Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень) и Программы по литературе для 5 – 11 классов для общеобразовательной школы./под ред. Зинина С.А. – М.; ТИД «Русское слов – РС», 2005 (Меркин Г.С.; Чалмаев В.А.).
По Федеральному базисному плану на изучение литературы в 10 классе отводится 3 часа в неделю, т.е. 102 часа. За счёт 1 часа из школьного компонента количество часов увеличивается. В связи с чем в рабочую программу введен раздел «У литературной карты Татарстана», где предлагается изучение произведений татарских писателей, а также использование национально – регионального компонента при изучении творчества русских писателей. Так при изучении биографии писателей представлены темы: «А.С.Пушкин в Казани», «Казанский период в жизни Л.Н.Толстого», «А.Н.Островский и Казань» и др. Увеличено количество лекционных, семинарских, обзорных занятий, уроков – презентаций, уроков – исследований, проводимых при активном участии школьников.
Цели обучения:
Изучение литературы в 10 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
— воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
— развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико — литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
— поиск и выделение значимы функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно — следственных связей;
— сравнение, сопоставление, классификация;
— самостоятельное выполнение различных творческих работ;
— способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
— осознанное беглое чтение, проведение информационно – смыслового анализа текста, использование различных видов чтения;
— владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудивизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
— составление плана, тезисов, конспекта;
— подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных;
— самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/ понимать
— образную природу словесного искусства
— содержание изученных литературных произведений;
— основные факты жизни и творческого пути писателей;
— изученные теоретико – литературные понятия;
уметь
— воспринимать и анализировать художественный текст;
— выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
— определять род и жанр литературного произведения;
— выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
— характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств;
Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
— выявлять авторскую позицию;
— выражать своё отношение к прочитанному;
— выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
— владеть различными видами пересказа;
— строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
— участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
— писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
— определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
— поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.
Литература
Для учащихся:
1. Зинин С.А. Сахаров В.И. Литература 10 класс. Учебник в 2 частях. – М.: ТИД «Русское слов – РС», 2009.
2. Маранцман В.Г. и др. Литература: Учебник для 10 класса: Базовый и профильный уровни: В 2 частях. – М.: Просвещение, 2008.
3. Новейшая хрестоматия по литературе. 10 класс. – М: ООО, Издательство «Эксмо», 2009.
4. Как избежать «мильон терзаний» (литературные олимпиады по творчеству писателей и поэтов 2 половины 19 века). 10 класс. Составитель Мартемьянова И.К.. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2005.
Для учителей:
1. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. 10 класс: Тематическое планирование к учебнику В.И.Сахарова и С.А.Зинина с учётом национально – регионального компонента. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
2. Егоров Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс. В 2 частях. – М.: «ВАКО», 2009.
3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002
4. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
Календарно – тематическое планирование.
Тема урока | Тип урока. Методы обучения. | Цели и задачи. | Виды самостоятельной работы. | Виды контроля знаний. Формы организации учебной деятельности. | Домашнее задание. | ||
1. | Введение. «Прекрасное начало». (К истории русской литературы XIX в.) | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | 1. Дать представление о единстве и целостности русской литературы XIX в. 2. Показать значение русской литературы XIX в развитии русского и мирового литературного процесса. | Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя. | Проверка записи тезисов. Фронтальный опрос. | 1. Прочитать предисловие и статью «прекрасное начало». 2.Подготовить сообщения «Русские писатели XIX в. в Казани» | |
2. | Русские писатели XIX в. в Казани. | Доклады учащихся. | 1. Познакомить учащихся с русскими писателями XIX в., чьи имена связаны с Казанью. 2. Формировать любовь к Родине, к истории народа. | Составление тезисов. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | 1.Вспомнить творчество А.С.Пушкина 2. с.15-21 — учебник | |
Творчество А.С.Пушкина. | |||||||
3. | А.С.Пушкин. Основные этапы творческой биографии. | Изучение нового материала. Беседа и групповые сообщения. | 1. Продолжить знакомство с творческой судьбой А.С.Пушкина. 2.Показать влияние эпохи на судьбы людей. | Анализ стихотворения | Фронтальный и индивидуальный опрос. Чтение и анализ стихотворения. | 1. с.22-26 2. Выучить стих. на выбор «К Чаадаеву», «вольность», «К морю» | |
4 | Лирика А.С.Пушкина. | Совершенствование ЗУН. Групповая и индивидуальная работа. Конструктивный метод. | 1. Повторить основные темы лирики А.С.Пушкина. 2. Уметь находить и анализировать образы, встречающиеся в стихотворении. | Работа с учебником, составление опорных схем. Анализ лирического произведения. | Опрос по дом. заданию. Чтение и анализ стихотворения. | 1. с. 36-40 учебника. 2. Выразительное чтение и анализ стих. «Поэт». | |
5. | «Жребий русского поэта». | Групповая, индивидуальная работа. Конструктивный метод с элементами репродуктивного. | 1. Повторить основные темы лирики А.С.Пушкина. 2. Углубить навык поиска «главных строчек» стихотворения. | Работа со статьёй учебника, составление опорных схем. | Контроль за составлением опорных схем. Чтение и анализ стихотворения. | 1. Чит. Поэму «Медный всадник». 2. с.40-5- учебника. | |
6. | «Поединок двух всадников» (поэма Пушкина «Медный всадник») | Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений. | 1. Познакомить учащихся с поэмой «Медный всадник». 2. Развивать навыки и умения анализировать , обобщать. | Работа со статьёй учебника. Анализ текста. | Чтение и анализ фрагментов, составление цитатных характеристик. | 1. Ответить на вопросы. 2. Выучить наизусть отрывок из поэмы. | |
7. | А.С.Пушкин в Казани и Лаишево. | Лекция с элементами беседы. | 1. Познакомить учащихся с историей пребывания Пушкина в Казани.
| Сообщения учащихся. | Запись лекции. Опрос. Ответы на вопросы. | 1. Подготовить сообщения о творчестве М.Ю.Лермонтова. | |
8. | Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова. | «Литературный портрет». | 1.Углубить представление о поэзии Лермонтова. | Составление тезисного плана | Сравнительный анализ пушкинского и лермонтовского «Пророков» | 1. С.65 – 72 учебника 2. Выучить наизусть стихотворения и их анализ. | |
9. | Любовная лирика М.Ю.Лермонтова | Комбинированный урок (практикум + семинар) | 1. Привлечь внимание учащихся к мотивам одиночества, неразделённой любви в лермонтовской поэзии. | Анализ лирического текста, навыки обобщения, умение делать выводы. | Групповая работа по анализу стихотворений. | 1. Прочитать с.72 – 78 учебника. 2. Прочитать поэму «Демон» | |
10. | «Падший ангел» (поэма М.Ю.Лермонтова «Демон») | Изучение нового материала, беседа с элементами комментированного чтения. | 1. Познакомить учащихся с поэмой Лермонтова «Демон». 2. Дать понятие богоборческой темы в поэме Лермонтова. 3. Показать романтический колорит поэмы. | Работа со статьёй учебника. совершенствовать навыки выразительного чтения. | Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ фрагментов. | 1. Выучить наизусть отрывок из поэмы. 2. Подготовиться к самостоятельной работе по вопросам на с. 78 | |
11. | Художественный мир Н.В.Гоголя. | «Литературный портрет» | 1. Показать учащимся своеобразие Гоголя как писателя и человека. 2. Помочь понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками. | Работа со статьёй учебника, совершенствование навыков выразительного чтения. Уметь анализировать эпизоды произведений. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Чтение и анализ подобранных эпизодов. | 1. Прочитать повести «Невский проспект», «Нос». 2. С.84-89 учебника. 3.Рефераты «Образ Петербурга в гоголевской прозе: традиции и новаторство», «Петербург в поэме А.С.П. «Медный всадник» | |
12. | «Страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» | Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений. | 1. Определить самобытность художника в создании русского национального характера. 2. Развивать способности по сопоставлению разных пластов произведения. | Выявление авторской позиции через анализ эпизодов повести, пейзажа, портретов героев. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | 1.Учебник с. 89 – 94. 2. Индивидуальные сообщения «Контрасты жизни в повести», «Развитие темы «маленького человека» в повести «Шинель» | |
13. | Тема Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина. | Урок – обобщение с привлечением ранее изученного материала. | 1. Углубить и обобщить знания учащихся, полученные в ходе изучения тем «Н.В.Гоголь» и «А.С.Пушкин». | Совершенствование исследовательских навыков, развитие речи. | Доклады учащихся, индивидуальная работа. | 1. Повторить материал о творчестве Гоголя, Лермонтова, Пушкина. 2. С.125-137 учебника | |
14. | Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству Гоголя, Пушкина, Лермонтова. | Контрольный. Творческая самостоятельная работа. | 1. Систематизировать знания учащихся по изученным произведениям | Сбор материала, подбор цитат. Умение раскрыть тему. | Работа на сочинением. | Вопросы в тетради. | |
15. | Социально – политическая ситуация в России 2-й пол. XIX в. | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | 1. Дать представление об определяющем факторе идейного противостояния в обществе. 2.Сформировать представление о художественной литературе как о «единственной трибуне», дающей возможность выразить неизбежность социальных перемен. | Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя. Работа со статьёй учебника. | Проверка записей тезисов. Беседа по вопросам. | Конспект статьи учебника «На переломе веков» Сообщения «Театр Островского», «Пьеса «Свои люди – сочтёмся» | |
А.Н.Островский | |||||||
16. | Жизнь и судьба А.Н.Островского. Театр Островского. | Изучение нового материала. Лекционный метод. Сообщения учащихся. | 1. Познакомить учащихся с жизнью и драматургической деятельностью Островского. 2. Воспитывать интерес к драматургии, к театру. | Развитие монологической речи. | Сообщения учащихся. Составление хронологической таблицы. | 1. С. 141-145 учебника. 2. Чит. пьесу «Гроза». | |
17. | Драма «Гроза». История создания. | Изучение нового материала. Урок – лекция с элементами беседы. | 1. Расширить знания учащихся по изучению творчества писателя. 2. Углубить знания о драматургии. Подготовить уч-ся к восприятию драмы «Гроза».
| Заочная экскурсия в московский Малый театр и казанский Большой драматический театр им. Качалова. | Конспектирование лекции. Беседа по вопросам. | Прочитать с.158-162 учебника | |
18. | Изображение «затерянного» мира города в драме «Гроза» | Изучение нового материала. Творческое чтение пьесы по ролям. | 1. Сформировать умения выделять ключевые сцены в драматическом произведении. 2. Развивать навыки критического оценивания поступков героев. | Подготовка к выразительному чтению по ролям. Творческое самостоятельное чтение. | Чтение по ролям. Составление словесных портретов. | 1. с.162-171 2. Подобрать цитаты к образу Катерины. 3. Выучить наизусть монолог «Отчего люди не летают…» | |
19. | Трагедия совести и её разрешение в пьесе Островского «Гроза» | Урок — диспут | 1. Углубить навык анализа прозаического текста, комментированного чтения. 2. Вырабатывать умения грамотно излагать свои мысли, отстаивать свою позицию. | Сопоставительный анализ, умение делать выводы. | Оценка умений анализа текста, поступков героев, участие в диспуте. | Повторить план анализа эпизода. Перечитать Д.2 | |
20. | Р.р. Анализ эпизода «Прощание Катерины с Тихоном» (Д. 2, явл. 4 и 5) | Урок развития речи. | 1. Формировать навыки анализа эпизода в художественном произведении. | Чтение по ролям, анализ. | Умение анализировать эпизод в контексте художественного произведения. | Групповые задания: 1гр. Слово о Добролюбове. Согласны ли вы с мнением Д., что «Катерина –луч света в тёмном царстве»7 2гр. Согласны ли вы с пониманием характера К. Д.И.Писаревым | |
21-22 | Образ Катерины в свете литературной критики. | Урок – семинар с элементами исследования и с привлечением вопросов и заданий учебника. Диспут. | 1. Познакомить учащихся с произведениями Д.Писарева, Н. Добролюбова. 2. Развивать навыки исследовательской работы, литературоведческого анализа критического текста. | Индивидуальные выступления уч-ся. Использование критической литературы. Составление тезисов статьи. | Беседа, диспут, индивидуальные выступления | Прочитать пьесу «Бесприданниуа» | |
23. | Пьеса Островского «Бесприданница» | Лекция с элементами беседы. | Воспитывать интерес к драматургии | Развитие речи учащихся. | Уметь сопоставлять пьесу и фильм. | 1. «В чём трагедия Ларисы Огудаловой?» — мини – сочинение 2. Сообщение «История постановок пьес Островского на сценах театров Казани» 3. Читать «Снегурочку» | |
24. | А.Н.Островский «Снегурочка» | Фронтальная беседа | 1. Развивать навыки сравнительного анализа различных видов искусства: живописи, кино, литературы. | Развитие речи учащихся. | Уметь сопоставлять | Подготовиться к зачёту. | |
25. | Зачёт по творчеству А.Н.Островского. | Урок контроля. | 1. Выяснить знания учащихся по изученной теме. |
|
| Читать повесть В.П.Астафьева «Людочка». | |
26. | Вн.чт. В.П.Астафьев «Людочка». | Фронтальная беседа с элементами комментированного чтения. Проблемные вопросы. | 1. Выяснить основные темы и мотивы, связывающие пьесы Островского и повесть Астафьева; чем отличаются эти произведения. 2. Формировать умения вчитываться в текст, обращать внимание на детали. | Развитие речи. Индивидуальные выступления. | Беседа, диспут. Уметь сопоставлять. | Подобрать материал к сочинению. | |
27. | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.Н.Островского. | Контрольный. Развитие речи | Отработка1. коммуникативной и правописной грамотности. 2. умений подбирать материал к сочинению. | Умение составлять план к сочинению, использование цитат в работе. | Самостоятельная творческая работа. | 1. Написать сочинение. 2. Подготовить сообщение «Биография И.А.Гончарова | |
И.А.Гончаров | |||||||
28. | Биография И.А.Гончарова | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя. 2. Совершенствовать знания по теории литературы (понятие реализма) | Запись тезисов. Совершенствование навыков самостоятельной исследовательской работы | Рецензия на устные ответы. Индивидуальный и фронтальный опрос. | 1. С.176-179 учебник. 2. читать роман «Обломов» | |
29-30 | Роман «Обыкновенная история» (Обзор) | Обзорный с сообщениями учащихся. Беседа. | 1. Определить место романа «Обыкновенная история» в творчестве писателя. 2. Дать обзор романа «Обыкновенная история» | Запись тезисов, их оформление. | Рецензия на сообщения учащихся. Индивидуальный и фронтальный опрос | Гл. 1 «Как вы понимаете смысл фамилии и имени главного героя романа?» | |
31. | Роман «Обломов». Обломов и посетители. | Изучение нового материала. Беседа. Работа с текстом. | 1. Показать микромир квартиры на Гороховой. 2. Объяснить сознательный отказ Обломова от столичной жизни. 3. определить цельное ощущение жизни Обломова. | Анализ начальных глав романа. Развивать навыки анализа прозаического текста. | Рецензия на сообщения уч-ся. | 1. Составить цитатную характеристику образа Обломова. 2. перечитать 8 и 9 гл. 1 части. «Осуждает ли автор Обломовку и её обитателей или восхищается ими?» 3. с.184-187 4. Главы об Обломове и Захаре. | |
32. | Обломов и Захар | Изучение нового материала. Беседа. Работа с текстом. | Показать «неразделимость» и «взаимодополняемость» хозяина и слуги; связать с финалом романа. | Анализ отдельных глав романа. | Фронтальный опрос. | Перечитать «сон Обломова». Определить роль пейзажа. | |
33. | Сон Обломова. | Изучение нового материала. Беседа. Работа с текстом. | 1. Показать сообщество людей, живущих…вне исторического времени» 2. Объяснить художественный смысл «Сна Обломова» | Анализ гл.9 1 части..Анализ текста. | Рецензия на ответ. Фронтальный опрос. | 1. Ответить на вопросы. 2. Главы об Обломове и О.Ильинской. | |
34. | Обломов и Ольга Ильинская. | Беседа. Работа с текстом. | 1. Показать любовь О.И и И.Об; её несостоятельность. | Анализ отдельных глав..Умение вести диалог, отстаивать собственную точку зрения. | Рецензия на ответы. Фронтальный опрос. | Читать Главы о Штольце и Обломове | |
35. | Обломов и Штольц. | Изучение нового материала. Анализ текста. | 1. Формировать у учащихся навыки сопоставления. 2. Познакомить с понятием «антипод». 3. Определить авторскую позицию в романе. | Анализ отдельных глав. Развивать навыки самостоятельного анализа текста. | Характеристика героев, ответы учащихся на вопросы. | 1. Отв. На вопрос «Можно ли считать положительным героем Андрея Штольца?» 2. Перечитать главы об Обломове и А. Пшенициной. | |
36. | Обломов и Агафья Пшеницина. Проблематика романа «Обломов». | Изучение нового материала. Анализ текста. | 1. Показать «возвращение героя в идиллический мир» Обломовки. 2. Определить композицию произведения. 3. Выявить проблематику романа.
| Анализ отдельных глав. Запись тезисов. | Рецензия на ответ. Фронтальный опрос. | 1. Написать письмо от имени Обломова «Дом на Выборгской стороне: обретённый рай». 2. Перечитать Ч.2; гл.3 и 4. | |
37-38 | Р.р. Сочинение на тему «приезд Штольца к Обломову» (Ч.2; гл.3 и 4) | Урок обобщения и контроля. Фрагментарное обсуждение, взаимное рецензирование, саморедактирование. | 1. Подготовиться к сочинению. 2. Приобщить учащихся к поисково — исследовательской работе. | Умение составлять план к сочинению, умение выдерживать сочинение в одном стиле, уместное использование цитат. | Индивидуальная, коллективная работа. | 1. Подготовиться к внек. чт. 2. Индивидуальное задание: биография Л.Бородина.
| |
39. | Вн.чт. Л.Бородин «Третья правда» | Изучение нового материала. | 1. Формировать умение находить главное в тексте. 2. Выявить основные проблемы повести. 3. Воспитывать активную жизненную позицию. | Умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения. | Беседа с элементами диспута. | 1. С.211-214 2. Сообщения по группам. | |
И.С.Тургенев. | |||||||
40. | Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева. | Изучение нового материала. Лекции с элементами беседы. | 1. Систематизировать знания уч-ся о творчестве Тургенева. 2. Познакомиться с новыми фактами биографии и творчества. | Составление хронологической таблицы | Проверка опорных записей. | 1. Прочитать р-зы «Певцы», «Хорь и Калиныч» и др. 2. Дать характеристику образа крестьян. | |
41. | Народ от поэзии к правде. «Записки охотника» | Анализ рассказов в контексте проблематики цикла. | 1. Познакомить уч-ся с содержанием рассказов. 2. Развивать умения анализировать текст, сравнивать и сопоставлять героев. | Знакомство с содержанием произведений. | Фронтальный опрос. Выразительное чтение фрагментов. Характеристика героев. | 1. Читать роман «Отцы и дети» | |
42. | Роман «отцы и дети» | Работа с текстом. | 1. Развивать навыки комментированного чтения. 2. Акцентировать внимание на исторической ситуации в романе. | Умение характеризовать героев. | Комментированное чтение, записи в тетради основных тезисов. | 1. Перечитать гл. 10-14 2. С.234-239, вопрос на с.254 | |
43. | Нигилизм Базарова, его социальные, нравственные и философские итоги. | Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение и аналитическая беседа. | 1. Раскрыть социальную, нравственно — философскую основу романа. 2. Развивать умения анализа соответствующих эпизодов романа. | Самостоятельное чтение, умение сравнивать героев, заполнение таблицы. | Оценка умений анализировать текст, языковые особенности в речевой характеристике героев. | 1. Вопрос 8, с. 254. 2. Составить таблицу «П.Кирсанов и Е.Базаров» | |
44. | Конфликт «отцов и детей» как главный нерв тургеневского повествования. | Совершенствование ЗУН. Беседа и самостоятельная работа. | 1. Совершенствовать умения анализировать эпизоды. 2. Дать понятие «социально – психологический роман», «тайный психологизм». 3. Определить идейные позиции героев. | Анализ текста, умение делать выводы. Подбор цитат, характеризующих героев. | Составление сравнительной характеристики. | 1. Групповые задания. 2. Ответить на вопрос «Выдержали ли герои испытание любовью?» | |
45. | Любовь в жизни героев романа. | Урок – обобщения и систематизации знаний. Анализ эпизодов. | 1. Рассмотреть любовную линию в романе и её место в общей проблематике произведения.
| Анализ эпизодов, подбор цитат. | Коллективный анализ эпизодов. | 1. Перечитать гл. 27 – 28 2. Подготовить индивидуальное сообщение | |
46. | Базаров и его мнимые соратники. Русская критика о романе. | Комбинированный урок. Сообщения уч-ся, лекция. | 1. Познакомить уч-ся со лженигилистами, провести историческую параллель. 2. Познакомиться с содержанием критических статей. | Подбор цитатного материала для характеристики Ситникова и Кукшиной. Работа над тезисами. | Проверка тезисов, цитат. | 1. Выучить 1 стихотворение в прозе 2. С. 250-253, вопрос 10, с. 254. | |
47. | Стихотворение в прозе – гимн вечной жизни. | Практический, исследовательский | 1. Познакомить уч-ся с особенностями жанра стихотворений в прозе. 2. Обратить внимание на разнообразие тем, богатство и поэтичность языка. | Чтение и анализ стихотворений. Умение применять литературоведческую терминологию при анализе. | Чтение наизусть, анализ стихотворений. | Подготовиться к сочинению | |
48-49 | Р.р. Анализ текста стихотворения в прозе «Два богача», «Памяти Ю.П.Вревской» | Урок развития речи. | 1. Формировать умения устного и письменного анализа стихотворения. |
| Сочинение. | Подготовиться к зачёту по творчеству И.С.Тургенева. | |
50. | Зачёт по творчеству И.С.Тургенева. | Урок контроля | 1. Проконтролировать знания уч-ся по изученной теме. |
| Тест | Индивид. задания. | |
51-52. | Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» (обзор) | Изучение нового материала. Лекция. | 1. Познакомить уч-ся с фактами биографии писателя. 2. Дать обзорную панораму романа. | Умение обобщать и систематизировать материал. | Запись основных положений лекции. | 1.Индивидуальные задания. 2.Вспомнить произведения Некрасова. | |
Н.А.Некрасов. | |||||||
53. | Судьба поэта и его художественный мир. | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | 1. Познакомить уч-ся с основными фактамибиографии поэта.; дать представление о его художественном мире. | Сообщение на тему «Новизна некрасовской лирики» | Составить хронологическую таблицу. | 1. Рассказ о поэте.
| |
54. | «Кнутом иссечённая Муза» (Тема скорби и страданий в лирике Некрасова). | Совершенствование знаний и умений. Чтение стихотворений и их толкование. | 1. Приобщить уч-ся к высокому духу некрасовских стихотворений. 2. Совершенствовать навыки анализа лирического произведения | Анализ цикла «О погоде». | Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ стихотворений. | 1. Наизусть «Элегия»; 2. Прочитать стихи на тему «Поэт и поэзия» | |
55. | Тема поэта и гражданина в лирике Н.А.Некрасова. | Комбинированный урок (практикум + семинар) | 1. Познакомить уч-ся с гражданской лирикой Некрасова. 2. Развивать умения и навыки исследовательской работы. | Анализ лирического текста. |
| 1. Вопрос «Устарела ли Некрасовская позиция в наше время?» | |
56. | Р.р.Анализ стихотворного текста «Внимая ужасам войны». | Урок развития речи. | 1. Формировать навыки анализа стихотворного текста. |
| Письменный анализ. | 1. Читать «Кому на Руси жить хорошо» | |
57. | На пути к русскому эпосу. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | 1. Проследить за развитием и воплощением некрасовских замыслов. 2. Раскрыть идейно – художественное своеобразие поэмы. | Комментированное чтение. Ответы на вопросы. | Выразительное чтение. | 1.С.311-314 2.Сообщения о Якиме Нагом, Ермиле Гирине, Савелии. | |
58. | Поиски правды и счастья в поэме. | Совершенствование знаний и умений. Рассказ учителя с элементами беседы и комментированное чтение. | Раскрыть богатство, сложность и противоречивость русского крестьянства. | Комментированное чтение.Умение давать характеристики, сопоставлять героев. | Тестирование. Ответы на вопросы. | Перечитать гл. «крестьянка»; ответить на вопросы. | |
59. | Тема женской судьбы в поэме. Образ Матрёны Тимофеевны. | Урок формирования знаний, работа с текстом. | 1. Показать значимость и важность темы женской судьбы. 2. Углубить навыки работы с текстом. | Ответы на вопросы. Умения сравнивать и сопоставлять. | Тестирование, составление плана. | 1.Перечитать главы «Помещик», «Последыш» 2. Ответить на вопросы | |
60. | Представители помещичьей Руси в поэме. | Совершенствование умений и навыков анализа образов. | Показать паразитический образ жизни помещиков. | Работа с текстом, беседа. | Характеристика героев, ответы на вопросы. | 1.С.314-317 | |
61. | Образ народного заступника Гриши Добросклонова. | Изучение новой темы. Работа над текстом с элементами беседы. | 1. Показать, чем привлекает автора Г.Добросклонов. 2. Показать роль песен в раскрытии образа Гриши. | Знания и умения сопоставлять образы и делать обобщения. | Составление плана. | С.322-325 | |
62. | «Последние песни» — поэтическое завещание Некрасова. | Работа с учебником. Выразительное чтение | Совершенствовать навыки анализа лирического произведения. | Анализ лирического текста. Чтение наизусть. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | С. 326-329 Подготовиться к написанию сочинения (темы см. на с. 331-332) | |
63-64 | Р.р.Сочинение по творчеству Некрасова. | Творческая самостоятельная работа. | Совершенствовать знания учащихся по изученным произведениям. | Сбор материала, подбор цитат. | Оценивание творческой работы. | Подготовиться к внекл. чт.: 1. Б.Можаев «Мужики и бабы». 2. Групповые задания. | |
65. | Вн.чт. Б.А.Можаев «Мужики и бабы» | Урок внеклассного чтения. | Выяснит проблематику и художественные особенности романа. | Беседа. Сообщения учащихся. | Фронтальный опрос. | Индивидуальные задания. | |
Ф.И.Тютчев | |||||||
66. | Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. Природа, человек и Вселенная как главные объекты тютчевской лирики. | Изучение нового материала. Лекция и анализ стихотворения. | 1. Познакомить уч-ся с биографией поэта, показать значение его творчества для русской поэзии. 2. Углубить навыки анализа лирического произведения. | Выступление уч-ся. Составление тезисов. Анализ стихотворений. | Устный опрос. Чтение стихов. | 1. Чтение наизусть и анализ стих. о природе (по выбору). 2. Составить хронологическую таблицу. | |
67. | «Мыслящая поэзия» Тютчева. Тема величия России. | Совершенствование знаний, умений и навыков анализа стихотворения. | 1. Помочь уч-ся понять поэзию Тютчева. 2. Познакомить с понятием «философская лирика». | Определение темы, идеи, настроения, размера стих-я, нахождение средств художественной выразительности. | Устный и письменный опрос. | 1. Выучить наизусть стих-е «Силенциум».
| |
68. | Драматизм звучания любовной лирики Тютчева. | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | 1. Познакомить уч-ся с любовной лирикой Тютчева. 2. Совершенствовать навыки анализа. | Самостоятельный сопоставительный анализ стихотворений. | Устный опрос. | 1. Чтение и анализ стих-я Т. о любви. 2. С.33-39; составить тезисный план. | |
А.А.Фет. | |||||||
69. | Очерк жизни и творчества А.А.Фета. | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Чтение наизусть. | 1. Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством Фета. 2. Показать особенности лирики Фета. | Составление хронологической таблицы. | 1.Запись лекции. 2. Чтение наизусть и анализ стихотворений. 3. Ответы на вопросы. | 1. Составить хронологическую таблицу (с.33-39), ответить на вопросы 1, 2 стр. 50. 2. Выучить 1 стих- 3. Анализ «На заре ты её не буди…» | |
70. | «Учись у них – у дуба, у берёзы…»Гармония слияния человека с природой. | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | 1. Познакомить с пейзажной лирикой Фета. 2. Определить роль «безглагольности»в стих. | Определение основных мотивов стих-я. | Фронтальный опрос. Индивидуальные задания. | 1. С.40-50 — составить тезисный план. 2. Задание погруппам.
| |
71. | «И прославлять мы будем век любовь…» | Комбинированный. | 1. Выявить способы передачи красоты и поэтичности любовного чувства в лирике Ф. 2. Дать понятие о мелодике стиха. | Составление тезисов. Сочинения – миниатюры. | Беседа. Чтение наизусть. | Подготовиться к сочинению. | |
72. | Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству Тютчева и Фета. | Контрольный. Творческая самостоятельная работа. | 1. Систематизировать знания уч-ся. | Работа над связным письменным высказыванием. | Проверка умения излагать мысли в письменной форме. | 1. Сообщение о жизни и творчестве Лескова. | |
Н.С.Лесков | |||||||
73. | «Русский антик». (Очерк жизни и творчества Н.С.Лескова). | Изучение нового материала. Беседа. Иллюстративно – объяснительный. | 1. Познакомить уч-ся с творческой судьбой Н.С.Лескова. | Составление хронологической таблицы. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | 1. С.52-62. 2. Прочитать повесть «Очарованный странник». | |
74-75. | «Хождение»очарованной души. | Обзорный урок с выступлением уч-ся. | 1. Дать представление об идейном замысле повести. 2. Познакомить уч-ся с темой праведничества. | Цитирование. Чтение, анализ отдельных эпизодов. | Ответы на вопросы. Пересказ и комментирование отдельных сцен. | 1. Вопросы 9, 10 на с. 76-77. 2. Сравнить героев Лескова и Гоголя. | |
М.Е. Салтыков – Щедрин. | |||||||
76. | Жизнь и творчество С.- Щедрина | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | 1. Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством М.Е. Салтыкова — Щедрина. 2. формировать умения сатирического осмысления проблем государственной власти. | Работа с учебником. | Беседа по вопросам. Выступления уч-ся | 1. Составить историко — биографический очерк по С.- Щедрину. 2. Прочитать «Историю одного города». | |
77-78. | Роман – хроника «История одного города». | Лекция с элементами беседы. | 1. Показать особенности художественного времени и пространства в «Истории одного города». 2. Показать, в чём заключается логика глав, посвящённых глуповским градоначальникам. | Вводно — ориентировачная беседа с опорой на общую проблематику. | Составление тезисного плана к материалу учебника(с. 83-97) | 1. Подготовить сообщение. 2. Прочитать сказку «Богатырь» | |
79. | Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста» | Урок – обзор с включением анализа сказки. Комбинированный метод. | 1. Познакомить уч-ся с тематическим многообразием «Сказок…» 2. Раскрыть художественное своеобразие сказок. | Самостоятельный анализ текста (с.100) | Опрос – беседа. Коллективный анализ сказки. | 1. Прочитать сказки «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик» 2. Подготовить устный анализ на одну из сказок | |
80. | Сатира на «хозяев жизни» в сказках С-Щ. | Литературная беседа. Работа с текстом. | 1. Продолжить работу над осмыслением сатирических сказок.
| Групповая работа по теме «Картины русской жизни в сказках» | Выступление уч-ся по зад.9 на с.107. | 1. Прочитать сказку «Мудрый пискарь» 2. Сравнить завещание пискаря-отца с наказоа Молчалину и Чичикову. | |
81. | «Жил дрожал и умирал – дрожал» | Работа с текстом, аналитическая беседа. | 1. Показать уч-ся уникальность щедринской сказки. | Анализ сказки. | Выступление уч-ся | 1. Подготовиться к самостоятельной работе по анализу. | |
82. | Р.р. Анализ сатирической сказки «Ворон – челобитчик» | Урок контроля. | 1. Выяснить умения уч-ся самостоятельно анализировать сказку |
|
| Индивидуальное задание — подготовить сообщение о жизни и творчестве А.К.Толстого. | |
83. | Жизнь и творчество А.К.Толстого. Анализ стихотворений о природе и о любви. | Лекция учителя. Анализ стихотворений. | 1. Познакомить уч-ся с биографией и творчеством А.К.Толстого. 2. Сравнить пейзажную лирику А.К.Толстого с поэзией Пушкина и Лермонтова. | Урок – беседа с элементами урока – концерта. | Анализ стихотворений. | 1. с.110-126, составить тезисный план. 2. Выучить стих. «Средь шумного бала…» 3. Роман «Князь Серебряный» | |
84-85 | Историческая тема в произведениях А.К.Толстого. (Обзор) | Беседа. Лекция учителя. | 1. Продолжить знакомство с художественным миром писателя. | Выступление уч-ся. Чтение. Анализ. | Тезисный план лекции. | 1. Прочитать материал учебника «Биография Л.Н.Толстого», подготовить сообщение. | |
Л.Н.Толстой | |||||||
86. | Жизненный и творческий путь Л.н.Толстого. | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | 1. Дать представление о личности Толстого. 2. Обобщить ранее изученный материал. | Знание биографии писателя, хронология биографических сведений. | Составление хронологической таблицы. | 1. С.129-141. 2. Чит. «Севастопольские рассказы». 3.Отв. на вопросы | |
87. | «Севастопольские рассказы» как своеобразный пролог к «Войне и миру» | Урок совершенствования ЗУН. Беседа. | 1. Совершенствовать навыки анализа литературного произведения. | Самостоятельный анализ очерка «Севастополь в декабре» — выявление авторской позиции. | Работа с текстом. | 1. С.145-146. 2. Индивидуальное сообщение «Замысел и история создания романа «Война и мир» | |
88. | История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа «В.и м.» | Изучение нового материала, лекция. | 1. Познакомить уч-ся с историей создания романа «В. и м.». 2. Определить жанровые и композиционные особенности романа. | Индивидуальные сообщения уч-ся. | Выступления уч-ся. | 1. С.146-155, составить тезисный план. 2. Прочитать т.1, ч.1. | |
89. | Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г. | Совершенствование и углубление ЗУН. Беседа. | 1. Показать срывание «всех и всяческих масок» с великосветского общества. 2. Раскрыть конфликт А.Болконского и П.Безухова с обществом. 3. Развивать навыки литературоведческого анализа. | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. | Характеристика героев. Используемые художественные средства. | 1. Прочитать эпизоды «Именины у Ростовых», «Приезд Андрея с женой в Лысые Горы». Подготовить сжатый пересказ | |
90. | Именины у Ростовых. Лысые Горы. | Совершенствование и углубление ЗУН. Беседа. Анализ эпизода. | 1. Охарактеризовать семьи Ростовых и Болконских. Сопоставить их с другими дворянскими семьями. 2. Выявить контраст как основной композиционный принцип построения романа. | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. | Характеристика героев. Используемые художественные средства. | 1. Ответить на вопросы . 2. Перечитать Ч.2; т.1. Ответить на вопросы. | |
91. | Изображение войны 1805-1807 гг. Смотр войск под Браунау. | Урок — семинар | 1. Выявить идейно – художественные особенности, многогранность и историческую конкретность в изображении войны. 2. Сформулировать представление Л.Н.Толстого о войне. 3. Рассмотреть военные эпизоды. | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. Работа по карточкам на знание фактического материала по ч. 1-2 т.1. | Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Работа по карточкам. | 1. Прочитать с. 159-164 уч. 2. Письменная работа (по выбору уч-ся). 3. Индивидуальное сообщение. | |
92-93 | Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. | Урок изучение нового материала. Беседа. Просмотр фрагментов кинофильма. | 1. Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни. | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. | Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Работа по карточкам. | 1. Прочитать с.166-170 уч. 2. Индивидуальные задания. 3. Выучить отрывок «Описание старого дуба». | |
94. | Р.р. Анализ эпизода «Ночь в Отрадном». | Урок развития речи. Урок контроля. | 1. Развивать навыки самостоятельного анализа эпизода. | Анализ эпизода. |
| 1. Сочинение – миниатюра «Андрей Болконский в моём представлении», «Каким я представляю Пьера Безухова». | |
95-96. | Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. | Урок изучения нового материала. Беседа. Просмотр фрагментов фильма. | 1. Углубить представление об эпической природе романа и показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и фактах частной жизни. 2. Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев. | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. | Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Фронтальный и индивидуальный опрос. | 1. Перечитать Ч.1-3; Т.3. 2. Индивидуальные задания. 3. Задания по группам. | |
97-98 | Изображение войны 1812 г. Философия войны в романе. | Совершенствование и углубление ЗУН. Сообщение учителя. Выступление уч-ся. | 1. Раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения историко – философских взглядов Толстого. 2. Проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. | Выявить авторскую позицию. Записать самостоятельные выводы. | Сообщения уч-ся. | Перечитать эпизод «Бородинское сражение», ответить на вопросы учебника. | |
99. | Изображение Бородинской битвы в романе Толстого «В. и м.» | Урок исследования. | 1. Проследить изображение Бородинской битвы в романе с учётом философских взглядов Толстого. 2. Проследить, как Толстой изображает два типа полководцев, закрепить навыки сравнительного анализа. | Составление тезисов по вопросам к уроку (3, 4) | Составление плана сравнительной характеристики героев. | 1. Прочитать с. 176-183. 2. Подготовить сообщения. | |
100. | «Дубина народной войны». Бегство французов из России. | Совершенствование и углубление ЗУН. Беседа. | 1. Показать особенности толстовского изображения войны. 2. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно патриотического сознания. | Задание по группам «Ваши впечатления от встречи с героями: Т.Щербатый (1гр); П.Ростов (2гр); Денисов (3 гр.) Долохов (4 гр.)
| Сравните поведение великосветского общества с поведением простого народа во время угрозы войны в России. | 1. Прочитать с.171-176 2. Читать 4 т. 3. Индивидуальные задания. | |
101. | «Мысль народная» в романе Толстого «В. и м.» Истинный и ложный патриотизм. | Урок — семинар | 1. Показать философскую позицию Толстого. 2. Проследить изображение народа как носителя лучших человеческих качеств, показать ведущую роль народа в истории. | Выступления уч-ся. | 1. Сообщения уч-ся. 2. Сравнительная хар-ка: 1) Крестьяне в имении Пьера и у Болконского в Богучарово. 2)Т.Щербатый и П.Каратаев. | 1. Прочитать эпилог. 2. Индивидуальные сообщения. | |
102-103. | «Мысль семейная» в романе. Эпилог. | Урок изучения новой темы. | 1. Показать, что толстовские идеалы — патриархальная семья с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». 2. Проследить сходство и различие в изображении мирной жизни по 2 т. и эпилогу. | Задание по группам: Характеристика семьи Ростовых (1); семьи Болконских (2) | Беседа | 1. Перечитать эпизоды, связанные с Н.Ростовой. 2. Письменный ответ на вопрос. | |
104-105 | Наташа Ростова – любимая героиня Л.Толстого. | Урок изучения новой темы. | 1. Углубить знания об образе главной героини романа.
| Умение отбирать материал к уроку, анализировать эпизоды, сопоставлять образы. | Составить развёрнутый тезисный план «Н.Ростова как идеал женщины в понимании Толстого» | Подготовиться к классному сочинению. | |
106-107. | Р.р. Сравнительная характеристика героев и эпизодов «Шенграбен и Аустерлиц», «Н.Ростова и Элен», «Кутузов и Наполеон» | Урок развития речи. | 1. Проконтролировать умения уч-ся сравнивать образы героев или эпизоды. | Умение анализировать и сопоставлять. | Сочинение. | Подготовиться к вне.чт. Индивидуальное задание. | |
108. | Вн.чт.В.Быков «Сотников» | Урок внеклассного чтения. Беседа. | 1. Проследить толстовские традиции в повести «Сотников». 2. Проанализировать поступки героев в экстремальных ситуациях. | Умение анализировать и сопоставлять. | Беседа, сообщение уч-ся. | 1. Сообщение о Ф.М.Достоевском. 2. Учебник с. 203-214. 3. Читать роман «Преступление и наказание» | |
Ф.М.Достоевский. | |||||||
109. | Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского. | Лекция с индивидуальными выступлениями уч-ся. | 1. Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества.
| Самостоятельное знакомство с критической литературой по «Дневнику писателя» | Фронтальный опрос. Выступления уч-ся. | 1. Составить хронологическую таблицу. 2. Индивидуальные задания. | |
110. | Замысел и история создания романа «Преступление и наказание» | Урок – лекция. Работа с текстом. Слово учителя. | 1. Познакомить уч-ся с историей создания романа и его замыслом. 2. Показать роман «П. и н.» как психологическое и философское исследование человека. | Найти в романе эпизоды, где раскрывается и комментируется содержание теории Раскольникова. | Беседа – опрос по отдельным эпизодам романа. Тестирование по изученному материалу. | 1. Найти эпизоды, описывающие жизнь Петербурга. 2. Групповые задания. | |
111. | Образ Петербурга в романе Достоевского. | Изучение нового материала. Беседа с включением сообщений уч-ся. | 1. Помочь уч-ся раскрыть влияние на человека страшного мира Петербурга. 2. Подвести уч-ся к пониманию и осмыслению того, что может толкнуть человека на обочину жизни. | Работа с текстом, анализ эпизодов. | Опрос, проверка д/з, выступления уч-ся, беседа. | 1. Словесное рисование картин, изображающих Петербург. 2. Рассказать о быте семьи Мармеладовых. | |
112. | Мир «униженных и оскорблённых» в романе Достоевского «Преступление и наказание» | Комбинированный. Работа с текстом, комментированное чтение. | 1. Рассмотреть тему «маленького человека».
| Работа с учебником зад.2; с.241. Эпизоды романа. Характеристика героев. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Ответить на вопросы и выполнить задания: 1. Как вы понимаете теорию Раскольникова? 2. Проследите внутреннюю речь Раскольникова. | |
113-114. | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. | Развёрнутая хар-ка с анализом ключевых глав. | 1. Раскрыть образ Раскольникова и причины зарождения теории. 2. Формировать способности высказывать собственное мнение (теория Раскольникова) | Комментированное чтение.Составление плана к образу. | Составление плана – характеристики к образу Раскольникова. | 1. Завершить работу над составлением характеристики. 2. Охарактеризовать двойников Раскольникова: Лужина и Свидригайлова. | |
115. | «Двойники» Раскольникова: теория в действии. | Урок – диспут. | 1. Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в мотивах преступления. 2. Показать, что скрывается за простодушием Свидригайлова. | Зад. На с. 231, 233. | Запись основных положений, сообщения уч-ся по зад. | 1. Задание 5 на с. 241 (письменно). 2. Подобрать эпизоды С Соней Мармеладовой. | |
116. | «Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. | Урок усвоения новых знаний. Беседа. | 1. Раскрыть борьбу Сони за «не погибшую ещё душу», её скорбный, но праведный путь. 2. Показать, в чём видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос изменения существующего миропорядка. | Работа с учебником (с.236-239). Составление плана — характеристики образа Сони. | Словесный портрет Сони. План — характеристика. Письмо уч-ся. | 1. Подготовить рефераты. 2. Подготовить материал для анализ эпизода; перечитать Ч.4, гл.2
| |
117. | Р.р. Анализ эпизода «Раскольников раскрывает Соне свою тайну». Ч.4; гл.2. | Урок развития речи | 1. Формировать навыки самостоятельного анализа эпизода. | Работа с текстом. | Анализ | 1. Читать эпилог. 2. Ответить на вопросы в тетради. | |
118. | «Преступление и наказание» как роман – предупреждение. | Урок – дискуссия на основе изученного материала. | 1. Раскрыть гуманизм романа: воскрешение погибшего человека. 2. Раскрыть мастерство Достоевского — художника. | Выступление уч-ся. | Подготовка к сочинению. Вопросы уч-ся. | Подготовиться к написанию сочинения. | |
119 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.М.Достоевского. | Контрольный. Развитие речи. | 1. Формировать читателя, способного к сотворчеству, умеющего грамотно излагать свои мысли, владеющего навыками литературоведческого анализа. | Выбор материала. Составление плана. | Проверка целостного восприятия романа. | Подготовиться к уроку – суду. | |
120. | Суд на Раскольниковым. | Урок – суд. | 1. Обобщить знания и умения учащихся понимать прочитанное, пользоваться аргументами из текста; отстаивать своё мнение. | Обобщение образа героев. | Публичная речь. | Подготовиться к внеклассному чтению. Индивидуальное выступление о жизни и творчестве Распутина. | |
121. | Вн. Чтение В.Г.Распутин «Живи и помни». | Урок – диспут. Беседа. | 1. Формировать умения анализировать поступки людей; умение выбирать в сложной ситуации. | Выступление уч-ся. Работа с текстом. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | 1. Подготовить сообщения.
| |
А.П.Чехов. | |||||||
122. | Жизнь и творчество А.П.Чехова. | Изучение нового материала. Беседа. Лекция учителя. | 1. Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством А.П.Чехова. 2. Разъяснить важнейшие теоретико — литературные понятия в рамках статьи учебника. | Составление тезисов. Сообщение уч-ся. | Записи основных положений лекции. | 1. Прочитать с. 244-253, составить хронологическую таблицу. 2. Прочитать р-зы «человек в футляре», «Крыжовник» | |
123. | Трагикомедия футлярной жизни. «Человек в футляре», «Крыжовник». | Изучение нового материала. Беседа. Анализ рассказа. | 1. Раскрыть идею и художественные особенности рассказов, показать мастерство писателя в изображении мира футлярного человека. | Работа с текстом, комментированное чтение, анализ текста. Вопросы на с. 257, 261. | Составление плана анализа. Беседа. | 1. Прочитать р-з «Ионыч» | |
124. | Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения (по произведению А.П.Чехова «Ионыч». | Изучение нового материала. Работа с текстом. Подбор эпизодов для иллюстрации основных идей. | 1. Проанализировать этапы нравственной деградации героев. 2. Раскрыть трагизм повседневного будничного существования. | Работа над общими приёмами типизации героев. Язык произведения, речь героев. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Выборочный пересказ. Эврестическая беседа. | 1. Прочитать с. 261-266, составить развёрнутый план. 2. Читать пьесу «Вишнёвый сад» | |
125. | А.П.Чехов «Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии. | Изучение нового материала. | 1. Новаторство Чехова – драматурга. 2. Воспитание критического мышления. | Работа с текстом., комментированное чтение, использование цитат. | Беседа. Описание героев. | 1. Составить характеристику Раневской, Гаева, Ани, Трофимова, Лопахина на материале уч. с.276 | |
126 | «Здравствуй, новая жизнь!» (образ сада и философская проблематика пьесы) | Изучение нового материала. Беседа с элементами комментированного чтения. Анализ комедии. | 1. Раскрыть образ сада в философской проблематике пьесы. 2. Формирование умений обобщать, систематизировать, сравнивать, высказывать своё мнение. | Работа над портретной характеристикой героев. | План характеристики. Фронтальный опрос. | 1. Ответить на вопрос 4, 5 на с.281-282 | |
127-128 | «Вишнёвый сад». Система образов. | Совершенствование и углубление ЗУН. Урок – беседа. Комментированное чтение. | 1. Раскрыть характеры главных героев. 2. Формировать умения анализировать и делать выводы. | Сообщения уч-ся. Составление плана характеристики героев. | Ответы уч-ся. Тесты по творчеству Чехова. | 1. Вопросы 6, 7, 8 на с.282. 2. Подготовиться к сочинению по творчеству А.п.Чехова. | |
129-130 | Р.р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова. | Практическое занятие. Творческая самостоятельная работа. Развитие речи. | Учёт и контроль знаний. | Логическое раскрытие выбранной темы. | Проверка целостного восприятия отдельных произведений Чехова. | Подготовиться к контрольному тестированию за курс 10 класса. | |
131-133 | Контрольное тестирование и его анализ. | Урок контроля. |
|
|
|
| |
134. | Обобщение. Рекомендации на лето. |
|
|
|
|
| |
135-136. | Резервные уроки. |
|
|
|
|
|