МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»
Рабочая программа
по учебному курсу «Литература»
8 класс
Базовый уровень
(70 часов)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2010
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13 ), за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2009 год
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цель литературного образования определяет его задачи:
Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
При изучении литературы второй группой на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Основу содержания литературного образования в 8 классе составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося 8 класса.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность и хронологический принцип: в 8 классе это освоение различных жанров фольклора, жанров древнерусской литературы, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала за курс 8 класса.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Чтение произведение зарубежной литературы в 8 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования в 8 классе предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно — ориентированный, деятельностный подходы, которые и определяют задачи обучения.
Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности,
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе — воспитание гражданственности и патриотизма.
Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:
Учебник: «Литература». 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор: Г.И.Беленький. М.: Мнемозина, 2008
Методическое пособие для учителя:
1. Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе: 8 класс/ И.В.Золотарёва, — Москва «ВАКО», 2009
Пособия для учащихся:
1.Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, — М.: Дрофа, 2007.
2. Обернихина, Г.А., Соколова, Л.Э. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов/ Г.А.Обернихина, Л.Э.Соколова, — СПб.: Просвещение, 2006.
Количество часов
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Классных сочинений: 4
Домашних сочинений: 1
Формы организации учебного процесса:
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок — лекция, урок — игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-дискуссия.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
— составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
— наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
— написание сочинений;
— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
— выразительное чтение;
— различные виды пересказа;
— заучивание наизусть стихотворных текстов;
— определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
— анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
— выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
— участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
— подготовка рефератов, докладов;
— написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Виды деятельности учащихся на уроке:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
• работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
• работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса. Прогнозируемые результаты
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Учебно-тематический план
Кол-во часов (всего) | В том числе вн. чт. | В том числе развитие речи | |
Введение | 1 |
|
|
Устное народное творчество. Народные песни | 3 | 1 |
|
Исторические песни | 1 |
|
|
Лирические песни | 2 | 1 |
|
Русская старина | 6 |
| 2 |
А.Н.Толстой | 1 |
|
|
Жития | 3 |
| 2 |
Литература XIX века | 33 | 4 | 7 |
А.С.Пушкин | 10 | 1 | 2 |
М.Ю.Лермонтов | 5 |
| 1 |
Н.В.Гоголь | 9 | 1 | 2 |
И.С.Тургенев | 4 | 1 |
|
Л.Н.Толстой | 5 | 1 | 2 |
Литература конца XIX – начала ХХ века | 8 | 2 |
|
В.Г. Короленко | 2 |
|
|
И.А.Бунин | 2 |
|
|
Максим Горький | 4 | 2 |
|
Литература ХХ века | 12 | 1 | 2 |
Н.А.Заболоцкий | 1 |
|
|
К.Г.Паустовский | 3 |
| 1 |
А.Т.Твардовский | 4 | 1 | 1 |
В.М.Шукшин | 2 |
|
|
Н.М.рубцов | 2 |
|
|
Из зарубежной литературы | 6 |
|
|
У.Шекспир | 3 |
|
|
М.Сервантес | 2 |
|
|
Проспер Мериме | 1 |
|
|
Повторение изученного | 2 |
|
|
Итого | 70 | 8 | 11 |
Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе на 2010 – 2011 уч. год.
Дата | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Р.р. | Приме чание | |
Введение | 1 |
|
| ||
1 |
| Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. | 1 |
|
|
Устное народное творчество. Народные песни | 3 |
|
| ||
Исторические песни | 1 |
|
| ||
2 |
| Исторические песни как жанр устной народной поэзии, выражение в них патриотических стремлений народа; художественное своеобразие. |
|
|
|
Лирические песни | 2 |
|
| ||
3 |
| Лирические песни как жанр устной народной поэзии, выражение в них «горя или радости сердца». | 1 |
|
|
4 |
| Вн.чт. Народные песни и современность (К.Г.Паустовский «Колотый сахар», В.Высоцкий, Б.Окуджава). | 1 |
|
|
Русская старина | 4 | 2 |
| ||
А.Н.Толстой | 1 |
|
| ||
5 |
| А.Толстой .«Земля оттич и дедич». Люди древней Руси. Житийный жанр в древнерусской литературе. | 1 |
|
|
Жития | 3 | 2 |
| ||
6 |
| Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского. | 1 |
|
|
7 |
| Р.р. Подготовка к сочинению по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею». |
| 1 |
|
8 |
| Р.р. Написание сочинения по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею». |
| 1 |
|
9 |
| «Житие протопопа Аввакума». Несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. | 1 |
|
|
10 |
| Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе. Д.Мордовцев. «Казнь». | 1 |
|
|
Литература XIX века | 26 | 7 |
| ||
А.С.Пушкин | 8 | 2 |
| ||
11 |
| Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. История создания повести «Капитанская дочка». | 1 |
|
|
12 |
| Особенности композиции повести. Роль и характер эпиграфов. | 1 |
|
|
13 |
| Гринев. Формирование характера и взглядов. | 1 |
|
|
14 |
| Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота, изменения в характере. | 1 |
|
|
15 |
| Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. | 1 |
|
|
16 |
| Утверждение в повести идеалов гуманности, чести, долга. | 1 |
|
|
17 |
| Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм прозы. Мотивы народной поэзии. | 1 |
|
|
18 |
| Р.р. Подготовка к сочинению по повести А.Пушкина «Капитанская дочка». |
| 1 |
|
19 |
| Р.р. Написание сочинения по повести А.Пушкина «Капитанская дочка». |
| 1 |
|
20 |
| Вн.чт. А.С.Пушкин «Повести Белкина». | 1 |
|
|
М.Ю.Лермонтов | 4 | 1 |
| ||
21 |
| М.Ю.Лермонтов – певец Родины и свободы. | 1 |
|
|
22 |
| Р.р. Урок-концерт (чтение наизусть стихотворений Лермонтова). |
| 1 |
|
23 |
| Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме «Мцыри». | 1 |
|
|
24 |
| «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (Белинский). | 1 |
|
|
25 |
| «Упругость, энергия стиха» (Белинский). Тема и идея художественного произведения. | 1 |
|
|
Н.В.Гоголь | 7 | 2 |
| ||
26 |
| Сатира в творчестве Н.В.Гоголя. | 1 |
|
|
27 |
| Жизненная основа комедии «Ревизор». Конфликт и сюжет. | 1 |
|
|
28 |
| Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок в комедии. | 1 |
|
|
29 |
| Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества. | 1 |
|
|
30 |
| Общечеловеческое значение характеров комедии Гоголя «Ревизор». | 1 |
|
|
31 |
| «Ревизор» в театре и кино. | 1 |
|
|
32 |
| Р.р. Подготовка к сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». |
| 1 |
|
33 |
| Р.р. Написание сочинения по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». |
| 1 |
|
34 |
| Вн.чт. Н.В.Гоголь. «Женитьба». Сатира и юмор в драматическом произведении. | 1 |
|
|
И.С.Тургенев | 4 |
|
| ||
35 |
| И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы. | 1 |
|
|
36 |
| «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. | 1 |
|
|
37 |
| Драма рассказчика, обреченного на одиночество. | 1 |
|
|
38 |
| Вн.чт. И.С.Тургенев. «Первая любовь». Женские образы. | 1 |
|
|
Л.Н.Толстой | 3 | 2 |
| ||
39 |
| Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни. | 1 |
|
|
40 |
| «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. | 1 |
|
|
41 |
| Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении. |
| 1 |
|
42 |
| Вн.чт. Л.Н.толстой «Хаджи-Мурат» |
| 1 |
|
43 |
| Р.р. План анализа эпизода литературного произведения. | 1 |
|
|
Литература конца XIX – начала ХХ века | 8 |
|
| ||
В.Г. Короленко | 2 |
|
| ||
44 |
| Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко «Парадокс». Причины духовного перелома в жизни мальчиков. | 1 |
|
|
45 |
| Поэтическая миниатюра В.Короленко «Огоньки». Утверждение веры в светлые начала жизни. | 1 |
|
|
И.А.Бунин | 2 |
|
| ||
46 |
| И.А.Бунин. Сведения о жизни писателя. Лирика. | 1 |
|
|
47 |
| «Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека». | 1 |
|
|
Максим Горький | 4 |
|
| ||
48 |
| Символико-аллегорический смысл «Песни о Соколе». Композиция, ритмика, интонационные особенности. | 1 |
|
|
49 |
| М.Горький. «Сказки об Италии». «Заветы отца». | 1 |
|
|
50 |
| Вн.чт. М.Горький. «Челкаш» | 1 |
|
|
51 |
| Вн.чт. А.Грин. «Алые паруса». Символический смысл названия. | 1 |
|
|
Литература ХХ века | 10 | 2 |
| ||
Н.А.Заболоцкий | 1 |
|
| ||
52 |
| Н.Заболоцкий. Одухотворенность природы, единство с ней человека. | 1 |
|
|
К.Г.Паустовский | 2 | 1 |
| ||
53 |
| К.Г.Паустовский. «Телеграмма». Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя. | 1 |
|
|
54 |
| Проблема истинной человечности в рассказе. Композиция, емкость художественного слова. | 1 |
|
|
55 |
| Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Паустовского «Телеграмма». |
| 1 |
|
А.Т.Твардовский | 3 | 1 |
| ||
56 |
| История создания и композиция поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Тема «большой» и «малой» Родины. | 1 |
|
|
57 |
| Народно-поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме «Василий Теркин». | 1 |
|
|
58 |
| Р.р. Урок-концерт. Чтение наизусть любимых отрывков из поэмы Твардовского. |
| 1 |
|
59 |
| Вн.чт. Кондратьев «Сашка».Великая Отечественная война в современной литературе. | 1 |
|
|
В.М.Шукшин | 2 |
|
| ||
60 |
| Человек с «чудинкой» как характерный герой В.М.Шукшина. | 1 |
|
|
61 |
| Юмор в рассказах В.М.Шукшина. Сочный народный язык. | 1 |
|
|
Н.М.рубцов | 2 |
|
| ||
62 |
| Н.М.рубцов. Патриотический характер лирики поэта. | 1 |
|
|
63 |
| Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном». | 1 |
|
|
Из зарубежной литературы | 6 |
|
| ||
У.Шекспир | 3 |
|
| ||
64 |
| О театре времен Шекспира. Загадка великого драматурга. | 1 |
|
|
65 |
| Конфликт чистого сердца и предрассудков в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». | 1 |
|
|
66 |
| Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувств героев, преданность их друг другу. | 1 |
|
|
М.Сервантес | 2 |
|
| ||
67 |
| М.Сервантес. «Дон Кихот». Душевное величие и наивная простота героя романа. | 1 |
|
|
68 |
| Дон Кихот и Санчо Панса. | 1 |
|
|
Проспер Мериме | 1 |
|
| ||
69 |
| Проспер Мериме. Легенда «Черногорцы». | 1 |
|
|
Повторение изученного | 2 |
|
| ||
70 |
| Повторение изученного в 8 классе. | 1 |
|
|
Содержание программы учебного курса литературы для 8 класса
Введение (2 часа)
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.
I
Устное народное творчество. Народные песни
(3 часа)
Исторические песни
(1 час)
Для чтения и бесед:
Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).
Лирические песни
(2 часа)
«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие. Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца». Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы.
Для чтения и бесед:
Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море, священный Байкал», «Среди долины ровныя», «Вечерний звон», «Вот мчится тройка удалая» и другие по выбору учащихся).
Для чтения и бесед:
К.Г.Паустовский. «Колотый сахар».
II
Русская старина
(6 часов)
А.Н.Толстой.
Для чтения и бесед:
«Земля оттич и дедич».
Жития
Житийный жанр в древнерусской литературе.
Для чтения и бесед:
Житие Сергия Радонежского (фрагменты). Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).
Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.
III
Литература XIX века
(33 часа)
А.С.Пушкин (10 часов). А.С.Пушкин-прозаик.
Для чтения и изучения:
«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.
Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.
Для самостоятельного чтения:
А.С.Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М.И.Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).
М.Ю.Лермонтов (5 часов). Певец Родины и свободы.
Для чтения и бесед:
«Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы. Символический образ тюрьмы и узничества в лирике.
Для чтения и изучения:
«Мцыри». «Мцыри» — любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский).
Для самостоятельного чтения:
«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения (по выбору учащихся), «Боярин Орша».
Н.В.Гоголь (9 часов). Сатира в творчестве Гоголя.
Для чтения изучения:
«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Высказывания героев, ставшие афоризмами.
«Ревизор» в театре и кино.
Драматическое произведение, комедия. Сатира и юмор в драматическом произведении.
Для самостоятельного чтения:
«Женитьба».
И.С.Тургенев (4 часа). Особенности прозы писателя.
Для чтения и изучения:
«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.
Для самостоятельного чтения:
«Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».
Л.Н.Толстой (5 часов). Писатель как поборник суровой правды жизни.
Для чтения и изучения:
«После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.
Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения.
Для самостоятельного чтения:
«Хаджи — Мурат».
IV
Литература конца XIX – начала ХХ века
(8 часов)
В.Г.Короленко (2 часа). Гуманизм писателя.
Для чтения и бесед:
«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.
«Огоньки» — поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.
Для самостоятельного чтения:
«Мгновение».
И.А.Бунин (2 часа). Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
Лирика и проза писателя.
Рассказ «Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».
М.Горький (4 часа) – убеждённый защитник идеи активного отношения к жизни.
Для чтения и изучения:
«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.
«Заветы отца».
Для самостоятельного чтения:
Произведения из цикла «Сказки об Италии», «Челкаш», «Ма-аленькая», «Дед Архип и Ленька», «Страсти – мордасти».
V
Литература ХХ века
(12 часов)
Н.Н.Заболоцкий (1 час). Сведения о жизни поэта.
Для чтения и бесед:
«Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».
Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта.
К.Г.Паустовский (3 часа). Лиризм прозы писателя.
Для чтения и изучения:
«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль
«ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).
Роль воображения в художественном творчестве.
Для самостоятельного чтения:
«Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» и др.
А.Т.Твардовский (4 часа). Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения:
«Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора»).
История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины. Народно — поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой отечественной войны и наше время.
Образ автора в художественном произведении. Традиции УНТ в литературе.
Для самостоятельного чтения:
«Василий Теркин» (полный текст).
В.М.Шукшин (2 часа). Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Дядя Ермолай».
«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?
«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.
Для самостоятельного чтения:
«Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и др. рассказы.
Н.М.Рубцов (2 часа). Сведения о жизни поэта.
Для чтения и бесед:
«Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца».
Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».
VI
Из зарубежной литературы
(6 часов)
Литература эпохи Возрождения
У.Шекспир (3 часа). Сведения о жизни драматурга.
Для чтения и бесед:
«Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.
Трагедия как жанр драматургии.
М.Сервантес (2 часа). Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.
М.Мериме (1 час). Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С.Пушкина «Бонапарт и черногорцы».
Повторение изученного (2 часа)
Формы и средства контроля
Формами контроля являются
текущие оценки,
итоговые оценки,
подготовка и защита рефератов, проектов по литературе,
тест;
проверочная работа с выборочным ответом;
комплексный анализ текста;
публичное выступление по общественно-важным проблемам;
зачётная система по некоторым темам курса.
классное и домашнее сочинение по изученному произведению;
устное высказывание на заданную тему;
ответ на проблемный вопрос.
Основной формой контроля является сочинение
год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Классное сочинение | 4 | 2 | 1 | 1 |
|
Домашнее сочинение | 1 | — | — | — | 1 |
Контрольно-измерительные материалы
Наименование контрольных работ | Примерная тематика сочинений | |
Русская старина. Жития | Сочинение по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею» | Описание картины. |
Литература XIX века. А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» | Сочинение по повести А.Пушкина «Капитанская дочка» | 1) Герой повести, о котором мне хотелось бы рассказать. 2) «Береги честь смолоду». 3) Тема народного восстания и его предводителя в повести «Капитанская дочка». 4) Тема милосердия в повести «Капитанская дочка». 5) Зачем Пушкин делает Гринёва свидетелем казни Пугачёва? |
Литература XIX века. Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор» | Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 1) Как раскрывается характер городничего по мере развития действия комедии? 2) Жизнь в уездном городе перед приездом ревизора. 3) О чём мечтают герои комедии? 4) Что произойдёт в городе после приезда настоящего ревизора? 5) Хлестаков по пути в Саратовскую губернию. |
Литература XIX века. Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала» | Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» | 1) Утро, изменившее жизнь. |
Литература ХХ века. К.Паустовский. Рассказ «Телеграмма» |
Домашнее сочинение по рассказу Паустовского «Телеграмма» | 1) Какие «зарубки на сердце» оставил у вас рассказ К.Паустовского «Телеграмма»?
|
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Примечание
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии отметки | ||
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
В 5 классах — 0,5 — 1,0 страницы.
В 6 классе — 1,0 — 1,5 страницы.
В 7 классе — 1,5 — 2,0 страницы.
В 8 классе — 2,0 — 3,0 страницы.
В 9 классе — 3,0 — 4,0.
3. Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» — 90 – 100 %;
«4» — 78 – 89 %;
«3» — 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
4. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка “5” ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
5. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, комплексный анализ текста, публичное выступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается:
Доля самостоятельности учащихся;
Этапы выполнения работы;
Объем работы;
Четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
6. Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовленность ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство письменных работ и сочинений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотностъ оценивалось баллом «2».
Перечень учебно-методического обеспечения
1. «Литература». 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор: Г.И.Беленький. М.: Мнемозина, 2008
2. Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе: 8 класс/ И.В.Золотарёва, — Москва «ВАКО», 2009
3. Амбушева, Т.М. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам)/ Т.М.Амбушева, — Волгоград: Учитель, 2009
4. Картавцева, М.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: практическое пособие/ М.И.Картавцева, — ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006
5. Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, — Волгоград: Учитель, 2011
6. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, — Волгоград: Учитель, 2007
7. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, — Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008
8. Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, — Белгород: ООО «Логия», 2004
9. Черкашина, Т.В. Литература. 8 класс. Проектная деятельность/ Т.В.Черкашина, — Волгоград: ИТД «Корифей», 2009
10. Шапошникова, В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературному анализу для старших классов/ В.В.Шапошникова, — М.: Московский Лицей, 2003
11.Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, — М.: Дрофа, 2007.
12. Обернихина, Г.А., Соколова, Л.Э. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов/ Г.А.Обернихина, Л.Э.Соколова, — СПб.: Просвещение, 2006.
13. Зуева, Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник/ Т.В. Зуева, — М.: Просвещение, 2005.
14. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, — М.: Айрис-пресс, 2006
15. Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В.Чернец, — Москва «Просвещение», 2007
16.Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
Используемая литература
1. Сборник нормативных документов ЛИТЕРАТУРА: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2009
2. Авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2009 год
3. Учебник «Литература». Начальный курс. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор: Г.И.Беленький. М.: Мнемозина, 2008
4. Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс/ Н.В.Егорова, — Москва «ВАКО», 2009