоги с гласными а и я. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с я. Обозначать буквой я гласный звук ’а после мягких согласных. Находить в текстах слова с буквой я и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных. | 27.10 -31.10.14 | |
36 | Чтение слов и предложений с буквами Я, я. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Находить в текстах слова с буквой я и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных. Читать текст и задавать вопросы по его содержанию. Определять место буквы я на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.
| 27.10 -31.10.14 | |
37 | Согласные звуки г, г Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звуки г и к’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой, выявлять отсутствие слияний с гласными буквами ы и я. Читать текст, находить в нем слова с заглавной буквы, объяснять употребление заглавной буквы в этих словах. Определять место новой буквы на «ленте букв». Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. | 10.11. – 14.11.14 | |
38 | Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Устанавливать, что глухой к на конце слов может обозначаться разными буквами — г и к. Наблюдать за изменением слова (сапог — сапоги, боровик — боровики). Устанавливать способ определения буквы на месте глухого согласного звука (изменение слова). Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения | 10.11. – 14.11.14 | |
39 | Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звук ч’ из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук ч’ всегда мягкий, глухой. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ча пишется всегда а, в слоге чу всегда пишется у, поскольку звук ч’ всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особой буквой. | 10.11. – 14.11.14 | |
40 | Чтение слов и предложений с буквами Ч, ч. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопрос: «Почему в сочетании ча пишется буква а?» Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст. Задавать вопросы по содержанию прочитанного текста. Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. | 10.11. – 14.11.14 | |
41 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Производить слого-звуковой анализ слова гуси (с опорой на схему). Объяснять, как обозначена мягкость согласного звука с’. Соотносить звуковую форму слова гусь с его схемой. Устанавливать количество звуков в слове. Участвовать в обсуждении проблемы: «Как обозначить мягкость согласного на конце слова гусь?». Читать слова с ь в середине и конце, производить их слого — звуковой анализ, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков. Делать вывод: буква ь звука не обозначает, она нужна для обозначения мягкости предшествующего согласного звука. Обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слов. | 17.11. – 14.11.14 | |
42 | Чтение слов и предложений с буквой ь. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Задавать вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Находить в тексте слова с новой буквой. Определять, мягкость каких звуков обозначена буквой ь. Определять место новой буквы на «ленте букв». Объяснять роль буквы ь.
| 17.11. – 14.11.14 | |
43 | Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. Сочетание ши. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звук ш из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук ш глухой и всегда твёрдый. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше — е. Отвечать на вопросы: «Какая буква пишется в сочетании ши?, ше?». | 17.11. – 14.11.14 | |
44 | Чтение слов и предложений с буквами Ш, ш. Сочетание ши. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопросы: «Какая буква пишется в сочетании ши?», «Какая буква пишется в сочетании ше?». Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия.) Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. | 17.11. – 14.11.14 | |
45 | Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звук ж из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук ж звонкий и всегда твёрдый. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге жи пишется всегда и, в слоге же — е. Отвечать на вопросы: «Какая буква пишется в сочетании жи?, же?». Сопоставлять попарно слоги с буквами ж и ш. Устанавливать, что глухой ж на конце слов может обозначаться разными буквами — ж и ш. Устанавливать способ определения буквы на месте глухого согласного звука (изменение слова).
| 24.11. – 28.11.14 | |
46 | Сопоставление звуков ж и ш. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст. Задавать вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Пересказывать текст. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия). Соотносить все изученные буквы со звуками.
| 24.11. – 28.11.14 | |
47 | Формирование навыков чтения. Урок обобщения и систематизации.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию текстов. Задавать вопросы по содержанию. Озаглавливать тексты. Пересказывать тексты. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». | 24.11. – 28.11.14 | |
48 | Гласные буквы Ё, ё. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова ёжик. Обозначать слияние j’о буквой ё. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись. Формулировать способ чтения буквы ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов: буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом — просто называется. | 24.11. – 28.11.14 | |
49 | Буква ё — показатель мягкости предшествующего согласного. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Производить слого-звуковой анализ слова с гласным звуком о после мягкого согласного с опорой на схему-модель. Читать слоги-слияния с буквой ё. Сопоставлять слоги с гласными о и ё. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с ё. Делать вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится звук о, то пишется буква ё. Обозначать буквой ё гласный звук о после мягких согласных. Находить в текстах слова с буквой ё и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных. | 01.12. – 05.12.14 | |
50 | Формирование навыков чтения. Урок обобщения и систематизации. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию текстов. Задавать вопросы по содержанию. Озаглавливать тексты. Пересказывать тексты. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». | 01.12. – 05.12.14 | |
51 | Звук j’, буквы Й, й. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звук j’ в процессе слого-зву-кового анализа слова трамвай. Распознавать новый звук в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определять место звука j’ в словах. Преобразовывать слова (мой — моё — моя, твой — твоё — твоя); моделировать слого-звуковой состав слов, сопоставлять каждое слово с его схемой-моделью. Делать вывод: буква й обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук j’ слога не образует. Характеризовать новый звук, обозначать буквой. Читать текст. | 01.12. – 05.12.14 | |
52 | Чтение текстов с буквами Й, й. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. Характеризовать новый звук, обозначать буквой. Читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию текстов. Задавать вопросы по содержанию. Озаглавливать тексты. Пересказывать тексты. | 01.12. – 05.12.14 | |
53 | Согласные звуки х, х’, буквы Х, х. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звуки х и х’ из слов пастух, пастухи, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой. Распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Сопоставлять звуки г] — [г’, к] — [к’, х] — [х’, выявлять сходство и различие в их произнесении. | 08.12. – 12.12.14 | |
54 | Чтение предложений и текстов с буквами Х, х. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Задавать вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Пересказывать текст.
| 08.12. – 12.12.14 | |
55 | Чтение слов и предложений с буквами Х, х. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Задавать вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Пересказывать текст. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы с опорой на «ленту букв».
| 08.12. – 12.12.14 | |
56 | Гласные буквы Ю, ю. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Производить слого-звуковой анализ слова юла. Обозначать слияние j’у буквой ю. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы ю (обозначать целый слог-слияние — два звука). Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись. Читать слова с буквой ю в начале слова и после гласных. Производить с опорой на схему-модель слого-звуковой анализ слова с гласным звуком ’у после мягкого согласного. Делать вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится звук ’у, то пишется буква ю. | 08.12. – 12.12.14 | |
57 | Буква ю — показатель мягкости согласного звука. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Обозначать буквой ю гласный звук ’у после мягких согласных. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию тексов. Задавать вопросы по содержанию. Озаглавливать текст. Пересказывать текст. Находить в текстах слова с буквой ю и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. | 15.12. – 19.12.14 | |
58 | Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звук ц из слова кузнец с опорой на схему, характеризовать его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначать буквой. Распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой.
| 15.12. – 19.12.14 | |
59 | Чтение слов и предложений с буквами Ц, ц. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к текстам. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». | 15.12. – 19.12.14 | |
60 | Гласный звук э, буквы Э, э. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звук из начала слова эхо. Устанавливать, что звук э — знакомый, т.к. раньше уже выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е. Выделять звук э в начале слов и после гласных. Обозначать буквой э данный звук в начале слов и после гласных. Читать слова с новой буквой. | 15.12. – 19.12.14 | |
61 | Чтение слов и предложений с буквами Э, э. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию текстов. Задавать вопросы по содержанию. Озаглавливать тексты. Пересказывать тексты. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». | 22.12. – 26.12.14 | |
62 | Формирование навыков чтения. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию текстов. Задавать вопросы по содержанию. Озаглавливать тексты. Пересказывать тексты. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». | 22.12. – 26.12.14 | |
63 | Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звук щ’ из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук щ’ согласный, всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. | 22.12. – 26.12.14 | |
64 | Чтение слов и предложений с буквами Щ, щ. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук щ’ всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами. Читать слова с изученной буквой. | 22.12. – 26.12.14 | |
65 | Формирование навыков чтения. Урок обобщения и систематизации. | Принимать учебную задачу урока. Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к текстам. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Определять и обосновывать место новой буквы на «ленте букв». | | |
66 | Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Выделять звуки ф и ф’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой. Сопоставлять попарно слоги с буквами ф и в. Наблюдать за артикуляцией глухих согласных ф, ф’ и звонких согласных в, в’ в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении ф и в, ф’ и в’. Различать парные по звонкости — глухости согласные звуки в — ф и в’ — ф’ в словах. | | |
67 | Чтение слов и предложений с буквами Ф, ф. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к стихотворным текстам. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Пересказывать текст. Определять и обосновывать место новой буквы на «ленте букв». Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. | | |
68 | Разделительный мягкий знак. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Производить фонетический анализ слова листья с опорой на схему. Устанавливать, что в последнем слоге после мягкого согласного т’, слышится слияние j’а. Обсуждать проблему: как обозначить буквами примыкание согласного т’ к слиянию j’а — т’j’а? Читать слова с разделительным мягким знаком, объяснять, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё, и. Читать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком — показателем мягкости, устанавливать различия. | | |
69 | Разделительные твёрдый знак. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Производить фонетический анализ слова съел с опорой на схему. Устанавливать, что после мягкого согласного с’, слышится слияние j’э. Анализировать буквенную запись слова съел. Определять роль новой буквы — разделительного твердого знака (ъ).
| | |
70 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к стихотворным текстам. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Пересказывать текст. Читать слова с разделительным твёрдым знаком, объяснять, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё. Определять место буквы ъ на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. | | |
71 | Русский алфавит. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. Анализировать ленту букв: называть группы букв (гласные, согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных и т.д.); объяснять особенности букв каждой группы. Правильно называть все буквы. Сравнивать порядок расположения букв на «ленте букв» и в алфавите. Устанавливать, что последовательность букв на «ленте букв» и в алфавите разная. Читать алфавит. | | |
72 | Буквы русского алфавита. Урок обобщения и систематизации.
| Принимать учебную задачу урока. Анализировать ленту букв: называть группы букв (гласные, согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных и т.д.); объяснять особенности букв каждой группы. Правильно называть все буквы. Сравнивать порядок расположения букв на «ленте букв» и в алфавите. Устанавливать, что последовательность букв на «ленте букв» и в алфавите разная. Читать алфавит. Называть количество букв русского алфавита. | | |
Послебукварный период (16 ч + 4 ч из резерва) | ||||
73 | Как хорошо уметь читать. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. На основе названия текста определять его содержание. Читать текст самостоятельно. Назвать героев произведения. Находить и называть понравившиеся слова из текста, воспринятого на слух. Выбрать возможный для чтения по ролям отрывок текста самостоятельно. Разыграть фрагмент текста по ролям. Самостоятельно определить, получилось ли передать характер героя. | | |
74 | Одна у человека мать; одна и родина. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Придумывать рассказы по иллюстрации. Читать текст самостоятельно. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Пересказывать текст на основе опорных слов. Определять главную мысль текста. Соотносить её с пословицей. Объяснять своими словами смысл этого текста | | |
75 | История славянской азбуки. Урок первичного предъявления новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, обращаясь к помощи учителя, этимологии слова (кого мы называем первоучителем). Слушать текст в чтении учителя. Читать текст самостоятельно. Определять известную и неизвестную информацию в тексте. Рассказывать о том, что было неизвестно, в паре. | | |
76 | В. Крупин. Первый букварь. Урок первичного предъявления новых знаний.
| Принимать учебную задачу урока. На слух определять известную и неизвестную информацию. Читать старинную азбуку. Соотносить название букв со страницей старинной азбуки. Сравнивать название русских букв и старинных. Создать собственную азбуку; придумать слова, которые помогут запомнить название старинных букв русского алфавита. | | |
77 | А.С. Пушкин. Сказки. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Рассматривать портрет А.С. Пушкина. Определить название сказки на основе иллюстрации. Читать самостоятельно отрывок из сказки. Определить, из какой книги прочитанный отрывок.
| | |
78 | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Читать самостоятельно рассказы Л. Толстого. Определять смысл поступка героев. Соотносить поступки героев со своими поступками. Придумывать свои рассказы на определенные жизненные ситуации. Знать другие рассказы из азбуки Л. Толстого. Находить рассказы из азбуки Л. Толстого в учебнике. | | |
79 | К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Читать названия рассказов К. Ушинского. Объяснять смысл названия рассказов. Читать самостоятельно рассказы. Соотносить главную мысль рассказов с названием рассказа. Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций | | |
80 | К.И. Чуковский. Телефон. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Доказывать, почему в этой книге содержится эта сказка. Читать наизусть известные отрывки сказки. Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке. Соотносить книги и рисунки, книги и текст. Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем. | | |
81 | К.И. Чуковский. Путаница. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Читать самостоятельно текст стихотворения. Вычитать из текста стихотворения, как неправильно разговаривают герои. Прочитать, как надо разговаривать героям. Читать стихотворения наизусть, изображая с помощью мимики и жестов монологи героев. | | |
82 | В.В. Бианки. Первая охота. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Рассказывать об этой книге (название, тема, герои). Читать самостоятельно текст. Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Пересказывать текст на основе опорных слов. Придумывать свои заголовки; соотносить заголовки с содержанием текста | | |
83 | С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Читать стихотворения С. Маршака. Определять героев стихотворения. Распределять роли; читать по ролям. Декламировать стихотворение хором. Самостоятельно читать наизусть. Соотносить текст стихотворения с прочитанным наизусть. Находить возможные ошибки. Читать самостоятельно наизусть. | | |
84 |
М.М. Пришвин. Предмайское утро. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Принимать учебную задачу урока. Слушать текст в чтении учителя. Читать текст самостоятельно; находить понравившиеся при слушании слова. Рисовать словесные картины. Дополнять текст с помощью слов, записанных на доске. Воспроизводить с помощью учителя созданный текст. Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем | | |
85 | А. Л. Барто Урок формирования первоначальных предметных умений. | Рассказывать о книге. Читать наизусть знакомые стихи. Читать самостоятельно. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Сравнивать рассказ и стихотворение (что общее и чем различаются). | | |
86 | С. В. Михалков. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Рассказывать о книге. Читать самостоятельно. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Сравнивать рассказ и стихотворение (что общее и чем различаются). Определять героев произведения.
| | |
87 | В. А. Осеева. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Рассказывать о книге. Читать самостоятельно. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Сравнивать рассказ и стихотворение (что общее и чем различаются). Определять героев произведения.
| | |
88 | Весёлые стихи Б. Заходера. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Рассказывать о книге. Читать наизусть знакомые стихи. Читать самостоятельно. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Определять настроение стихотворения. Находить слова, которые помогают передать настроение. | | |
89 | Весёлые стихи Б. В. Берестова. Урок формирования первоначальных предметных умений. | Рассказывать о книге. Читать наизусть знакомые стихи. Читать самостоятельно. Находить слова, которые помогают передать настроение. Читать стихотворение, отражая настроение. Оценивать себя на основе совместно выработанных критериев оценивания | | |
90 | Проект: «Живая Азбука» Урок решения проектных задач. | Участвовать в групповом проекте. Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей. Читать наизусть с выражением | | |
91 | Презентация проекта Урок решения проектных задач. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | | |
92 | Наши достижения. Контрольный урок. | Определять уровень своих достижений на основе диагностической работы в Азбуке. Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики | | |
ИТОГО | 92ч | |
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения
(40 часов)
Тема урока | Деятельность учащихся | Сроки прохождения | Скорректир сроки | |
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. | Ориентироваться в учебнике. Понимать условные обозначения. Находить в словаре непонятные слова. |
|
|
Жили – были буквы (7ч) | ||||
2 | В. Данько «Загадочные буквы». | Работать с художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; читать целыми словами с элементами слогового чтения; понимать содержание прочитанного. |
|
|
3 | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». | Пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку. |
|
|
4 | С.Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему А поётся, а Б нет». | Находить заглавие текста, называть автора произведения: выразительно читать. |
|
|
5 | Г.Сапгир «Про медведя», | Различать в практиче6ском плане сказку, стихотворение; отвечать на вопросы по содержанию. |
|
|
6 | М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?». | Различать в практиче6ском плане сказку, стихотворение; отвечать на вопросы по содержанию. |
|
|
7 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». | Читать текст художественного произведения осознанно «про себя» (без учёта скорости). |
|
|
8 | Урок-обобщение «Жили – были буквы». | Читать текст художественного произведения осознанно «про себя» (без учёта скорости). |
|
|
Сказки, загадки, небылицы (7ч) | ||||
9 | Е.Чарушин «Теремок». | Работать с художественным текстом, доступным для восприятия школьника; читать целыми словами с элементами слогового чтения; понимает содержание прочитанного, пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку. |
|
|
10 | Русская народная сказка «Руковичка». | Работать с художественным текстом, доступным для восприятия школьника; читать целыми словами с элементами слогового чтения; понимает содержание прочитанного, пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку. |
|
|
11 | Загадки, песенки. Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». | Различать фольклорные жанры. |
|
|
12 | Русская народная сказка «Петух и собака» | Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать им нравственную оценку. Рассказывать сказку на основе картинного плана. |
|
|
13 | Сказки А.С. Пушкина | Находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане сказку, стихотворение. Сравнивать народную и литературную сказку. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. |
|
|
14 | К. Ушинский «Гусь и журавль», Л Толстой «Зайцы и лягушки» | Пересказывать текст известных писателей, высказывать свои впечатления о прочитанном. |
|
|
15 | Урок-обобщение «Узнай сказку». | Пересказывать текст известных писателей, высказывать свои впечатления о прочитанном. |
|
|
Апрель, апрель. Звенит капель! (5ч) | ||||
16 | А.Плещеев «Сельская песенка».А.Майков «Весна», «Ласточка примчалась…» | Работать с художественными текстами, доступными для восприятия школьника. Читает целыми словами с элементами слогового чтения; понимает содержание прочитанного. |
|
|
17 | Т.Белозёров «Подснежники», С.Маршак «Апрель», И. Токмакова «Ручей», | Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему, на разные темы. Читать наизусть стихотворения. |
|
|
18 | Е.Трутнева «Когда это бывает?». Как придумать загадку? | Отгадывать загадку на основе ключевых (опорных) слов. Сочинять загадки. |
|
|
19 | Проект «Составляем азбуку загадок» | Учимся работать в паре. |
|
|
20 | Урок-обобщение по разделу «Апрель, апрель! Звенит капель…» | Приводить примеры художественных произведений по изученному материалу. Оцениваем свой ответ. |
|
|
И в шутку и всерьёз (6ч) | ||||
21 | И.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!» | Работать с художественными текстами, доступными для восприятия школьника. Читает целыми словами с элементами слогового чтения; отвечать на вопросы. |
|
|
22 | Н. Артюхина «Саша –дразнилка», К. Чуковский «Федотка». | Понимать содержание прочитанного, расценивать мотивы поведения героев. |
|
|
23 | О. Дриз «Привет», И. Пивоварова «Кулинаки – пулинаки», К.Чуковский «Телефон» | Умеет читать стихотворные произведения наизусть, находить заглавие текста; называть автора произведения; различать в практическом плане рассказ, стихотворение. Читать по ролям, отражая характер героя. |
|
|
24 | М. Пляцковский «Помощник». | Пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, различать жанры литературы. |
|
|
25 | К.Ушинский «Ворон и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому» | Читать по ролям, отражая характер героя. Определять тему произведения.
|
|
|
26 | Урок – обобщение «И в шутку и всерьёз» | Оцениваем свои достижения. |
|
|
Я и мои друзья (5ч) | ||||
27 | Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок». | Работать с художественными текстами, доступными для восприятия. Пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку. |
|
|
28 | В. Орлов «Кто первый?», С.Михалков «Бараны», Р.Сеф «Совет». В.Берестов «В магазине игрушек». | .Находить заглавие текста, называть автора произведения; выразительно читать произведения, отвечать на вопросы, работать с иллюстрациями; оценивать поведение героев. |
|
|
29 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю.Энтин «Про дружбу» | Жанры литературных произведений. |
|
|
30 | Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». | Читать осознано текст художественного произведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях. |
|
|
31 | Урок – обобщение «Я и мои друзья». Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса | Высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях. |
|
|
О братьях наших меньших (5ч) | ||||
32 | С. Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак». В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку». | Умеет читать целыми словами с элементами слогового чтения; понимать содержание прочитанного; пересказать текст своими словами и с опорой на картинку. Выразительно читать. Делить текст на смысловые части; составить план; пересказывать текст; работать с иллюстрациями. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Отвечать на вопросы; анализировать тон, настроение произведения. Находить заглавие текста, называть автора произведений. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших. Делить текст на части; составлять план; пересказывать по рисункам, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях. |
|
|
33 | М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». |
|
| |
34 | В. Берестов «Лягушата». |
|
| |
35 | В Лунин «Никого не обижай», С.Михалков «Важный совет»Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж». |
|
| |
36 | Урок – обобщение «Как хорошо уметь читать» | Оцениваем свои достижения. |
|
|
37-40 | Резервные часы |
|
|
|
ИТОГО | 40ч |
|