Рабочая программа по литературе в 11 классе

6



МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону»

МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107

«ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА»



Рабочая программа

по литературе

в 11 классе


подготовила

Манцыгина Элеонора Геннадьевна

учитель русского языка и литературы





Ростов – на – Дону

2012г.


11 класс

Календарно-тематическое

планирование по литературе


Учитель: Манцыгина Э.Г.



Программа по литературе (5–11 классы)

Авторы: Т.Ф. Курдюмова, В.Я. Коровина, В.П. Полухина, И.С. Збарский, Е.С. Романичева.

Научный редактор: Т.Ф. Курдюмова.

В. кн.: «Сборник нормативно-методических материалов по литературе». Ростов н/Д, 2009.

Учебник: «Русская литература ХХ века». 11 кл. Учебник для общеобраовательных учреждений (в 2 ч.). А.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др. Под редакцией В.П. Журавлева. М.: Просвещение, 2011.

Методическое пособие. Н.В. Егорова, И.В. Золотарева. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век, в 2 ч. М. ВАКО. 2010.


Учебных недель – 34.

Уроков в неделю – 3 ч.

Всего уроков – 102 ч.

Количество сочинений – 8.

Пояснительная записка


Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования потребности личности в непрерывном совершенствовании и развитии своих творческих возможностей.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений, формируя потребность в общении с книгой. Особое внимание уделяется эмоциональному восприятию учениками текста, их раздумью над поставленными автором проблемами.

Этим целям и задачам подчинены структура и содержание программы курса 11 класса. Программа направлена на формирование грамотного читателя, свободно владеющего словом.

Программа курса литературы в 11 классе построена на историко-литературной основе.

Содержание курса на историко-литературной основе составляет прежде всего чтение и изучение художественных произведений. Характер организации материала способствует осознанию историко-литературного процесса. Соотнесенность общечеловеческого и конкретно-исторического подхода дает возможность обращения произведения к «вечным темам». Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие.

Курс литературы 11 класса включает в себя обзорные и монографические темы. Это позволяет познакомить учащихся с произведениями, показать их место в историко-литературном процессе.

Монографические темы дают полную картину жизни и творчества писателя. Все они включают текстуальное изучение художественных произведений.

Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей.

По окончании 11 класса учащиеся должны уметь устно: выразительно читать текст художественного произведения, комментировать чтение текста;

делать пересказ всех видов – подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный – главы, нескольких глав, романа, стихотворения в прозе, пьесы и т.п.;

давать характеристику героя или героев (индивидуальную, групповую, сравнительную) крупных художественных произведений;

готовить рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя и особенностях его произведений, анализ отрывка, устный комментарий прочитанного, уметь давать рецензию на произведение;

готовить доклад, сообщение;

свободно владеть монологической и диалогической речью;

уметь письменно:

составлять планы, тезисы, рефераты, аннотации к книге, к фильму и т.д.;

создавать письменные сочинения проблемного характера, рассуждения, все виды характеристик героев изучаемых произведений;

создавать свои оригинальные произведения (рассказы, эссе, очерки, стихотворения).

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования в области «Филологии». Вестник образования. 2004. №12.

  2. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень). Москва. Просвещение. 2010.

  4. Региональный компонент стандарта общего образования.

  5. Школьный компонент стандарта общего образования.

  6. Закон об образовании РФ.

  7. Учебный план МБОУ СОШ №107 на 2012-2013 учебный год.

Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)». М., Просвещение, 2010.

  2. «Русская литература ХХ века». 11 кл. Учебник для общеобраовательных учреждений (в 2 ч.). А.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др. Под редакцией В.П. Журавлева. М.: Просвещение, 2011.

  3. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. «Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина XIX века. Вторая половина XIX ве­ка».М., ВАКО, 2007.

  4. П. Басинский. Мое любимое произведение современной литературы, или как написать рецензию. «Литература», 1996, №9.

  5. О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов. Методика преподавания литературы. М., «Академия», 1999.

  6. П. Вайль, А. Генис. Родная речь. М., «Независимая газета», 1991.

  7. Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М., «Просвещение», 2007.

  8. М. Г. Качурин, М. А. Шнеерсон. Самостоятельная работа учащихся над текстом. Л., «Учпедгиз», 1960.

  9. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 2011.

  10. Т. Г. Кучина, А. В. Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе 9-11 классы. М., Дрофа, 2010

  11. А.Н.Лук. Учить мыслить. М., «Знание», 1975.

  12. Е.В.Попова. Ценностный подход в изучении литературы. «Литература в школе», 1997, №7.

  13. М.А.Рыбникова. Очерки по методике литературного чтения. М., «Просвещение», 1985, 288 с.

  14. Сб. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения литературы (составители Мещерякова, Соснина), М., 1979,

  15. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Литература. Москва, 2004, 39 с.

  16. В. А. Чалмаев. «Русская проза 1980-2000 годов на перекрестке мнений и споров». «Литература в школе», 2002, №№ 4-5.




Дата

уро-ка

Тема урока

Изучаемый материал

(знания по литературе)

Теория литературы

Развитие речи

Самостоятельное чтение

Для заучивания наизусть

Дом.

задание


1.

Введение (лекция учителя с элементами беседы)

Связь человека с эпохой, сохранение общечеловеческих ценностей. Общая характеристика эпохи, литература которой изучается (конец XIX – начало ХХ в.). Значение литературного образования для формирования личности.


Литература как искусство слова.











Развитие философской мысли на рубеже веков (В. Рязанов, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.).

Знакомство с философско-эстетическими концепциями символизма, акмеизма, футуризма.

Состояние русской литературы на рубеже двух веков. Дальнейшее развитие гуманистических традиций русской классической литературы; новаторство литературы ХХ века, острота постановки общечеловеческих проблем в прозе и поэзии.


Модернизм, декаданс, реализм, романтизм.

Работа с сопоставлением статей В. Ленина, В. Брюсова, Н. Бердяева, Дм. Мережковского.

Сопоставление тезисного плана одной из статей.






Характеристика литературных течений начала ХХ века. Литературная борьба на рубеже веков.









2.

Проза конца XIX – начала ХХ века. Развитие критического реализма на рубеже веков. И. Бунин, А. Куприн, В. Короленко.

Знакомство с некоторыми произведениями (по выбору учителя и учащихся), данными для самостоятельного чтения по сообщениям, включающим пересказ.

Критический реализм, романтизм, психологическая проза.


В. Короленко «Рассказы»;

В. Вересаев,

А. Андреев,

Б. Зайцев «Голубая звезда», А. Ремизов

«Крестные сес-тры»; И. Шмелев «Свет разума»; В. Набоков «Ма-шенька».





3,4

Литература критического реализма. И.А. Бунин. Стихотворения «Собака», «Вечер» и др. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» и др. (Аналитическое чтение, лекция учителя).

Представление о судьбе поэта, разнообразие тем и жанров его произведений. Философичность лирики, тонкость восприятия мира, природы и психологии человека. Осуждение бездуховности существования.

Развитие понятия о лирике как роде литературы, о стихотворной речи.

Расширение представления о понятиях «стиль» и «язык».

Творческое сочинение по творчеству И.А. Бунина. Темы: «Поэтизация исторического прошлого России и ее природы в творчестве И. Бунина»; «Тема любви в прозе И. Бунина»; «Особенности лирики Бунина».

И. Бунин «Покрывало моря свитками…», «И цветы, и шмели, травы, и колосья…», «Митина любовь».

А. Куприн (отрывок по выбору учащихся): «Олеся», «Гранатовый браслет»; «Суламифь».

И. Бунин: «Настанет день – исчезну я…», «Собака», «Вечер» (по выбору).




5,6,7,8

А.И. Куприн. Судьба писателя. Проза Куприна (лабораторная групповая работа). «Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет».

Особенности стиля купринской прозы. Пошлость среды и судьбы незаурядных героев. Тема любви и ее опошление. Связь произведений Куприна с эпохой, их вневременное звучание.

Развитие понятия об эпосе. Рассказ. Повесть. Роль пейзажа, портрета, интерьера в художественном произведении.

Творческая работа по творчеству А. Куприна (письменные ответы на один из заданных вопросов): «Богатство и красота русской речи в прозе А.И. Куприна», «Что такое «талант человечности»?






9,10

«Серебряный век» русской поэзии (обзорная лекция учителя). Символизм.

Многообразие талантов и направлений в русской поэзии конца XIX – начала ХХ века. Связь модернистских направлений с западной поэзией (П. Вер-лен, А. Рембо). Эстетические, философские принципы символизма, акмеизма. Основные представители этих направлений. Проблема традиций и новаторства в русской поэзии начала ХХ века. Литературная борьба этого периода (М. Горький: «Разрушение личности», А. Блок: «Без божества, без вдохновенья»).


Символ. Ассоциативная манера письма. Тонический стих. Дольник. Неточная рифма. Символизм. Акмеизм.

Обучение чтению лирических стихотворений.

Анализ стихотворения.

Д. Мережковский: «Дети ночи», «Парки»; З Гиппиус: «Все кругом», «Цветы ночи»; Ф. Сологуб, В. Брюсов, В. Соловьев, А. Белый, Н. Гумилев: «Болонья», М. Кузьмин: цикл «Любовь этого лета»; А. Ахматова: «Прогулка»; О. Мандельштам: «Нет, не луна…».


В. Брюсов: «Я люблю», «Фаэтон», «Идут года, но с прежней страстью…»



11

Акмеизм: история, теория и практика (Лекциия учителя с элементами беседы; сообщения учащихся, чтение и анализ стихотворений).


История «Цеха поэтов» (1911–1915, 1917, 1921 гг.), поэтическая школа футуристов.


Обучение чтению лирических стихотворений, овладение приемами эмоционально-образной выразительности чтения. Практическое овладение ритмом, интонацией стихотворений символистов, акмеистов, футуристов (по выбору). Работа над изобразительно-выразительными средствами языка (эпитетами, метафорами, сравнениями, гиперболами, метонимиями, перифразами).





12

«Гениальные дети современности» (из манифеста футуристов). Футуризм (Лекция учителя; чтение и комментирование манифеста футуристов и анализ стихотворений). Творчество И. Северянина.


Антибуржуазный пафос творчества. «Словоновшество». Разрыв с культурой прошлого. Связь кубофутуристов с живописью.

Футуризм.


Стихи

В. Хлебникова, И. Северянина,

В. Маяков-ского.



13, 14

Николай Степанович Гумилев.

«Я учу их, как не бояться,//Не бояться и делать, что надо (Н. Гумилев).

Сообщение учащихся о жизни и судьбе поэта. (Аналитическая беседа. Чтение и анализ стихотворений по выбору).

Судьба поэта. Романтический герой лирики Гумилева. Экзотика, яркость, праздничность восприятия. Активность позиции героя, неприятие серости существования. Трагическая судьба поэта после революции.

Рифма. Ритм.

Комментированное чтение стихов. Анализ стихотворений, работа над изобразительно-выразительными средствами поэтической речи.

Н. Гумилев. «Выбор», «Мечты», «Жираф», «Волшебная скрипка», «Дон Гуан», «Слово» и др.

Любые стихотворения поэта по выбору учащихся.



15

Заключительный урок по теме «Серебряный век» русской поэзии».

Урок-концерт «Вечер в «Бродячей собаке». (Театрализованный урок с использованием музыки, живописи).

Рациональность, отточенность образов и стиля, строгая классическая выразительность, философская и бунтарская поэзия, романтическая лирика – многообразие талантов в поэзии «серебряного века».


Инсценирование «Вечера…». Овладение приемами эмоционально-образной выразительности чтения. Сценические чтения стихов символистов, акмеистов, футуристов. Практическое овладение ритмом, интонацией стиха.


К. Бальмонт, И. Анненский, М. Цветаева по выбору учащихся.

Стихотворения поэтов «Серебряного века» по выбору учащихся.




Литература 20-х годов (9 ч.)








16, 17

Литература 20-х годов. «И тот, кто не с нами, тот против нас» (В. Маяковский). Общая характеристика литературно-художественного процесса в 20-е годы. (Лекция учителя).

Обзор лирики 20-х годов.

Общая характеристика литературного процесса. Тема России и революции, ее трагическое осмысление в творчестве поэтов старшего поколения. Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях молодых поэтов (Н. Тихонов, М. Светлов и др.).




Стихотворения поэтов 20-х годов (В. Ходасевич,

О. Мандельштам, Н. Тихонов, М. Светлов) по выбору.




18

«Крестьянская поэзия» 20-х годов. «Помню двадцатые годы…» (Л. Мартынов).

Урок комментированного чтения стихотворений поэтов 20-х годов.

Размышления о судьбе родной земли в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Орешина. Полемика с поэтами-пролеткультовцами. Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом.

Романтизм в поэзии.

Наблюдение над элементами народной речи в языке «крестьянских» поэтов. Анализ стихотворения.

Стихи

Н. Клюева,

П. Орешина.




19

Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей нового поколения.

Развитие драматургии и прозы (Лекция учителя).

Разные идейно-художе-ственные позиции советских писателей в освещении революции и гражданской войны (А. Фадеев. «Разгром»; А Серафимович. «Железный поток»). Поиски нового героя (Д. Фурманов. «Чапаев»). Интеллигенция в революции.

Эпические жанры. Роман. Психологическая проза.


А. Фадеев. «Разгром».




20

Сатирическое изображение эпохи в рассказах М. Зощенко, «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова, рассказах М. Булгакова.

(Анализ фрагментов самостоятельно прочитанной учащимися сатиры 20-х годов).

Развитие жанра антиутопии в 20-е годы.

Сатирическое изображение эпохи, бичевание пороков общества, высмеивание мещанства, бюрократии, стяжательства, индивидуализма.

Утопия. Антиутопия.

Сатира. Гротеск. Ирония.

Письменная работа-исследование: «На какие явления в современном языке обратил бы внимание М. Зощенко?».

Е. Замятин. «Мы». М. Зощенко. «Рассказы».

И. Ильф и

Е. Петров. «Двенадцать стульев».

М. Булгаков. «Роковые яйца».




21

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко, Н. Тэффи).

Объекты сатирического изображения в произведениях русских эмигрантов. (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Н. Тэффи. «Ностальгия»).


Комментирование эпизодов, поведения литературных героев, выразительное чтение в связи с характеристикой одного из персонажей.

А. Аверченко, Н. Тэффи – Лохвицкая (произведения по выбору).




22

«Возвращенная» публицистика: «Письма Лу-начарскому» В. Короленко, И. Бунин. «Окаянные дни»; М. Горький. «Несвоевременные мысли».

(Анализ статей учащимися).

Гуманистический пафос публицистики. Тревога за судьбу человека в строящемся обществе.

Публицистика. Очерк. Эссе. Заметки. Письмо.

Составление тезисногоплана к одной из статей (М. Горький. «Несвоевременные мысли»).





23

Заключительный урок по теме «Литература 20-х годов». (Слушание сообщений учащихся по теме).



Обучающее сочинение на тему: «Героика гражданской войны» (по произведениям И. Бабеля, А. Фадеева, Д. Фурманова); «Сатирическое изображение эпохи» (по произведениям М. Зощенко, М. Булгакова).






Максим Горький (10 ч + 1 рр.).








24

М. Горький.

Личность писателя, его судьба. (Лекция учителя).

Жизнь, творчество, личность писателя (с использованием автобиографической трилогии, очерков «Несвоевременные мысли», «О том, как я учился писать».

Мемуарная литература. Дневники как литературный жанр.

Овладение лексикой и консутркциями со значением своеобразия, неповторимости судьбы писателя. Формирование оценочных суждений.

Автобиографическая трилогия.




25, 26

Раннее творчество М. Горького.

Лекция учителя, беседа, анализ рассказов, работа учащихся в группах.

«Старуха Изергиль».

Два направления (романтизм и реализм) в раннем творчестве Горького. Суровая правда реалистических произведений. Стремление к свободе как сущность счастья романтических героев. Художественное своеобразие романтических произведений.

Реализм, критический реализм. Романтизм.

Письменный ответ на вопросы: «За что Горький восхваляет человека?», «Песня о Буревестнике» – поэма или риторика? Совершенствование навыка контрастно-сопоставительных характеристик.

М. Горький. «Коновалов», «Челкаш», «Мальва», «Песня о Буревестнике».

Отрывок «Легенда о Данко».



27

Драматургия Горького. Социально-философ-ская драма «На дне». История создания, ком-позиция, герои пьесы, авторская позиция. (Сообщение учителя, аналитическая беседа).

Особенности социально-философской драмы. Страстные поиски смысла жизни. Социально-фило-софский конфликт в пьесе. Спор о назначении человека.

«Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука) и правда веры в Человека (Сатин). Наташа как жертва грязного мира.

Авторская позиция и способы ее выражения.

Новаторство М. Горького как драматурга. «Егор Булычев и другие».


Развитие понятия о драме как роде литературы.

Развернутые высказывания-впечатления с использованием эмоциональной лексики «видения» и «сопереживания».





28

Социально-философ-ский конфликт в пьесе. Спор о человеке. «Три правды» в пьесе «На дне».




Инсценированное чтение, комментарий монолога, фрагмента сценического действия.


М. Горький. «На дне» (монолог о человеке).




Новаторство М. Горького – драматурга. Авторская позиция и способы ее выражения.



Совершенствование навыков полемического высказывания с использованием субъективно-оценочной лексики и конструкций: вводных слов, предложений, риторических вопросов и экспрессивных форм.

М. Горький. «Мещане», «Дачники».








Роман М. Горького «Мать». Новизна положительного героя. Образ Павла Власова.

(Аналитическое чтение романа).


Роман «Мать» как «своевременная книга» (В.И. Ленин). Смысл заглавия романа. Роман как осмысление уроков 1905 года.


Развитие понятия о романе.


Участие в диспуте.

Аргументация оценочных суждений.

Создание индивидуальных характеристик.

Отработка лексической точности контрастной характеристики.


М. Горький. «Мать», «Дело Артамоновых», «Фома Гордеев».





«Душу воскресшую – не убьют!». Образ Ниловны. «Преображение ее души. Идейная нагрузка образа.

Женские образы в романе. «Женская доля» в русской литературе и судьба героини М. Горького.

«Сердце матери» как сквозная тема романа, воплощение высокой человечности и благородства.








Литературный портрет. Лев Толстой в очерке М. Горького.

(Комментированное чтение очерка «Лев Толстой»).

Литературные портреты как жанр. Проблемы изображения исторической личности и своеобразие литературных портретов, созданных М. Горьким.

Л. Толстой в восприятии писателя. В. Ленин в изображении М. Горького.

Понятие о жанре литературного портрета.

Овладение многообразием оценочных вводных конструкций со значением источника цитаты (…по точному наблюдению Горького…, Как верно заметил автор…, Если вспомнить слова писателя…).






Роль М. Горького в судьбе русской культуры (заключительный урок-семинар).








29, 30

Рр. Творческая лаборатория сочинения.

Темы:

1. «Уроки человечности в драме М. Горького «На дне».

2. «Человек – вот правда». (Спор о назначении человека).

3. Революционная романтика ранних произведений М. Горького.


Написание сочинения-рассуждения на заданную тему.






Александр Блок (6 ч. + 1 рр.)








31

А. Блок. Личность и судьба поэта.

Лекция учителя. Обмен первыми впечатлениями от знакомства с творчеством поэта.

Особенности личности и дарования А. Блока. Трагедия поэта в «страшном мире».

Развитие понятия о символизме. Образ-символ. Традиции и новаторство в литера-туре.

Обучение чтению лирических стихотворений.


А. Блок. «Интеллигенция и революция», «Соловьиный сад», «Возмездие», драма «Роза и крест», «Балаганчик».

А. Блок. «Незнакомка», «Тропами тайными, ночными…» и др. (по выбору учащихся).



32

Поэтический мир А. Блока. Образ-символ в творчестве поэта.

Чтение и комментирование стихотворений.

Романтический мир раннего Блока. Стихотворение-исповедь как характерно блоковский жанр («О подвигах, о доблестях, о славе…).

Блок и русская лирика XIX века. Прекрасная Дама Блока. Трагизм блоковского видения мира в «Незнакомке».

Стихотворение-исповедь.

Активизация ранее усвоенной лексики со значением романтического мироощущения и своеобразия лирических стихов (прерывистый ритм, образ любимой, символика поэтического слова…).





33

Поэт-гражданин. (А. Блок на пути к поэме «Двенадцать»). (Лекция учителя с чтением и анализом стихотворений).

Символика развенчания реальности в стихотворении «Фабрика». Гуманизм и гражданственность в стихотворении «Святые». Тема Родины в поэзии Блока. Стихотворения «Россия», «На поле Ку-ликовом». «И вечный бой!..» – кредо поэта, его предназначение. Лиризм патриотической поэзии А. Блока.

Стихотворение-раздумье.

Овладение лексическими формулами со значением своеобразия поэтического мира Блока (боль сострадания, пылкий зов, образ-воспоминание, исповедь, раздумье, перекличка эпох, страстное лирическое «Я»).





34

«Двенадцать». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Исторические реалии поэмы. (Комментированное чтение, аналитическая беседа).

Первое крупное поэтическое произведения о революции. Исторические реалии в поэме. Контраст как основной художественный прием. Особенности названия, композиции, сюжета, героев, ритмика и лексика. Метафорический строй поэмы. Соединение высоких поэтических образов с городским фольклором и просторечием; «язык улицы» в художественной структуре поэмы.

Неоднородность трактовки финала. «Вечные» образы в поэме.

Поэма. Поэтика. Образ-символ (*углубление понятия).

Отбор лексики со значением отношения поэта к историческому событию. Отбор глагольной лексики со значением смысла и воздействия поэтического образа (заставил услышать, передал, воплотил, восславил и т.д.).

А. Блок. Поэмы «Скифы», «Возмездие».

Отрывок из поэмы «Двенадцать» (начало).



35

«Интеллигенция и революция». (Аналитическая беседа, чтение и комментирование статьи).

Принципиальные проблемы революционной эпохи в статье поэта.


Составление тезисного плана статьи. Обоснование согласия или несогласия с мнением автора.





36

Рр. Творческая лаборатория сочинения.

Темы сочинений:

1. «Романтический мир раннего Блока».

2. «Трагизм блоковского видения мира».

3. «Родина в поэзии А. Блока».

4. «Часовые Революции в поэме «Двенадцать».


Написание сочинения на заданную тему.






Сергей Есенин (6 ч. + 1 рр.)








37

С.А. Есенин. Личность и судьба поэта.

(Лекция учителя, чтение и анализ стихотворений учащимися).

Жизнь, творчество, искания и судьба поэта. Тема Родины как связующая для всей поэзии С. Есенина. Истоки творчества (автобиографические строки из поэмы «Черный человек»).

Имажинизм. Лирико-эпическая поэма.

Анализ лирического сти-хотворения.

С. Есенин. Поэма «Пугачев».




38

Лирика С.А. Есенина. (Выразительное чтение и анализ стихотворений).

Пейзажная лирика Есенина, метафоричность поэтического мышления. «Милосердие ко всему живому» – душа поэзии Есенина (чтение и анализ «Песни о собаке»). Тема родных и близких, великих людей России, философские стихи. Сложность мироощущения после революции. Народно-песенная основа лирики поэта.


Разбор лирического сти-хотворения.

Работа над изобразительно-выразительными средствами языка (эпитетами, метафорами, сравнениями и т.д.).


С. Есенин. «Выткался на озере алый свет зари…», «Русь», «Русь советская», «Мы теперь уходим понемногу» и др. (по выбору учащихся).




Поэма «Анна Снегина». (Беседа).

«Анна Снегина» – поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.

Лиро-эпическая поэма.

Наблюдение над изобразительными средствами языка. Комментированное чтение. Определение ритмической организации и звукового оформления, выявление особенностей рифм.


«Анна Снегина» (отрывок).



39

Рр. Творческая лаборатория сочинения.

Темы:

1. «Тема Родины в произведениях Блока и Есенина».

2. «Образ времени в поэме «Анна Снегина».

3. «Особенности есенинской цветописи».

4. Народные истоки поэзии С. Есенина.









Владимир Маяковский (9 ч. + 1 рр.).








40

В.В. Маяковский. «Я – ваш поэт!». Личность и судьба поэта. (Чтение страниц лирики и спор о поэте).

Личность поэта, отношение его к миру, буржуазному обществу, революции, советской власти. Отношение в обществе к Маяковскому.

Расширение представления о футуризме. Особенности жанра поэмы.

Работа над символикой стихотворений В. Маяковского.

«Я сам», «Мое открытие Америки», «Война и мир».

В. Маяковский. «О дряни».




«Да вы же гениальный поэт!» (Д. Бурлюк). Раннее творчество (до 1917 г.) В. Маяковского. Идеи, темы, формы. (Рассказ учителя, беседа, чтение и анализ стихов).

Гуманизм поэзии, сатира на буржуазное общество, неприятие войны («Послушайте!», «А вы могли бы», «Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям», «Вам!», «Нате!», поэма «Облако в штанах»).


Метафора и ее разнообразие.

Жанры лирической поэзии.

Рифма, ее разновидности.

Акцентный стих.

Активизация лексики и конструкций со значением оценки и перелома в отношении к поэту (…Я впервые услышал в его стихах…, …Мне начал открываться подлинный Маяковский…).

«Флейта-позвоночник».

«Облако в штанах» (отрывок на выбор).



41

«Моя революция». Маяковский и Октябрь («Левый марш» и стихотворения 1917–1920 гг.).

(Вводное слово учителя, чтение и анализ стихотворений учащимися).

Работа в окнах РОСТА, лирика и поэмы об Октябре. Пафос революционного переустройства. Маяковский – поэт и глашатай революции. Поэтический образ революции в лирике В. Маяковского.


Овладение фразеологическими моделями анализа поэтического произведения в единстве идейного содержания и его художественного воплощения.

«В.И. Ленин», «Хорошо».




42

«О времени и о себе». (Размышления учителя и учащихся над стихотворениями «Товарищу Нетте – пароходоу и человеку» и «Юбилейное». Самостоятельная работа).

Человек подвига и его бессмертие в стихотворении «Товарищу Нетте…». Верность Маяковского пушкинским и некрасовским традициям (чтение фрагментов «Юбилейного»). Сопоставительный анализ как постижение общего и самобытного, индивидуального в художественном творчестве.


Самостоятельный анализ стихотворения.

Усвоение опорной литературоведческой лексики со значением художественного своеобразия произведения (антитеза, кольцеобразная композиция, метафорический образ, энергия ритма, неологизм, экспрессивно-смысловая роль рифмы, емкость стиха…).





43

«Любовь – это сердце всего. Стихи В. Маяковского о любви. (Аналитическая беседа).

Поэзия любви. Нежность и трепетность поэтического голоса Маяковского («Лиличка», фрагменты из поэмы «Облако в штанах»). Маяковский «о сущности любви» (чтение и анализ «Письма из Парижа товарищу Кострову…»







«Разгневанной кистью…» («О дряни», «Прозаседавшиеся» и др.). Сатира Владимира Маяковского. (Лабораторная групповая работа).

Мастерство поэта-сатирика. «Мурло» обывателя-приспособленца в стихотворении «О дряни». Приемы пародирования, сатирическая точность словесных деталей.

Гротеск.

Анализ стихотворения, характеристика художественно-языкового своеобразия.

«Клоп», «Баня».

«Прозаседавшиеся».




«Но я себя смирял, становясь на горло собственной песне». Художественный мир поэм В. Маяковского (Комментированное чтение поэмы «Во весь голос»).

Традиции и новаторство Маяковского в решении вопроса о роли поэта и поэзии в обществе. Мастерство поэта. Художественная мощь метафорических образов. Маяковское видение назначения поэта. Развернутость батальных образов в поэме «Во весь голос». Стих – боец, стих – «рядовой» как нравственное и творческое кредо поэта. Поэзия как труд, созидание. ««Поэт – всегда должник Вселенной» (В. Маяковский).



«Бруклинский мост», «Парижанка», «Бродвей».





Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского.

(Вводное слово учителя, чтение и анализ стихотворений учащимися).


Тонический стих и рифма.

Совершенствование навыков составительного анализа с использованием объединительно-противительных конструкций (… И Пушкин, и Маяковский.., Подобно лермонтовскому «железному стиху» и др.).

«Необычное приключение», «Данон», «Сергею Есенину».

В. Маяковский: «Разговор с фининспектором о поэзии» и др. (отрывки по выбору).



44

«Полпред стиха» (Американский цикл, стихи о Париже).

(Аналитическая беседа)

Зарубежная тема в творчестве В. Маяковского. Смысл и цели его зарубежных поездок. Антитеза фасада и изнанки буржуазной действительности («Блек энд уайт»).

Антитеза.

Овладение опорной публицистической лексикой со значением социальной и нравственной антитезы, отповеди, развенчание.





45

Рр. Творческая лаборатория сочинения.

Темы:

1. «Поэзия – вся! – езда в незнакомое» (В. Маяковский).

2. «Оружия любимейшего род» (сатира в творчестве поэта).

3. Слово и ритм в стихах поэта.








Литература 30-х – начала 40-х годов








46

«Если враг не сдается – его уничтожают». (М. Горький).

(Лекция учителя с включением докладов учащихся).

Общая характеристика литературного процесса, создание Союза советских писателей, устава этого союза, определение метода социалистического реализма; современный взгляд на проблему.

Осмысление в литературе Октябрьских событий и гражданской войны, поэтизация социального идеала, проблемы отношений личности и общества; интерес к истории.

Сложность творческих поисков и писательских судеб, трагедия и надежды поколения 30-х годов в «возвращенной» литературе.


Определение метода социалистического реализма. Понятие «классовая направленность в искусстве». Жанр исторического романа (его подвиды: историко-публицистический, военно-исторический).

Устные высказывания проблемного характера об отношениях человека и общества, человека и власти, о нравственности в разные исторические периоды нашего Отечества. Пополнение общественно-политического и литературоведческого словаря учащихся лексикой со значением своеобразия времени и литературы.

Н. Островский. «Как закалялась сталь»; В. Катаев. «Время, вперед!». Поэзия Корнилова Б., Луговского В., Заболоцкого Н. А. Макаренко. «Педагогическая поэма». Романы Ю. Тынянова «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара».

По выбору стихотворения Луговского, Заболоцкого, Корнилова.




Михаил Булгаков (7 ч. + 1 рр.).








47

М.А. Булгаков

Очерк жизни и творчества. Знакомство с романом «Белая гвардия». Эпизоды автобиографического характера в романе.


Жизнь, творчество, личность. Новаторство в темах, идеях, стилистике. Судьба книг М. Булгакова.

Роман как эпический жанр. Разнообразие типов романа.

Формирование прямоты читательских суждений с опорой на оценочную лексику со значением исключительности судьбы и личности писателя.

М. Булгаков. «Белая гвардия», «Бег», «Кабала святош», «Роковые яйца».




48

Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» (аналитическая беседа). «Теоретически это интересно… Ну, а практически что? Кто теперь перед вами?»

Судьба повести: публикация через 60 лет после создания. Новая социальная обстановка и социальная психология, изображенная в повести.

Живучесть «шариковщины» как социального и морального явления.

Поэтика сатиры.

Активизация лексики со значением читательского восприятия (я не сразу понял…, не могу отделаться от сомнений… и т.д.).






49

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Проблематика, жанровое и композиционное своеобразие романа. (Сообщение учителя, беседа).

История создания романа. Необычность романа. Сочетание сатиры, фантастики, философско-библейских мотивов. Проблема творчества и судьбы художника незаурядной личности в тоталитарном государстве в любую эпоху. Тема совести, любви. Художественное мастерство писателя. Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой культурной традиции (Гете, Гофман, Гоголь).


Расширение представления о художественном методе писателя.

Сатира и художественные приемы, ей свойственные.

Сочетание исторического и общечеловеческого в произведении искусства.

Пополнение словарного запаса лексикой со значением своеобразия литературного процесса (непохожесть художника, художественное открытие и т.д.).






50

Идейно-художествен-ное своеобразие романа. (Групповая работа).

«Понтий Пилат и Иешуа» (1 группа).

«Воланд и москвичи» (2 группа).

«Мастер и Маргарита» (3 группа).



Овладение глагольной лексикой со значением движения (сменяется, переходит, начинает звучать, усиливается, нагнетается, пронизывает, становится определяющим и т.д.).





51

«Роман о страхе и бесстрашии» (В. Акимов).

Заключительная беседа о романе «Мастер и Маргарита»


Тема нравственного отступничества и искупления в романе «Мастер и Маргарита».



М. Булгаков. «Дни Турбиных».




52

Рр. Творческая лаборатория сочинения.









53

А.П. Платонов

Биография и обзор творчества. «Главное – сеять души в людях». Характеристика художественного мира А. Платонова. (Лекция учителя, аналитическая беседа).

Условия формирования писателя, его взгляды на мир, революцию, Россию.

Тема социалистического строительства и коллективизации, личности и государства. Сатира Платонова, ее связь с классической русской сатирой. Своеобразие стилистики А. Платонова.


Психологическая проза.

Стилистические фигуры.

Художественные синтаксические конструкции.

Аллегория.

Уточнение психологической лексики со значением «диалектики души», ломки сознания, преодоления внутренней инерции, отработка лексической точности определения характера.

А. Платонов. «Чевенгур», «Сокровенный человек», «Шарманка», «Впрок», «Возвращение».




54

Роман «Котлован». (Лекция учителя, комментированное чтение).









Роман «Котлован». (Лекция учителя, комментированное чтение).







А.Н. Толстой


55

Тема русской истории в творчестве А.Н. Толстого

Общая характеристика творчества писателя, его интерес к истории. Традиции классиков в советском историческом романе. «Петр I» как исторический роман. Изображение творческого труда народа.

Жанр исторического романа и его законы.

Отбор опорной лексики со значением эмоциональной атмосферы романа (трагический образ, суровые краски, голос-плач, поэтичные народные характеры…)

Совершенствование навыков сопоставительного высказывания с использованием контрастной лексики и противительных конструкций (голицынское честолюбие – одержимость Петра благом России и т.д.)

А. Толстой «Гадюка», «Эмигрант», «Гиперболоид инженера Гарина».




56

Панорама русской жизни в романе А.Н. Толстого «Петр I».









Образ Петра в романе А.Н. Толстого «Петр Первый».

Способы создания образа Петра I («становление личности в эпохе», контраст-сопоставление с другими историческими личностями эпохи.

Антитеза как средство характеристики образа.





А.А. Ахматова


57

А.А. Ахматова – «голос своего поколения».

Особенности мироощущения и поэтики – сложная судьба поэтессы. Важнейшие темы ее творчества.


Углубление понятия об амеизме.

Обучение чтению лирических стихотворений. Практическое овладение ритмом, интонацией стиха.

Сборник «Вечер», «Четки», «Белая стая».




58

Тема Родины в лирике А. Ахматовой.

Глубина и яркость переживаний. Особенности поэтического строя и образов.

Ритмика стиха.

Комментированное чтение стихов А. Ахматовой. Овладение экспрессивной лексической формулой со значением трагичности судьбы поэтессы и ее народа.

Работа над анализом лиро-эпического произведения.

Чтение стихов М. Цветаевой.




59

Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием».

Тема человечности и гражданского мужества. История создания и публикации поэмы. Необычность композиции.

Акцентный стих. Пауза как изобразительное средство.






60

Н.А. Заболоцкий. Человек и природа в поэзии Заболоцкого.

Основные вехи биографии Н.А. Заболоцкого. Напряженные философские и нравственные искания поэта. Тема жизненного подвига. Ритмическое своеобразие лирики поэта.

Эстетические принципы «обериутов» (Обериц – Объединение реального искусства 1928–1931 гг.).

Выразительное чтение лирических стихотворений. Активизация субъективно-оценочной лексики и конструкций (Читая стихи, я был удивлен…, Мне показалось…) Построение высказываний по модели: предлог – термин – глагол. (в ритмических контрастах слышится…)

Стихи из сборника «Столбцы».



Михаил Александрович Шолохов (7 ч + 1 рр.)


61

М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, судьба.

Жизнь и творчество писателя. «Донские рассказы» — изображение гражданской войны на Дону.

Многоголосие как средство создания массового образа народа.

Высказывание об уже известных произведениях Шолохова с опорой на лексику читательских впечатлений и оценок (интересно, волнующе, незабываема…)

Овладение семантикой и контекстным употреблением литературоведческой лексики со значением интонации повествования и художественного мира произведения (драматизм, трагическое, метафоры борьбы и крутых перемен, полифонизм, жизнеутверждающее начало…)

«Донские рассказы», «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Поднятая целина».




62

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

Отображение противоречий сложных эпох в романе М. Шолохова. Трагические судьбы казачества.

Приемы создания комического.






63

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.

«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. Глубина постижения исторических процессов.

Природа трагического в искусстве.






64

«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова.

Правдивое изображение гражданской войны. Трагедия судеб казаков. Мастерство писателя в создании образов простых людей.

Гуманистические традиции в изображении войны.






65

Судьба Григория Мелехова.

Неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с трагедией общества.

Роль внутренних монологов.






66

Горигорий и Аксинья.

Уверждение вечных ценностей жизни: дом, труд, любовь. Женские судьбы в романе.

Полемика, литературная критика.

Художественная деталь.

Отбор лексики со значением нравственного выбора (духовная пропасть, безверие, отповедь, единство, бесстрашие, вызов, достоинство, ответственность…)

Военная проза и поэзия. «Наука ненависти» М. Шолохова.




67

Семинар по роману-эпопее «Тихий Дон».

Групповая работа по темам:

1. Образ Дона в романе.

2. Языковая стихия в «Тихом Доне».

3. «Роль детали в романе».

4. Роль внутренних монологов.







68

Рр. Творческая лаборатория сочинения.

Подготовка к сочинению.

Темы:

1. Истоки трагедии Григория Мелехова.

2. Утверждение вечных ценностей в романе.

3. Григорий Мелехов в поисках правды.

4. Женские образы «Тихого Дона».

5. Стихия народной жизни в романе.

6. Гражданская война как трагедия народа.

Уточнение психологической лексики со значением «диалектики души», ломки сознания, преодоления, сомнения, страха, привычки, борьба с самим собой, обретение веры, согласие с собой… и т.д.





Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет


69

Литература периода Великой Отечественной войны.

Война и духовная жизнь общества. Человек на войне, правда о нем. Реалии и романтика в описании войны.

Романтическая поэтика.

Отбор лексики со значением нравственно-эмоционального содержания военной прозы и поэзии (непреклонность, бесстрашие, ненависть, суровая правда войны и т.д.).

Л.Леонов «Нашествие»; Е. Шварц «Дракон»; О. Берггольц «Дневные звезды»; А. Толстой «Родина».




70

Поэзия периода Великой Отечественной войны.

Накал чувств в лирике Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц и других советских поэтов. Высокая гражданственность и проникновенность лирики военных лет.

Углубление понятия «литературный жанр».

Овладение лексикой со значением роди литературного жанра (мобилизующее воздействие; клеймящее слово; пророчество победы; лирическое самовыражение; бесстрашие исповеди; простота и точность поэтического слова…)

Поэзия К. Симонова




71

Правда о войне в повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».

Нравственный характер конфликта повести. Противостояние между краснобаями и людьми, которые делают свое дело. Будни войны. Образ Юрия Керженцева – одного из защитников Сталинграда.

Понятие «психологический натурализм».


Э. Казакевич. «Звезда».




72

«Лейтенантская проза» (обзор).

Тема войны в литературе 50–60-х годов.

Психологическая проза о Великой Отечественной войне. Суть войны, человек на войне. Произведения писателей-фронтовиков.

«Психологическая проза» — углубление понятия.

Овладение лексикой со значением обстоятельств создания произведения, судьбы писателя (в перерыве между боями… по горячим следам сражения…)

Ю. Бондарев. «Батальны просят огня»; В. Астафьев «Звездопад»; К. Воробьев «Убиты под Москвой».




73


7

Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка».

Рр. Написание сочинения-рецензии на самостоятельно прочитанное произведение.

В. Кондратиьев – писатель-фронтовик. Изображение войны: военный быт, потери линосго состава, взаимоотношения бойцов. Доброта и гуманность главного героя – Сашки.

Рецензирование.

Углубление понятия «художественный метод писателя».

Отбор литературоведческой лексики со значением идейно-художественного своеобразия антифашистской темы (раздумье, исследование, полемика, открытая публицистичность, слово-приговор, противостояние).

К. Симонов «Живые и мертвые»; В. Богомолов «В августе 44-го»; Ю. Бондарев «Горячий снег»; В. Быков «Обелиск».



Литература 50–80-х годов


74

Литература 50-х – начала 60-х годов. Новое осмысление военной темы (обзорная лекция).

Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев П. Нилина, В. Дудинцева, А. Солженицына. Мемуарная литература.

Традиции и новаторство в искусстве. Вечные вопросы в художественной литературе.

Усвоение лексических формул со значением своеобразия художественной темы (традиционная, вечная тема, ее полемическое обновление, опасность ложной героики и полуправды, псевдоромантическое отношение к войне, самая взыскательная тема; беспощадность правды, противостояние жизни и смерти…)

П. Нилин «Жестокость»; В. Дудинцев «Не хлебом единым»; Д. Гранин «Иду на грозу».




75

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели». Поэзия, развивающаяся в русле традиции русской классики.

Особенности тематики поэзии Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского и др. Новизна языка, стихосложения.

Традиции русской поэзии в лирике Н. Рубцова, Е. Винокурова, Ю. Друниной и др.

Традиции и новаторство в поэзии.


А. Вознесенский «Оза»; Б. Ахмадулина. Стихи.




76

«Городская» проза. Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю. Трифонова «Обмен».

Нравственная проблематика и художественные особенности прозы Д. Гранина, В. Дудинцева, Ю. Трифонова. Исследование мира через призму культуры, философии, религии.

Углубление понятия «проблематика», «конфликт».

Работа с особенностями психологической прозы Ю. Трифонова; активизация опорной лексики со значением первых впечатлений от прочитанного.

Произведения Григория Горина, А. и Б. Стругацких.




77

«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои Василия Шукшина.

Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей-кормилицей в повестях С. Залыгина, Б. Можаева, В. Шукшина и др.


Овладение многообразием оценочных конструкций, построение развернутых характеристик; аналитических пересказ с использованием опорной лексики «видения» и «соприкосновения».

Проза В. Шукшина: «Классный водитель»; «Срезал»; «Земляки»; «Верую!»; «Чудик» и др.




78

Драматургия. Особенности драматургии А. Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын».

Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история»), В. Розова («Гнездо глухаря») и А. Вампилова («Старший сын»).

Необычность содержания и сюжета пьесы «Старший сын». Сложности человеческой судьбы. Духовный мир Сарафанова.

Понятие «трагикомедия».

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами пьес А. Вампилова. Анализ использования жанров городского фольклора в пьесе «Старший сын».

А. Вампилов. «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске».




79

Журналы в 50-80-е годы, их позиция («Новый мир», «Октябрь», «Нева», «Аврора» и др.)

Возрастание роли публицистики. Обращение к трагическим страницам советской истории, размышления об общечеловеческих ценностях.


Публицистический стиль речи.

Работа с лексическими, синтаксическими особенностями жанров публицистики – статьи в газете, журнале, очерка, фельетона.





80

Литература русского зарубежья. Обзор творчества В.В. Набокова. Опыт анализа рассказа «Круг».

Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Ходасевич, Г. Адамович, З. Гиппиус, Д. Мережковский, В. Набоков и др.).

Творческий метод писателя.

Наблюдение над необычностью композиции рассказа «Круг», нарушением логики повествования и грамматики. Необычные художественные приемы – анализ прочитанного.

В. Набоков. «Машенька».




81

Авторская песня. Арбатский мир Булата Окуджавы.

Появление авторской песни как свидетельство раскрепощения душ. Место авторской песни в развитии литературного процесса. Жанровые особенности. Тематика и проблематика. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, И. Талькова, В. Цоя, Б. Окуджавы и др.

Авторская песня как жанр поэзии.

Отбор лексики со значением нравственно-эмоционального содержания авторской песни. Аналитический рассказ об особенностях авторской песни как жанра поэзии.

В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Башлачев, В. Цоц, И. Тальков.





А.Т. Твардовский (4 ч)








82

А.Т. Твардовский. Творчество и судьба. Поэма «Страна Муравия».

Личность, судьба, деятельность поэта. Оценка событий, первых лет советской власти и периода коллективизации.

Углубление понятия «традиции и новаторство в литературе».

Выразительное чтение произведений Твардовского с учетом их жанровой природы.

Овладение экспрессивной лексической формулой со знанием трагичности и героики судьбы человека в их художественном воплощении. Наблюдение над характером рифмовки, лексикой, интонацией, работа над сравнительным анализом поэзии Твардовского и Н.А. Некрасова. Анализ фольклорного материала, «некрасовских» черт лирики Твардовского.

Поэма «За далью даль».

Поэма «Теркин на том свете».

Стихотворения «Катерина», «Размолвка», «Ивушка», «Братья», «Рассказ танкиста», «Дом бойца», «Я убит подо Ржевом», «Космонавту».





Поэма «По праву памяти» (беседа, анализ текста).

Поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины.







83

Народный характер поэмы «Василий Теркин».

Народный подвиг, самоотверженность народного героя в борьбе за родную землю.

Композиционные приемы.






84



8

Лирика А.Т. Твардовского (лекция с элементами беседы, анализ стихотворений).

Рр. Творческая лаборатория сочинения.

Эволюция лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта.

Темы сочинений:

1. Поэтические свидетельства истории.

2. Народность поэзии Твардовского.

3. «Я знаю, никакой моей вины…»

4. Народный характер в поэме «Василий Теркин».

Гражданственность позиции.





Б.Л. Пастернак (4 ч)


85

Б.Л. Пастернак. Начало творческого пути.

Судьба художника. Философская насыщенность лирики. Тема взаимоотношений человека с природой.

Философичность лирики.

Развернутый художественный пересказ с использованием художественных особенностей романа.

Сб. «Близнец в тучах»; сб. «Сестра моя – жизнь»; стих. «Памяти Демона».




86

Человек, история и природа в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Судьба романа. Тема интеллигенции и революции и ее решение. Соотношение человека и истории. Оппоненты Живаго.

Символика слова.

Анализ стилистических особенностей произведения Б. Пастернака. Рецензия на один из сборников стихов или роман «Доктор Живаго». Активизация ранее изученной опорной лексики со значением читательского восприятия. Овладение глагольной лексикой со значением движения (сменяется, переходит, начинает звучать, усиливается, нагнетается…)

Цикл «Темы и вариации».




87

Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».

Значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака. Символика слов. Элементы церковнославянской лексики.

Рефрен, метрика, спекцифика образа.


Книга «Второже рождение».




88

Стихотворения Юрия Живаго. (Лекция с элементами беседы, анализ стихотворений).

Место и значение «Стихотворений Юрия Живаго» в композиции и замысле романа. Образная структура стихотворений, мемы и идеи этих стихов.

Понятия «урабанистические мотивы», «евангельские мотивы».







Рр. Сочинение по творчеству Б. Пастернака.

Темы:

1. Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака.

2. Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго».

3. Взаимоотношения человека и природы в творчестве Пастернака.






А.И. Солженицын


89

А.И. Солженицын. Судьба и творчество писателя (лекция учителя)

Значение личности Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны. Обзор творчества.


Овладение речевыми средствами размышления – диалога, спора, защиты собственного выбора, экспрессивность интонационно-синтаксического строя и лексики высказывания (Приступая к раздумьям о судьбе поколения 30–40-х, я бы хотел…).

Активизация лексики со значением своеобразия стиля писателя (Ни один писатель так, как А. Солженицын, не осмыслил… Только ему присущи… Особое видение мира…)

Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».

А. Солженицын. «Раковый корпус».





Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича».

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Публицистичность рассказа.

Публицистичность прозы.






90

Анализ рассказа «Матренин двор».

Феномен «простого человека» в рассказе. Философский смысл рассказа. Характер героини.

Образ-символ.






91

Время репрессий в прозе Солженицына. «Архипелаг ГУЛАГ» (главы).



Рр. Сочинение-рецен-зия на одно из произведений А.И. Солженицына.

Проблемы человечности, совести во время сталинских репрессий. Тема ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны.

Мемуарная проза.


Е. Гинзбург. «Крутой маршрут»; А. Рыбаков. «Дети Арбата»; В. Шаламов. «Крымские рассказы».



Литература последних десятилетий


92

Нравственные проблемы в литературе последних десятилетий (лекция учителя, рефераты учащихся).

Проблемы человечности, долга, совести, нравственной чистоплотности, патриотизма в лучших произведениях литературы последних десятилетий. Тема русской деревни в прозе Ф. Абрамова.


Пополнение общественно-политического словаря учащихся лексикой со значением своеобразия времени и литературы.

Ф. Абрамов. «Братья и сестры».




93

Чингиз Айтматов. «И дольше века длится день» (Лекция учителя, аналитическая беседа, слушание докладов учащихся).

Судьба народа и судьба природы. Философское осмысление проблемы технического прогресса и необратимого вмешательства в жизнь природы. Поиски гармонии, равновесия. Тема исторической памяти народа. Мифы и легенды в реалистической ткани романа.

Углубление понятия «реалистичность», «миф».

Высказывания с опорой на лексику читательских впечатлений и оценок. Овладение семантикой и контекстным употреблением литературоведческой лексики со значением художественного мира произведения (драматизм, символика, метафоры борьбы…)


Ч. Айтматов. «Плаха», «Буранный полустанок».




94

Взаимоотношения человека и природы в цикле «Царь-рыба» В. Астафьева. (Лекция, аналитическая беседа, доклад ученика).

Судьба народа и судьба природы. Философское осмысление проблем технического прогресса. Поиск гармонии в мире. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.

Понятие «экология нравственности».

Включение публицистической лексики в высказывания учащихся; обогащение аналитических суждений учащихся наблюдением над сложностью художественной формы.

В. Астафьев. «Печальный детектив».




95

Нравственное величие русской женщины в повести В. Распутина «Последний срок» (лекция, аналитическая беседа).

Краткий обзор творчества. Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Внутренний мир Анны. Искусственное лишение человека родины как исток безнравственности. Художественная манера писателя.

Внутренний монолог.

Работа с особенностями психологической прозы В. Распутина, выражение точки зрения на проблемы нравственного порядка.

В. Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Пожар».




96

Современная русская итсторическая проза. В. Пикуль, Д. Балашов и др. (лекция, доклады учащихся).

Развитие традиций русского исторического романа в творчестве Валентина Пикуля, Дм. Балашова.



В. Пикуль. «Пером и шпагой», «Честь имею!», «Каторга».




97

Рр. Творческая лаборатория сочинения.

Сочинение по произведениям последних десятилетий:

1. «Кто прячет прошлое ревниво», тот вряд ли с будущим в ладу» (А. Твардовский). Тема исторического прошлого в современной литературе.

2. Нравственные проблемы в произведениях современных писателей.

3. Природа и человек в произведениях современных писателей.

4. Рецензия на произведение современной прозы.



Формирование умения строить письменное продуктивное высказывание в форме рассуждения на заданную тему.

Закрепление навыков рецензирования.

Проза Т. Толстой, В. Пелевин. «Омон Ра».

С. Давлатов.




Литература на современном этапе


98

Литература на современном этапе (лекция, обсуждение сочинений, беседа).

Общий обзор произведений последних лет. Проза: В. Белов, А. Битов, Б. Можаев, В. Пелевин, Т. Толстая и другие.


Усвоение лексических формул со значением своеобразия прозы последних лет.

Перечитать рассказы Толстой «Факир», «Свидание с птицей», «На золотом крыльце сидели».




99

Проза Татьяны Толстой. (лекция учителя, аналитическая беседа).

Краткий анализ творчества Т. Толстой как яркого явления постмодернизма.

Постмодернизм.

Активизация лексики со значением читательского восприятия.






Фантомность реальности в повести В. Пелевина «Омон Ра».

Краткий обзор творчества В. Пелевина. Антифантастика в повести «Омон Ра».

Фантастика как художественный прием.


Сборники современных поэтов.




100

Новейшая русская поэзия (лекция учителя, чтение и анализ стихотворений)

Направления, школы, группы новейшей поэзии. Четыре направления русской поэзии: ироническое, концептуальное, неоавангардное, неоклассическое.

Иронизм, соц-арт, концептуализм, минимализм, центон, метареализм.

Сравнительный анализ эстетических позиций иронистов и соц-артовцев; соц-арта и концептуализма. Анализ «поэзии имиджа».

Поэзия «митьков», Д. Шангин. «Бедный Икарушка».




101

Литература русского зарубежья последних лет. «Новый автобиографизм» С. Давлатова.

Краткий обзор прозы С. Давлатова. Художественный метод писателя. Особенности стилистики.

Андерграунд, постреализм.

Наблюдение над необычностью композиции рассказа; разнообразием композиционных приемов, художественных приемов изображения.


С. Давлатов. «Зона», «Заповедник», «Иностранка».





Поэзия И. Бродского.

Краткий обзор поэзии И. Бродского. Основы его поэтики. Соперничество с классическими образцами.


Совершенствование навыков сопоставительного характера с использованием объединительно-сопоставительных конструкций («И Бродский, и Мандельштам…»)

И. Бродский. «Лагуна», «Мексика» и др.




102

Зачет по литературе ХХ века.

Повторение изученного, подготовка к экзамену по литературе.







Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Чистые вещества и смеси"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: