Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 129 Советского района г. Волгограда
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для обучающихся 6 класса
Составила: Власова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 129
г. Волгоград 2014 г.
|
| ||||
№ п/п | Название раздела. Тема урока | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | Дата | |
план | факт | ||||
Введение. “В дорогу зовущие”. Писатели – создатели, хранители и любители книги.
| 1 | Понимают роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей. Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества. |
|
| |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 6 часов | |||||
2 | Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.
| 1 | Различают виды малых жанров фольклора: пословицы, поговорки, загадки, народной песни. Понимают значение разных видов малых жанров фольклора. Используют малые жанры фольклора в устной речи и письменных высказываниях. Различают тематику народных песен, ведут диалог, владеют основными нормами устного высказывания. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Принимают и сохраняют учебную задачу. Строят небольшое монологическое высказывание, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах. |
|
|
3 | Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. | 1 | Различают виды малых жанров фольклора: пословицы, поговорки, загадки. Понимают значение разных видов малых жанров фольклора, объяснять смысл пословиц и поговорок. Используют малые жанры фольклора в устной речи и письменных высказываниях. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Принимают и сохраняют учебную задачу. Строят небольшое монологическое высказывание, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах. |
|
|
4 | Загадки. | 1 | Различают виды малых жанров фольклора: загадки, пословицы, поговорки. Понимают значение разных видов малых жанров фольклора, объясняют значение загадок. Используют малые жанры фольклора в устной речи и письменных высказываниях. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. |
|
|
5 | Контрольная работа по теме УНТ | 1 | Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. |
|
|
6-7 | Анализ КР. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение народных идеалов. | 2 | Воспринимают древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Выделяют основные темы древнерусской литературы; сюжет и содержание повествования. Характеризуют героя древнерусской литературы. Понимают основную мысль и лексику; значение летописных источников для современного человека. Видят связь летописи с фольклором; ведут беседу по прочитанному произведению; аргументируют свое отношение к героям; оценивают выразительность чтения; сопоставляют произведения литературы и живописи. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Понимают и сохраняют учебную задачу. Задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
|
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 18 ВЕКА – 4 часа | |||||
8 | И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории. | 1 | Знакомятся с биографией и литературным творчеством И. И Дмитриева. Рассматривают особенности композиции и сюжета; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория. Понимают юмористический характер басни. Дают развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению. Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению. Адекватно оценивают свои достижения. Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в тексте. Понимают точку зрения другого, в том числе автора. |
|
|
9 | И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». Комическое изображение «знатока». | 1 | Распознают роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, эзопов язык, аллегория, олицетворение. Понимают аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне. Находят в тексте незнакомые слова и определяют их значение. Учатся выразительно читать басни; отмечают связь басен с фольклором. Демонстрируют желание осваивать новые виды деятельности.
Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Принимают и сохраняют учебную задачу. |
|
|
10 | И. А. Крылов. «Осел и Соловей». Роль власти и народа в достижении общественного блага. | 1 | Знают содержание басен И.А. Крылова. Выразительно читают одну басню наизусть. Понимают аллегорический смысл басен. Дают развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества. Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из всевозможных источников.
|
|
|
11 | Р.Р. по теме: «Басня». Анализ и исполнение. | 1 | Знают содержание басен И.А. Крылова. Выразительно читают одну басню наизусть. Понимают аллегорический смысл басен. Дают развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям. |
|
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 19 ВЕКА – 50 часов | |||||
12-13 | А. С. Пушкин. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта Лицейская лирика. Стихотворение “И. И. Пущину”. | 2 | Подбирают и обобщают сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина: сведения о семье и детстве А.С. Пушкина. Распознают теоретико-литературные понятия: поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора. Учатся понимать нравственную проблематику литературных произведений. Выражают личное отношение к произведению. Выделяют эмоциональную окраску, ритм, интонирование. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Выявляют факторы, оказавшие влияние на становление творческой личности поэта, совершенствуют навыки выразительного чтения, развивают творческих способностей. |
|
|
14 | Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро». | 1 | Понимают нравственную проблематику литературных произведений. Передают личное отношение к произведению. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной форме стихотворения “Узник” и “Зимнее утро”. |
|
|
15 | Стихи и проза. Рифма и ритм. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА. | 1 | Знакомятся с теоретико-литературными понятиями: рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа. Учатся определять стихотворный размер (двусложные размеры стиха). Учатся видеть разницу между прозаической и стихотворной речью. Создают собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме.) Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. |
|
|
16 | А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». | 1 | Определяют отличительные признаки повести и романа как литературных жанров. Подбирают информацию об истории создания романа. Находят прототипы героев. Отмечают влияние исторической эпохи на создание романа. |
|
|
17-23 | Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский». Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский». Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский». Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям повести «Дубровский». | 7 | Определяют систему образов и основной конфликт в романе «Дубровский», обозначают нравственные и социальные проблемы в романе. Сопоставляют литературные произведения с иллюстрациями к ним; используют теоретико-литературные понятия в речи; при обсуждении прочитанных произведений аргументировано и последовательно доказывают свою точку зрения. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества. Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из всевозможных источников.
|
|
|
24 | Р. Р. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский».
| 1 | Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют выделять смысловые части текста художественного произведения, составляют тезисы и план. Знают содержание прочитанных произведений, владеют литературоведческими понятиями. |
|
|
25-27 | Анализ сочинений. Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы». Многозначность художественного образа. | 3 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве М.Ю. Лермонтова (кратко); знают содержание стихотворения. Понимают отношение автора к событиям и героям. Выразительно читают стихотворение, рассматривают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества. Планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. Расширяют представление о способах выражения чувств и переживаний автора в лирическом произведении. |
|
|
28 | Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова. Конкурс творческих работ. | 1 | Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. |
|
|
29 | Анализ КР. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве И.С. Тургенева; знакомятся с историей создания, сюжетом и содержанием произведения. Учатся понимать характер отношений между людьми в крепостной России; способы создания образа героя. Выступают с сообщениями на литературную тему. Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей. Задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
|
|
30-32 | Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | 3 | Характеризуют сюжет и содержание рассказа. Учатся понимать позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения. Характеризуют героев и их поступки; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль, прослеживают изменения в характере героя; выясняют значение незнакомых слов. Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей. Понимают роль пейзажа и интерьера в рассказе; позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения. Прослеживают изменения в характере героя; при обсуждении вопросов аргументировано доказывают свою точку зрения; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей. |
|
|
33 | Р.Р. Классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева. | 1 | Характеризуют сюжет и содержание рассказа; различают теоретико-литературные понятия портрет, интерьер, пейзаж, литературный герой. Составляют план сочинения; подбирают материалы к сочинению (герои, события, эпизоды). Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осознают познавательную задачу, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. |
|
|
34 | Контрольное тестирование за первое полугодие. | 1 | Характеризуют сюжеты и проблематику произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева. Понимают роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; позицию авторов и их отношение к героям. Умеют анализировать прозаические и поэтические тексты. Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. |
|
|
35 | Анализ КР. Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве И.С. Тургенева; история создания, сюжет и содержание. Выразительно читают произведение; прослеживают изменение настроения в стихотворении; сопоставляют произведения литературы и живописи. Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению. Адекватно оценивают свои достижения. Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в тексте. |
|
|
36 | Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…», «Листья». | 1 | Изучают теоретико-литературные понятия: поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора. Понимают нравственную проблематику литературных произведений. Передают личное отношение к произведению, выявляют эмоциональную окраска, ритм, интонирование. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной форме. |
|
|
37 | Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся…». | 1 | Понимают сочувственный пафос и нравственную проблематику стихотворения. Выразительно читают произведение; прослеживают изменение настроения в стихотворении; сопоставляют произведения литературы и живописи. Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению. Адекватно оценивают свои достижения. Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в тексте. |
|
|
38 | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | 1 | Отбирают и готовят материал по истории создания стихотворений. Выразительно читают произведение; прослеживают изменение настроения в стихотворении; сопоставляют произведения литературы и живописи. Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению. Адекватно оценивают свои достижения. Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем |
|
|
39 | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве А.А. Фета, готовят информацию по истории создания, сюжета и содержания. Понимают красоту и лиризм стихотворений. Выразительно читают произведения; прослеживают изменение настроения в стихотворении; сопоставляют произведения литературы и живописи. Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению. Адекватно оценивают свои достижения. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Читают и слушают, извлекая нужную информацию. |
|
|
40 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве Н.А. Некрасова, готовят материал по истории создания, сюжету и содержанию. Понимают пафос и нравственную проблематику стихотворения. Выразительно читают произведение; прослеживают изменение настроения в стихотворении. Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению. Адекватно оценивают свои достижения. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
|
|
41-44 | Народ – созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».
| 4 | Учатся понимать отношение автора к героям; как создается собирательный образ. Расширяют понятие об исторической эпохе, выявляют демократическую направленность творчества. Выразительно читают отрывок из поэмы; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль. Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей. Задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
|
|
|
45 | Контрольная работа по произведениям поэтов XIX века. | 1 | Характеризуют сюжеты и проблематику произведений .Умеют создавать связный текст. Понимают роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; позицию авторов и их отношение к героям. Умеют анализировать прозаические и поэтические тексты. |
|
|
46 | Анализ КР. Стихи и проза. Рифма и ритм. ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА. | 1 | Обобщают знания по теоретико-литературным понятиям: рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа, дактиль, анапест, ямб, хорей, амфибрахий. Понимать разницу между прозаической и стихотворной речью. Создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме). Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. |
|
|
47 | Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве Н.С. Лескова, истории создания, сюжете и композиции. Выявляют позицию автора, его сочувственное отношение к герою; определяют основную мысль произведения. Характеризуют героев и их поступки; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль, прослеживают изменения в характере героя; выясняют значение незнакомых слов Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей. Знают теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, гипербола. Понимают роль пейзажа и интерьера в рассказе. |
|
|
48-51 | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша». Сказовая форма повествования. | 4 | Отмечают мастерство писателя в обрисовке персонажей; дают представление о талантливости русского человека, рассматривают образы русских умельцев и средства их создания; анализируют портрет Левши в сказе; выявляют особенности русского национального характера на примере персонажей «Левши». Обобщают представления об идейном содержании сказа, жанровом своеобразии произведения; рассматривают образ повествователя и авторскую позицию в сказе. |
|
|
52 | Контрольная работа по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова. | 1 | Характеризуют сюжеты и проблематику произведений .Умеют создавать связный текст. Понимают роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; позицию авторов и их отношение к героям. Умеют анализировать прозаические и поэтические тексты. |
|
|
53 | Анализ КР. А.П. Чехов. Литературный портрет писателя.
| 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о семье, детстве и юношеских увлечениях А.П. Чехова; история создания, сюжет и содержание рассказов. Имеют представление о юморе, конфликте в юмористическом произведении, детали и ее художественной роли. Понимают отношение автора к героям. Выразительно читают и пересказывают рассказ; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; характеризуют героев и их поступки; выясняют значение незнакомых слов, подбирают афоризмы и крылатые фразы из произведений А.П. Чехова. Осознают познавательную задачу, самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
|
|
54-55 | Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».
| 2 | Характеризуют сюжеты и содержание рассказов А.П. Чехова; обобщают теоретико-литературные понятия: юмор, сатира, сарказм, ирония. Понимают роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов. Выразительно читают и инсценируют рассказы; характеризуют героев и их поступки. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. |
|
|
56-57 | Р.Р. Написание сочинения на тему: «Смешной случай из жизни». | 2 | Характеризуют сюжет и содержание рассказа; владеют теоретико-литературными понятиями: портрет, интерьер, пейзаж, литературный герой. Составляют план сочинения; подбирают материалы к сочинению (герои, события, эпизоды). Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. |
|
|
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА | |||||
58 | Анализ сочинений. Особенности пейзажной лирики Е. А. Баратынского. «Весна, весна! как воздух чист!»
| 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве и юности Е.А. Баратынского (кратко). Понимают лирический пафос стихотворений поэта. Выразительно читают стихотворения; используют теоретико-литературные понятия в речи; находят в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; оценивают чтение. Характеризуют содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе. Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. |
|
|
59 | Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве и юности Я. Полонского (кратко). Характеризуют содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе. Отмечают значение изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах. Выразительно читают стихотворения; используют теоретико-литературные понятия в речи; сопоставляют произведения литературы и живописи. |
|
|
60 | А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве и юности А.К. Толстого (кратко). Понимают лирический пафос стихотворений поэта. Выразительно читают стихотворения; используют теоретико-литературные понятия в речи; находят в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; оценивают актерское чтение, анализируют способы создания собирательного образа родины в рассказе. |
|
|
61 | Литературные места России. Царское Село, Овстуг, с. Карабиха, г. Орел. | 1 | Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Осознают значение малой Родины для поэтов и писателей.
|
|
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 20 ВЕКА – 28 часов | |||||
62 | А.И. Куприн «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве А.И. Куприна. Понимают роль автора-рассказчика; нравственную проблематику произведения; анализируют создание собирательного образа. Находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; оценивают выразительность чтения; сопоставляют произведения литературы и живописи. |
|
|
63 | Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор». | 1 | Отмечают роль автора-рассказчика; нравственную проблематику произведения. Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. |
|
|
64-66 | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса» Отношение автора к героям повести «Алые паруса» | 3 | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве А.С. Грина, о романтическом направлении его творчества (кратко); сюжет и содержание произведений. Понимать позицию автора и его отношение к герою. Выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять цитатный план рассказа; сопоставлять героев разных литературных произведений. Сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним.
|
|
|
67 | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. | 1 | Дают представление о направлении творчества, обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве А.П. Платонова (кратко). Дают общую характеристику творчеству, сюжетам. Понимают нравственную проблематику и гуманистическую направленность произведений. Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. |
|
|
68-69 | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. | 2 | Характеризуют сюжет и содержание рассказа. Понимают позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения. Характеризуют героев и их поступки; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль, прослеживают изменения в характере героя; выясняют значение незнакомых слов. Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников. |
|
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ | |||||
70-71 | Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Д.С. Самойлов «Сороковые». Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к Родине. | 2 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве поэтов (кратко), написавших стихотворения о Великой Отечественной войне. Понимают нравственную проблематику и патриотический пафос поэтических текстов, трагизм человека на войне. Выразительно читают стихотворения; сопоставляют друг с другом; объясняют жанровые особенности произведений; оценивают актерское чтение одноклассников. |
|
|
72-73 | Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе. | 2 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя, сведения о детстве и начале литературной деятельности В.П. Астафьева; раскрывают смысл теоретико-литературного понятия: автобиографическое произведение. Знакомятся с сюжетом и содержанием рассказа «Конь с розовой гривой». Анализируют этапы формирования характера героя. Прослеживают изменения в поведении и характере героя; определяют роль природы в произведении, способы ее изображения. Понимают необходимость изучения жизни природы, развития душевных и физических сил. |
|
|
74-76 | Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». | 3 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя, сведения о детстве и начале литературной деятельности В.Г. Распутина. Знакомятся с сюжетом и содержанием повести «Уроки французского». Понимают особенности повествования от первого лица, закрепляют навыки анализа образа литературного персонажа. |
|
|
77-78 | Р.Р. Подготовка к сочинению: «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях Астафьева и Распутина». Р.Р. Написание сочинения в классе. | 2 | Характеризуют сюжет и содержание рассказа; обобщают знания по теоретико-литературным понятиям: портрет, интерьер, пейзаж, литературный герой. Составляют план сочинения; подбирают материалы к сочинению (герои, события, эпизоды). Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Осознают познавательную задачу, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. |
|
|
79 | Анализ сочинений. Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик». | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве В.М. Шукшина; сюжет и содержание рассказов. Понимают роль автора-рассказчика; нравственную проблематику произведения; как создается собирательный образ родины в рассказе. Оценивают выразительное чтения; сопоставляют сюжет, героев произведений. |
|
|
80 | Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал». | 1 | Характеризуют сюжет и содержание рассказа. Прослеживают изменения в поведении и характере героя. Находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль. Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Принимают и сохраняют учебную задачу. |
|
|
81 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве Ф. Искандера, отмечают особенности сюжета и композиции. Расширяют представление о сатире и юморе в произведениях писателя. |
|
|
82-83 | Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | 2
| Характеризуют сюжеты и содержание рассказов Ф. Искандера. Понимают роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов. Выразительно читают и инсценируют рассказы; характеризуют героев и их поступки. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей. |
|
|
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ ВЕКА | |||||
84 | А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве и юности А Блока (кратко). Отмечают лирический пафос стихотворений поэта. Выразительно читают стихотворения; используют теоретико-литературные понятия в речи; находят в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; оценивают актерское чтение. |
|
|
85 | С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве и юности С.А. Есенина (кратко). Отмечают лирический пафос стихотворений поэта. Выразительно читают стихотворения; используют теоретико-литературные понятия в речи; находят в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определяют их роль. |
|
|
86 | Тема Родины в поэзии Н. М. Рубцов «Тихая моя родина», « Звезда полей», А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». | 1 | Характеризуют содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе; учат одно стихотворение наизусть и выразительно рассказывают. Понимают значение изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах. Находят в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определяют их роль. Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. |
|
|
87 | Контрольная работа по стихотворениям о природе поэтов XX века. | 1 | Характеризуют сюжеты и раскрывают проблематику произведений .Умеют создавать связный текст. Понимают роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; определяют позицию авторов и их отношение к героям. Учатся анализировать прозаические и поэтические тексты. |
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ | |||||
88-89 | Анализ КР. Г.Тукай «Родная деревня», «Книга», К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» .Любовь к малой родине и своему народу. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия | 2 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве и юности Г. Тукая (кратко). Понимают патриотический пафос стихотворений поэта. Выразительно читают стихотворения; используют теоретико-литературные понятия в речи; находят в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определяют их роль. Характеризуют содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. |
|
|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 11 часов | |||||
90 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». | 1 | Имеют представление о мифе, мифологии. Понимают значение мифов в жизни народа. Распознают особенности славянской мифологии. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. Выявляют значения образа Геракла для мировой и художественной культуры, развивают навыки ассоциативного мышления, составляют цитатный план. Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества. Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из всевозможных источников. |
|
|
91 | Фантастика и реальность в мифе. Геродот. «Легенда об Арионе».
| 1 | Осознают значение мифов в жизни народа. Имеют представление о легенде, классификации легенд. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Принимают и сохраняют учебную задачу. Строят небольшое монологическое высказывание, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах. |
|
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ | |||||
92 | Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героико-эпические поэмы. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве Гомера, его роли в мировой литературе. Называют героев древнегреческой мифологии. Имеют представление о мотиве, мифологическом сюжете. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану действовать по плану. Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из всевозможных источников. |
|
|
93 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве М. Сервантеса (кратко); знакомятся с сюжетом и содержанием «Дон Кихота». Понимают позицию автора и его отношение к герою. Выразительно пересказывают текст; характеризуют героя и его поступки; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; составляют цитатный план рассказа. |
|
|
94 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.
| 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве Ф. Шиллера (кратко); раскрывают сюжет и содержание баллады «Перчатка». Понимают позицию автора и его отношение к герою. Выразительно пересказывают текст; характеризуют героя и его поступки; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; составляют цитатный план рассказа. |
|
|
95-96 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Превосходство естественной, “простой” жизни над цивилизованной с её порочными нравами. | 2 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве П. Мериме (кратко); знакомятся с сюжетом и содержанием новеллы. Анализируют позицию автора и его отношение к героям. Выразительно пересказывают текст; инсценируют эпизоды новеллы; оценивают актерское чтение. |
|
|
97-98 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц” как философская сказка и мудрая притча. | 2 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве А. де Сент-Экзюпери (кратко); знакомятся с сюжетом и содержанием произведения, с историей создания книги, тематикой и проблематикой сказки. Понимают позицию автора и его отношение к герою. Выразительно пересказывают текст; характеризуют героя и его поступки; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; составляют цитатный план рассказа. Подбирать и обобщать дополнительный материал. |
|
|
99 | Р.Р. Сочинение на тему: «Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин». | 1 | Характеризуют сюжет и содержание рассказа. Составляют план сочинения; самостоятельно подбирают материалы к сочинению (герои, события, эпизоды). Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осознают познавательную задачу, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. |
|
|
100-101 | Анализ сочинений. Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 2 | Знают содержание текстов, характеризуют героев прочитанных произведений. Пересказывают прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализируют поэтические и прозаические тексты; строят развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументируют свою точку зрения. |
|
|
102 | Анализ итогового теста. | 1 | Задание для летнего чтения. |
|
|