19
МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону» МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107 «ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА» |
Рабочая программа
по курсу словесности в 9 классе
подготовила
Манцыгина Элеонора Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
Ростов – на – Дону
2012г.
РАЗДЕЛ. «Русская письменная словесность XVIII века»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Русская письменная словесность XVIII века» готовит учащихся к восприятию литературы XIX и XX вв. Взлет критической мысли в XIX веке не был бы возможен без художественного опыта XVIII века.
Учащиеся должны знать, что определяющим этапом в жизни русского народа и в его литературе в XVIII веке оказался период петровских преобразований, ибо с этого времени русская литература становится литературой «поднимающейся нации».
Эта новая литература завершает переход от средневековой жанровой системы к системе жанров нового типа, что приводит к включению в общеевропейский литературный процесс. К этому же времени относится и завершение освобождения от церковного духовного влияния.
Учащиеся обращают внимание на рост интереса писателей XVIII века к человеческой личности, что углубляло гуманистическое начало в русской литературе.
С 60-х годов XVIII столетия наряду с зарождением сентиментально-романтического направления усиливается рост реалистических тенденций, связанный с развитием сатирической линии.
Для учащихся очень важно обратить внимание на то, что русская литература стала искать подходы к социальному анализу, объясняя характер как результат воздействия на него среды, внешних обстоятельств.
Литература этого периода уже доступна пониманию, поэтому все изучаемые тексты читаются в подлиннике, но с объяснениями учителя. Это позволяет обогащать запас слов, делать выразительнее речь учащихся.
Уровень подготовки позволяет учащимся под руководством преподавателя изучить не менее десяти произведений, уметь характеризовать и оценивать героев произведения; обнаруживать понимание роли сюжета, композиции; практически определять литературный род и жанр произведения; давать развернутый ответ на проблемный вопрос, писать сочинение-рассуждение на доступную тему.
Курс словесности для 9-го класса имеет историко-хронологический принцип построения, что дает представление об исторической обусловленности различных точек зрения на события, явления и процессы, изображенные в литературе.
Кроме того, данный курс словесности позволяет исключить литературу XVIII века из программы, чтобы увеличить количество часов на литературу XIX века в курсе литературы того же 9-го класса.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования в области «Филологии». Вестник образования. 2004. №12.
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Филология. 5-9 классы. «Дрофа». Москва. 2007-2009.
Региональный компонент стандарта общего образования.
Школьный компонент стандарта общего образования.
Закон об образовании РФ.
Учебный план МБОУ СОШ №107 на 2011-2012 учебный год.
СТРУКТУРА КУРСА
Модуль (глава) | Кол-во часов | |
1 | Литература конца XVII – первых десятилетий XVIII века (общий обзор) | 3 |
| Литература 1730-1750 гг. | 3 |
| Антиох Дмитриевич Кантемир | 3 |
| Василий Кириллович Тредиаковский | 3 |
| Михаил Васильевич Ломоносов | 5 |
| Александр Петрович Сумароков | 3 |
2 | Литература 1760 – начала 1770-х годов (общий обзор) | 3 |
3 | Литература последней четверти XVIII века (обзор) | 2 |
| Денис Иванович Фонвизин | 5 |
| Гавриил Романович Державин | 3 |
| Александр Николаевич Радищев | 3 |
| Иван Андреевич Крылов | 4 |
| Николай Михайлович Карамзин | 4 |
| Иван Иванович Дмитриев (1760-1837) | 2 |
| Литература классицизма – новый этап в развитии отечественной литературы | 2 |
Количество часов по развитию речи | 20 | |
Общее количество часов | 68 | |
Количество часов в неделю | 2 |
В литературе XVIII века можно наметить четыре периода:
I период – литература Петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс «обмирщения» (т.е. замены литературы религиозной литературой светской).
II период (1730-1750гг.) – формирование классицизма, создание новой жанровой системы, углубленная разработка литературного языка.
III период (1760 – первая половина 70-х годов) – дальнейшее развитие классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
IV период (последняя четверть века) – начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций.
Новый период русской истории. Смена «боярской «монархии «чиновничье-дворянской». Окончание вековой борьбы «царства» и «священства»; победа государства над церковью. Утверждение авторитета государства, его влияние на процесс «обмирщения» всех сторон русской жизни.
Петровские реформы, их влияние на литературный процесс (1 час).
Барокко в литературе XVIII века. Проникновение стилистических категорий барокко (остроумие, иносказательность) во все словесные жанры, художественные и ораторские.
Драматургия в России. Появление фарсовых пьес, шутовских буффонад. Школьная драма.
Стихотворство переходного периода. Панегирическая торжественная лирика. Появление любовной лирики, лишенной какой-либо предшествующей традиции – необычное явление в русской поэзии.
Развитие повествовательных жанров, «гисторий», т. е. повестей. Языковая пестрота переходной литературы (1 час).
Ф. Прокопович – яркая фигура среди писателей и публицистов XVIII века. Его вклад в русскую поэтику и эстетику. (1 час)
Классицизм – явление общеевропейского масштаба. Эстетические принципы классицизма, его характерные черты. Формирование классицизма в русской литературе. Черты национального своеобразия в русском классицизме: гражданский пафос, обличительность, утверждение естественного равенства людей, внесословной ценности человека; связь русского классицизма с предшествующей национальной традицией и устным народным творчеством, использование материала отечественной истории вместо обращения к античности.
Личность и судьба поэта. (1 час)
Роль Кантемира в создании жанра стихотворной сатиры. Воспитательная роль сатир Кантемира. Сатира «На хулящих учение» («К уму своему»). Бичевание социально значимых пороков своего времени. Портреты-характеристики персонажей – врагов просвещения: епископа Критона, помещика Силвана, гуляки Луки, щеголя Медора. (1 час)
Близость сатир Кантемира фольклору. Языковые особенности сатир. (1 час)
Развитие речи. Развитие отечественной сатирической традиции в сатирах Кантемира. Влияние творчества поэта на дальнейшее формирование классицизма. (2 часа)
Судьба В.К. Тредиаковского – переводчика, новатора, экспериментатора в области художественного творчества. (1 час)
Тредиаковский – автор галантно-любовного романа, оказавшего влияние на становление русского классицизма. Перевод-переделка романа «почти простым русским словом». Мысль Тредиаковского о необходимости сближения литературного языка и разговорной речи. (1 час)
Вклад Тредиаковского в русское стихотворение: определение жанра оды, особенность ее поэтических средств, реформирование силлабической системы стиха, создание своего, тонического принципа; введение понятия стопы.
Оды Тредиаковского («Вешнее тепло» и др.).
«Телемахида» – свидетельство гражданского мужества писателя – сторонника либерально-государственного правления и строгого соблюдения законов в духе просветительских взглядов. (1 час)
Развитие речи. Влияние Тредиаковского на русскую пейзажную лирику. (2 часа)
Очерк жизни и творчества М.В. Ломоносова – ученого, поэта, реформатора языка. (1 час)
Вклад М.В. Ломоносова в теоретическое и практическое реформирование российского стихосложения, создание национальных норм русского литературного языка.
«Письмо о правилах российского стихотворства». Внедрение силлабо-тонической системы: организующая роль ударения, закономерность употребления двусложных и трехсложных стоп, смешение женских рифм с мужскими. (1 час)
«Риторика» Ломоносова – свод правил для письменного и устного изложения. Заслуга поэта в создании научной терминологии. (1час)
«О пользе книг церковных…» – трактат, решающий литературно-языковые проблемы: установление пропорций церковнославянских и русских элементов в литературном языке, разграничение литературных стилей и классификация литературных жанров. (1 час)
Поэзия Ломоносова. «Разговор с Анакреоном». Тема поэта и поэзии.
Тема родины в одах Ломоносова. Прославление мира, науки и просвещения в произведения поэта. (1 час)
Развитие речи. Сочинение «Петр Великий русской литературы» В.Г. Белинский. (2 час)
Личность и судьба писателя. Утверждение принципов русского классицизма в творчестве Сумарокова.
Любовная лирика поэта – песни, эклоги, идиллии и элегии; ее значение в развитии русской поэзии (жанровое разнообразие, богатство строфики и ритмики, простой язык). (1 час)
Трагедии и комедии Сумарокова. Историко-национальная тематика трагедий – отличительная черта русского классицизма. Общественно-воспитательная направленность комедий. Жанр памфлетной комедии. (1 час)
Сумароков – родоначальник басенного жанра. Сатирическое творчество поэта – сатиры, хоры, басни, эпиграммы, пародии. (1 час)
Развитие речи. Басня как вид литературного произведения, ее особенности в первой половине XVIII века.
Эпоха русского Просвещения. Появление в литературе признаков будущего литературного направления – сентиментализма.
Развитие и расцвет сатиры – «живой струны всей русской литературы» (Белинский) (1 час)
Журналистика как средство управления общественной мыслью. Сатирические журналы Н.И. Новикова «Трутень», «Пустомеля», «Живописец» и «Кошелёк». Разнообразие сатирических форм (сатирический очерк, письмо, сатирическое путешествие, пародия на деловой документ и т.п.). Усиление реалистических тенденций. (1 час)
Поэзия эпохи русского Просвещения. Творчество М.М. Хераскова – создателя русской национальной эпопеи. Появление философской лирики.
Развитие русской прозы.
Появление романсов с элементами сентиментализма.
Новые эстетические принципы драматургии. Новые жанры «слезной комедии», «мещанской» драмы.
Романтические начала в творчестве писателей-классицистов. (1 час)
Россия конца XVIII века. Атмосфера социальных взрывов и потрясений.
Появление нового литературного направления – сентиментализма.
Реорганизация классицистической системы драматургических жанров. Расцвет комической оперы, ее связь с просветительством.
Теоретические мотивы в жанре трагедии.
Влияние переводной литературы на русскую журналистику.
Очерк жизни и творчества Фонвизина. Переводы «Басен нравоучительных…» Обличительный пафос «Послания к слугам моим…» Раздумье автора над российскими порядками. (1 час)
Талант Фонвизина – драматурга. Комедия «Бригадир». Разоблачение антипатриотизма русского дворянства. Осмеяние отрицательных сторон действительности, поиск причин, их социальной обусловленности. Образы Иванушки, Советника, Бригадира, обличающие уродство «благородного сословия». Индивидуализация языка персонажей как средство раскрытия внутренней сущности. (2 часа)
Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Новизна ее жанра (первая социально-политическая комедия). Вопрос о ложном и истинном воспитании. Новый подход Фонвизина к созданию характеров.
Основные образы комедии.
Прием «зоологизации» как средство саморазоблачения «Скотининых». Язык действующих лиц, его роль в раскрытии социально-психологической сущности персонажей.
Связь комедии «Недоросль» с новой эстетикой критического реализма. (2 часа)
Развитие речи. Сочинение «Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». (2 часа)
Личность Г.Р. Державина, его судьба. «Державин – отец русских поэтов» (В.Г. Белинский)
Ломоносовские мотивы в лирике Державина. Влияние Сумарокова на раннюю любовную поэзию.
Трансформация Державиным жанра торжественной оды. Сочетание оды с сатирой. «Ода к Фелице…» – образец нарушения классицистской нормативности. Антитеза – любимый прием поэта.
Гражданско-обличительные стихотворения «Вельможа» и «Властителям и судиям». Обличение несправедливой власти. (1 час)
Героико-патриотическая тема в творчестве Державина. Прославление подвигов русского народа. Создание обобщенного образа русского воинства.
Философская и пейзажная лирика поэта.
Драматические произведения Державина. (1 час)
Языковое новаторство поэта: введение в поэзию русского разговорного языка, словообразование, создание слов «высоких» и «низких». (1 час)
Развитие речи. Вклад Г.Р. Державина в русскую поэзию. Анализ языковых художественных средств в стихах поэта. (2 часа)
Жизнь и деятельность Радищева – яркий подвиг во имя освобождения народа от крепостных пут. (1 час)
Раннее творчество писателя.
Ода «Вольность». Завершение трансформации жанра – переход торжественной, хвалебной оды в обличительный жанр.
«Путешествие из Петербурга в Москву». Обзор содержания. Разоблачение самодержавно-крепостнического гнета, поиск средств, какими он будет ликвидирован. (1час)
Жанровое разнообразие «Путешествия…»
Черты просветительского реализма в творчестве Радищева. (1час)
Развитие речи. Сочинение «Обличение самодержавно-крепостнической системы в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
Очерк жизни и творчества И.А. Крылова. (1 час)
Драматургия Крылова. Создание шуто-трагедий («Подщина»). Пародирование жанра классицистической трагедии. (1 час)
Крылов и русская журналистика. Продолжение обличительных традиций Новикова – Фонвизина. Журналы И.А. Крылова «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий». (1час)
Басни И.А. Крылова. Их отличие от басен Сумарокова.
История басни в литературе разных времен и народов. Всенародное признание басен Крылова. (2 часа)
Развитие речи. Сравнительный анализ басен Сумарокова и Крылова. (2 часа)
Очерк жизни и творчества поэта, писателя, историографа, новатора в области прозаических жанров. (1 час)
«Письма русского путешественника» – трансформация жанра путешествия в жанр дружеских посланий. Сентиментальная манера «Писем»: обращение к внутреннему миру героя, его чувствам и переживаниям. (1 час)
Талант Карамзина – сентименталиста. Повести писателя. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». (1 час)
Карамзин – историк. «История Государства Российского» как научный труд и одновременно как художественное произведение: язык, стиль, образность, патриотический пафос. (1 час)
Развитие речи. Сочинение «Языково-стилистические особенности исторической прозы Н.М. Карамзина» (2 часа)
Личность и судьба И.И. Дмитриева – создателя легкой поэзии, видного представителя русского сентиментализма. (1 час)
Сатира «Чужой толк» – борьба с традиционной одой.
Работа в жанре литературной сказки.
Басни Дмитриева. Преобразование традиционного жанра. (1 час)
Развитие речи. Сравнительный анализ языково-стилистических особенностей басен Сумарокова, Крылова и Дмитриева. (2 часа)
Просветительская идеология – основа творчества писателей XVIII века. Открытия писателей XVIII века, давшие огромные возможности для дальнейшего развития русской литературы: большое жанровое разнообразие, новая система стихосложения, прочные основы для создания литературного языка.
Учебное пособие к данному курсу отсутствует.
1. «Ранняя русская драматургия XVII – первой половины XVIII в. Первые пьесы русского театра», М., 1972 (подготовка и комментарии М.И. Кудрявцева).
2. Панченко А.М. «Истоки русской поэзии». – в кн. «Русская силлабическая поэзия XV – XVIII веков». Л., 1970.
3. Москвичева Г.В. «Русский классицизм». М., 1978.
4. Прийма Ф.Я. «Антиох Дмитриевич Кантемир». Л., 1984.
5. Тимофеев А.И. «Тредиаковский В.К.». Л., 1978.
6. Западов А.В. «Отец русской поэзии. О творчестве Ломоносова». М., 1961.
7. Берков П.Н. «А.П. Сумароков». М., 1980.
8. Западов А.В. «Русская журналистика XVIII века». М., 1968.
9. Пигарев К.В. «Творчество Фонвизина». М., 1976.
10. Западов А.В. «Мастерство Державина». М., 1968.
11. Татаринцев А.Г. «Сын отечества. Об изучении жизни и творчества Радищева». М., 1981.
12. Федоров В.И. «История русской литературы XVIII века (ст. «Н.М. Карамзин»). М., «Просвещение», 1982.
13. Коваленская Н.Н. «История русского искусства XVIII века». М., 1986.