Муниципальное общеобразовательное учреждение
— средняя общеобразовательная школа№6
города Петровска Саратовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по литературе 11 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Сторожева Татьяна Юрьевна
Петровск 2010
Пояснительная записка
В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования1 на основе творческой деятельности. В целом программа соответствует Стандарту среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень).
Задачи литературного образования на этом этапе изучения предмета связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести следующее:
формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления читателя-школьника, поэтому особое место в программе отводится теории литературы.
Базовое теоретико-литературное понятие «художественный мир» одновременно является структурообразующим принципом программы.
Учебная цель изучения предмета более конкретна и определяет деятельность ученика на заключительном этапе школьного литературного образования, ее можно определить как освоение художественного мира писателя в историко-культурном и историко-функциональ-ном аспектах.
В программе нет традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На уроках же русского языка и литературы учащиеся, как правило, овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас. Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знание и умение, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, обозначенных как «Творческий практикум», ежегодная «Итоговая читательская конференция» и т. д.
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
дальнейшее владение техникой грамотного и осмысленного чтения и умение выразительного чтения;
восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях с эпохой создания и бытования умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю и вступать в диалог с автором;
умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;
умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);
умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческого характера;
умение выполнять элементарные исследовательские работы.
В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:
V класс — жанры;
VI класс — роды и жанры;
VII класс — характер — герой — образ;
VIII класс — литература и традиция;
IX класс — автор — образ — читатель;
X—XI классы — художественный мир писателя.
Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов, не противоречат традиционной системе. Разница заключается в том, что при ранее сложившейся системе, соответствуя логике развития подростка и юноши, формирование теоретико-литературных понятий идет «вслед» за школьником. Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читательской квалификации, она не исключает логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.
Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому
выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве
структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и
обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.
Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:
V класс — переход от литературного чтения к изучению литературы;
VI—IX классы — изучение литературы как искусства слова;
X—XI классы — изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.
Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:
V—VIII классы — обучение эстетическому анализу в различных аспектах;
IX класс — интерпретация текстов;
X—XI классы — освоение художественного мира писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.
Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.
Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики достаточно широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.
В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.
Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы».
Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках.
В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.
На освоение содержания программы федеральным базисным учебным планом отведено:
11 класс (базовый уровень) — 3 часа в неделю, т. е. 102 часа в год;
Календарно-тематическое планирование
Первая четверть
8 учебных недель – 24 уроков
Тема | Кол-во часов | |
1 | Русская литература конца 19 – начала 20 века (обзор). Художественный мир русской прозы конца 19 – начала 20 века: традиции и новаторство. | 1 |
2 | Антон Чехов. Общая характеристика жизни и творчества. Своеобразие изображения русской действительности в его произведениях. | 1 |
3 | Тема гибели души в рассказе «Ионыч». | 1 |
4 | Роль художественной детали в рассказах А.Чехова (по рассказу «Студент») | 1 |
5 | Концепция любви в рассказах А.Чехова (на примере рассказа «О любви») | 1 |
6 | Творческий практикум: принципы анализа произведения малой эпической формы (на примере рассказа «Человек в футляре») | 1 |
7 | Иван Бунин Личность и художественный мир писателя. «Антоновские Яблоки». | 1 |
8 | Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (семинар). | 2 |
9 | Концепция любви в рассказах И.Бунина (по рассказу «Лёгкое дыхание») | 1 |
10 | Сочинение: Лирический герой поэзии И.Бунина. | 1 |
11 | Александр Куприн | 1 |
12 | Концепция любви в произведении «Гранатовый браслет». | 1 |
13 | Интерпретация образа «маленького человека». | 1 |
14 | Сочинение. Тема любви в творчестве Бунина и Куприна. | 1 |
15 | Творческий практикум. Самостоятельная интерпретация одного из прочитанных произведений русской прозы начало 20 века.
| 2 проект |
16 | Художественный мир русской драматургии конца 19 – начала 20 века (Обзор) | 1 |
17 | Русская драматургия до М.Горького и А.П. Чехова. Новаторство драматургии начала 20 века: эпическое начало, «децентрализация» системы персонажей, отсутствие борьбы-интриги, синкретичность жанровой формы.
| 1 |
18 | А.П. Чехов «Вишневый сад». Своеобразие жанра. Символические образы.
| 1 |
19 | Тема разрушения «дворянских гнезд». Утверждение высокого назначения человека. | 2 |
20 | Резерв | 2 |
Распределение тем рефератов на итоговую конференцию «Художественное произведение и его читатели»
Вторая четверть
8 учебных недель – 24 уроков
Тема | Кол-во часов | |
1 | Максим Горький | 1 |
2 | Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне» | 1 |
3 | Правда, ложь, вера и человек в спорах героев и размышлениях автора – семинар. | 2 |
4 | Сочинение по пьесе М. Горького «На дне» | 1 |
5 | Поэзия Серебряного века Символизм. «Старшие символисты» (обзор творчества одного из поэтов по выбору: В. Брюсов, В. Соловьев, И. Анненский). | 2 |
6 | Александр Блок | 1 |
7 | Своеобразие художественного мира А.Блока (обучающий анализ стихотворений 1 тома — по выбору. Тема «двоемирия» в ранней лирике). | 1 |
8 | Творческий практикум: принципы анализа лирического текста (по стихотворению «Незнакомка») | 1 |
9 | «Россия Блока» – семинар | 1 |
10 | «Двенадцать»: сюжетная основа и философская проблематика. Образная система. Неоднозначность трактовок финала. | 1 |
11 | Акмеизм как литературное направление. Основные имена в поэзии акмеизма: Н.Гумилёв, А.Ахматова, О.Мандельштам (обзор творчества одного из поэтов – по выбору) | 2 |
12 | Творческий практикум: интерпретация самостоятельно прочитанного поэтического текста Н.Гумилёва, А.Ахматовой, О.Мандельштама о собственной судьбе и творчестве. | 2 Проект |
13 | Футуризм, его основополагающие принципы, основные имена: В. Маяковский, В. Хлебникова, Д. Бурлюка (обзор). | 1 |
14 | Маяковский и футуризм. Образ лирического героя. | 1 |
15 | В. Маяковский. Стихотворения для обязательного изучения: «А вы могли бы?», «Послушайте», «Прозаседавшиеся», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Лиличка». | 2 |
16 | Сочинение о поэзии серебряного века. | 1 |
17 | После октябрьское творчество В.Маяковского | 1 |
18 | Новаторство в поэме «Облако в штанах». | 1 |
19 | Подведение итогов за первое полугодие | 1 |
Третья четверть
10 учебных недель – 30 уроков
Тема | Кол-во часов | |
1 | Поэты «вне групп»: М. Цветаева, М. Волошин. | 1 |
2 | Имажинизм: эстетические принципы. Образность как основа художественного мира. Фольклорные традиции и их освоение (пример: присутствие лиричности и исповедальности в ранней лирике С.Есенина). | 1 |
3 | Семинар: «Тема Родины в поэзии С.Есенина» | 1 |
4 | Поздняя лирика С.Есенина: поиски гармонии с миром и трагизм лирического героя. | 1 |
5 | Самостоятельное чтение. Стихотворения «крестьянских поэтов»: традиции и новаторство | 1 |
6 | Живые традиции русской литературы в произведениях первой половины 20 века (1921-1941годы). Обзор. | 1 |
7 | «В мире, расколотом надвое». Урок – диспут: революция и гражданская война в литературе (И.Бабель. «Конармия», А. Фадеев. «Разгром», Е. Замятин. «Мы). | 1 |
8 | Введение в художественный мир М.Шолохова: от «Донских рассказов» к «Тихому Дону». Вопрос об авторстве. | 1 |
9 | «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова М.А. | 1 |
10 | Григорий Мелехов в поисках правды. | 1 |
11 | Картины жизни донских казаков. Женские образы в романе. | 1 |
12 | Образ Дона. Смысл названия, своеобразие и роль пейзажа. Языковая стихия романа. Роль монологов. Своеобразие поэтики. | 1 |
13 | Творческая мастерская. Проектная деятельность. «Сопоставительный анализ» романов Л.Н. Толстого «Война и мир» и М.А. Шолохова «Тихий Дон». | П1роект |
14 | Художественный мир А.Платонова. «Усомнившийся Макар». | 1 |
15 | «Сокровенный человек» А.Платонова в огне гражданской войны. | 1 |
16 | М.А.Булгаков. Введение в художественный мир писателя. Автор и его герои. | 1 |
17 | «Мастер и Маргарита»: история создания. Философский конфликт романа. | 1 |
18 | Спор о человеке на страницах романа. | 1 |
19 | Библейские темы и мотивы в романе. | 1 |
20 | Бал сатаны – композиционный центр романа (обучающий анализ эпизода) | 1 |
21 | История Мастера и Маргариты: любовь и творчество на страницах романа. Образ Пилата и Иешуа Га-Ноцри. | 1 |
22 | Сочинение-размышление по роману «Мастер и Маргарита». | 1 |
23 | Русская литература в изгнании. Литература русского зарубежья как культурный феномен. | 1 |
24 | И Бунин «Чистый понедельник». Русский национальный характер и его неразрешимые противоречия. | 1 |
25 | Лирическое осмысление изгнанничества. И.Бунин. «Лирика». Творческая мастерская. | 1 |
26 | М.Цветаева: исповедальное и трагедийное начало в лирике, своеобразие поэтического стиля. (интерпретация 2 – 3 стихотворений по выбору). Творческая мастерская. | 1 |
27 | В.Набоков «Облако, озеро, башня»: обучающий анализ рассказа | 1 |
28 | Творческий практикум: сопоставление рецензий на рассказ В.Набокова «Гроза» | 1 |
| Подведение итогов | 2 |
Четвёртая четверть
8 учебных недель – 24 уроков
Тема | Кол-во часов | |
1 | Литература периода Великой Отечественной войны: основные темы и имена (сообщения учащихся) | 1 |
2 | Лирика К. Симонова, А. Суркова, О. Берггольц, высокий патриотический пафос. | 1 |
3 | Публицистика войны: М. Шолохов, Илья Эренбург, Толстого | 1 |
4 | Осмысление опыта войны в эпосе: Л. Соболев, Б. Горбатов, Э. Казакевич, А.Фадеев, К. Симонов. | 1 |
5 | В. Некрасов. «В окопах Сталинграда». Новое осмысление военной темы. | 1 |
6 | Творческий практикум: презентация самостоятельно прочитанного произведения о войне или художественного фильма по произведению о войне (или сочинение). | 1 |
7 | Литература второй половины 20 века (1956-2000): авторы и читатели. | 1 |
8 | Личные и гражданские мотивы в лирике А.Ахматовой (интерпретация стихотворений по выбору). | 1 |
9 | Поэма «Реквием». Сложность жанровой формы | 1 |
10 | Мир природы и мир человека в лирике Б.Пастернака | 1 |
11 | Роман «Доктор Живаго» (обзор); стихи Юрия Живаго и их художественная функция в романе. | 1 |
12 | Поэзия А.Твардовского. Основные темы, образ лирического героя | 1 |
13 | А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»: своеобразие жанра, образ главного героя. | 1 |
14 | В. Шаламов «Колымские рассказы» (два по выбору — анализ). Творческий практикум: лагерная тема в литературе (сопоставительный анализ рассказов А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и В.Шаламова «Любовь капитана Толли»). | 1 |
15 | Мир – фольклор – литература (проза второй половины XX века), Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день». Человек и природа в художественном мире произведения. | 1 |
16 | В.Распутин «Прощание с Матёрой»: герои и время; нравственно – философское звучание повести. | 1 |
17 | Анализ эпизода из повести В.Распутина «Прощание с Матёрой». | 1 |
18 | В.Шукшин. «До третьих петухов»: традиции и новаторство сказки. | 1 |
19 | Русская поэзия второй половины 20 века: основные тенденции и имена. Мир и человек в лирике поэтов-шестидесятников А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина (произведения по выбору). «Тихая» лирика Н.Рубцова. Рождение авторской песни. Поэзия: В.Высоцкий, Б.Окуджава, Ю. Визбор, Тальков | 1 |
20 | Современная русская драматургия (А.Арбузов, А.Вампилов, А. Володин, В. Розов, М. Рощин, Г. Горин). А.Вампилов «Утиная охота»: тематика, проблематика, образная система. | 1 |
21 | Современный литературный процесс: тенденции и перспективы развития (Проза: Т. Толстая, Л. Улицкая, В. Маканин, А. Азольский, П. Алешковский, В. Пелевин. Поэзия: Т. Кибиров). | 1 |
22 | Итоговое контрольное сочинение по русской литературе 20 века. | 1 |
23 | Художественный мир литературы народов России (чтение и обсуждение произведений двух – трех авторов по выбору). Р.Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим. | 1 |
24 | Зарубежная литература. Проза: Б.Шоу, Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк, Ф. Кафка (не менее трех по выбору). Поэзия: Г. Аполлинер, Д.Г. Байрон, У. Блейк, Ш. Бодлер, П. Верлен. | 1 |
Основное содержание курса 11 класса (Базовый уровень)
Русская литература ХХ века
Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.
Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.
А. П. Чехов
Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также два рассказа по выбору.
Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
Пьеса «Вишневый сад» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).
И. А. Бунин
Три стихотворения по выбору.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско», а также два рассказа по выбору.
Рассказ «Чистый понедельник» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
А. И. Куприн.
Одно произведение по выбору.
М. Горький
Пьеса «На дне».
Одно произведение по выбору.
Поэзия конца XIX — начала XX века.
И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич.
Стихотворения не менее двух авторов по выбору.
А.А. Блок
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Двенадцать».
В. В. Маяковский
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Облако в штанах» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).
С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», а также три стихотворения по выбору.
М. И. Цветаева
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», а также два стихотворения по выбору.
О. Э. Мандельштам
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», а также два стихотворения по выбору.
А.А. Ахматова
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», а также два стихотворения по выбору.
Поэма «Реквием».
Б. Л. Пастернак
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», а также два стихотворения по выбору.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
М. А. Булгаков.
Роман: «Мастер и Маргарита».
А. П. Платонов
Одно произведение по выбору.
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
А. Т. Твардовский
Стихотворения: «Вся суть в одном единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», а также два стихотворения по выбору.
В. Т. Шаламов
«Колымские рассказ» (два рассказа по выбору).
А.И. Солженицын
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
Поэзия второй половины XX века
Б. А. Ахмадулина, И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Ю. П. Кузнецов, Л. Н. Мартынов, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, В. Н. Соколов, В. А. Солоухин, А. А. Тарковский.
Стихотворения не менее трех авторов по выбору.
Драматургия второй половины XX века
А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, В. С. Розов, М. М. Рощин.
Произведение одного автора по выбору.
Литература последнего десятилетия
Проза (одно произведение по выбору). Поэзия (одно произведение по выбору).
Литература народов России
Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов.
Произведение одного автора по выбору.
Зарубежная литература
Проза
О. Бальзак, Г. Бёлль, У. Голдинг, О. Генри, Э. Т. А. Гофман, В. Гюго, Ч. Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Г. Г. Маркес, П. Мериме, М. Метерлинк, Г. Мопассан, У. С. Моэм, Д. Оруэлл, Э. А. По, Э. М. Ремарк, Ф. Стендаль, Дж. Сэлинджер, О. Уайльд, Г. Флобер, Э. Хемингуэй, Б. Шоу, У. Эко.
Произведения не менее трех авторов по выбору.
Поэзия
Г. Аполлинер, Д. Г. Байрон, У. Блейк, Ш. Бодлер, П. Верлен, Э. Верхарн, Г. Гейне, А. Ркмбо, Р. М. Рильке, Т. С. Элиот.
Стихотворения не менее двух авторов по выбору.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать понимать:
образную природу словесного искусства
содержание изученных литературных произведений
основные факты жизни и творчества писателей – классиков XX века
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи
определять род и жанр произведения
сопоставлять литературные произведения
выявлять авторскую позицию
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Используемая литература:
Примерная программа МО РФ 2004.
Программа под редакцией А.Г.Кутузова, издательский дом «Дрофа», Москва, 2006.
Учебник литературы «В мире русской литературы» под редакцией А.Г. Кутузова, издательский дом «Дрофа», Москва, 2004.
Кутузова “В мире литературы” для 10 и 11 классов при изучении литературы на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа, 2004.
1 Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
12