Рабочая программа по курсу словесности в 7 классе

15



МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону»

МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107

«ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА»


Рабочая программа

по курсу словесности в 7 классе


подготовила

Манцыгина Элеонора Геннадьевна

учитель русского языка и литературы





Ростов – на – Дону

2012г.

Раздел «Древнерусская письменная словесность XIVXV вв.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс словесности, раздел «Древнерусская письменная словесность XIVXV вв.» рассчитан на 68 часов и является логическим продолжением курса «Устная и письменная словесность» Н. Н. Костанян.

Этот курс охватывает очень важный период в истории и культуре нашего Отечества – период освобождения Руси от власти Орды, подъем национального самосознания, приведший к культурному расцвету в конце XIV века.

В программе курса реализуются задачи общефилологического просвещения учащихся.

Учащиеся должны оценить значение культурного наследства и древнерусской литературы XIVXV вв., так как в древнерусской литературе находятся истоки высокой, гражданственности и идейности русской литературы нового и новейшего времени. Древняя русская литература передала свою высокую идейность, свой огромный художественный опыт, гибкость и богатство литературного языка, образной системы. В литературе XIVXV века есть произведения, которыми русский народ может гордиться.

Учащиеся знакомятся не только с содержанием литературных произведений, но и со своеобразным характером их бытования (отсутствие устойчивого текста, переписывание). Весь русская литература этого периода как и вся литература XIXVII вв., развивалась в своеобразных условиях. Она была целиком рукописной. Даже книгопечатание не изменило характер и способы распространения литературных произведений. Они, как и раньше, распространялись путем переписки. Поэтому внимание учащихся обращается на то, что при переписывании писцы вносили свои поправки, сокращали или расширяли текст. В результате – отсутствие устойчивого текста. Некоторые из древних сочинений читались и переписывались в течение нескольких веков. Другие быстро исчезали, но понравившиеся переписчикам части включались в состав других произведений, так как чувство авторской собственности еще не развилось. Поэтому важно обратить внимание учащихся, что в этом отношении есть нечто сходное между бытованием древнерусских литературных произведений и фольклорных.

Облегчает наблюдение за развитием русской литературы тесная связь литературы с историческим процессом – своеобразный историзм древнерусской литературы. Учащиеся должны понять, что произведения литературы Древней Руси всегда прикреплены к конкретному историческому событию, историческому лицу. Это повести о битвах, о княжеских преступлениях, о хождениях в святую землю и о реально существовавших людях: чаще всего о святых и о князьях-полководцах. Есть повести, об иконах и о построении церквей, но нет произведений на вымышленные сюжеты.

Литература сопровождает русскую историю, следуя за ней по пятам. Отсюда – гражданственность и патриотизм, сохранившиеся до наших дней.

Древнерусская литература всегда отличалась особой серьезностью, пыталась ответить на основные вопросы жизни, звала к ее преобразованиям, обладала высокими идеалами.

В курсе письменности XIVXV вв. рассматривается сравнительно короткий период монголо-татарского нашествия, когда создаются повести о вторжении монголо-татар на Русь. Литература сжимается до одной темы, в которой черты монументально-исторического стиля приобретают трагический отпечаток. Это начало XIV века.

Следующий период, конец XIV и первая половина XV в. – это век Предвозрождения, совпадающий с экономическим и культурным возрождением Русской земли после Куликовой битвы (это период экспрессивно-эмоционального стиля и патриотического подъема в литературе, период возрождения летописания, исторического повествования и панегирической агиографии.

Особенно интересна литература второй половины XV века, когда получают распространение памятники переводной светской литературы, когда внутренняя политика и преобразования общества занимают все больше внимания писателей, и в литературе развивается публицистика.

Курс должен помочь учащимся представить самобытную древнерусскую литературу, продолжить знакомство с жанрами древнерусской словесности: молением, словом, житием, посланием, поучением.

Свежие документы:  Урок на тему «Факты биографии и творчества М.Ю Лермонтова»

Все изучаемые тексты читаются учащимися в переводе с обращением к древнерусскому подлиннику. Такое обращение позволяет обогащать запас слов, делать выразительнее речь учащихся.

По мере возможности желательно обращаться к иллюстрациям, диафильмам, слайдам.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования в области «Филологии». Вестник образования. 2004. №12.

  2. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).

  3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Филология. 5-9 классы. «Дрофа». Москва. 2007-2009.

  4. Региональный компонент стандарта общего образования.

  5. Школьный компонент стандарта общего образования.

  6. Закон об образовании РФ.

  7. Учебный план МБОУ СОШ №107 на 2011-2012 учебный год.

СТРУКТУРА КУРСА


Модуль (глава)

Кол-во часов

1

Литература начала XIV-третьей четверти XIVвв.

1


Летописание

4


Агиография

4


Переводные повести

3


Послания

3

2

Литература конца XIV-первой половины XVIвв.

2


Летописание

5


Агиография

6


Памятники панегирической литературы

3


Легендарные сказания

2


Памятники Куликовского цикла

10


Повести о набегах монголо-татар на Русь

2

3

Литература второй половины XVIвв.

1


Историческое повествование

4


Агиография

2


Переводные повести

3


Оригинальные повести

13

Количество часов по развитию речи

7

Общее количество часов

68

Количество часов в неделю

2


«Древнерусская письменная словесность XIVXV вв.»


I раздел


урока

Тема урока

Количество часов

1

Литература начала XIV – третьей четверти XIV вв. (общий обзор).

Возрождение в XIV веке книгописной деятельности, подорванной монголо-татарским игом; восстановление культурных связей русских земель с иными странами; возрождение летописных жанров, «хождений», «житий»

1


Летописание


урока

Тема урока

Количество часов

2

Тверское летописание

1

3

Псковское летописание

1

4

Летописание Москвы

1

5

«Повесть о Шевкале».

Выражение народного протеста против монголо-татарского гнета, нежелание трудового народа мириться с господством Орды. Трагедия тверичей, поднявших восстание против ханского баскака Чол-Хана. Отклик трагедии в устном народном творчестве.

1


Агиография



урока

Тема урока

Количество часов

6

«Повесть о Довмонте».

Утверждение феодального идеала в героических житиях. Воинская героика и ратная доблесть псковичей. Устно-эпическая, героическо-песенная основа эпизодов «Повести…»

1



«Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском».

«Повесть…» как образец княжеских житий, где князь-страдалец за православную веру, за Русскую землю. Осуждение междоусобной войны московских и тверских князей в борьбе за власть.

1


8, 9

«Житие митрополита Петра».

Политические причины создания «Жития…». Утверждение святости и богоизбранности Москвы, которая должна была стать центром всех русских земель. Развитие темы идеально христианского героя. Канонизация святого как средство укрепления княжеской власти. Художественные особенности такого рода житий.

2



Переводные повести



урока

Тема урока

Количество часов

10

«Сказание об Индийском царстве».

Отражение мечты об идеальном царстве, где нет нужды и войн. Фантастические и реальные образы «Сказания…». Сказочный характер повествования.

1


11

«Повесть о Макарии Римском».

Тема поисков «земного рая» в средневековой литературе.

1


12

«Слово о 12 снах царя Шахашии».

Апокалиптические картины будущей судьбы мира. Отражение тяжелых времен в картинах «злого времени».

1


Послания



урока

Тема урока

Количество часов

13

«Послание архиепископа новгородского Василия ко владыке тверскому Феодору о рае».

Мечты древнерусского писателя о справедливой, благополучной жизни на земле. Философские размышления о реальности «земного рая».

1


14

15

Рр. Сочинение «Нравственный идеал в литературе начала XIV века».

2




II РАЗДЕЛ


16

17

Литература конца XIV – первой половины XV вв. (общий обзор).

Отражение важнейших исторических событий (Куликовская битва, набеги монголо-татар, объединение земель вокруг Москвы, вспышка феодальной войны) в литературных памятниках эпохи.

Новое «открытие человека» в литературе того периода оценка внутренних качеств человека независимо от его сословия.

2


Летописание



урока

Тема урока

Количество часов

18

Лаврентьевская летопись. Идеологические и политические причины создания копии свода 1305 г.

1


19

Московский летописный свод.

Летописный свод Киприана – первый общерусский свод. Использование всех летописей русских княжеств для усиления промосковской тенденции в новых летописных произведениях.

1


20

Тверское летописание.

Попытка усилить роль Твери в русской истории.

1


21

Новгородское летописание.

Претензии на общерусское значение Новгорода. Отражение идеологической борьбы Москвы с Новгородской боярской республикой.

1


22

«Летописец Еллинский и Римский».

Отражение интереса русских читателей к всемирной истории в памятниках хронографического жанра.

Повествовательный характер хронографов. Стремление к нравоучительности в сказочно-фантастических или нравственно-поучительных новеллах.

1




Агиография



урока

Тема урока

Кол-во часов

23

24

Киприан «Житие митрополита Петра».

Личность митрополита Киприана.

Литература как средство политической борьбы. «Житие…», как образец панегирической литературы, имеющий публицистический характер.

2


25

26

Епифаний Премудрый «Житие Стефана Пермского».

Личность Епифания Премудрого.

Создание представления о святом как о человеке совершенно иного духовного типа. Появление тщательно отработанной литературной системы (выбор поэтических средств, вычурность языка, композиционное строение).

2


27

28

Пахомий Логофет.

«Житие Кирилла Белозерского».

Личность агиографа. Установление канонов для описания жизни святого.

2



Памятники панегирической литературы



урока

Тема урока

Кол-во часов

29

30

«Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича».

«Слово…» как агиографический памятник экспрессивно-эмоционального стиля.

Похвальные тирады Дмитрию Донскому и философские размышления автора о величии князя. Роль библейских персонажей в возвеличивании личности Дмитрия.

2


31

Инок Фома «Слово похвальное тверскому князю Борису Александровичу».

1



Легендарные сказания



урока

Тема урока

Кол-во часов

32

33

«Сказания об Иоанне Новгородском».

Особенности жанра. Сочетание жития и повести. Личность Иоанна Новгородского.

Спасение Новгорода от суздальцев. Роль описания крестного хода и молений Иоанна.

Путешествие на бесе в Иерусалим. Влияние сказочного фольклора Древней Руси на легендарные сказания.

Отражение черт новгородского быта, проявление местного колорита.

2



Памятники Куликовского цикла



урока

Тема урока

Кол-во часов

34

35


36

37

«Задонщина».

Возрождение традиций «Слова о полку Игореве».

Жанр повести (документально-историческая летописная первоначальная повесть). Композиция «Задонщины». Эпичность и лиризм в изображении Русской земли и судеб русских людей.

Патриотический пафос произведения.

Поэтическое искусство автора «Задонщины».

Связь «Задонщины» с устным народным творчеством.



38

39

Летописная повесть о Куликовской битве.

Две редакции повести: краткая и пространная.

Хронология событий в повестиё

Авторские рассуждения о событиях, излагаемых в повести.

Образы русских князей и их «нечестивых» противников.

Прославление русского православия.

2


40

41

Сказание о Мамаевом побоище.

«Сказание…» – основной исторический источник сведений о событиях 1380 года.

Политические причины написания «Сказания…» после нашествия Едигея.

Композиция «Сказания…»

Литературно-публицистические приемы автора «Сказания…»

Легендарно-эпические моменты произведения (бой Пересвета).

Идеализация русских князей.

Поэтическое мастерство автора.

2


42

43

Рр. Сочинение «Отражение победы русских над монголо-татарами в литературных памятниках.

Создание образа защитника Отечества»

2




Повести о набегах монголо-татар на Русь.




44

«Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву».

Отражение роли народа в происходящих событиях.

Личность автора «Повести…»

Художественные приемы автора.

1


45

«Повесть о Темир Аксаке»

Рассказ о походе Тимура на Русь.

Легендарно-эпические источники «Повести…»

Противопоставление законности власти русских князей, незаконности властителей Орды.

Возвеличивание политической и общерусской роли Москвы.

Прославление православных святынь, их сила над «нечестивым» правителем.

1



III раздел



урока

Тема урока

Кол-во часов

46

Литература второй половины XV века (обзор).

Судьба литературы в период образования единого Русского государства, ее роль в создании Предвозрождения в русской культуре XV века.

Рост числа произведений светской художественной литературы.

Появление памятников оригинальной русской беллетристики.

1



Историческое повествование



урока

Тема урока

Кол-во часов

47

Летописные своды XV века.

Основная идея сводов – отказ от братоубийственной борьбы и объединение против внешнего врага.

1


48

Летописные рассказы о победе над Новгородом.

Различное отражение исторических событий в московском и новгородском летописании.

1


49

«Русский хронограф».

Изложение всемирной истории от сотворения мира 1453 года (год падения Византийской империи).

1


50

Нестор-Искандер «Повесть о Царьграде».

Влияние русских «воинских повестей» на жанр и композицию «Повести…».

Автор как современник и участник событий.

1



Агиография



урока

Тема урока

Кол-во часов

51

«Житие Михаила Клопского».

Необычность героя – святого-юродивого.

Особенности этого нетрадиционного жития.

Связь с устными легендами о жизни святого, сходство со сказкой-новеллой.

1


52

«Повесть о Петре Ордынском».

Близость «Повести…» к фольклорным традициям.

Сюжетная занимательность, юмор, бытовые мотивы – особенности жития – повести, сближающие его со светскими повестями.

1



Переводные повести



урока

Тема урока

Кол-во часов

53

Сербская «Александрия».

Роман как произведение беллетристики, не имевшее делового и культового значения.

Идея тщетности земного величия.

Библейские мотивы в «Александрии».

Личность и судьба Александра Македонского.

1


54

«Троянские сказания».

Античные традиции «Троянских сказаний».

Интерес русского читателя к античной истории и мифологии.

1


55

«Сказание о Соломоне и Китоврасе».

Сочетание библейских и мифологических персонажей в «Сказании…».

Близость «Сказания…» к устному народному творчеству.

1


Оригинальные повести



урока

Тема урока

Кол-во часов

56

«Сказание о Вавилоне».

«Сказание…» – памятник переходного жанра: от легенды к сюжетному повествованию.

1


57

58

59

«Повесть о Дракуле».

Историческая основа «Повести…».

«Повесть…» как оригинальная обработка «бродячих» сюжетов.

Композиция «Повести…».

Мотив «испытания» – основной мотив произведения.

Образ главного героя, его жестокость и «злонравие», сочетание изощренной жестокости с остроумием.

3


60

61

62

«Повесть о Басарге».

Сюжетное построение «Повести…».

Сказочные приемы, разгадывание загадок, преобладание занимательности повествования над назидательностью.

Появление вымышленных героев в литературе XV века.

Образы героев, утверждающих православную веру.

3


63

64

65

Афанасий Никитин.

«Хождение за три моря».

Личный характер «Хождения…».

Автобиографичность и лиричность повести.

Отличие «Хождения…» от традиционных «хождений».

Тема тоски по родине, невозможность соблюдать свои обычаи на чужбине.

Проблема веротерпимости.

Мастерство в изображении быта и обычаев «Гундустана» (Индии).

3


66

67

Рр. Сочинение «Отличительные черты церковной и светской литературы».

2


68

Обобщающий урок «Поэтика древнерусской литературы XIVXV века».

Летописание и агиография – основные жанры литературы.

Политическое и публицистическое значение летописи.

Появление исторических повестей. Стремление соединить воинско-героические, исторические, публицистические элементы с остросюжетным изложением.

Появление интереса к духовному миру человека.

Художественные средства древней литературы. Образ автора в произведениях древнерусской письменности.




Учебное пособие для данного курса: Рогачевская Е.Б.

«Древнерусская литература», Москва, «Школа-Пресс», 1993 г.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА (список рекомендуемой литературы)


1. Кусков В. В. «История древнерусской литературы», 4-е изд., М., 1982.

2. «История русской литературы», (под ред. Д. С. Лихачева и Г. П. Макогоненко), Л., 1980, т. 1.

3. Творогов О. В. «Литература Древней Руси», М., 1981.

4. Д. С. Лихачев «История русской литературы XIXVII веков», М., «Просвещение», 1985.

5. Адрианова-Перетц В. П. «Древнерусская литература и фольклор», Л., 1974, стр. 48–52.

6. Розов Н. Н. «Книга в России в XV веке», Л., 1981.

7. Творогов О. В. «Древнерусские хронографы», Л., 1975, гл. 1, 5.

8. Прохоров Г. М. «Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы», Л., 1978.

9. Кирпичников А. Н. «Куликовская битва», Л., 1980.

10. Давыдова Н. В. «Евангелие и древнерусская литература», М., 1992.

11. «Памятники литературы Древней Руси» (ПЛДР, 4, 5), М., 1981, 1982. ПЛДР, 6, М., 1984.


Свежие документы:  Рабочая программа "Литературное чтение" 4 класс УМК «Школа XXI века»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: