Рабочая программа по литературе в 11 классе.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе (базовый курс) для обучающихся 11Б класса создана на основе
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., № 3266-1 с изменениями и дополнениями.
2.Примерные программы по. по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора Т. Ф. Курдюмовой. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Дрофа» 2010г.).Сборник нормативных документов под ред. Днепрова Э.Д., Аркадьева А.Г. Рекомендовано МО РФ. М., «Дрофа», 2008
3.Приказ МОН РФ от 24.12.2010г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»
4.Устав МОУ СОШ №49 г.Шахты Ростовской области
5Основная образовательная программа МОУ СОШ № 49 на 2011-2012 учебный год.
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:
приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
расширить читательский кругозор учащихся;
повысить качество чтения;
способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
активизировать художественно-эстетические потребности детей;
развить их литературный вкус;
подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;
стимулировать творческую активность детей;
формировать навык выразительного чтения;
воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.
Данные цели могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать сделан мной на основе читательских пристрастий учащихся, индивидуальных особенностей класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, тоже определяется не требованиями УМК, а уровнем сформированности общеучебных умений и навыков детей в конкретном учебном коллективе, а также интересом, проявленным при изучении произведения.
Главной идеей предполагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к литературе XVIII, XIX, XX веков и современной. Соблюдается также системная направленность: например, от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). Именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.п.
Содержание программы позволяет утверждать, что она сохраняет преемственность с программой литературного образования средней школы. Программа концентра 5 – 9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10 – 11 классов, где монографически изучается творчество классиков русской литературы. Подобный подход позволяет учащимся осмыслить сложные произведения литературы каждого периода, осознавая их единство.
Принцип концентризма, осуществляемый последовательно на каждой ступени обучения, предполагает последовательное возвращение к определённым авторам и даже к одним и тем же произведениям. Но, разумеется, на каждом этапе перед учениками ставятся различные задачи изучения текста:
познакомить с писателем и его лучшими произведениями;
углубить первоначальное впечатление от прочитанного;
раскрыть подтекст;
усложнить анализ;
раскрыть образ автора и др.
Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем: 11 класс – 2 часть линейного курса на историко-литературной основе («Русская литература XX века»). Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя считаю целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература»в XI классе выделяется 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Литература XX века
Введение
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
В.Г. Короленко «Без языка», «Река играет» Публицистика: «Письма к Луначарскому».
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
ытий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст».
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
А.А.Фадеев «Разгром».
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.
«Сокровенный человек», «Шарманка», «Впрок», «Чевенгур».
П. П. Платонов.
М. А. Булгаков
Жизнь и творчество.
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А.Н. Толстой. « Пётр Первый».
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). « Поднятая целина»(обзор)
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «О сущем». поэма за далью-даль»
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
.
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
Ф.А. Абрамов. «Поездка в прошлое
В.П. Астафьев. «Царь – рыба» и «Последний поклон»
В. Г. Распутин
Повесть «Прощание с Матерой».
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
Обзор литературы последнего десятилетия
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ:
Бунин. «Одиночество».
Брюсов. «Юному поэту».
Гумилёв. «Жираф».
Блок. «Незнакомка», «Россия».
Есенин. «Собаке Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу…».
Маяковский. «А вы могли бы…», «Послушайте».
Ахматова. «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…».
Мандельштам. «Notre Dame».
Цветаева. «Имя твоё…», «Кто создан из камня…».
Пастернак. «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».
Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины…».
Бродский. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).
Окуджава. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).
Рубцов. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Поэтому в результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 11 класса должны уметь:
чтение и восприятие
— прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
— анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;
— давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;
— применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
— знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
— объяснять связь произведений со временем написания и современностью;
— объяснять сходство и различие произведений разных писателей;
— соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;
чтение и речевая деятельность
— владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;
— пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);
— анализировать эпизод изученного произведения;
— составлять планы, тезисы статей на литературную тему;
— писать сочинения на литературную тему разных жанров;
— выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.
Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно:
Тесты (типа ЕГЭ).
Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения) и типов.
Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос.
Изложения с творческим заданием.
Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием двух систем измерения: пятибалльной и «зачёт — незачёт».
Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём.
Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его художественный особенности.
Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора текста.
Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений и изложений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО — ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
— Художественная литература как искусство слова.
— Художественный образ. Художественное время и пространство.
— Содержание и форма.
— Художественный вымысел. Фантастика.
— Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм( символизм, акмеизм, футуризм).
-Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей Х1Х-ХХ веков.
— Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
— Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
— Деталь. Символ.
— Психологизм. Народность. Историзм.
— Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
— Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
— Стиль.
— Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
— Литературная критика.
III Календарно – тематическое планирование.
дата | № урока
|
тема, основное содержание урока
| виды учебной деятельности | оборудование | виды контроля | |||||
Введение | ||||||||||
2.09 |
| 1 ДРК | История ХХв. и судьбы ис-ва. Сложности периодизации лит-ры ХХв. Вклад дон. писат. в лит-ру ХХв. Дон писат. в контексте эпохи, литер.направления. Реализм конца ХIХв. Нач. ХХв. | Лекция учителя с участием уч-ся. соч-миниат. «Роль гуманитарного образования» | презентация | конспект | ||||
5.09 |
| 2ДРК | И. А. Бунин. Обзор творчества Лирика : «Крещенская ночь», «Одиночество» и др. Традиции ХХв. в лирике Бунина Элегич. восприятие действ. Лирич. мастерство, красота и чёткость стиля | Индивид.сообщ. работа в группах | Вечер», «Не устану воспевать вас, звёзды…», «Последний шмель», «Одиночество» «Родина», «Слово» презентация | наизусть стихотворения «Одиночество» | ||||
7.09 |
| 3.ДРК | Образы донской природы в творчестве Бунина. «Степь», «Сторож», « После битвы» |
| хрестоматия | Анализ стихотворения | ||||
9.09 |
| 4 | Рассказы Бунина«Господин из Сан-Франциско» Точность и эстетич. совершенство воспроизвед. психолог. героев | Работа в группах. | «Господин из Сан-Франциско» | Анализ эпизодов | ||||
12.09 |
| 5 | «Чистый понедельник»-любимый рассказ Бунина. Поэтич. мир ушедшей Москвы. | Работа в группах | «Чистый понедельник» | Характеристика персонажей | ||||
14.09 |
| 6 | Р. Подготовка к сочинению по творчеству Бунина. | Работа в парах |
| домашнее сочинение №1 на тему «Стихи свои я не отграничиваю от прозы… (Бунин)» | ||||
16.09-19.09 |
| 7-8 | А. И. Куприн. «Олеся», «Гранатовый браслет» Богатство типажей. Динамичность сюжетов .Поиски духовной гармонии.Мастерство Куприна-реалиста. | Работа в группах по вопросам учителя | презентация | конспект | ||||
21.09 |
| 9 | Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству А.И. Куприна | Инд. работа | «Гранатовый браслет» | тест №1
| ||||
23.09-26.09 |
| 10-11 | В.Г. Короленко «Без языка», «Река играет» Публицистика: «Письма к Луначарскому». Гуманистич. пафос произвед. Открытая защита челов. достоин.и протест против угнетения личности в рассказах и публиц. |
| «Без языка», «Река играет» Публицистика: «Письма к Луначарскому». | Характеристика героя | ||||
28.09 |
| 12 | Модернизм символизм Модернизм и его предпосылки (Жук-й,Тютчев,Фет) Сущность модернизма и его просчёты. Истоки символизма.Старшие символисты.Кризис символизма.ДРК Бальмонт «Скифы» Л.А. Аннинский «Серебро и чернь» |
|
| анализ | ||||
30.09 |
| 13. | Творчество поэтов земляков : Н.В. Чеснокова, Н.Налбандяна, А.Я. Напалкова. Их связь с литературной традицией. Региональные мотивы творчества. |
|
|
| ||||
3.10 |
| 14 | В. Я. Брюсов. (« К медному всаднику», «К портрету М.Ю. Лермонтова», «Сын земли» и др).Брюсов как теоретик символизма. Раздумья о судьбах человечества, устремлённость к грядущему. Чёткость, отточенность стиля. | Групповая работа | «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» презентация модули ЭОР | наизусть стих по выбору | ||||
5.10 |
| 15 | А. А. Блок. «Незнакомка»,«Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»,и др. Поиски эстетичного идеала. | Сам. работа | видеоурок | Конспект | ||||
7.10 |
| 16 | Молитвенный тон «Стих о Пр. Даме» Эволюция тв-ва. | Работа в группах сменного состава | «Стихи о Прекрасной Даме» («Вхожу я в тёмные храмы…») модули ЭОР | Анализ стихов | ||||
10.10 |
| 17 | Тема любви к Родине. Донские мотивы в творчестве А.А Блока. | Инд работа | «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге» «Скифы» модули ЭОР | домашнее сочинение №3 на тему «Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Блока «О, я хочу безумно жить…»
| ||||
12.10 |
| 18. | Двенадцать» — первая попытка осмыслить социал. революцию в поэтич. произвед. Неоднозначность трактовки финала «Вечные образы» в поэме Философская проблематика | Аналитическое чтение поэмы | «Двенадцать» | тест №2 | ||||
14.10 |
| 19. | Подготовка к сочинению по тв-ву А.Блока.
| Урок — семинар | «Осинушка» «Я люблю цыганские кочевья…» «Из подвалов, из тёмных углов…» | Выступления уч-ся | ||||
17.10 |
| 20. | Акмеизм. Акмеизм. Его связь с поэтикой символизма. Мужественный и твёрдый взгляд на жизнь (Н.С.Гумилёв, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова, и др.) | Лекция учителя Комментир.чт. стих-й. | презентация | Развёрнутый ответ на вопрос | ||||
19.10-21.10 |
| 21-22 | Н.С. Гумилёв. «Сонет», «Жираф», «Волшебная скрипка», «В библиотеке» и др. Героичность и жизнеутверждающий пафос поэзии Г.Яркость, праздничность восприятия мира. Напряжённость страсти. Ясность и совершенство языка. | Индивид. Сообщ. Анализ стихотворений. | «Сонет», «Жираф», «Волшебная скрипка», «В библиотеке» и др ЭОР |
| ||||
24.10 |
| 23 | А.А. Ахматова. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью», «Родная земля» | Комментир. чтение. | «Я научилась просто, мудро жить…» видеоурок модули ЭОР | наизусть: «Мне ни к чему одические рати…» «Сжала руки под тёмной вуалью…» | ||||
26.10 |
| 24 | «Реквием» и др. Новаторство формы. Женственность лирики поэтессы. |
| «Реквием» | тест | ||||
28.10 |
| 25 | Роль детали в создании поэтического образа. |
| «Песня последней встречи» «Сжала руки под тёмной вуалью» «Ахматова. Стихи и проза» модули ЭОР | Анализ стихотворений | ||||
7.11 |
| 26 | Психологизм поэзии Ахматовой. Ахматова и «ахматовщина» |
| «Мне ни к чесу одические рати…» «Мне голос был…» «Родная земля» «Бывает так: какая-то истома…» модули ЭОР | Сочинение –миниатюра «Судьба России в лирике А.» | ||||
9.11 |
| 27 Рр | Подготовка к сочинению по творчеству А.А.. Ахматовой. |
|
|
| ||||
11.11 |
| 28 | Футуризм. Возникновение футуризма. Отказ футуристов от старой курьтуры. Поиски новой формы выразит. (И. Северянин, В.Маяковский, и др.) | Лекция с эл. беседы. | вмдеоурок |
| ||||
14.11 |
| 29 | ВВ. Маяковский. « А вы могли бы?», «Послушайте!» «Юбилейное» и др. Дооктябр. тв-во. Бунт против современности. Черты избранничества. лирич. героя. ДРК П. Х. Максимов. « Живой Маяковский» | Инд. сообщ.учащегося. | видеоурок https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ee9ec086-8148-455a-9a4d-3d20d3d4654e/116702/ | лекция | ||||
16.11
|
| 30 | Пребывание Маяковского на Дону. Воспоминания донских поэтов о Маяковском. |
| А вы могли бы?» «Скрипка и немножко нервно» «Послушайте» «Прозаседавшиеся» https://school- collection.edu.ru/catalog/ rubr/ee9ec086-8148-455a-9a4d- 3d20d3d4654e/116705/ ?interface= teacher&class=51&subject=10 модули ЭОР | Чтение наизусть | ||||
18
|
| 31Рр | Подготовка к сочинению по творчеству Маяковского. |
|
|
| ||||
21.11-23.11
|
| 32-33 | М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» и т. д. Трагедийная тональность творчества. Необычность образа лирич. героя, сжатость мысли и энергия чувства. |
| «Моим стихам, написанным так рано…» «Имя твоё…» «Кто создан из камня…» «Стихи Блоку» «Тоска по Родине!» «Стихи о Москве» видеоурок модули ЭОР | наизусть: «Имя твоё…» «Кто создан из камня…»
| ||||
25.11 |
| 34 | Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки. ДРК. Донские мотивы в тв-ве Цветаевой «Дон». | Урок- практикум (по вопросам и заданиям учителя). | ЭОР | анализ | ||||
28.11 |
| 35 | Русская и советская литература 1917-1941г Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. Три потока развития литературы: советская литература, возвращённая литература и литература русского зарубежья. | Лекция- обзор. инд. сообщ. | презентация | конспект | ||||
30.11 |
| 36ДРК | Литературная жизнь и образы довоенного Ростова в творчестве дон. писателей «Сентиментальный роман» В.А. Пановой. | Выступление подготовленных учащихся | «Сентиментальный роман» | Анализ глав | ||||
2.12 |
| 37 | Сов. литература 1917-1941. Тема России и революции в творчестве писат. Нового поколения. «Железный поток» Серафимовича, | Урок- семинар. Сообщ. и перссказ произв. | «Железный поток» | тезисы | ||||
5.12 |
| 38 | «Бронепоезд 14-69»В.Иванова, «Разгром» А Фадеева. Поиски нового героя эпохи Д. Фурманов «Чапаев», Б.Лавренев «Ветер» Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стих-х молодых поэтов (Н.Тихонов) | Урок- семинар. | «Бронепоезд 14-69»В.Иванова, «Разгром» А Фадеева «Чапаев», | Обзор произведений | ||||
7.12 |
| 39
| «Крестьянская» поэзия. Тв-во С. Есенина, Н.Клюева, С. Клычкова, П. Орешина. |
| презентация | Намзусть стих на выбор | ||||
9.12 |
| 40 | Сатирич.изображение эпохи. Рассказы М.Зощенко. «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е.Петрова. Развитие жанра антиутопии как свидетельство тревоги за будущее А.Платонов «Чевенгур»(обзор) |
| Модули ЭОР | пересказ | ||||
12.12 |
| 41 | М.Горький «На дне». Жизнь, творчество,личность Г. в Ростове. Раннее творчество Суровая правда рассказов и романт пафос револ. песен ( « Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике») | Лекция с элементами беседы | презентация | конспект | ||||
14.12
|
| 42 | «На дне» как соц.- филос. драма. Спор о назначении челов.Три или две правды в пьесе? | Инд. работа | «На дне» кинофрагменты | Анализ эпизодов | ||||
16.12 |
| 43 | Трагич. столкновение правды, факта (Бубнов), утешит. лжи (Лука) и правды веры в челов. (Сатин) Композиция пьесы и ее герои. | Чтение эпизодов | «На дне» кинофрагменты | Выступление учащихся | ||||
19.12
|
| 44 | Автор. позиции и способы ее выражения. Новаторство Горького — драматурга | Дискуссия: что лучше истина или сострадание? | «На дне» кинофрагменты | Развёрнутый ответ на вопрос | ||||
21.12 |
| 45 | Литературные портреты «Лев Толстой», «А.П.Чехов». Проблема изображения историч. личности. Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким |
| Публицистика Горького
| анализ | ||||
23.12 |
| 46Рр | Сочинение по творчеству М. Горького | Сам. работа | «На дне» кинофрагменты | домашнее сочинение №2 на тему «Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?» | ||||
26.12 |
| 47 | С. А. Есенин. «Русь», «Не бродить, не мять в кустах багряных…» и др. Острое чувство родной природы. | конспектирование | видеоурок | наизусть: «Русь» «Не жалею, не зову, не плачу…» | ||||
28.12 |
| 48 | Душевная просветленность, «половодье чувств» в лирике Есенина. Драматизм и глубокая искренность поэзии. | Практич. занятия по изучению текстов | «Гой ты, Русь…» «Письмо матери» «Я покинул родимый дом…» «Русь Советская», «Спит ковыль…» «Неуютная жидкая лунность…» модули ЭОР | Анализ стихов по выбору уч. | ||||
30.12 |
| 49 | Тема любви, прощания с молодостью; размышление о жизни и смерти. | Групповая работа | «Не бродить, не мять…» «Собаке Качалова» «Шаганэ…» «Письмо женщине» модули ЭОР | Инд. и групп. анализ стих. Оценка ответов уч – ся | ||||
1.01 |
| 50 | Автобиографичность поэмы «Анна Снегина». Лиризм сюжета. Судьба человека и родины в поэме | Работа в группах | «Не жалею, не зову, не плачу…» «Мы теперь уходим понемногу…» модули ЭОР | Инд. и групп. анализ стих. Оценка ответов уч – ся | ||||
16.01 |
| 51Рр | Подготовка к сочинению С. Есенина |
| раздаточный материал «Репетитор по литературе» |
| ||||
18.01 |
| 52 | А.А.Фадеев «Разгром». Нравств. проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе | сообщения | «Разгром». | обзор | ||||
20.01 |
| 53ДРК | Д.И. Петров- Бирюк « Сказание о казаках» В.В. Карпенко «Тучи на ветер» Тема гражд. войны в тв-ве дон. писат. |
| Хрестоматия по донскому творчеству | пересказ | ||||
23.01 |
| 54 | М. А. Булгаков. «Собачье сердце».Поэтика Булгакова – сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и маральное явление | Работа в группах. | презентация | конспект | ||||
25.01 |
| 55 | «Мастер и Маргаритта». Необычность композиции: сочетание фантаст. сюжета с философ.- библейскими мотивами. | Работа в группах. Анализ эпизодов. | «Мастер и Маргарита» кинофрагменты | Ответы на вопросы | ||||
27.01 |
| 56 | Булгаковская «дьяволиада» в свете мировой культурной традиции(Гёте, Гофман, Гоголь). | Анализ эпизодов в группах | «Мастер и Маргарита» кинофрагменты | Устные выступления учащихся. | ||||
30.01 |
| 57 | Проблема творчества и судьбы художника | беседа | «Мастер и Маргарита» кинофрагменты | Краткий пересказ эпизода
| ||||
1.02 |
| 58 | Контрольный урок. Тест по творчеству Булгакова |
|
| сочинение на тему «Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита | ||||
3.02 |
| 59 | П. П. Платонов. «Сокровенный человек», «Шарманка», «Впрок», «Чевенгур». Необычность стилистики писателя. |
| презентация | конспект | ||||
6.02 |
| 60 | Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. связь т-ва с традициями рус. сатиры (М.Е.С. Щедрин) |
| «Чевенгур» | тест | ||||
8.02 |
| 61 | А.Н. Толстой. « Пётр Первый». Тема русской истории в творчестве писателя. |
| «Пётр Первый» | Анализ глав | ||||
10.02 |
| 62 | Образ Петра в романе. Худож. своеобразие романа. |
| ЭОР | Характеристика Петра | ||||
13.02 |
| 63ДРК | Д.Л. Мордовцев. «Двенадцатый год» |
|
| Обзор романа | ||||
15.02 |
| 64 | М. А. Шолохов.«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. | Сообщения учащихся | презентация | Заочная экскурсия в музей писателя | ||||
17.02 |
| 65ДрК | Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон». | анализ эпизодов | «Тихий Дон» кинофрагменты | Краткий пересказ эпизода | ||||
20.02-22.02 |
| 66-67 | Гр.Мелехов как типичный герой эпохи. Яркость хар-в и жизненных коллизий. Специфика худ. строя романа. | сост.планов-характеристик героев. | «Тихий Дон» кинофрагменты | Комментированное чтение | ||||
24.02 |
| 68 | Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. | Составление характеристик героев. | «Тихий Дон» кинофрагменты | Характеристики героев | ||||
27.02 |
| 69 | ДРК Донские критики (Сиволов, Прийма, Глушков) о романе. | анализ эпизодов | «Тихий Дон» кинофрагменты | Портрет персонажа | ||||
29.02-2.03 |
| 70-71 | «Поднятая целина» Отражение противоречий и сложностей процесса. Коллективизация. Герои романа и их судьбы. Юмор в романе. Современное восприятие романа. | Групповая работа | «Поднятая целина» | Аналитическое чтение | ||||
5.03 |
| 72 | урок развития речи по роману Шолохова «Тихий Дон». | Инд. работа |
|
| ||||
7.03 |
| 73 | Рус. литература в изгнании, «Золотое десятилетие» литературы за рубежом (1925-1935).Поэзия рус. эмиграции (Цветаева, Иванов). Проза рус. эмиграции (Шмелёв, Ремизов, Набоков, Алданов). Споры о литературе и её роли. | Лекции – обзор. инд.сообщен. о писателях и поэтах. | карточки | Составление конспекта аннотации о творчестве писателей и поэтов. | ||||
9.03 |
| 74 ДРК. | Образы донской земли в творчестве поэтов Казачьего зарубежья (Келин, Туроверов, Крюков, и др.) | Работа в группах. |
| Анализ стихотворений. | ||||
12.03-14.03
|
| 75-76 | В.В. Набоков. Раннее признание таланта, его изобразит. силы, зоркости взгляда. «Другие берега»- автобиограф. роман. Ностальгич. тема | Лекция – обзор. чтение и анализ рассказа «Гроза». | Авторская презентация | Навыки анализ. произвед. Сочинение-миниатюра Моё восприятие тв-ва В.Набокова». | ||||
16.03 |
| 77 | Вов в лит-ре 40-х гг. и послед.лет. Патриотич. мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М. Исаковский и др.) | Лекция – обзор. Изучение стих. в группах. Лекция – обзор. Анализ произвед. |
| Конспект. Анализ стих-й. Пересказ прочитанных произведений. | ||||
19.03 |
| 78 | Человек на войне и правда о нём. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Я. Соболева, К. Пауст, повести и романы Б.Горбатова, А.Фадеева. | Лекция-обзор Анализ произвед. | ЭОР | Сообщение по теме об этом произвед. | ||||
21.03 |
| 79 | Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Быкова и др. | Лекция- обзор. Обсуждение произвед. В.Быкова. |
| Пересказ произвед. Выдел. проблемы и её освещение. | ||||
2.04 |
| 80дрк | Тема ВОв в творчестве донских писателей и поэтов (Недогонов,, Калинин и др.) | Инд.сообщение Чтение и анализ. |
| Чтение наизусть с анализом. Пересказ с анализом. | ||||
4.04 |
| 81 | Литература 50-90-х годов. Литература 50-х нач. 60-х г.г. Отражение трагич.конфликтов истории в судьбах героев. В. Дудинцев «Не хлебом единым» | Обзор романа. Анализ метафор. |
| Чтение романа. | ||||
6.04 |
| 82 | Поэзия, развив. в русле традиций рус. классики: В. Боков, В.Федоров, Н.Рубцов. Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Окуджава, Е. Евтушенко и др.) | Сопост. хар-ка двух групп поэтов. |
| Умение находить общее и праздничное в творчестве групп поэтов. | ||||
9.04 |
| 83 | «Городская проза»: Д.Гранин, В. Дудинцев, Ю.Трифонов). Нравственная проблематика и худ. особенности произвед. | Лекция – обзор. Анализ произведений Д. Гранина | учебник |
| ||||
11.04 |
| 84 | «Деревенская проза». Изображение жизни крестьянства (В. Белов, В.Астафьев, В.Шукшин). | Анализ произведений Шукшина | Авторская презентация | Выступления уч-ся. | ||||
13.04 |
| 85 | Драматургия. Нравств. острота проблематики пьес: А. Арбузов «Иркутская история»», В. Розов «В добрый час!» , А.Вампилов «Прошлым летом в Чулимске». | Лекция – обзор Анализ пьесы Розова «В добрый час». | ЭОР | Чтение пьесы и ответы на вопросы. | ||||
16.04 |
| 86 | Литература рус. зарубежья «Вторая волна» рус. литер. эмиграции : И. Бродский, А. Солженицын. «Третья волна» литер. эмиграции: Г. Владимов, С. Довлатов, А. Гладилин, С. Соколов и др. | Лекция – обзор. Анализ стих. Бродск. |
| Анализ стих.Бродск. | ||||
18.04 |
| 87 | Авторская песня в развитии литер. процесса и муз. кул-ры народа. Песенное тв-во А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы и др. ДРК. Казачья тематика в творчестве совр. бардов, дон. барды (В. Тартаров) | Урок- семинар Рефераты. | ИКТ | Монологич. высказывания. Рефераты. | ||||
20.04-23.04 |
| 88-89 | А. Т. Твардовский.«Памяти матери», «За далью – даль». Чувство сопричастности к судьбам родной страны. Утверждение нравств. ценностей. Поэтич. и философ. осмысление трагич. событий прошлого.
| Анализ – презентация стихов Твардовского | «Вся суть в одном – единственном завете…» «Памяти матери» «Я знаю, никакой моей вины…» «Дробится рваный цоколь монумента…» «О сущем» Видеоурок Работа с журналами «Новый мир» «октябрь» « Знамя» | наизусть «Я знаю, никакой моей вины…» | ||||
25.04 |
| 90ДРК | Обзор донской поэзии и дон. прозы ХХв. (Н.Скребов, Примеров, Григорьян, Холодный и др.). | лекция | Литература Дона | конспект | ||||
27.04 |
| 91 | Б. Л. Пастернак. Б.Л. Пастернак. «Про эти стихи» «Никого не будет в доме» и др.Проникновенный лиризм и одухотворённость поэзии Пастернака.
| Презентация стих.Пастернака по выбору сам. работа (инд). | «Февраль. Достать чернил и плакать…» «Определение поэзии» «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» «Гамлет» «Зимняя ночь» «Снег идёт» «Быть знаменитым некрасиво…» видеоурок модули ЭОР | наизусть «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»
| ||||
30.04 |
| 92 | Роман «Доктор Живаго»(обзор). Яркость формы и философ. насыщенность лирики. |
| «Доктор Живаго» кинофрагменты |
| ||||
2.05 |
| 93 | Анализ поэтического текста(Пастернак, Твардовский) |
| раздаточный материал «Репетитор по литературе» | Тест | ||||
4.05 |
| 94 | А. И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича», «матрёнин двор». Тема трагич. судьбы человека в тоталитарном обществе. | Инд. сообщения | презентация о жизни | конспект | ||||
7.05 |
| 95 | Особенности худож. решений в произвед. писателя.
| Анализ ключ. эпизодов. Проблемный анализ. | «Один день Ивана Денисовича» презентация «Мировоззрение писателя» | Чтение и анализ эпизод по выбору. | ||||
11.05. |
| 96ДРК | Связь жизни и творчества А.И. Солженицына с дон. землей. Рассказ « Захар- Калита». | Чтение с комментированием. | Хрестоматия донских произведений | Инд. сообщения | ||||
14.05 |
| 97 | Ф.А. Абрамов. «Поездка в прошлое» Трагич. стр. в истории колхозов. Радость труда и трагедия жизни тружеников под бездарным и жестоким руководством в колхозах. | Чтение и пересказ с комментированием | Авторская презентация | Отзыв на произведение. | ||||
16.05 |
| 98 | В.П. Астафьев. «Царь – рыба» и «Последний поклон» — многоплановые произведения. Два типа отношения к природе и природы к человеку. Мотивы трагич. бессилия. | Работа с эпизод. в группах. Анализ произв. на всех уровнях текста. | Рассказы Астафьева | Выступления уч-ся. Инд. задания соч- миниатюра «Мои впечатления от произвед. Астафьева». | ||||
18.05 |
| 99 | В.Г. Распутин. « Прощание с Матерой». Уважение к прошлому, историч. память народа в романе. «Живи и помни» Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества. Тема гражд. ответственности в романе. | Обзор произвед.и и х проблемный анализ (по вариантам) (по вопросам). | ЭОР | Выступления уч-ся. | ||||
21.05 |
| 100Рр | Сочинение. Рецензия на произведение Распутина (Астафьева или Абрамова). | Сам. работа |
| домашнее сочинение | ||||
23.05 |
| 101 | Литература на соврем. этапе. Общий обзор произв. последних лет. Произв., утверждающие положит. идеалы. Современ. рус. историч. проза : А. Солженицын, Д. Балашов, В. Пикуль и др. Мемуарная проза. | Лекция учит. Рассказ о прочитан. произвед. совр. авторов. | ЭОР | Конспект лекции. Сообщение уч-ся. | ||||
25.05 |
| 102 | Судьбы рус. литературы в драмат. процессе движения культуры и литературы конца тысячелетия. Литература века как форма отражения сложности окружающего нас мира. | Лекция с элементами беседы. | Авторская презентация |
|
IV.Учебно – методическое обеспечение обеспечение.
1. Агеносов В. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч., М.: Дрофа, 2007
2. Агеносов В. Русская литература ХХ века. Методическое пособие для учителя, М.: Дрофа, 2005
3.ВасильеваТ.Б.,ИвановаИ.Н. Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.-М.: Вентана-Граф, 2007
4. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008
5.Лебедев Ю.В. Литература.10 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006
6. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2006
7. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. СПб., 2008
8.Словарь литературных персонажей в 8 т.- составитель и редактор Мещеряков В.П. М.: Московский лицей, 1997
9. Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007
10. Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»
11. Компакт-диски «Уроки литературы КиМ» (10, 11 классы)
12. Компакт-диск «Русская литература. 8-11 классы. Мультимедийная энциклопедия»
13. Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»
14. Компакт- диск «Репетитор по литературе КиМ, 2009»
15. Папка с раздаточными материалами «теория литературы 5-11 классы»
16. Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)
15