Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2» имени Баки Урманче
Рабочая программа по литературе для 5 класса (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Набиева Светлана Ирековна
г. Нижнекамск
2013
Рабочая программа
по литературе
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ №1089 от 05.03.2004 г. №1089).
Примерная программа по литературе основного общего образования (базовый уровень) с учетом программы по литературе для 5 класса под редакцией авторов В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебный план МБОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче НМР РТ на 2012-2013 учебный год.
Положение МБОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 35 недель, 70 часов в год.
Цели и задачи учебного курса:
— формировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
— осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
— осваивать теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
— овладеть знаниями и умениями аналитического характера и темами, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
— использовать различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Гимназический компонент
Изучение предмета «Литература» ведется по программе для русскоязычных школ и ориентируется на Федеральный компонент государственного стандарта общего образования для русскоязычных школ, что и является гимназическим компонентом (на основании приказа по МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче № 245/1 от 24.08.2012 «Об изучении предметов «Русский язык» и «Литература» в 2012-2013 учебном году)
Учебно-тематический план
Кол-во часов | Кол-во часов на развитие речи | Кол-во часов на внеклассное чтение | Количество контрольных сочинений | ||
классных | домашних | ||||
Введение | 1 |
|
|
|
|
Устное народное творчество | 6 |
| 1 |
|
|
Из древнерусской литературы. | 1 |
|
|
|
|
Из русской литературы XVIII века | 1 |
|
|
|
|
Из русской литературы XIX века. | 32 | 6 | 2 | 1 | 1 |
Из русской литературы XX века. | 23 | 3 | 1 | 1 |
|
Зарубежная литература. | 6 |
|
|
|
|
Всего | 70 | 9 | 4 | 2 | 1 |
Содержание программы
Введение (1ч).
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.
Устное народное творчество (6ч).
Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.
Малые жанры фольклора.
Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.
Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр.
Русские народные сказки.
«Царевна — лягушка». «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Сказки о животных. « Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель».
Из Древнерусской литературы (1ч).
Связь литературы с фольклором. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Из литературы 18 века (1ч).
М. В. Ломоносов. «Случилось вместе два астронома в пиру…»
Из литературы 19 века (32ч).
И.А.Крылов. « Ворона и лисица», « Волк и ягненок», « Свинья под дубом», «Волк на псарне».
Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.
В. А. Жуковский.
«Спящая красавица», «Кубок». Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А. Жуковского-переводчика.
А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке.
М. Ю. Лермонтов «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.
Н. В. Гоголь« Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.
Н.А.Некрасов. «На Волге». Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа. «Мороз , красный нос». Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.
А.А. Фет
Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них у дуба, у березы…».
Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.
И. С. Тургенев. «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»
А. П. Чехов. «Хирургия». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Роль художественной детали.
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. (Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды»; А.Н.Плещеев «Весна», И.С.Никитин «Утро» ).
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. (Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь..», «Есть в осени первоначальной..» А.Н Майков «Ласточки», И.С.Никитин «Зимняя ночь в деревне», И.З.Суриков «Зима»)
Из русской литературы 20 века (23ч).
И. Бунин «Косцы».
В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа
в повести.
П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»
К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».
С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».
А.П. Платонов «Никита».
В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.
Русские поэты о Родине. А. Майков, А. Пушкин. А. Фет, Ф. Тютчев, В. Кольцов.
Дети и война. К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». А. Твардовский «Рассказ танкиста»
Русские поэты 20 века. Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня». Д. Кедрин «Аленушка». А. А. Прокофьев «Аленушка». С. Есенин. «Разгулялась вьюга». И. Бунин. «Леса в снегу»
С. Черный. «Кавказский пленник »
Из зарубежной литературы (6ч).
Стивенсон. «Вересковый мед».
Д. Дефо. «Робинзон Крузо».
Г. X. Андерсен. «Снежная королева».
Ж. Санд. «О чем говорят цветы?»
М. Твен. «Приключения Тома Сойера».
Лондон. «Сказания о Кише».
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу 5 класса учащиеся должны
знать/ понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста,
составлять тезисы и план прочитанного;
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Учебно-методический комплект
Литература. 5 кл.: учеб. — хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы: https://www.radostmoya.ru/project/moi_zhivoi_zhurnal/(«Мой живой журнал»), https://www.drofa.ru/, https://www.gumfak.ru/ и др.
www.school.edu.ru — «Российский общеобразовательный портал».
https://www.mega.km.ru/ — Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
https://www.schools.tehno.ru/ — Образовательный сервер «Школы в Интернете»
Занимательная педагогика. Игры, упражнения, рекомендации учителям…Большая перемена — интернет-газета (совместный проект Министерства образования РФ и информационного агентства «Прайм-ТАСС», цель которого — информационная поддержка модернизации и развития системы российского образования) (www.newseducation.ru)
Первое сентября — газета (ps.1september.ru)
Учительская газета (www.ug.ru)
Практический журнал для учителя и администрации школы (pj.folium.ru/)
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена ege.edu.ru
https://www.slovari.ru/ Словарь Даля под ред. Бодуэна де Куртенэ
Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
Семантический словарь под общей ред. Н. Ю. Шведовой
Новый словарь иностранных слов Захаренко Е. Н., Комаровой Л. Н., Нечаевой И. В.
Словарь языка Пушкина отв. ред. В. В. Виноградов
Словарь языка Достоевского гл. ред. Ю.Н. Караулов
Словари русской поэзии Серебряного Века
Словарь неологизмов Игоря-Северянина
Словарь эпитетов Ивана Бунина
Календарно-тематический план (70 часов)
Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты освоения материала
| План | Дата Факт | |
1 | Введение. Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников. | 1 | Знать о роли книги в жизни человека, своеобразие нового предмета «литература», структуру учебника-хрестоматии. Уметь пользоваться учебником. Развитие навыков ведения дискуссии |
|
|
2 | Устное народное творчество Фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | 1 | Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; Уметь определять жанр произведения. Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок |
|
|
3 | Сказка как особый жанр фольклора. Виды сказок. «Царевна-лягушка» — сказка о мудрости и красоте Волшебная сказка героического содержания. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. | 1 | Знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки. Уметь пересказывать сказку, охарактеризовать героев сказки. Развитие воображения и речи учащихся. |
|
|
4
| «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство героя. | 1 | Знать жанровые особенности волшебной сказки. Уметь видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты. Развивать навыки художественного пересказа, выражать личное отношение к прочитанному. |
|
|
5 | Сказки о животных. « Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. | 1 | Знать отличие сказки о животных и бытовой сказки от волшебной. Уметь определять вид сказки, опираясь на ее жанровые особенности. Развивать творческие способности, познавательную активность детей |
|
|
6 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о добре и зле в бытовых сказках.
| 1 | Развивать творческие способности, познавательную активность детей |
|
|
7 | Внеклассное чтение Мои любимые сказки. | 1 | Уметь определять особенности сказки. Знать содержание любимых сказок. |
|
|
8 | Из древнерусской литературы «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи | 1 | Знать определение понятия «летопись»; Уметь выразительно читать древнерусские тексты в современном переводе. Уметь давать нравственную оценку поступкам героев летописей. Уметь находить незнакомые слова и определять их значения с помощью словарей и справочной литературы. Приобщение учащихся к культуре Древней Руси. |
|
|
9 | Из литературы XVIII века М.В.Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два Астронома в пиру…» Понятие о юморе. | 1 | Знать некоторые факты из биографии: детство, годы учения. Уметь выразительно читать. Уметь находить в стих-ии юмористические элементы. |
|
|
10 | Из литературы XIX века Басня как литературный жанр. Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). |
| Знать роды и жанры литературы, особенности басни как литературного жанра, факты биографии Крылова. Знать: историю создания басни, ее содержание. Уметь определять идейно-смысловую нагрузку в баснях. |
|
|
11 | И.А. Крылов «Свинья под дубом», «Ворона и лисица». Осмеяние жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости. Инсценированное чтение | 1 | Знать, что высмеивает автор в басне, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их; Уметь сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов |
|
|
12 | И.А. Крылов «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. | 1 | Знать содержание басен Крылова и их моральный аспект. Уметь охарактеризовать эпоху Крылова. Уметь выразительно читать по ролям, наизусть. Уметь понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Приобщение учащихся к истории России |
|
|
13 | Внеклассное чтение Басенный мир И.А.Крылова | 1 | Знать основные мотивы И.А.Крылова Уметь читать по ролям; инсценировать басни. |
|
|
14 | В.А.Жуковский: детство, начало творчества. Жуковский – сказочник. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. | 1 |
Знать историю создания сказки, отличие литературной сказки от народной. Уметь выразительно читать и составлять план, кратко пересказать сюжет, давать характеристику героям. Уметь создавать письменное оригинальное произведение |
|
|
15 | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Понятие о балладе. Благородство и жестокость героев баллады. | 1 | Знать особенности жанра баллады, содержание баллады. Уметь находить цитатные примеры, иллюстрирующие понятие «баллада Знать содержание изученных произведений. Уметь воспринимать и выразительно читать балладу, рецензировать выразительное чтение одноклассников. |
|
|
16 | Русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.
| 1 | Знать содержание сказки, истоки рождения сюжета, систему образов сказки |
|
|
17
| В.М.Гаршин Человек обострённой совести. Сказка «Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. | 1 | Знать сюжеты сказок, их отличительные особенности |
|
|
18
| А.С.Пушкин Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны | 1 | Знать факты биографии Пушкина, стихотворение как поэтизацию образа няни Арины Родионовны. Понятие о лирическом послании. | |
|
19 2 чет | А.С.Пушкина. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зеленый…» Сюжеты и образы народных сказок в Прологе. | 1 | Уметь определять роль Пролога в поэме, работать с художественным текстом. Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности | |
|
20
| Противостояние добрых и злых сил в сказке «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Противостояние добра и зла. Основные образы сказки. | 1 | Знать содержание и сюжет сказок. Уметь описывать и характеризовать центральные образы. Понимать и находить «бродячие» сюжеты сказок, владеть навыком развернутого ответа на проблемный вопрос | |
|
21 | РР Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Основы стихосложения: рифма, ритм. «Чудесный мир сказок Жуковского и Пушкина». | 1 | Знать содержание изученных произведений. Уметь проводить сравнительный анализ по заданным параметрам, уметь делать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении. | |
|
22 | М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной деятельности. «Бородино» | 1 | Знать факты биографии поэта, условия, в которых формировался характер, первое представление о своеобразии лирики Лермонтова. Уметь определять композицию произведения. Воспитание уважения к великому прошлому России | |
|
23 | РР Обучение выразительному чтению стихотворения «Бородино». Образ старого солдата – участника сражения. | 1 | Знать содержание стихотворения, сюжет, героев, их поступки. Уметь подбирать цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «сравнение», «метафора», «гипербола», «эпитет», «звукопись». Уметь наблюдать за развитием сюжета и поведением героев. Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство Лермонтова в создании батальных сцен | |
|
24 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Народные предания – основа повести «Заколдованное место». | 1 | Знать своеобразие первого сборника Гоголя, героев и сюжет повести. Уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя, приводить примеры из текста
|
|
|
25 | Сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место». | 1 | Знать особенности повести: сочетание реальности и фантастики, трагического и комического. Уметь составлять план и анализ эпизода по плану. Уметь анализировать реальные и фантастические эпизоды повести. |
|
|
26 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | Знать черты личности поэта, нашедшие отражение в стихотворении. Уметь воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть). Уметь находить эпитеты и сравнения. Сопоставить стихотворение с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» |
|
|
27 | Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. | 1 | Знать об образах русской женщины, воссозданных Некрасовым. Уметь выразительно читать текст, владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос
|
|
|
28 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.
| 1 | Знать содержание стихотворения; Уметь определять авторскую позицию |
|
|
29 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной крепостной России в рассказе. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола. | 1 | Знать обстоятельства, объясняющие появление рассказа, историко-культурный контекст рассказа. Уметь определять тему и основную мысль художественного текста |
|
|
30 | И.С. Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. История отношений Герасима и Татьяны. | 1 | Знать об отношении героя к Татьяне: его доброту, заботу, великодушие. Уметь определять тему и основную мысль художественного текста |
|
|
31 | И.С. Тургенев. «Муму». «Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | 1 | Знать сюжет рассказа, понимать чувства и переживания Герасима; Уметь рассказывать о героях по плану ( с использованием цитирования). |
|
|
32 | РР Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, трудолюбие, великодушие. Протест героя против рабских отношений. Классное сочинение. | 1 | Отражение истории России в литературе. Воспитывать уважение к себе. Уметь составлять устный и письменный ответ на проблемный вопрос. |
|
|
33 3 чет | А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. Понятие о параллелизме. РР Обучение выразительному чтению стихотворения. | 1 | Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; Уметь определять, какие художественные приёмы использует автор для описания природы, анализировать художественное произведение |
|
|
34 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» — рассказ-быль. Понятие о сюжете. | 1 | Знать о творческом пути писателя, истории создания рассказа. Уметь: работать с текстом художественного произведения. |
|
|
35
| Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы Р/Р. Сравнительная характеристика героев. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу.
| 1 | Знать приемы создания образа, понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характера действующих лиц; Понимать простоту и динамику языка; анализ художественного текста. Уметь отбирать материал для сопоставительного анализа героев.
|
|
|
36 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» Жилин и горцы. Жестокость и бессмысленность национальной борьбы. Жилин и Дина. Картины природы в рассказе. | 1 | Знать роль пейзажных зарисовок в рассказе. Уметь работать с языком художественного произведения. Воспитание любви к слову. Уметь составлять устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Воспитание толерантности |
|
|
37 | А.П.Чехов. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев. Юмор. Понятие о речевой характеристике героев. | 1 | Знать проблематику рассказа: осмеяние глупости и невежества героев. Уметь читать по ролям, давать речевую характеристику герою. Уметь инсценировать, выразительно читать, иллюстрировать |
|
|
38 | Вн.чт. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. | 1 | Уметь определять такие приёмы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие имена и фамилии, грустный взгляд сквозь весёлый смех, выразительность, яркость художественной детали, индивидуальность речи др. |
|
|
39 | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Образ весны и лета в стихотворениях русских поэтов. (Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится..», «Весенние воды», А.Н.Плещеев «Весна», И.С.Никитин «Утро») Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. | 1 | Знать содержание рассказов. Уметь анализировать поэтический текст: выделять средства передачи настроения, сравнивать стихи разных поэтов. Воспитание любви к природе, Родине. Уметь выразительно читать ( в том числе и наизусть). |
|
|
40 | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Образ зимы и осени в стихотворениях русских поэтов. (Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь..», «Есть в осени первоначальной..» А.Н Майков «Ласточки», И.С.Никитин «Зимняя ночь в деревне», И.З.Суриков «Зима») | 1 | Знать стихотворения поэтов XIX века о природе. Уметь определять автора по отрывку, ориентироваться в опорных теоретических понятиях. Уметь выразительно читать ( в том числе и наизусть). |
|
|
41 | РР Образ русской природы в поэзии. ИВС: эпитет, метафора, сравнение. Основы стихосложения: рифма, ритм. Анализ стихотворения. | 1 | Знать тексты изученных произведений. Уметь находить ИВС. |
|
|
42 | Из русской литературы ХХ века И. Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе. | 1 | Знать содержание рассказа, особенности раскрытия темы. Уметь отвечать на вопросы. Развитие навыков анализа стиля писателя |
|
|
43 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. | 1 | Знать, уметь: охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести; понять и объяснить смысл названия повести «В дурном обществе», определять позицию автора. Воспитание милосердия по отношению к больным и обездоленным
|
|
|
44 | В.Г.Короленко Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». Контраст судеб героев повести. | 1 | Знать, как раскрывается поведение и характер героя в художественном произведении. Уметь читать и анализировать текст. Уметь сопоставлять персонажи и составлять план их сравнительной характеристики. |
|
|
45 | В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. | 1 | Уметь давать развернутый ответ на один из проблемных вопросов: 1) Каким вы представляете себе Васю (Валека, Соню, Марусю, Тыбурция…)? 2) Почему у Маруси и Сони два разных детства? 3) Какой эпизод запомнился больше и почему? 4) Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? |
|
|
46 | РР Глава «Кукла» — кульминация повести. «Два детства» Подготовка к сочинению. | 1 | Уметь давать нравственную оценку героям повести. РР Воспитание милосердия по отношению к больным и обездоленным |
|
|
47 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». | 1 | Знать особенности изображения темы Родины и природы в стихах Есенина. Уметь читать и анализировать поэтический текст. Обращение к слову, образному строю, художественным приемам, ритму. Уметь выразительно читать ( в том числе и наизусть). |
|
|
48 | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы хозяйка». Отличие сказа от сказки. | 1 | Знать особенности стиля Бажова. Уметь выразительно читать сказ ( в том числе и по ролям).Уметь пересказывать сказы Бажова. Развитие внимания к народному слову |
|
|
49 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. | 1 | Знать содержание рассказа. Уметь определять тему произведения, выделять проблемы. Уметь подбирать цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «реальность» и «фантастика». Развивать познавательную активность и инициативу |
|
|
50 | Вн.чт. «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. | 1 | Знать особенности драматической сказки. Уметь читать произведение. Работать над развитием воображения, фантазии детей. Уметь создавать собственные иллюстрации к сказам. |
|
|
51 | К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». Герои и их поступки в рассказе. Доброта и сострадание. | 1 | Знать содержание рассказа. Уметь определять тему произведения, выделять проблемы. Развивать познавательную активность и инициативу |
|
|
52 | К.Г.Паустовский. Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки. | 1 | Знать содержание рассказа. Уметь читать произведение. Работать над развитием воображения, фантазии детей
|
|
|
53 4 чет | К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой. | 1 | Знать своеобразие творчества писателя. Уметь выявлять фольклорные образы сказки, определять их художественные функции. |
|
|
54 | С.Я.Маршак. Краткий рассказ о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | 1 | Знать особенности драматической сказки, знать определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки; Уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение. |
|
|
55 | С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки. | 1 | Знать сюжет сказки; Уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации. Уметь подбирать цитаты для характеристики героев пьесы-сказки. Уметь читать драматическое произведение. |
|
|
56 | А.П.Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в изображении героя | 1 | Знать содержание рассказа. Уметь: воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев, разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы |
|
|
57 | А.П.Платонов Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык Платонова. | 1 | Знать содержание рассказа. Уметь: воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев, разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы. Уметь сопоставлять реальные и фантастические элементы рассказа. |
|
|
58 | В.П.Астафьев. Автобиографичность произведения. Рассказ «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | 1 | Знать своеобразие творчества Астафьева. Уметь определять значение картин природы, характеризовать героя, объяснять смысл названия рассказа |
|
|
59 | «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки. | 1 | Знать, как раскрывается поведение и характер героя в художественном произведении. Воспитание стойкости и мужества, умения выстоять в необычных жизненных условиях |
|
|
60 | РР Классное сочинение. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки. | 1 | Уметь работать с планом, писать сочинение |
|
|
61 | «Ради жизни па земле». Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т.Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста». К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» | 1 | Уметь кратко рассказывать о поэтах, их военной биографии. Уметь делать сопоставительный анализ стихотворений. Знать о раскрытии темы войны в поэзии. Уметь выразительно читать стихотворение ( в том числе и наизусть). |
|
|
62 | Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе. (И.А.Бунин, С.А.Есенин, Н.М.Рубцов, Дон-Аминадо) | 1 | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). Уметь выразительно читать ( в том числе и наизусть). |
|
|
63 | РР Сопоставительный анализ стихотворений Д.Кедрина «Аленушка» и А. А. Прокофьева «Аленушка». | 1 | Уметь устно иллюстрировать картины, делать сопоставительный анализ. Создавать собственные иллюстрации к стихотворениям. |
|
|
64 | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон». Юмор. | 1 | Уметь кратко рассказывать о писателе. Знать, что такое юмор, подбирать из рассказов цитатные примеры, иллюстрирующие понятие «юмор». |
|
|
65 | Из зарубежной литературы Р.Л.Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Подвиг героя. | 1 | Знать творчество Стивенсона, особенности его произведения Понимать, какие черты характера прославляет автор. Уметь находить признаки жанра баллады в «Вересковом мёде» Стивенсона. |
|
|
66 | Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.
| 1 | Знать факты биографии и творчества. Уметь характеризовать поведение и характер героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; пересказывать эпизоды произведения Знать, что в наше время обозначают слова «робинзон» и «робинзонада» |
|
|
67 | Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | 1 | Знать своеобразие Андерсена-сказочника, жанровые и композиционные особенности сказки. Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев, сравнивать сказки Андерсена, доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг, понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки «Снежная королева»: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!» |
|
|
68 | Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о красоте. | 1 | Знать, как реализуется в художественном произведении тема красоты. Развитие внимания, интереса к литературе, навыков сотрудничества |
|
|
69 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Образ главного героя. | 1 | Иметь представление о личности и творческой деятельности М.Твена. Уметь составлять словесный портрет героев, оценивать и анализировать поступки героев. |
|
|
70 | Дж.Лондон. «Сказание о Кише». Становление характера героя. Литература для летнего чтения. | 1 | Знать биографию Дж. Лондона, особенность его произведений. Уметь объяснить смысл названия рассказа, понимать и объяснять специфику жанра «сказание», характеризовать образ героя. Понимать и доказывать, как реальность и миф сочетаются в рассказе |
|
|
7