Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8класса составлена на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ №1089 от 05.03.2004 г. №1089).
Примерная программа по литературе основного общего образования (базовый уровень) с учетом программы по литературе для 8 класса Образовательной системы «Школа 2100» (авторы-составители: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. М.:Баллас), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебный план МБОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче НМР РТ на 2012-2013 учебный год.
Положение МБОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 35 недель, 70 часов в год.
Цели и задачи учебного курса:
— формировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
— осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
— осваивать теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
— овладеть знаниями и умениями аналитического характера и темами, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
— использовать различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
«Дом без стен» — очередное звено в системе учебников Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой по литературе.
Планирование учитывает возрастные психологические особенности восьмиклассников, уровень их знаний и умений, своеобразие программы 8 класса.
Сквозная и ведущая задача литературного развития в VIII классе определена вводным уроком: учиться понимать человека во всей его многоликости, во всем многообразии его чувств, мыслей, сомнений и действии; размышлять о человеке, о его месте в мире, о его непохожести на других людей. Также важной задачей является знакомство учащихся с широким кругом прозаиков и поэтов XVI — XXI веков, что дает им возможность расширить свой литературный кругозор.
Учебник предполагает первичное знакомство с литературными направлениями: классицизмом, сентиментализмом, романтизмом.
Основная задача литературного развития в VIII классе остается прежней, и она определена в программе: «…развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе, совершенствовать навыки беглого и выразительного чтения, сформировать первоначальные умения анализа…» Поэтому и на уроках , и в системе домашних заданий большое место занимает обучение выразительному чтению художественных произведений.
Учебник построен как некое театральное действо: он состоит из пролога, трех действий и финала-эпилога. Характерны названия разделов: «Человек размышляющий», «Человек чувствующий», «Человек действующий». Логика построения учебника подсказывает, что одной из основных форм ведения урока может стать урок-диспут.
Обучение первоначальным умениям анализа художественного произведения сочетаются с умением синтезировать, обобщать сказанное, услышанное, строить связные высказывания по морально-этическим вопросам, выражающим личностное отношение к прочитанному.
В работе по развитию речи учитываются принципы преемственности в овладении речевыми умениями. Различные виды творческих пересказов, письменная сравнительная характеристика героев, рассказ о писателе с использованием дополнительной литературы, формулирование вопросов к изучаемому произведению – главные речевые умения, которые формируются в процессе работы.
Особое значение имеет иллюстративный материал – репродукции с картин известных художников, фотографии и т.д. В большинстве случаев между иллюстрацией и художественным текстом существует лишь определенные ассоциативные связи, что дает возможность ученикам размышлять, чувствовать, постигать внутреннее глубинное родство разных видов искусства.
В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объем произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся.
В планировании используются работы ученых Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и методические разработки уроков литературы в 8 классе Е.С.Баровой.
Предлагаемое планирование — примерное, и поэтому, пользуясь им, каждый словесник учитывает конкретные особенности своего творческого почерка и уровень подготовленности учащихся.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю: в 1 четверти – 18 уроков (2 часа на классное сочинение); во 2 четверти – 14 уроков (1 час на подготовку к домашнему сочинению); в 3 четверти – 20 уроков (2 часа на классное сочинение); в 4 четверти – 16 часов (2 часа на классное сочинение).
Особенности класса
8Б класс с начального блока обучается по Образовательной системе «Школа 2100». В классе отношение к учебе в целом положительное. У большинства учащихся сформированы мотивы обучения: детям интересно учиться, они хотят больше знать, некоторые считают, что образованным людям легче устроиться на работу. Учащиеся умеют самостоятельно работать, оказывают взаимопомощь, задают вопросы, если что-то непонятно. Общая интеллектуальная атмосфера выше среднего. Сильные учащиеся стимулировать активность всего класса, в результате чего появляются заинтересованность в учебном сотрудничестве со сверстниками, стремление к овладению новыми навыками и умениями, контролю и оценке своих действий. Наглядность оценок в электронном журнале и постоянное обновление среднего показателя оценок повышает интерес учащихся при выполнении учебных работ.
В 8Б – 24 учащихся, которые имеют следующие оценки по литературе: «5» — 6; «4» — 17 и «3» -1. Качество обучения – 96 %.
Содержание программы
(70 часов)
Содержание программы определяется кругом интересов учащихся,
общеэстетической ценностью художественного произведения, образовательными стандартами по литературе.
VIII класс – период развития читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы – произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе. Основные учебные
цели: 1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.
8 класс (68 ч)
Введение (1ч).
Главный предмет познания в литературе. Человек как основной объект изображения в литературе. Художественный образ и образность в литературе. Образное отражение жизни в искусстве. Связь художественного образа с развитием литературного процесса.
Человек перед зеркалом. Человек в зеркале . (12 ч)
Реалистический взгляд художника на мир. Общество и личность, социальные
отношения как объект искусства. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя.
Для текстуального изучения.
Н.В.Гоголь «Шинель» (в сокращении). Протест против социального неравенства и несправедливости. Типический характер Башмачкина.
«Ревизор». Система образов в комедии. Мастерство сатирического изображения действительности.
М.А.Булгаков «Собачье сердце». Проблема нравственности сознания личности. Разрушительная сила воинствующего невежества.
Теория литературы.
Тип литературного героя, типический характер, художественный образ, «маленький человек» в литературе. Юмор, ирония, сатира, сарказм как средства выражения авторской позиции и как способ создания характера героя. Комедия как драматургический жанр.
Человек размышляющий… ( 11ч)
Вечный поиск смысла жизни литературными героями. Идеал и действитель
ность в литературе.
Для текстуального изучения.
В.Шекспир «Гамлет». Мыслящие герои. Мечты и их крушение. Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни.
Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве». Образ Журдена. Жизненная позиция героя. Авторские приемы создания образа.
А.П.Чехов «Крыжовник». «О любви». Ответственность героя за выбор жизненной философии.
Для обзорного изучения.
Т.Н.Толстая «Река Оккервиль». Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью.
Мишель Монтень «Опыты». Проблемы отцов и детей.
Наставления поэтов. Ф.И.Тютчев «Когда дряхлеющие силы…», А.А.Ахматова «Нам свежесть слов и чувства простоту…», Е.А.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…».
Теория литературы. Трагедия как драматургический жанр. Драматургический конфликт. Рассказ как эпический жанр.
Человек чувствующий… ( 12ч)
Мир чувств литературного героя. Глубина человеческих чувств и способы их
выражения в литературе.
Для текстуального изучения.
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Изображение чувств героев в повести. Глубокое проникновение в человеческую душу.
И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе» как лирическая исповедь автора. «Русский язык». Любовь к родине, способ ее выражения в стихотворении.
Стихи о родине: Ф.Тютчев «Умом Россию не понять…», А.Блок «Россия», Е.Евтушенко «Идут белые снеги…», А.Галич «Когда я вернусь…». Тема Отчизны в лирике. Родина в системе ценностей героев.
Для обзорного изучения.
Ф.Саган «Здравствуй, грусть» (главы). Сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Необходимость бережного отношения к чувствам других.
М.Ю.Лермонтов «Пророк», А.П.Чехов «Палата № 6». Горькие разочарования пророков.
С.Д.Довлатов «Наши» (в сокращении). Ю.Бондарев «Выбор». Герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героев. Проблема отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и страны.
Теория литературы. Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев. Стихотворение в прозе как жанр.
Человек действующий… ( 27 ч)
Идеалы свободы и справедливости в литературе. Герои-борцы. Героический
характер. Субъективное и объективное начала в изображении героев. Подвиг как нравственная категория.
Для текстуального изучения.
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Герои-личности в «Песне…», Калашников и Кирибеевич. Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость. Субъективное и объективное в изображении исторических персонажей.
«Мцыри». Романтический герой поэмы. Противопоставление мечты и действительности. Образ Мцыри в поэме.
Э.Хемингуэй «Старик и море» (в сокращении). Философский смысл повести. Сила характера старика.
М.Шолохов «Родинка». Затмение человеческого разума и его последствия.
Н.А.Некрасов «Русские женщины» (в сокращении). Самоотверженность героинь поэм. Поступок героя как способ создания характера.
Для обзорного изучения.
К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». Национальный русский характер. Героическое начало в думе.
Б.Васильев «Завтра была война» (главы). Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство. Жажда личного подвига.
В.Шаламов «Последний бой майора Пугачева». Бой героя за свое человеческое Я.
Д.Олдридж «Последний дюйм» (в сокращении). Преодоление героем собственного страха и бессилия.
Теория литературы. Героический характер в литературе. Прием контраста как способ создания характера. Способы создания характера литературного героя (обобщение). Соединение субъективного и объективного как основа создания художественного образа.
Финал. Маленький Большой человек (3ч)
Человек как главная ценность в мире и в литературе. Гуманистический харак
тер художественной литературы.
Для текстуального изучения.
М.Горький «Симплонский туннель» (из «Сказок об Италии»). Великая сила маленького человека.
Теория литературы. Развитие жанра сказки в литературе. Многообразие типов литературных героев. Герой – характер – образ ( соотношение понятий).
Обобщение (1ч).
Развитие речи.
Изложение на основе литературно-художественных текстов.
Дневник читателя. Выписки из книги.
Сочинение – характеристика образа героя.
Сочинение – монолог литературного героя. Сочинение дискуссионного характера.
Чтение и изучение произведений – 61 ч.
Развитие речи-7 часов.
Учебно-тематический план.
Кол-во часов | Кол-во часов на развитие речи | Кол-во часов на внеклассное чтение | Количество сочинений | ||
классных | домашних | ||||
Вводные и заключительные ур. | 3 |
|
|
|
|
Русская литература XIX века. |
|
|
|
|
|
А.С.Пушкин | 4 | 1 |
|
|
|
М.Ю.Лермонтов | 4 |
|
|
|
|
Н.В.Гоголь | 4 | 1 |
|
|
|
А.Н.Островский | 6 | 1 |
|
| 1 |
И.А.Гончаров | 6 | 1 |
|
| 1 |
И.С.Тургенев | 10 |
|
| 1 |
|
Н.Г.Чернышевский | 3 |
|
|
|
|
Н.А.Некрасов | 7 |
|
|
|
|
Ф.И.Тютчев | 3 |
|
|
|
|
А.А.Фет | 3 |
|
|
|
|
Н.С.Лесков | 3 |
|
|
|
|
М.Е.Салтыков-Щедрин | 7 | 2 |
| 1 |
|
А.К.Толстой | 2 |
|
|
|
|
Ф.М.Достоевский | 10 | 1 |
|
| 1 |
Л.Н.Толстой | 19 | 2 |
| 1 |
|
А.П.Чехов | 6 |
|
|
|
|
Зарубежная литература. И.В.Гете | 2 |
|
|
|
|
Внеклассное чтение | 3 |
| 3 |
|
|
Всего | 105 | 9 | 3 | 3 | 3 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Календарно – тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | ||
|
|
|
| План | Факт |
1 четверть (18 часов)
Введение.
| 1 | Знать центральных персонажей литературных, скульптурных, живописных произведений. Уметь выразительно читать стихотворение. | 3.09. |
|
Пролог. Человек перед зеркалом. Человек в зеркале.
В.В.Маяковский «Надоело». А.А.Блок «Незнакомка» Первоначальные умения анализа стихотворений. | 1 | Уметь размышлять над эпиграфом, приводить аргументы. | 5.09. |
| |
3,4 | Н.В.Гоголь «Шинель». Аналитическая работа с текстом повести. Тема «маленького человека». Н.В.Гоголь «Шинель». Пожалейте человека! | 2 | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. Знать героев повести, их роль и место в сюжете произведения. | 10.09 12.09. |
|
5 | А.П. Чехов «Душечка». Она постоянно любила кого-нибудь. | 1 | Уметь анализировать образ Ольги Семёновны (вечная потребность любви, материнские чувства не вызывают насмешки ни автора, ни читателя). Знать особенности стиля А.П.Чехова. | 17.09. |
|
6,7 | М.А.Булгаков. Жизнь, судьба, сатирический дар писателя. Повесть «Собачье сердце» Художественные особенности повести. Шариков как часть толпы. | 2 | Знать характерные особенности эпохи, отражённой в произведении. Уметь рассказывать о ней и анализировать предложенные эпизоды. | 19.09. 24.09. |
|
Н.В.Гоголь. Основные факты жизни и творческого пути. Комедия «Ревизор». История создания. Система образов. Разоблачение пороков чиновничества. | 1 | Знать теоретико-литературные понятия, связанные с развитием действия в пьесе. Уметь определять род и жанр литературного произведения. | 26.09. |
| |
9 | Н.В.Гоголь. Комментированное чтение 1 действия комедии «Ревизор». Город N и чиновники города. | 1 | Знать действующих лиц комедии. Уметь читать по ролям, видеть авторские ремарки, выявлять авторскую позицию и анализировать характеры драматических героев. | 1.10. |
|
10 | Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор».Кто же этот Иван Александрович Хлестаков из Петербурга? | 1 | Знать цитаты, характеризующие героев. Уметь на их основе давать характеристику героям и выражать своё отношение к прочитанному. | 3.10. |
|
11 | Н.В.Гоголь Комедия «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина» как общественное явление. Новизна финала, немой сцены. | 1 | Уметь делать языковой анализ текста, находить развязку комедии и понимать типичность происшедших событий. | 8.10. |
|
Написание сочинения по прологу. «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале. | 2 | Уметь строить свои размышления по данной теме с опорой на изученные произведения. | 10.10. 15.10. |
|
Действие 1. Человек размышляющий.
Картина 1. Сомнение.
А.П.Чехов «Крыжовник» .«Я люблю сомневаться во всем…» «Футлярное существование». | 1 | Уметь находить главную мысль рассказа и объяснять поступки героев и их ответственность за выбор жизненной философии. Знать понятие «футлярная жизнь» | 17.10. |
| |
15 | А.П.Чехов. «О любви». В сомнениях, человек, воздержись?!Судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности. | 1 | Уметь находить главную мысль рассказа и объяснять поступки героев и их ответственность за выбор жизненной философии. Знать понятие «футлярная жизнь» | 22.10. |
|
Картина 2. Осмысление.
В.Шекспир. Краткая характеристика эпохи Возрождения. Трагедия «Гамлет». Мыслящие герои. Гамлет как искатель истины. | 1 | Уметь выделять смысловые части трагедии, отвечать на вопросы с обоснованным доказательством своего мнения. Знать исторические сведения, связанные с сюжетом трагедии «Гамлет». | 24.10. |
| |
17 | В.Шекспир. «Гамлет». Горечь осмысления. Своеобразие реализма Шекспира. | 1 | Знать художественно- изобразительные средства. Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, анализировать фрагменты трагедии. | 29.10. |
|
18 | Т.Н.Толстая. «Река Оккервиль». Холодные воды реки Оккервильвиль. (Обзор).Выдуманный мир Симеонова и реальность. | 1 | Уметь осмысливать рассказ современной писательницы. Знать предысторию героя. | 31.10. |
|
четверть (14 час)
Картина 2. Осмысление (продолжение).
Ж.Б.Мольер и его эпоха Комедия «Мещанин во дворянстве». Комментированное чтение. | 1 | Знать сведения о классицизме. Уметь рассказать о Мольере и выразительно читать комедию. | 12.11. |
| |
20 | Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве».Образная си система в комедии. Разумный или неразумный? | 1 | Уметь анализировать идейное содержание отдельных сцен. Знать понятия сатира, юмор, мещанство. | 14.11. |
|
21 | Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» «…И я вам скажу напрямик: я не дворянин». Мастерство Мольера. Черты классицизма в комедии. | 1 | Знать основной конфликт ,,,комедии. Уметь читать уметь читать по ролям и комментировать действие. | 19.11. |
|
22 | Ф.И.Тютчев «Когда дряхлеющие силы», А.А.Ахматова. «Нам свежесть слов и чувства простоту». Лирический герой. Размышления о назначении поэта. | 1 | Уметь выразительно читать стихотворения наизусть. Знать основы стихосложения. | 21.11. |
|
23 | Мишель Монтень. «Опыты». Философская концепция Монтеня.(Обзор) Анализ фрагментов книги. | 1 | Уметь делать записи в тетради при обзорном изучении произведения. | 26.11. |
|
24 | Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Развивать умения и навыки работы над литературным произведением, логически последовательно рассуждать. | 28.11.. |
|
Действие 2. Человек чувствующий.
Картина 1. Переживание.
Н.М.Карамзин. Писатель и историк. Понятие о сентиментализме как литературном направлении. | 1 | Знать теоретический материал о сентиментализме. Уметь конспектировать статью. | 3.12.. |
| |
26,27 | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». «Ах, бедная, бедная Лиза!…» Психологизм героев: культ чувства.
| 2 | Уметь при внимательном чтении глубоко проникать в человеческую душу и рассказывать по плану. Знать понятия рассказчик, положительный, отрицательный герой. | 5.12. 10.12. |
|
28 | Ф.Саган. «Здравствуй, грусть». Главы из повести. «Прощай же, грусть…» | 1 | Уметь разбираться во внутреннем мире героев, бережно относиться к чувствам других. | 12.12. |
|
29 | Ф.Саган. «Здравствуй, грусть». Главы из повести. «…и здравствуй, грусть!» | 1 | Знать драматический подспудный мотив произведения. | 17.12. |
|
Картина 2. Разочарование.
М.Ю.Лермонтов «Пророк». А.П.Чехов «Палата № 6» . Горькие разочарования пророков. Сопоставительный анализ рассказа и стихотворения. | 2 | Знать: лирический герой, поэт-пророк. Уметь выполнять сопоставительный анализ произведений. | 19.12. 24.12. |
| |
32 | Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. Повесть «Пиковая дама». Человек в ситуации нравственного выбора. | 1 | Знать содержание повести. Уметь выделять смысловые части художественного текста. | 26.12. |
|
четверть (20 ч)
Картина 3. Ностальгия.
Что такое любовь к Родине? Стихотворения русских поэтов о своем Отечестве. | 1 | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. Знать художетвенно-изобразительные средства. | 14.01. |
| |
34 | «Нет, не забыть тебя сердцу вовек…» Тема Родины в стихотворениях поэтов. (Е.Евтушенко, А.Блок, Ф.Тютчев, С.Есенин, А.Ахматова…) | 1 | Уметь выразительно читать. Знать наизусть одно стихотворение, читать, соблюдая нормы литературного произношения. | 16.01. |
|
35,36 | Как нелегко порой сделать свой выбор! Фрагмент из романа Ю.Бондарева «Выбор». | 2 | Уметь анализировать лирическое произведение, выражать своё отношение к прочитанному.Знать содержание изученного произведения. | 21.01. 23.01. |
|
Действие 3. Человек действующий.
Картина 1. Борьба.
В.Гюго. «Отверженные».Это был героизм, принявший чудовищный облик… Анализ фрагмента из романа В.Гюго «Отверженные». | 1 | Знать: отверженные, баррикада, эпопея. Уметь грамотно строить развёрнутые аргументированные высказывания. | 28.01. |
| |
38
| А.С.Пушкин. Вольнолюбивая лирика. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд…» | 1 | Знать наизусть, читать ,соблюдая нормы литературного произношения. Уметь самостоятельно анализировать стихотворение. | 30.01. |
|
39,40
| М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтическая поэма. «Я знал одной лишь думы власть…» Исключительный характер в исключительных обстоятельствах. Конфликт героя с миром.
| 2 | Знать: мцыри, аскетизм, исповедь, проповедь. келья. Уметь понимать монологическую форму повествования и объяснять смысл его. | 04.02. 06.02. |
|
41
| М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова…» — поэма об историческом прошлом России. Знакомство с текстом. | 1 | Знать: сюжет, основные особенности композиции, систему образов поэмы. Уметь выразительно читать отрывки, определять характерные черты героев. | 11.02. |
|
42 | М.Ю.Лермонтов. Семейный уклад в семье Калашникова. Поединок Калашникова с Кирибеевичем. Анализ 2 и 3 части | 1 | Уметь определять социально- историческую проблематику поэмы, выразительно читать. Знать теоретико-литературные понятия . | 13.02. |
|
43 | М.Ю.Лермонтов.«Песня про купца Калашникова…» и устное народное творчество. Авторское отношение к героям. | 1 | Знать сюжет, основные особенности композиции, систему образов поэмы. Уметь давать характеристику героев. | 18.02. |
|
44,45 | М.ЮЛермонтов.Сочинение .«Кто является в «Песне» настоящим героем и почему?» | 2 | Развивать умения и навыки работы над литературным произведением. Уметь строить письменное высказывание по прочитанному. | 20.02. 25.02. |
|
46,47 | Э.Хемингуэй «Старик и море». Беседа по повести. Анализ эпизодов. «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». | 2 | Знать содержание повести. Уметь анализировать эпизоды. | 27.02. 04.03. |
|
Картина 2. Самосоздание.
И.С.Тургенев «Ася». Обаяние и готовность героини к самопожертвованию. Противопоставление героя и рассказчика. | 2 | Знать содержание повести. Уметь грамотно строить развёрнутые аргументированные высказывания. | 06.03. 11.03. |
| |
50 | Б.Васильев. «Завтра была война». «…Если потуже затянуться ремнем». Фрагмент из повести . | 1 | Знать эпизоды биографии писателя. Уметь самостоятельно работать с текстом произведения. | 13.03. |
|
51 | Б.Васильев. «Завтра была война». У каждого своя дорога. Путь Искры Поляковой война». | 1 | Уметь понимать связь изученного произведения со временем его написания | 18.03. |
|
52 | А.С.Пушкин. «К Чаадаеву». Лингвистический анализ стихотворения. | 1 | Знать стихотворение наизусть. Уметь анализировать. | 20.03. |
|
четверть (16 ч)
Картина 3. Затмение.
В.Шекспир. Трагедия. «Отелло». «Как будто в мире страшное затменье…» Фрагменты. | 1 | Знать содержание отдельных фрагментов трагедии. Уметь кратко пересказывать необходимый отрывок. | 1.04. |
| |
54 | М.Шолохов. «Родинка». Основная идея, персонажи, композиция рассказа.
| 1 | Знать характерные особенности эпохи, отражённой в рассказе. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. | 3.04. |
|
55,56 | В.Шаламов. «Последний бой майора Пугачёва». Рассказ. Блуждания среди света и тьмы. | 2 | Знать проблему рассказа и позицию автора. Уметь доказательно высказывать свою точку зрения. | 8.04. 10.04. |
|
57 | Тема «Затмение» в стихотворениях А.С.Пушкина «Анчар» и В.С.Высоцкого «Притча о Правде и Лжи». | 1 | Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь находить изобразительные средства. | 15.04. |
|
58 | Н.А.Некрасов «Русские женщины». Трубецкая. Историческая основа поэмы -подвиг русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. | 1 | Знать историю создания поэмы. Уметь формулировать вопросы к изучаемому произведению. | 17.04. |
|
Картина 4. Подвиг.
Н.А.Некрасов «Русские женщины «Пускай горька моя судьба – я буду ей верна!».». | 1 | Знать содержание поэмы Уметь выделять смысловые части художественного текста. | 22.04. |
| |
60 | Дума К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин» «Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, и радостно гибнет за правое дело!. | 1 | Знать краткие сведения о К.Ф.Рылееве, историческую основу думы. Уметь характеризовать героев, выразительно читать. | 24.04. |
|
61 | Д.Олдридж. Повесть «Последний дюйм». «Все дело в последнем дюйме». | 1 | Знать содержание повести. Уметь находить в повести необходимые цитаты для аргументации собственных выводов. | 6.05. |
|
62 | Трагические строки о подвиге. Анализ стихотворений М.Светлова «Гренада» и К.Симонова «Ты помнишь ,Алёша, дороги Смоленщины.» | 1 | Знать художественно- изобразительные средства. Уметь выразительно читать, анализировать и сопоставлять стихотворения. | 8.05. |
|
63,64 | Сочинение по действию 3 «Человек действующий».Книги, помогающие нам в процессе самосоздания. | 2 | Развивать умение строить письменное высказывание в связи с изученными темами. | 13.05. 15.05. |
|
Финал. Маленький Большой человек.
А.С.Пушкин «Поэту». «Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум…» ( Предназначение поэта и его судьба). | 1 | Знать определения выразительных средств. Уметь выразительно читать. | 20.05.
|
| |
66 | Фрагмент из повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу». «Каждый человек – маг в душе». | 1 | Знать содержание отрывка. Уметь доказательно высказывать свою точку зрения. | 22.05. |
|
67,68 | М.Горький . «Сказки об Италии». «Маленький человек, когда он хочет работать, — непобедимая сила!». | 2 | Знать наизусть стихотворение Ю. Левитанского. Уметь кратко пересказывать необходимый отрывок из произведения. | 27.05. |
|
69 | Итоговый урок. Викторина. | 1 | Уметь обобщать изученный материал и высказывать своё мнение. | 29.05. |
|
требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:
видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое;
давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить его с литературными направлениями;
выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров; работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
Учебно-методический комплект
Для учащихся:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. («Дом без стен»). Учебник в 2-х кн. – Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Баласс, 2009. – 288 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
Скиргайло Т.О. Сочинения разных жанров: Пособие для учителя и учащихся. – Казань: ИПКРО РТ, 2001. – 272 с.
«Тетради по литературе» к учебникам для 5, 6, 7, 8 классов.
Для учителя:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. («Дом без стен»). Учебник в 2-х кн. – Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Баласс, 2009. – 288 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
Барова Е.С. Уроки литературы в 5-м классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт». Методические рекомендации для учителя / Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005. – 256 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
Барова Е.С. Уроки литературы в 8-м классе по учебнику «Дом без стен». Методические рекомендации для учителя / Под науч.ред. Р.Н.Бунеева. – М.: «Баласс», 2001. – 224 с. (Серия «Свободный ум»).
Волкова О.В. Речевая культура как индикатор качества коммуникативной компетенции школьников: Пособие. – Казань: РИЦ «Школа», 2006. – 212 с.
Скиргайло Т.О. Сочинения разных жанров: Пособие для учителя и учащихся. – Казань: ИПКРО РТ, 2001. – 272 с.