Муниципальное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №1»
г. Петровска Саратовской области
Рабочая программа
по предмету Литература» (5 класс)
Автор :
Саплина Любовь Григорьевна,
учитель русского языка и литературы,
Г.Петровск. 2014-2015 уч.год
Пояснительная записка.
Общая характеристика программы.
Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, и рабочей программы «Литература» — предметная линия под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М. Просвещение 2011г. В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа включает разделы: «Пояснительная записка» с требованиями ФГОС к результатам обучения, «Содержание курса», «Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса», «Тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности школьников, «Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе» (5 класс)
Общая характеристика учебного предмета.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5-9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровень которых определяют основные виды учебной деятельности.
Первая группа (5-6 классы) активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения. Именно поэтому на занятиях важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различного вида пересказам (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т.д.).
Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.
Ведущая проблема курса литературы 5 класса — внимание к книге. Курс рассчитан на 105 часов (3 часа в неделю).
Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Литератур» в основной школе
Личностные результаты должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
1)понимание ключевых проблем изученных произведенийрусского фольклораи фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художемтвенного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при аналитизе литературного произведения;
5)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
6)формулирование собсвенного отношения к произведениям литературы, их оценке;
7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11)написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
12)понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13)понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание курса.
Введение (1 час).
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (10 часов).
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы (2 часа).
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из русской литературы XVIII века (2 часа)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века (43 часа).
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века (30 часов).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» — поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы (15 часов).
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Произведения для заучивания наизусть
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья..»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Учебно-методическое обеспечение по литературе (5 класс)
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2ч. – М.:
Просвещение, 2012.
2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по
литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2011.
Для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996.
2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
5. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по
литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
6. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. –М.:Просвещение, 2006.
7. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен»
8. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класс
Календарно-тематическое планирование
Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов | Практ. часть | Характеристика основных видов деятельности учащихся | ИКТ | Про-ект | |||||||||||||||||||||
1. |
|
| Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | 1 |
| Знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги; понимать значение Книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок; уметь находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять его план. |
|
| ||||||||||||||||||||
Устное народное творчество (10 часов) |
| |||||||||||||||||||||||||||
2/1 |
|
| Русский фольклор. Малые жанры фольклора. |
|
| Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произведений УНТ (сжатость и мудрость народной речи), много-значность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический; понимать, как собирают фольклор, почему он не исчез с появлением письменной литературы; уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора, различать пословицы и поговорки. |
|
| ||||||||||||||||||||
3./2 |
|
| Детский фольклор |
|
| Знать жанры детского фольклора; понимать принципы построения или создания произведений каждого жанра; уметь объяснить принадлеж-ность конкретного текста к определенному жанру, самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку |
|
| ||||||||||||||||||||
4/3 |
|
| Сказка как особый жанр фольклора |
|
| Знать жанровые особен-ности, виды сказок; тради-ционных персонажей вол-шебных сказок, присказки -небылицы, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, ска-зочные зачины и концов-ки); понимать особеннос-ти народных сказок, осо-бенности сказывания ска-зок, в чем заключается мастерство сказителей; знать известных русских исполнителей УНТ, соби-рателей сказок; уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитан-ных сказках, использовать при сказывании сказок, со-поставлять эпизоды ска-зок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике | ||||||||||||||||||||||
5/4 |
|
| «Царевна-лягушка» — встреча с волшебной сказкой |
|
| Знать, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; понимать: общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находить отличия в вариантах сказки; уметь определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, сопоставлять иллюстрации художников с текстом сказки |
|
| ||||||||||||||||||||
6/5 |
|
| Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы |
|
| Знать героев сказки; уметь формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображение, мотивировать ответ |
|
| ||||||||||||||||||||
7/6 |
|
| Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки |
|
| Понимать тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев; иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; уметь составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим) |
|
| ||||||||||||||||||||
8/7 |
|
| Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшеб-ной сказки. Вариативность народных сказок |
|
| Понимать тайны сказоч-ной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выра-зительных средств помо-гают раскрыть и вопло-тить замысел сказки; ха-рактеры героев; уметь на-ходить отличия в вариан-тах сказки. |
|
| ||||||||||||||||||||
9/8 |
|
| «Иван – кресть-янский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического со-держания. Тема мирного труда и защиты родной земли. |
|
| Знать, к какому виду сказок относится сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; уметь видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты |
|
| ||||||||||||||||||||
10/9 |
|
| Особенности сю-жета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки. |
|
| Знать особенности сюжета сказки; уметь видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию; осмысливать содержание сказки; развивать навыки художественного пересказа |
|
| ||||||||||||||||||||
11/10 |
|
| Сказка о живот-ных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдат-ская шинель» |
|
| Понимать жанровые осо-бенности сказки о живот-ных, иносказа-тельный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная осно-ва); уметь объяснять от-личие сказки о живот-ных (животные не помощники, а главные герои) и быто-вой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной |
|
| ||||||||||||||||||||
12/1 |
|
| Возникновение древнерусской литературы. Начало пись-менности на Руси. «Повесть вре-менных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» |
|
| Знать определение понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…»; уметь коротко передать содержание статьи учебника, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям) |
|
| ||||||||||||||||||||
13/2 |
|
| «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. |
|
| Уметь определять черты фольклора в летописи, сопоставлять текст с репродукциями картин |
|
| ||||||||||||||||||||
14-15/1-2 |
|
| М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» |
|
| Понимать значимость личности М.В.Ломоно-сова, смыслом жизни которого было «утвер-ждение наук в отечестве»; знать определение тео-ретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), ли-тературные жанры; уметь оперировать ими в речи, объяснять смысл прочи-танного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека), читать выразительно. |
|
| ||||||||||||||||||||
16/1 |
|
| Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр |
|
| Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басен-ного жанра, имена отечественных баснописцев); уметь определять, к како-му роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки |
|
| ||||||||||||||||||||
17/2. |
|
| И.А.Крылов. Слово о басно-писце. Басня «Волк на псарне» |
|
| Знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни; уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего) |
|
| ||||||||||||||||||||
18/3. |
|
| И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» |
|
| Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов |
|
| ||||||||||||||||||||
19/4. |
|
| Жанр басни. Повествование и мораль в басне |
|
| Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, ис-пользовать олицетворение, аллегорию, создавая бас-ню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр |
|
| ||||||||||||||||||||
20/5. |
|
| Басенный мир Ивана Андреевича Крылова Защита проектов |
|
| Знать основные мотивы творчества Крылова; понимать близость басни к УНТ, ее иносказательный и обобщенный смысл, аннализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и раз-личное; уметь оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интона-цию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи |
|
| ||||||||||||||||||||
21/6. |
|
| В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» |
|
| Знать сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки. | . |
| ||||||||||||||||||||
22/7. |
|
| «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. |
|
| Знать сюжет и героев литературной сказки; понимать отличие сказки литературной от народ-ной; уметь сопоставлять литературную и фоль-клорную сказки, выявлять общее и отличительное |
|
| ||||||||||||||||||||
23 |
|
| Баллада В.А.Жуковского «Кубок» |
|
| Знать историю создания баллады, определение понятия «баллада», ее жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям; уметь выразительно читать балладу |
|
| ||||||||||||||||||||
24. |
|
| Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» |
|
| Знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе; понимать, какие черты характера прославляет автор; уметь находить признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л.Стивенсона
|
|
| ||||||||||||||||||||
25. |
|
| Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» |
|
| Знать сведения о жизни писателя, что такое псевдоним; уметь разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки |
|
| ||||||||||||||||||||
26. |
|
| Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание |
|
| Знать, что такое сюжет, причудливый сюжет; уметь находить фантастическое и достоверно-реальное в сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный характер |
|
| ||||||||||||||||||||
27. |
|
| В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps» |
|
| Знать факты биографии писателя, сведения о его творческом пути; содержание сказки; уметь доказать принадлежность произведения к жанру сказки, объяснить непохожесть действующих лиц, роль описания пальмы, причину изменения тональности в описании оранжереи, отношение автора к изображаемому, уметь устанавливать связь между прочитанным и изображением художника |
|
| ||||||||||||||||||||
28. |
|
| «Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения |
|
| Знать понятие «антитеза» как основной художественный прием, пафос произведения; уметь находить героическое и обыденное в сказке, анализировать текст |
|
| ||||||||||||||||||||
29. |
|
| А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…» |
|
| Знать: сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни; уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы |
|
| ||||||||||||||||||||
30. |
|
| А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил |
|
| Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев |
|
| ||||||||||||||||||||
31. | . |
| Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа |
|
| Знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа; понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью |
|
| ||||||||||||||||||||
32. |
|
| Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность |
|
| Уметь делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку, художе-ственно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, выявлять общее и отличительное, объяснять отношение автора к изображаемому |
|
| ||||||||||||||||||||
33. |
|
| Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки |
|
| Уметь работать с лексикой и ритмом сказки, проводить работу по стилистике сказки, определять музыкальность пушкинской сказки |
|
| ||||||||||||||||||||
34. |
|
| Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» |
|
| Уметь восстанавливать деформированный текст, чувствовать логику текста |
|
| ||||||||||||||||||||
35. |
|
| М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» |
|
| Знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине; уметь передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог. |
|
| ||||||||||||||||||||
36 |
|
| Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» |
|
| Уметь объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-вы-разительные средства использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического и личностного («мы» и «я») в речевом и образном строе стихотворения, при по-мощи устного словесного рисования воспроизвести портреты героев, наблюю-дать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий, сопоставлять текст произведения с иллюстрациями Бородинского сражения |
|
| ||||||||||||||||||||
37. |
|
| Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место» |
|
| Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдован-ное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; уметь использовать текст повести, сопо-тавляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И.Е.Репина, иметь представление о жанре повести; анализи-ровать своеобразие языка произведения |
|
| ||||||||||||||||||||
38. |
|
| Реальное и фантастическое в сюжете повести |
|
| Знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика; уметь определять их роль в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь со-четает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное |
|
| ||||||||||||||||||||
39. |
|
| Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» |
|
| Знать, какие еще повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»; иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды |
|
| ||||||||||||||||||||
40. |
|
| Тест за первое полугодие. |
|
| Знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий; уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную, использовать первоначальные представления о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа. |
|
| ||||||||||||||||||||
41. |
|
| Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге» |
|
| Знать биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения, понимать его тональность; уметь охарактеризовать особенности поэтики Некрасова, определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» |
|
| ||||||||||||||||||||
42. |
|
| «Есть женщины в русских селеньях…» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» |
|
| Знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки; уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм |
|
| ||||||||||||||||||||
43. |
|
| Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» |
|
| Знать содержание стихотворения; уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в на-стоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпи-ческих событиях прерывается его лирическими воспоминаниями |
|
| ||||||||||||||||||||
44. |
|
| И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. |
|
| Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, историю создания произведения, содержание рассказа; понимать значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа; уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России в рас-сказе со знаниями об этом периоде из истории, сопоставлять описание жизни крепостных в рассказе с изображением на полотнах художников |
|
| ||||||||||||||||||||
45. |
|
| История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение |
|
| Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя |
|
| ||||||||||||||||||||
46. |
|
| Герасим и Муму. Счастливый год. |
|
| Знать текст художественного произведения, пони-мать чувства и переживания Герасима; уметь строить устное высказывание с опорой на текст, объяснять перемены, про-изошедшие с героем с появлением Муму, определять роль используемых автором сравнений и эпитетов, которые помогают представить внешний об-лик героя, объяснить от-ношение Тургенева к Герасиму |
|
| ||||||||||||||||||||
47. |
|
| Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. |
|
| Знать содержание произведения, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он; уметь проводить частичный анализ центральных эпизодов текста, проследить за изменениями, произошедшими в главном герое |
|
| ||||||||||||||||||||
48. |
|
| Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинст-во, сострадание, великодушие, тру-долюбие. Протест героя против отно-шений барства и рабства. Подготов-ка к сочинению |
|
| Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя |
|
| ||||||||||||||||||||
49. |
|
| Анализ сочинений. Работа над ошибками |
|
| Уметь выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок |
|
| ||||||||||||||||||||
50. |
|
| А.А.Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» |
|
| Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе. |
|
| ||||||||||||||||||||
51. |
|
| Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. |
|
| Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого |
|
| ||||||||||||||||||||
52. |
|
| Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы |
|
| Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка); уметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя |
|
| ||||||||||||||||||||
53. |
|
| Странная дружба Жилина и Дины. |
|
| Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать свое мнение; понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости) |
|
| ||||||||||||||||||||
54. |
|
| Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения |
|
| Понимать простоту и динамику языка «Кавказского пленника»; сдержанную эмоциональность «внутренней» речи Жилина, при анализе отмечать сопричастность автора герою рассказа как своеобразие стилистики, определять роль, символический смысл поэтических картин природы.
|
|
| ||||||||||||||||||||
55. |
|
| Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» |
|
| Уметь работать над типом речи рассуждением, над композицией сочинения |
|
| ||||||||||||||||||||
56. |
|
| А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» |
|
| Знать автора и биогра-фические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочи-танного; передавать содер-жание рассказа, акценти-руя внимание на речи ге-роя, на его действиях; по-нимать, на чем основан юмор рассказа, опреде-лять, какими средствами писатель создает юморис-тические ситуации |
|
| ||||||||||||||||||||
57. |
|
| Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова |
|
| Уметь определять такие приемы юмористической и сатирической оценки ге-роев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства ха-рактеристики героя, выра-зительность, яркость худо-жественной детали, кон-трастность образов, сцени-чность диалога, динамич-ность повествования, индивидуальность речи |
|
| ||||||||||||||||||||
58. |
|
| Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев |
|
| Знать основные сведения из биографии поэтов; уметь выразительно читать стихи, анализировать |
|
| ||||||||||||||||||||
59. |
|
| Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков. |
|
| Знать основные сведения из биографии поэтов; уметь выразительно читать стихи, анализировать |
|
| ||||||||||||||||||||
60. |
|
| Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения |
|
| Знать план анализа лирического произведения; уметь работать над выразительным чтением стихотворения, анализировать текст |
|
| ||||||||||||||||||||
61. |
|
| И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине |
|
| Знать факты жизни писа-теля, положенные в осно-ву рассказа «Косцы»; по-нимать авторское отно-шение к описываемым со-бытиям; уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художест-венное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне |
|
| ||||||||||||||||||||
62. |
|
| В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» |
|
| Знать факты жизни писа-теля, сюжет повести, ос-новных героев в их взаи-мосвязи; понимать, в ка-кое время происходят со-бытия, наблюдать за худо-жественными сред-ствами, создающими образ одино-кого ребенка; уметь объ-яснять роль пейзажа, порт-рета, сравнения в описа-нии Васи, причины от-чуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночест-ва |
|
| ||||||||||||||||||||
62. |
|
| Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» |
|
| Знать определение понятий «композиция»; «сюжет»; «повесть»; виды эпических произведений; уметь выделять границы эпизодов повести, различать виды эпических произведений, определять особенности композиции произведения |
|
| ||||||||||||||||||||
63. |
|
| Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру |
|
| Знать определение поня-тия «композиция»; уметь объяснять роль противо-поставления образов в по-вести, причины различных отношений между роди-телями и детьми, характе-ризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров ге-роев, позицию автора и его отношение к изобра-жаемому, к героям, в пер-вую очередь к Васе, опре-делять особенности ком-позиции произведения |
|
| ||||||||||||||||||||
64. |
|
| Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести |
|
| Уметь определить грани-цы эпизода в произведе-нии, пересказать его крат-ко, назвать его тему, оза-главить, обосновать: на-сколько эпизод важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции; дать характе-ристику персонажам, дей-ствующим в эпизоде, про-следить динамику (разви-тие) их чувств, поведения, оценить их речь, выявить авторское отношение; сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении |
|
| ||||||||||||||||||||
65. |
|
| Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением |
|
| Уметь обсуждать тему сочинения, определять идею, подбирать материал, составлять план и редактировать сочинение |
|
| ||||||||||||||||||||
66. |
|
| С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина |
|
| Знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения
|
|
| ||||||||||||||||||||
67. |
|
| Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» |
|
| Уметь подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о природе) |
|
| ||||||||||||||||||||
68. |
|
| П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки |
|
| Знать факты жизни и творчества писателя, жанр сказа; уметь отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать |
|
| ||||||||||||||||||||
69. |
|
| Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя |
|
| Знать язык сказа; уметь находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику Степану |
|
| ||||||||||||||||||||
70. |
|
| «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова |
|
| Знать произведения П.П.Бажова; уметь рабо-тать в группе; развивать творческие способности учащихся |
|
| ||||||||||||||||||||
71. |
|
| К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки |
|
| Знать автора, факты его жизни, сюжет сказки; героев сказки; уметь объяснять смысл названия сказки |
|
| ||||||||||||||||||||
72. |
|
| Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки |
|
| Знать содержание сказки, отличие народной сказки от литературной; уметь отличать народную сказку от литературной |
|
| ||||||||||||||||||||
73. |
|
| К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» |
|
| Знать сюжет рассказа; понимать взаимоотноше-ния героев; уметь объяс-нять смысл названия рас-сказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в по-нимании событий, изобра-женных в рассказе |
|
| ||||||||||||||||||||
74. |
|
| Умение видеть необычное в обыч-ном. Лиризм опии-саний. Вырази-тельность и кра-сочность языка. Сравнения и эпи-теты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» |
|
| Уметь видеть необычное в обычном, выразительность и красочность языка, лиризм описаний, находить эпитеты и сравнения в сказке, анализировать текст |
|
| ||||||||||||||||||||
75. |
|
| С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» |
|
| Знать автора, факты его жизни, определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки); уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение |
|
| ||||||||||||||||||||
76. |
|
| Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки |
|
| Знать сюжет сказки, уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистичес-кую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочета-нием фантастического и реального в пьесе, сопос-тавлять сказку Маршака с народными сказками, со «Снежной королевой» Г.Х. Андерсена |
|
| ||||||||||||||||||||
77. |
|
| Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом |
|
| Знать роды и жанры литературы; уметь выразительно читать пьесу по ролям, отвечать на вопросы |
|
| ||||||||||||||||||||
78. |
|
| Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» |
|
| Знать: в чем заключается своеобразие художествен-ного мира Андерсена-ска-зочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок; по-нимать сюжет сказки «Снежная королева», осо-бенности ее композиции, деление на главы (само-стоятельность сюжета каждой главы); уметь вы-бирать эпизоды для хара-ктеристики персонажей, устанавливать ассоциа-тивные связи с иллюстра-циями |
|
| ||||||||||||||||||||
79. |
|
| Два мира сказки «Снежная королева» |
|
| Уметь рассказывать инте-ресные события из жизни Андерсена, называть при-знаки жанра произведения Андерсена, определять особенности авторской сказки, доказывать, ис-пользуя примеры из тек-ста, каким Андерсен пред-ставляет мир, который лю-бит, какой мир ему проти-вопоставляет; давать ха-рактеристику героям с опорой на текст, объяс-нять, какие черты народ-ной сказки использует сказочник; выявлять об-щее и отличительное при сопоставлении сказки Ан-дерсена со сказкой Пуш-кина |
|
| ||||||||||||||||||||
80. |
|
| Писатели-сказочники и их герои |
|
| Знать сюжеты сказок, вы-бранных для самостоя-тельного чтения, их ав-торов; уметь доказать, что сюжет «бродячий», объяс-нить разницу между ав-торской сказкой и народ-ной (мир литературной сказки подчиняется разу-му и воображению их ав-торов, которые черпают свое вдохновение из фольклора) |
|
| ||||||||||||||||||||
81. |
|
| Ж.Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном |
|
| Знать автора, факты его жизни; уметь подтверждать свои ответы цитатами из текста, рассказывать о своем желании и попытках понять язык природы |
|
| ||||||||||||||||||||
82. |
|
| Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)» |
|
| Уметь обращать внимание на красоту природы и мира |
|
| ||||||||||||||||||||
83. |
|
| А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» |
|
| Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души |
|
| ||||||||||||||||||||
84. |
|
| Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П.Платонова |
|
| Уметь выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, отличать язык Платонова от языка других писателей, проводить сравнительный анализ произведений |
|
| ||||||||||||||||||||
85. |
|
| В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои |
|
| Знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев; уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы |
|
| ||||||||||||||||||||
86. |
|
| Человек и природа в рассказе |
|
| Понимать отношение Васютки к окружающему миру; уметь объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании характера Васютки) |
|
| ||||||||||||||||||||
87. |
|
| Сочинение « Тай-га, наша кормили-ца, хлипких не любит». Становле-ние характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)» |
|
| Знать общий принцип составления сложного плана; уметь концентрировать внимание «здесь» и «сейчас», мобилизовывать свою творческую энергию; понимать, что надо надеяться на собственные силы |
|
| ||||||||||||||||||||
88. |
|
| В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Бе-логрудка» |
|
| Знать произведения В.П.Астафьева; уметь пересказывать и выразительно читать рассказы Астафьева, высказывать свои отзывы о произведении |
|
| ||||||||||||||||||||
89. |
|
| Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише» |
|
| Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, его героев; понимать обычаи, верования, нравы северного народа, показанные писателем; уметь объяснять, почему Джек Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой |
|
| ||||||||||||||||||||
90. |
|
| Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста» |
|
| Знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии А.Т.Твардовского, жанровые особенности баллады; уметь переживать события, рассказанные в стихотворении, усваивать его интонацию и ритм |
|
| ||||||||||||||||||||
91. |
|
| Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста» |
|
| Знать о бойцах крепости-героя Бреста, факты из жизни поэта; уметь наблюдать над сюжетом в лирическом произведении, выразительно читать |
|
| ||||||||||||||||||||
92. |
|
| Великая Отечественная война в жизни моей семьи |
|
| Уметь вдумываться в слова, сосредоточенно слушать и переживать вместе с песней |
|
| ||||||||||||||||||||
93. |
|
| Р.к. Война и дети — тема сти-хотворений о вой-не в творчестве ленинградких поэтов |
|
| Знать, как раскрывается тема войны в творчестве ленинградских и гатчинских поэтов; уметь выразительно читать произведения |
|
| ||||||||||||||||||||
94. |
|
| Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» |
|
| Знать автора стихотворения; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль |
|
| ||||||||||||||||||||
95. |
|
| Картина В.М.Вас-нецова «Аленуш-ка». А.А.Проко-фьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осен-него тумана..») |
|
| Знать авторов стихотворений и картины; уметь сопоставлять произведения: каждого стихотворения с картиной В.М.Васнецова и двух стихотворений друг с другом; понимать, что один и тот же факт жизни по-разному воплощается и переосмысливается в творчестве различных героев |
|
| ||||||||||||||||||||
96. |
|
| Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы» |
|
| Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль |
|
| ||||||||||||||||||||
97. |
|
| Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор |
|
| Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказов, их героев, понятие «юмор»; уметь сжато пересказывать, инсценировать |
|
| ||||||||||||||||||||
98. |
|
| Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» |
|
| Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни |
|
| ||||||||||||||||||||
99. |
|
| Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера |
|
| Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; понимать время и место действия; уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника |
|
| ||||||||||||||||||||
100-101 |
|
| Том Сойер и его друзья |
|
| Уметь отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношения с друзьями; проследить, как мальчишеское озорство и неуемная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности |
|
| ||||||||||||||||||||
102. |
|
| Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». |
|
| Знать факты из жизни поэта, особенности стихотворений-шуток; уметь выразительно читать |
|
| ||||||||||||||||||||
103. |
|
| Подведение итогов года. Рекоменда-ции на лето. |
|
| Уметь высказывать мнение о самостоятельно прочитанных произведениях, аргументируя свой ответ (определять жанр произведения, его тему, идею, замысел автора, взаимоотношения героев), защищать иллюстрации к любимым произведениям, уметь выбрать эпизод для инсценирования и объяснить его роль в композиции художественного произведения |
|
| ||||||||||||||||||||
104. |
|
| Урок – игра «Что? Где? Когда?» |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
105. |
|
| Итоговый урок |
|
|
|
|
|
13