15
МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону» МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107 «ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА» |
Рабочая программа
по курсу словесности в 7 классе
подготовила
Манцыгина Элеонора Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
Ростов – на – Дону
2012г.
Раздел «Древнерусская письменная словесность XIV – XV вв.»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс словесности, раздел «Древнерусская письменная словесность XIV – XV вв.» рассчитан на 68 часов и является логическим продолжением курса «Устная и письменная словесность» Н. Н. Костанян.
Этот курс охватывает очень важный период в истории и культуре нашего Отечества – период освобождения Руси от власти Орды, подъем национального самосознания, приведший к культурному расцвету в конце XIV века.
В программе курса реализуются задачи общефилологического просвещения учащихся.
Учащиеся должны оценить значение культурного наследства и древнерусской литературы XIV – XV вв., так как в древнерусской литературе находятся истоки высокой, гражданственности и идейности русской литературы нового и новейшего времени. Древняя русская литература передала свою высокую идейность, свой огромный художественный опыт, гибкость и богатство литературного языка, образной системы. В литературе XIV – XV века есть произведения, которыми русский народ может гордиться.
Учащиеся знакомятся не только с содержанием литературных произведений, но и со своеобразным характером их бытования (отсутствие устойчивого текста, переписывание). Весь русская литература этого периода как и вся литература XI – XVII вв., развивалась в своеобразных условиях. Она была целиком рукописной. Даже книгопечатание не изменило характер и способы распространения литературных произведений. Они, как и раньше, распространялись путем переписки. Поэтому внимание учащихся обращается на то, что при переписывании писцы вносили свои поправки, сокращали или расширяли текст. В результате – отсутствие устойчивого текста. Некоторые из древних сочинений читались и переписывались в течение нескольких веков. Другие быстро исчезали, но понравившиеся переписчикам части включались в состав других произведений, так как чувство авторской собственности еще не развилось. Поэтому важно обратить внимание учащихся, что в этом отношении есть нечто сходное между бытованием древнерусских литературных произведений и фольклорных.
Облегчает наблюдение за развитием русской литературы тесная связь литературы с историческим процессом – своеобразный историзм древнерусской литературы. Учащиеся должны понять, что произведения литературы Древней Руси всегда прикреплены к конкретному историческому событию, историческому лицу. Это повести о битвах, о княжеских преступлениях, о хождениях в святую землю и о реально существовавших людях: чаще всего о святых и о князьях-полководцах. Есть повести, об иконах и о построении церквей, но нет произведений на вымышленные сюжеты.
Литература сопровождает русскую историю, следуя за ней по пятам. Отсюда – гражданственность и патриотизм, сохранившиеся до наших дней.
Древнерусская литература всегда отличалась особой серьезностью, пыталась ответить на основные вопросы жизни, звала к ее преобразованиям, обладала высокими идеалами.
В курсе письменности XIV – XV вв. рассматривается сравнительно короткий период монголо-татарского нашествия, когда создаются повести о вторжении монголо-татар на Русь. Литература сжимается до одной темы, в которой черты монументально-исторического стиля приобретают трагический отпечаток. Это начало XIV века.
Следующий период, конец XIV и первая половина XV в. – это век Предвозрождения, совпадающий с экономическим и культурным возрождением Русской земли после Куликовой битвы (это период экспрессивно-эмоционального стиля и патриотического подъема в литературе, период возрождения летописания, исторического повествования и панегирической агиографии.
Особенно интересна литература второй половины XV века, когда получают распространение памятники переводной светской литературы, когда внутренняя политика и преобразования общества занимают все больше внимания писателей, и в литературе развивается публицистика.
Курс должен помочь учащимся представить самобытную древнерусскую литературу, продолжить знакомство с жанрами древнерусской словесности: молением, словом, житием, посланием, поучением.
Все изучаемые тексты читаются учащимися в переводе с обращением к древнерусскому подлиннику. Такое обращение позволяет обогащать запас слов, делать выразительнее речь учащихся.
По мере возможности желательно обращаться к иллюстрациям, диафильмам, слайдам.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования в области «Филологии». Вестник образования. 2004. №12.
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Филология. 5-9 классы. «Дрофа». Москва. 2007-2009.
Региональный компонент стандарта общего образования.
Школьный компонент стандарта общего образования.
Закон об образовании РФ.
Учебный план МБОУ СОШ №107 на 2011-2012 учебный год.
СТРУКТУРА КУРСА
Модуль (глава) | Кол-во часов | |
1 | Литература начала XIV-третьей четверти XIVвв. | 1 |
| Летописание | 4 |
| Агиография | 4 |
| Переводные повести | 3 |
| Послания | 3 |
2 | Литература конца XIV-первой половины XVIвв. | 2 |
| Летописание | 5 |
| Агиография | 6 |
| Памятники панегирической литературы | 3 |
| Легендарные сказания | 2 |
| Памятники Куликовского цикла | 10 |
| Повести о набегах монголо-татар на Русь | 2 |
3 | Литература второй половины XVIвв. | 1 |
| Историческое повествование | 4 |
| Агиография | 2 |
| Переводные повести | 3 |
| Оригинальные повести | 13 |
Количество часов по развитию речи | 7 | |
Общее количество часов | 68 | |
Количество часов в неделю | 2 |
«Древнерусская письменная словесность XIV – XV вв.»
I раздел
Тема урока | Количество часов | |
1 | Литература начала XIV – третьей четверти XIV вв. (общий обзор). Возрождение в XIV веке книгописной деятельности, подорванной монголо-татарским игом; восстановление культурных связей русских земель с иными странами; возрождение летописных жанров, «хождений», «житий» | 1 |
Тема урока | Количество часов | |
2 | Тверское летописание | 1 |
3 | Псковское летописание | 1 |
4 | Летописание Москвы | 1 |
5 | «Повесть о Шевкале». Выражение народного протеста против монголо-татарского гнета, нежелание трудового народа мириться с господством Орды. Трагедия тверичей, поднявших восстание против ханского баскака Чол-Хана. Отклик трагедии в устном народном творчестве. | 1 |
№ урока | Тема урока | Количество часов | ||||
6 | «Повесть о Довмонте». Утверждение феодального идеала в героических житиях. Воинская героика и ратная доблесть псковичей. Устно-эпическая, героическо-песенная основа эпизодов «Повести…» | 1 | | |||
| «Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском». «Повесть…» как образец княжеских житий, где князь-страдалец за православную веру, за Русскую землю. Осуждение междоусобной войны московских и тверских князей в борьбе за власть. | 1 | | |||
8, 9 | «Житие митрополита Петра». Политические причины создания «Жития…». Утверждение святости и богоизбранности Москвы, которая должна была стать центром всех русских земель. Развитие темы идеально христианского героя. Канонизация святого как средство укрепления княжеской власти. Художественные особенности такого рода житий. | 2 | |
№ урока | Тема урока | Количество часов | ||||
10 | «Сказание об Индийском царстве». Отражение мечты об идеальном царстве, где нет нужды и войн. Фантастические и реальные образы «Сказания…». Сказочный характер повествования. | 1 | | |||
11 | «Повесть о Макарии Римском». Тема поисков «земного рая» в средневековой литературе. | 1 | | |||
12 | «Слово о 12 снах царя Шахашии». Апокалиптические картины будущей судьбы мира. Отражение тяжелых времен в картинах «злого времени». | 1 | |
№ урока | Тема урока | Количество часов | ||||
13 | «Послание архиепископа новгородского Василия ко владыке тверскому Феодору о рае». Мечты древнерусского писателя о справедливой, благополучной жизни на земле. Философские размышления о реальности «земного рая». | 1 | | |||
14 15 | Рр. Сочинение «Нравственный идеал в литературе начала XIV века». | 2 | |
II РАЗДЕЛ
Литература конца XIV – первой половины XV вв. (общий обзор). Отражение важнейших исторических событий (Куликовская битва, набеги монголо-татар, объединение земель вокруг Москвы, вспышка феодальной войны) в литературных памятниках эпохи. Новое «открытие человека» в литературе того периода оценка внутренних качеств человека независимо от его сословия. | 2 |
Летописание
№ урока | Тема урока | Количество часов | ||||
18 | Лаврентьевская летопись. Идеологические и политические причины создания копии свода 1305 г. | 1 | | |||
19 | Московский летописный свод. Летописный свод Киприана – первый общерусский свод. Использование всех летописей русских княжеств для усиления промосковской тенденции в новых летописных произведениях. | 1 | | |||
20 | Тверское летописание. Попытка усилить роль Твери в русской истории. | 1 | | |||
21 | Новгородское летописание. Претензии на общерусское значение Новгорода. Отражение идеологической борьбы Москвы с Новгородской боярской республикой. | 1 | | |||
22 | «Летописец Еллинский и Римский». Отражение интереса русских читателей к всемирной истории в памятниках хронографического жанра. Повествовательный характер хронографов. Стремление к нравоучительности в сказочно-фантастических или нравственно-поучительных новеллах. | 1 | |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | ||||
23 24 | Киприан «Житие митрополита Петра». Личность митрополита Киприана. Литература как средство политической борьбы. «Житие…», как образец панегирической литературы, имеющий публицистический характер. | 2 | | |||
25 26 | Епифаний Премудрый «Житие Стефана Пермского». Личность Епифания Премудрого. Создание представления о святом как о человеке совершенно иного духовного типа. Появление тщательно отработанной литературной системы (выбор поэтических средств, вычурность языка, композиционное строение). | 2 | | |||
27 28 | Пахомий Логофет. «Житие Кирилла Белозерского». Личность агиографа. Установление канонов для описания жизни святого. | 2 | |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | ||||
29 30 | «Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича». «Слово…» как агиографический памятник экспрессивно-эмоционального стиля. Похвальные тирады Дмитрию Донскому и философские размышления автора о величии князя. Роль библейских персонажей в возвеличивании личности Дмитрия. | 2 | | |||
31 | Инок Фома «Слово похвальное тверскому князю Борису Александровичу». | 1 | |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | ||||
32 33 | «Сказания об Иоанне Новгородском». Особенности жанра. Сочетание жития и повести. Личность Иоанна Новгородского. Спасение Новгорода от суздальцев. Роль описания крестного хода и молений Иоанна. Путешествие на бесе в Иерусалим. Влияние сказочного фольклора Древней Руси на легендарные сказания. Отражение черт новгородского быта, проявление местного колорита. | 2 | |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | ||||
34 35 36 37 | «Задонщина». Возрождение традиций «Слова о полку Игореве». Жанр повести (документально-историческая летописная первоначальная повесть). Композиция «Задонщины». Эпичность и лиризм в изображении Русской земли и судеб русских людей. Патриотический пафос произведения. Поэтическое искусство автора «Задонщины». Связь «Задонщины» с устным народным творчеством. | | | |||
38 39 | Летописная повесть о Куликовской битве. Две редакции повести: краткая и пространная. Хронология событий в повестиё Авторские рассуждения о событиях, излагаемых в повести. Образы русских князей и их «нечестивых» противников. Прославление русского православия. | 2 | | |||
40 41 | Сказание о Мамаевом побоище. «Сказание…» – основной исторический источник сведений о событиях 1380 года. Политические причины написания «Сказания…» после нашествия Едигея. Композиция «Сказания…» Литературно-публицистические приемы автора «Сказания…» Легендарно-эпические моменты произведения (бой Пересвета). Идеализация русских князей. Поэтическое мастерство автора. | 2 | | |||
42 43 | Рр. Сочинение «Отражение победы русских над монголо-татарами в литературных памятниках. Создание образа защитника Отечества» | 2 | | |||
| Повести о набегах монголо-татар на Русь. | | | |||
44 | «Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву». Отражение роли народа в происходящих событиях. Личность автора «Повести…» Художественные приемы автора. | 1 | | |||
45 | «Повесть о Темир Аксаке» Рассказ о походе Тимура на Русь. Легендарно-эпические источники «Повести…» Противопоставление законности власти русских князей, незаконности властителей Орды. Возвеличивание политической и общерусской роли Москвы. Прославление православных святынь, их сила над «нечестивым» правителем. | 1 | |
III раздел
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | ||||
46 | Литература второй половины XV века (обзор). Судьба литературы в период образования единого Русского государства, ее роль в создании Предвозрождения в русской культуре XV века. Рост числа произведений светской художественной литературы. Появление памятников оригинальной русской беллетристики. | 1 | |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | ||||
47 | Летописные своды XV века. Основная идея сводов – отказ от братоубийственной борьбы и объединение против внешнего врага. | 1 | | |||
48 | Летописные рассказы о победе над Новгородом. Различное отражение исторических событий в московском и новгородском летописании. | 1 | | |||
49 | «Русский хронограф». Изложение всемирной истории от сотворения мира 1453 года (год падения Византийской империи). | 1 | | |||
50 | Нестор-Искандер «Повесть о Царьграде». Влияние русских «воинских повестей» на жанр и композицию «Повести…». Автор как современник и участник событий. | 1 | |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | ||||
51 | «Житие Михаила Клопского». Необычность героя – святого-юродивого. Особенности этого нетрадиционного жития. Связь с устными легендами о жизни святого, сходство со сказкой-новеллой. | 1 | | |||
52 | «Повесть о Петре Ордынском». Близость «Повести…» к фольклорным традициям. Сюжетная занимательность, юмор, бытовые мотивы – особенности жития – повести, сближающие его со светскими повестями. | 1 | |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | ||||
53 | Сербская «Александрия». Роман как произведение беллетристики, не имевшее делового и культового значения. Идея тщетности земного величия. Библейские мотивы в «Александрии». Личность и судьба Александра Македонского. | 1 | | |||
54 | «Троянские сказания». Античные традиции «Троянских сказаний». Интерес русского читателя к античной истории и мифологии. | 1 | | |||
55 | «Сказание о Соломоне и Китоврасе». Сочетание библейских и мифологических персонажей в «Сказании…». Близость «Сказания…» к устному народному творчеству. | 1 | |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | ||||
56 | «Сказание о Вавилоне». «Сказание…» – памятник переходного жанра: от легенды к сюжетному повествованию. | 1 | | |||
57 58 59 | «Повесть о Дракуле». Историческая основа «Повести…». «Повесть…» как оригинальная обработка «бродячих» сюжетов. Композиция «Повести…». Мотив «испытания» – основной мотив произведения. Образ главного героя, его жестокость и «злонравие», сочетание изощренной жестокости с остроумием. | 3 | | |||
60 61 62 | «Повесть о Басарге». Сюжетное построение «Повести…». Сказочные приемы, разгадывание загадок, преобладание занимательности повествования над назидательностью. Появление вымышленных героев в литературе XV века. Образы героев, утверждающих православную веру. | 3 | | |||
63 64 65 | Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Личный характер «Хождения…». Автобиографичность и лиричность повести. Отличие «Хождения…» от традиционных «хождений». Тема тоски по родине, невозможность соблюдать свои обычаи на чужбине. Проблема веротерпимости. Мастерство в изображении быта и обычаев «Гундустана» (Индии). | 3 | | |||
66 67 | Рр. Сочинение «Отличительные черты церковной и светской литературы». | 2 | | |||
68 | Обобщающий урок «Поэтика древнерусской литературы XIV – XV века». Летописание и агиография – основные жанры литературы. Политическое и публицистическое значение летописи. Появление исторических повестей. Стремление соединить воинско-героические, исторические, публицистические элементы с остросюжетным изложением. Появление интереса к духовному миру человека. Художественные средства древней литературы. Образ автора в произведениях древнерусской письменности. | | |
Учебное пособие для данного курса: Рогачевская Е.Б.
«Древнерусская литература», Москва, «Школа-Пресс», 1993 г.
1. Кусков В. В. «История древнерусской литературы», 4-е изд., М., 1982.
2. «История русской литературы», (под ред. Д. С. Лихачева и Г. П. Макогоненко), Л., 1980, т. 1.
3. Творогов О. В. «Литература Древней Руси», М., 1981.
4. Д. С. Лихачев «История русской литературы XI – XVII веков», М., «Просвещение», 1985.
5. Адрианова-Перетц В. П. «Древнерусская литература и фольклор», Л., 1974, стр. 48–52.
6. Розов Н. Н. «Книга в России в XV веке», Л., 1981.
7. Творогов О. В. «Древнерусские хронографы», Л., 1975, гл. 1, 5.
8. Прохоров Г. М. «Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы», Л., 1978.
9. Кирпичников А. Н. «Куликовская битва», Л., 1980.
10. Давыдова Н. В. «Евангелие и древнерусская литература», М., 1992.
11. «Памятники литературы Древней Руси» (ПЛДР, 4, 5), М., 1981, 1982. ПЛДР, 6, М., 1984.