РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе (программа С.А. Зинина, В.А. Чалмаева) для 10 – 11 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 54

г. Челябинска



«Согласовано»

Заместитель директора

по УМР МБОУ СОШ № 54

_____ /Комаровская ЕВ/

«___» _________ 2012г.


«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №54

_____ /_СП Важенин/

«___» _________ 2012г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературе (программа С.А. Зинина, В.А. Чалмаева)

для 10 – 11 классов

базовый уровень


Дериглазовой Елены Александровны,

учителя русского языка и литературы высшей категории












2012 2013 учебный год

Нормативно – правовое обеспечение предмета «ЛИТЕРАТУРА»:


  • Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 30.08.2010 г. № 889, 03.06.2011 г. № 1994).

  • Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 №03-1263 «О примерных программах Федерального базисного учебного плана».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

  • Областной базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Челябинской области, утверждённый приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 24.02.2012 г. № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год»;

  • Областной базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Челябинской области, утверждённый приказом Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» от 16.06.2011г. № 04 – 997;

  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012 г. №24/5135 «О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году».

— Учебный план МОУ СОШ № 54 г. Челябинска на 2012/2013 учебный год


Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе общеобразовательных учреждений, 10 -11 классы (авторы-составители: С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 200).


  1. Цели изучения курса


Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет

учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.


Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической

и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


  1. Компоненты — региональный, школьный.


Количество часов

10 класс

по ОБУП 3 ч. в неделю, 105 ч. в год;

по школьному учебному плану 4ч. в неделю, 140 ч. в год.

11 класс

по ОБУП 3 ч. в неделю, 105 ч. в год;

по школьному учебному плану 4ч. в неделю, 140 ч. в год.


Дополнительный час выделен с целью более глубокого изучения произведений русской классической литературы второй половины XIX – ХХ веков.

НРК реализуется диффузно во всех разделах курса и включает

10 класс – 18 ч.

11 класс – 18 ч.

Программно-методическое обеспечение:

Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 10-11 кл. / Крохалева Т.Н., Соловьева Т.В., Стрелец Л.И. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2003


10 класс


НРК

урока п/п

Тема

Содержание НРК

Реализация НРК

1

2

А.С. Пушкин. Основные этапы творческой биографии

Пушкин в творчестве А. Горской.


Литература России. Южный Урал. С. 24

2

3

Лирика А.С. Пушкина

Стих. Л. Татьяничевой «Я уходила от любви…»

Там же. С. 292

3

4

Лирика А.С. Пушкина

Тема поэта и поэзии в лирике М. Львова

Там же. С. 164

4-5

7-8

М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира.

Стих. Г. Суздалева «Душа убитого поэта…» Стихотв. о любви М. Гроссмана

Там же. С. 178 С. 294

6

12

Н.В. Гоголь. Художественный мир писателя

Произведения Гоголя на сцене челябинских театров


7

20

А.Н. Островский. Жизнь и судьба. Театр Островского.

Пьесы Островского на сцене челябинских театров


8

26

Образ Катерины в свете литературной критики.

Интерпретация пьесы на сцене Челяб. театра юного зрителя


9

39

Роман «Обломов» в русской критике.

Интерпретация романа на сцене Челяб. камерного театра

Спектакль «Сон Обломова».

10

46

Народ: от поэзии к правде. «Хорь и Калиныч», «Певцы» («Записки охотника»)

Стих. Н. Кондратковской «Природа – самый безупречный мастер…»

Литература России. Южный Урал. С. 338

11

51

Нигилизм Базарова, его социальные, нравственные и философские истоки

Стих. К. Шишова «Эпоха неверия»

Там же. С. 192

12

65

Тема поэта и гражданина в лирике Н.А. Некрасова

Стих. А. Белозерцева «Призвание»

Там же. С. 182

13

73

Последние песни — поэтическое завещание Некрасова

Стих. В. Носкова «В цепях искусственного братства…»

Там же. С. 302

14

116

Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь

Стих. К. Скворцова «Дар божий»

Там же. С. 168

15

121

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе

Челяб. литературоведы о романе Достоевского «Преступление и наказание»

Г.К. Щенников, В.А. Михнюкевич

16

126

«Преступление и наказание» как роман-предупреждение

Произведения Достоевского на сцене челябинских театров


17

132

А.П. Чехов. Жизнь и творчество

Рассказ А. Петрина «Под Новый год»

Литература России. Южный Урал. С. 354

18

135

А.П. Чехов «Вишневый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии

Пьесы Чехова на сценах челяб. театров



11класс



НРК

урока п/п

Тема

Содержание НРК

Реализация НРК

1

2

Введение. Русская литература ХХ века.

Лит. Юж. Урала: тематика, проблематика, включённость общий лит. процесс.

Литература России. Южный Урал. С. 3-4

2

11

М. Горький. Судьба и творчество.

Пьесы Горького на сцене челябинских театров.

Театр юного зрителя. Сп. «Последние» (по пьесе «Васса Железнова»).

3

41

А.А. Ахматова.

Очерк жизни и творчества. Любовная лирика.

С. Борисов. Стих. «Задолжал поэт народу…»

Литература России. Южный Урал. С. 178

4

44

М.И. Цветаева.

Очерк жизни и творчества.

А. Белозерцев. «Р-з «На могиле Марины Цветаевой»

Литература России. Южный Урал. С. 183

5

47

Литературные направления и группировки в 20-е годы ХХ века.

А. Петрин. Рассказ «Под Новый год»

Литература России. Южный Урал. С. 354.

6

52

Изображение Гражданской войны в романе И. Бабеля «Конармия». Бесчеловечность и гуманизм революционного времени в книге.

Тема Гражданской войны в произведениях южноуральских писателей и поэтов.

Литература России. Южный Урал. С. 30-52

7

62

С.А. Есенин: поэзия и судьба. («Поющее сердце России…»)

Н. Година. Стих. «Петля Есенина, Цветаевой петля…»

Литература России. Южный Урал. С. 179

8 – 9

58-69

Литературный процесс 30—40-х годов. Произведения отечественной прозы 30-х годов. Общий обзор.

Судьбы южноуральских писателей и поэтов во «время страха».

Литература России. Южный Урал. С. 74-77

10

102

Лирика периода Великой Отечественной войны.

ВОв в творчестве южноуральских поэтов

Литература России. Южный Урал. С.116-161

11

103

Проза и публицистика военных лет (обзор с чтением и анализом очерков и статей военных лет).

П. Смычагин. Повесть «Горячая купель» (отрывок)

Литература России. Южный Урал. С.123-127

12

112

Поэтическая «оттепель»: «громкая» и «тихая» лирика.

Сопоставление взглядов на поэзию Е. Евтушенко и М. Львова.

Литература России. Южный Урал. С.164-165

13

114

«Деревенская проза» 50—80-х годов.

«Деревенская» тема в творчестве южноуральских писателей. П. Смычагин. «Тихий гром» (отрывок).

Литература России. Южный Урал. С.254-263

14

116

Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70—80-х годов.

. Рассказ К. Макарова «Родительский день».

Литература России. Южный Урал. С.266-274

15-16

127 — 128

«Лагерная» тема в романе «Архипелаг ГУЛАГ»

Тема сталинских репрессий в поэзии С. Семянникова и К. Макарова.

Литература России. Южный Урал. С. 87-90

17-18

137-138

Современная литературная ситуация: реальность и перспективы.

Современная проза Южного Урала.



  1. Структура курса.


10 класс


Тема

Кол-во часов

Введение. «Прекрасное начало…»

(К истории русской литературы ХIХ века.)

1

А.С. Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всадник».

5

М.Ю. Лермонтов. Лирика. Поэма «Демон»

5

Н.В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос».

6

Литература и журналистика 50—80/х годов ХIХ века.

2

Творчество А.Н.Островского.

11

Творчество И.А.Гончарова.

14

Творчество И.С.Тургенева

19

Творчество Н.А. Некрасова

12

Творчество Ф.И. Тютчева

3

Творчество А.А. Фета

4

Творчество Н.С. Лескова

3

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

8

Творчество А.К. Толстого

2

Творчество Л.Н. Толстого.

19

Творчество Ф.М. Достоевского

16

Творчество А.П. Чехова

9

Обобщение и повторение изученного

1



Итого:

140 ч


11 класс


Тема

Кол-во часов

Введение. Русская литература ХХ века. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века.

2

Творчество И.А. Бунина

5

Творчество А.И. Куприна

3

Творчество М. Горького

8

Творчество Л.Н. Андреева

4

Серебряный век русской поэзии. (Творчество В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта, И.Ф. Анненского, Н.С. Гумилёва)

10

Творчество А.А. Блока

8

Творчество А.А. Ахматовой

3

Творчество М.И. Цветаевой

3

Литературные направления и группировки в 20-е годы ХХ века.

2

Публицистика. Анализ статей «Окаянные дни» (И. Бунин) и «Несвоевременные мысли» (М. Горький).

1

Изображение Гражданской войны в литературе (А. Фадеев «Разгром», И. Бабель «Конармия»)

3

Е. Замятин. Роман «Мы»

2

Творчество В.В. Маяковского

7

Творчество С.А. Есенина

6

Литературный процесс 30—40_х годов. Произведения отечественной прозы 30-х годов. Общий обзор.

2

Творчество А.Н. Толстого

4

Творчество М.А. Шолохова

7

Творчество М.А. Булгакова

8

Творчество Б.Л. Пастернака

6

Творчество А.П. Платонова

4

Творчество В.В. Набокова

3

Литература военных лет

2

Творчество А.Т. Твардовского

4

Литературный процесс 50—80-х годов.

11

Творчество Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов

1

Творчество Н. А. Заболоцкого

2

Творчество В.М. Шукшина.

4

Творчество А.И. Солженицына

5

Новейшая русская проза и поэзия последних десятилетий.

7

Итоговая конференция

2



Итого:

140 ч


  1. Содержание программы



Обязательные произведения

Произведения для заучивания наизусть

Теоретические понятия

10 класс

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Воль­ность», «Деревня», «Погасло дневное светило…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «…Вновь я посетил…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Свободы сеятель пустын­ный…», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бо­га роптал…»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», поэма «Медный всадник».


М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Яне унижусь пред тобою…», «Сон» («В полднев­ный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…».Поэма «Демон».


Н.В. Гоголь. Повести: «Невский проспект», «Нос».


А.Н. Островский. Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».


И.А. Гончаров. Роман «Обломов».


И.С. Тургенев. Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), ро­ман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памя­ти Ю.П. Вревской», «Два богача»


Н.А. Некрасов. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в ше­стом…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба…», «Мы с тобой бестолковые люди…»; поэма «Кому на Руси жить хорошо».


Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «Silentiuml», «Цицерон», «Умом Россию не понять…», «Я встре­тил вас…», «Природа — сфинкс, и тем она верней…», «Певу­честь есть в морских волнах…», «Еще земли печален вид…», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать…»


А.А. Фет. Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…», «Еще май­ская ночь…», «Заря прощается с землею…», «Я пришел к те­бе с приветом…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На заре ты ее не буди…», «Это утро, радость эта…», «Одним толчком согнать ладью живую…»


Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник».


М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премуд­рый пискарь».


А.К. Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Государь ты наш, батюшка…», «История государства Рос­сийского от Гостомысла до Тимашева»


Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир».



Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».




А.П. Чехов. Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч». Пьеса «Вишневый сад».



Философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.














Духовная лирика, романтическая поэма.









Ирония, гротеск, фантасмагория.



Семейно-бытовая коллизия, речевой жест.


Образная типизация, символика детали.



Социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми­ра героев.



Народность художественного творче­ства; демократизация поэтического языка










Интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.












Мелодика стиха; лирический образ-пере­живание.









Литературный сказ; жанр путеше­ствия.


Сатирическая литературная сказка; гро­теск; авторская ирония.



Лирика позднего романтизма; историче­ская песня.










Роман-эпопея; «диалектика души»; исто­рико-философская концепция.


Идеологический роман и герой-идея; по­лифония (многоголосие); герои-«двойники».


«Бессюжетное» действие; лирическая ко­медия; символическая деталь

11

класс

И.А. Бунин. Стихотворения «Венер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной…», «Христос воскрес! Опять с зарею…».

Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Фран­циско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».


А.И. Куприн. Повести «Олеся», «Поединок». Рассказ «Гранатовый браслет».


М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Повесть «Фома Гордеев». Пьеса «На дне».

Л.Н. Андреев Рассказы «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».

В.Я. Брюсов. Стихотворения «Каменщик», «Дедал и Икар», «Юному по­эту», «Кинжал», «Грядущие гунны»

К.Д. Бальмонт. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Челн томленья», «Придорожные травы», «Сонеты солнца»

А.А. Блок. Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Вресто­ране», «Вхожу я в темные храмы…», «Незнакомка», «О до­блестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «О, я хо­чу безумно жить…», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы».

Поэма «Двенадцать».

Н.С. Гумилев. Стихотворения «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшеб­ная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чув­ство»


А.А. Ахматова

Стихотворения «Мне голос был… Он звал утешно…», «Пе­сня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Я научилась просто, му­дро жить…», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства…», «Высокомерьем дух твой помрачен…», «Мужество», «Родная земля».

Поэма «Реквием»

М.И. Цветаева

Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Молитва», «Тоска по родине! Давно…», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» ( «Имя твое — птица в руке…»)



А.Фадеев. «Разгром».


И.Бабель. «Конармия»


Е. Замятина «Мы»


А. Платонова Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», «Фро», пове­сть «Котлован».


В.В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?..», «Ночь», Нате!», «Послушайте!», Скрипка и немножко нервно…», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором…», «Лиличка», «Юбилейное».

Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).

С.А. Есенин. Стихотворения «Той ты, Русь, моя родная!..», «Не бро­дить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим по­немногу…», «Спит ковыль…», «Чую радуницу божью…», «Над темной прядью перелесиц…», «В том краю, где желтая крапива…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская»

Поэмы «Пугачев», «Анна Снегина».


А.Н. Толстой

Рассказ «День Петра», роман «Петр Первый».


М.А. Шолохов. «Донские рассказы». Роман-эпопея «Тихий Дон».


М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»



Б.Л. Пастернак. Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад».

Роман «Доктор Живаго».


В.В. Набоков

Роман «Машенька».


А.Т. Твардовский.

Стихотворения «Вся суть в одном-единственном заве­те…», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь…».

Поэма «По праву памяти».


В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой»


Н.А.Заболоцкий. Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться…», «Лебедь в зоопарке», «Я вос­питан природой суровой…»


В.М. Шукшин. Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».

А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матрёнин двор», роман «Архипелаг ГУЛАГ»





Лирическая проза, приемы словесной жи­вописи.









Очерковая проза; символическая де­таль.




Романтизированная проза; принцип по­лилога и полифонии в драме.


Неореализм; евангельский мотив.






Звукообраз; принцип символизации в поэзии; музыкальность стиха.







Циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.








Неоромантизм в поэзии; лирический герой-маска.




Исповедальность лирического произве­дения; микроцикл.















Поэтический темперамент; дискретность (прерывистость) стиха.















Литературная антиутопия.


Индивидуализированный стиль писате­ля; литературная антиутопия.



Образная гиперболизация; деклама­ционный стих; поэтические неологизмы.










Имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.














Историко-биографическое повествова­ние; собирательный образ эпохи.


Хронотоп романа-эпопеи; гуманистиче­ская концепция истории в литературе.


«Исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов.



Метафорический ряд; лирико-религиозная проза.








Элитарная проза; литературное двуязычие.




Лирико-патриотический пафос; лириче­ский эпос.













Поэзия ОБЭРИУ; натурфилософская ли­рика.







Герой-«чудик»; пародийность художе­ственного языка



Двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

− Выразительное чтение.

− Различные виды пересказа.

− Заучивание наизусть стихотворных текстов.

− Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

− Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

− Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

− Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

− Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


  1. Учебно-методический комплекс.


6. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.




Свежие документы:  Тема урока: «Три «языка» искусства. Стихотворение С.П. Шевырева «Звуки (K N.N.)» 7 Класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: