«Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/С.В. Еланцева/ «__»__________201_г. | «Принято» На заседании ШМО Протокол № от «__»______201__г. | «Утверждено» Директор МКОУ Малокрасноярская оош ______ /О.В. Маковлева/ Приказ № от «____»_______201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для учащихся 7 класса
среднее общее образование
на 2012- 2013 учебный год
с. Малокрасноярка
2012 г.
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по литературе
для 5-11 классов. Базовый уровень (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина);
под редакцией В.Я.Коровиной. — М.; Просвещение, 2010
Составитель: Маковлева Ольга Васильевна
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Стр.
Паспорт ………..……………………… ……………………………………………………………………………….. 3
Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………4
Учебно-тематическое планирование ……………………………………………………………………………………7
Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………….……………………………………8
Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………………………..9
График проведения контрольных работ…………………………………………………………………………………24
Формы и средства контроля………………………………………………………………………………………………25
Учебно-методическое обеспечение программы…………………………………………………………………………26
Контрольно-измерительные материалы по курсу ……………………………………………………………………….27 Лист внесения изменений и дополнений…………………………………………………………………………………28
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Тип программы: программа основного общего образования
Статус программы: рабочая программа учебного курса по литературе за 7 класс
Назначение программы:
— для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
— для педагогических работников МКОУ Малокрасноярская оош программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
— для администрации МКОУ Малокрасноярская оош программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 7 класса МКОУ Малокрасноярская оош
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 70 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля:
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов, защита проекта;
итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Нормативно-правовые документы
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
3. Учебный план МКОУ Малокрасноярская оош на 2012 -2013 учебный год.
4. Примерная программа основного общего образования по литературе для 5-11 классов. Базовый уровень (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной. — М.; Просвещение, 2010
Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часов (2 часа в неделю)
1.2 Общая характеристика учебного предмета
Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и примерной программой под редакцией В.Я.Коровиной.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
— выразительное чтение художественного текста;
— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
— ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
— заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
— анализ и интерпретация произведения;
— составление планов и написание отзывов о произведениях;
— написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
— целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами
художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования — литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
1.3 Цели обучения
Курс литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
1.4 Задачи курса
На передний план выдвигаются задачи:
— развитие способностей формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения,
— совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МКОУ Малокрасноярская оош
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе — 70 часов (из расчета — 2 часа в неделю).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
— выделение характерных причинно-следственных связей;
— сравнение и сопоставление;
— умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
— самостоятельное выполнение различных творческих работ;
— способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
— осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
— владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
— составление плана, тезиса, конспекта;
— подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
— самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В этом направлении приоритетными методами обучения являются:
• Объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное чтение произведений)
• Проблемное изложения материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам)
• Частично — поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие задания, иллюстрации-метафоры, интеллект-карты, тестирование и др.);
• Исследовательский
Учебно-тематическое планирование
Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи | Внеклассное чтение | |
Введение | 1 |
|
|
|
Устное народное творчество | 5 |
|
| 1 |
Из древнерусской литературы | 3 |
| 1 |
|
Из русской литературы 18 века | 2 |
|
|
|
Из русской литературы 19 века | 31 | 2 | 2 |
|
Из русской литературы 20 века | 21 | 1 | 1 | 5 |
Из литературы народов России | 1 |
|
|
|
Из зарубежной литературы | 6 |
| 1 | 1 |
ИТОГО | 70 | 3 | 5 | 7 |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса
В результате освоения программы учащиеся должны:
Знать и понимать:
• авторов и содержание изученных литературных произведений;
• основные изученные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись (развитие представлений); роды литературы, эпос (развитие понятий), повесть (развитие представлений), литературный герой (развитие понятий), понятие о теме и идее произведения (начальные представления), герой-повествователь (развитие понятия), портрет как средство характеристики, автобиографическое художественное произведение (развитие понятия), ода (начальное представление), баллада (развитие представлений), стихотворение в прозе, лирический герой (начальные представления, поэма (развитие понятия), трехсложные размеры стиха (развитие понятия), тоническое стихосложение (начальные представления), гипербола (развитие понятия), гротеск (начальное представление), сатира и юмор как форма комического (развитие представлений), публицистика (развитие представлений), мемуары как публицистический жанр (начальные представления), литературные традиции.
Уметь:
• Видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
• Выражать свое отношение к прочитанному;
• Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
• Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
• Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
• Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
• Аргументировать оценку героев и событий всем строем произведения — от отдельного тропа до композиции — и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
• выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы.
• сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
• сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;
• создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему (басню, былину, письмо или дневник литературного героя);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Система уроков (раздел и тема) | Цель урока | Кол. час. | Прим. сроки | Дидакти- ческая модель обучения | Педагоги- Ческие средства, формы | Вид деятельности учащихся. твор. и индивид. Задания | Планируемый результат и уровень освоения. Компетенция. Учебно-познавательная Базовая Продвинутый программа уровень
| Информаци- Онно- методич. обеспечение | Домашнее задание | примечания | |||||
1 | Введение. Знакомство с учебником. | Определить основную тему курса на год. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Беседа, слово учителя, работа с книгой, тестирование. | Коллективная. Индивидуальная: вспомнить пословицы и поговорки о книге, об учении. | Знать: изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема лит-ры. | Знать:личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. | Издания произведений, которые предстоит изучить в 7 кл.; словари, рисунки, сделанные уч-ками летом. | Стр. 3-6; придумать названия к рисункам. Вспомнить загадки, пословицы, поговорки |
|
| ||
Устное народное творчество (5 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях | Изображение гос. деятелей Древней Руси в преданиях. Особенность повествования в преданиях. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Беседа, слово учителя, работа с книгой, работа в тетрадях. | Коллективная. Индивидуальная: пересказ предания с особенностями повествования. | Знать: особенности фольклора, на что обращает внимание народ в преданиях. | Знать: жанры фольклора, уметь анализировать содержание темы, идеи. | Сборник преданий, словарь литературоведческих терминов | Стр. 7-10; Пересказ одного из преданий близко к тексту. |
|
| ||
3 | Понятие о былине. Собирание былин.Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович» | Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда. Отличие былины от сказки | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Игра-конкурс, беседа, слово учителя, работа с книгой, выразительное чтение | Групповая: конкурсы на лучшего сказителя, о пословицах и поговорках, загадках. Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. | Знать: традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы, гипербола, постоянные эпитеты. | Знать: историю создания былин | Словари, различные издания былин, иллюстрации к былинам, карта Киевской Руси | Выразительное чтение былины, вопросы стр.23, словарик «Так говорили богатыри» | Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» |
| ||
4,5 | Новгородский цикл былин «Садко».Своеобразие былины.»Калевала»- карело-финский мифологический эпос, внеклассное чтение | Своеобразие и поэтичность былины «Садко», различие Киевского и новгородского цикла былин. | 2 |
| Объяснительно-иллюстративная | Беседа по иллюстрациям, слово учителя, работа с книгой, выразительное чтение, тест. | Индивидуальная: сообщения о собирателях былин, ответы на вопросы; коллективная: беседа по иллюстрациям; творческая: придумать памятник былинному герою. | Знать: художественные особенности русских былин. | Знать: традиционные для былин тропы, особенности былинной лексики. | Словари, карточки с тестом, иллюстрации к былинам. | Стр.24-40; Характеристики героев былин. |
|
| ||
6 | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц | Углубление понятия о жанрах пословиц и поговорок, развитие навыков устной речи. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, работа с уч-ком, словарная работа, творческ.задания | Коллективная. Индивидуальная: примеры пословиц и поговорок с объяснением смысла. Творческая: подбор русских пословиц аналогичных переведённым афоризмам. | Знать: прямой и переносный смысл пословиц, сходство и различия пословиц разных стран мира. | Знать: происхождение терминов «былина», «сказитель», особенность русской речи в пословицах и поговорках | Различные издания сборников пословиц и поговорок, словарь Даля. | Стр. 42-49; Сочинение о пословицах. |
|
| ||
Древнерусская литература (3 часа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
7 | Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси.»Повесть временных лет» (отрывок « О пользе книг») Формирование традиции уважительного отношения к книге | Дать понятие о др-русской литературе, особенностях её традиций; обзорно познакомить с жанрами древнерусской литературы. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Лекция учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, словарная работа, составление конспекта | Коллективная. Индивидуальная :ответы на вопросы. Творческая: составление конспекта. | Знать: жанры древнерусской литературы. | Знать: нравственные заветы Древней Руси. | Выставка книг, репродукция картины «Нестор-летописец» | Стр. 50-54; Написать «поучение»к кому-нибудь из своих близких или друзей.
|
|
| ||
8 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности | Познакомить с особенностями жанра древнерусской повести, совершенствовать навыки анализа текста. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Анализ творческих работ, выразительное чтение, словарная работа, элементы анализа текста. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Групповая: составление таблицы. | Знать: художественные приёмы, используемые авторами повести. | Знать: историческую подоплеку повести. | Фотографии и репродукции фрагментов древних книг, словари. | Стр.54-63; Составить план пересказа повести, сделать иллюстрации к повести |
|
| ||
9 | Подготовка к письменной работе на тему: «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества» | Помочь ученикам понять взгляды, идеалы народа, отражённые в «Повести…» анализ текста. | 1 |
| Урок развития речи | Работа над планом, выразительное чтение, элементы анализа текста | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. | Знать: тему и идею произведения. | Знать: своеобразие языка «Повести», стилистические особенности. | Словари, иллюстрации учеников к «Повести..» | Сочинение «Моё отношение к героям повести» |
|
| ||
Русская литература 18 века(2 часа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
10 | М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Понятие о жанре оды. | Познакомить с фактами биографии М.В. Ломоносова, рассказать о его роли в развитии русской лит-ры. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, работа с учебником, словарная работа | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: теорию трех штилей. | Знать: какие жанры относятся к каждому из трёх штилей. | Портрет Ломоносова, фотография памятника Петру 1, репродукция портрета Елизаветы. | Составить словарь устаревших слов, отрывок наизусть, подготовить сообщения о Ломоносове |
|
| ||
11 | Г. Р. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии. «Последние стихи Державина», «На птичку…», «Признание». | Краткий обзор жизни Державина, новаторство его стихов, анализ поэтического текста. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Сообщения учеников, рассказ учителя, сл.работа, анализ поэтич. текста | Коллективная. Индивидуальная: сообщения о Ломоносове, ответы на вопросы. Творческая: работа с репродукцией. | Знать: различные виды рифмовки и стихотворные размеры стихов Державина и Ломоносова. | Знать: в чём состояло новаторство Державина в поэзии. | Портрет Г.Р. Державина, репрдукция картины И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене…» | Стр.68-72; Сообщение: «Ломоносов и Державин – великие поэты 18 века» |
|
| ||
Русская литература 19 века (31 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
12 | А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). | Углубить знания о жизни и тв-ве Пушкина, знакомство с помой, анализ поэтического текста. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Сообщения:«Ломоносов и Державин – великие поэты 18 века», рассказ учителя, беседа. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: историю создания памятника. | Знать: историю создания Петербурга | Открытки с изображением Петербурга, памятника Петру, репродукции картин. | Отрывок наизусть, мини-сочинение по одной из иллюстраций. |
|
| ||
13 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе. | Познакомить с летописным источником произведения Пушкина, сопоставительный анализ текста. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, работа с картой, составление таблицы, анализ текста | Коллективная. Индивидуальная: чтение мини-сочинений с комментариями. | Знать: историю написания произведения. | Знать: художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | Рассказы начальной русской летописи, иллюстрации к «Песни…» | Отрывок наизусть, отзыв о балладе. |
|
| ||
14 | А. С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. | Дать обзор драмы «Борис Годунов», познакомить с фрагментами, анализ поэтического текста. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, реализация межпредметных связей с историей, анализ текста. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. | Знать: историю создания трагедии «Борис Годунов» | Знать: о литературном направлении «реализм» | Иллюстрации к трагедии | Стр.87-97; Мини-сочинение о Пимене, нарисовать иллюстрацию к трагедии. |
|
| ||
15 | А. С. Пушкин «Станционный смотритель» — повесть о «маленьком человеке». | Роль автора и рассказчика в повести, образ «маленького человека», нравственные проблемы в повести. | 1 |
| Урок развития речи | Рассказ учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. | Знать: проблему автора и рассказчика. | Знать: основные художественные особенности произведения, роль детали в худ тексте. | Иллюстрации к повести. | Подготовиться к итоговому тесту о Пушкине, написать сочинение по произведению. |
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
16 | Дуня и Минский. Р.р. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского» | Показать значение библейского контекста, роль детали в худ. тексте, худ. особенности в тексте | 1 |
| Урок развития речи | Рассказ учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: устное словесное рисование «Три приезда на станцию» | Знать: идейный замысел повести, тему, причину трагедии Самсона Вырина | Знать: способы выражения авторской позиции, определение понятий «образ маленького человека» в русской литературе. | Иллюстрации к повести. | Подготовить сообщения о Лермонтове |
|
| ||
17 | М. Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта | Расширить знания о биографии М.Ю. Лермонтова | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Тест, рассказ учителя, работа с учебником, выразительное чтение. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: устное словесное рисование(пейзаж), рассказ о поэте. | Знать: биографию поэта. | Знать: историю эпохи, в которой жил Лермонтов | Портрет М.Ю. Лермонтова, | Прочитать стихи на стр.138-139. Устное сочинение «Мой рисунок по стихам Лермонтова. |
|
| ||
18 | М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — поэма об историческом прошлом России.
| Основная идея особенности конфликта «Песни… про купца Калашникова», анализ поэтического текста | 2 |
| Объяснительно-иллюстративная | Миниатюра, лексическая работа, беседа по иллюстрациям, тестирование, самостоятельная работа | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы, краткий пересказ «Жалобы Кирибеевича». Творческая: выразительное чтение | Знать: причины обращения поэта к давно минувшим временам, содержание поэмы | Знать: историю создания «Песни…», особенности сюжета, его историческую основу. | Портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме. | Выразительное чтение, иллюстрации к поме, отрывок наизусть |
|
| ||
19 | Нравственный поединок героев поэмы. | Защита человеческого достоинства. Авторское отношение к изображаемому | 1 |
| Беседа. Практикум. | Беседа по вопросам, анализ поэтического текста, тест. | Коллективная. Творческая: выразительное чтение кулачного боя, описание утра перед боем, рассказ о семейной драме. | Знать: нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни…» | Знать: основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев. | Иллюстрации к поэме. | Составить сравнительную характеристику героев. |
|
| ||
20 | М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…» Р.р. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Обучение выразительному чтению. | Развивать навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения. | 1 |
| Практикум | Комментарии учителя, работа с учебником, беседа по вопросам, словарная работа. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: устное словесное рисование, рассказ о поэте. | Знать: особенности стиха «Молитва», понимать образную структуру стихов. | Знать: проблему гармонии человека и природы, особенности синтаксиса стихов. | Рисунки М.Ю. Лермонтова | Одно стихотворение наизусть, эссе на тему «Что заинтересовало вас в воспоминаниях о М.Ю.Л.». |
|
| ||
21 | Р.Р Подготовка к написанию сочинения «История России в произведениях Пушкина и Лермонтова» | Закрепить знания по творчеству Пушкина и Лермонтова. | 1 |
| Урок контроля | Беседа по вопросам, составление плана сочинения. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: создание сочинения. | Уметь: создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения. | Уметь: самостоятельно анализировать текст, подкреплять свои выводы цитатами. |
| Написать сочинение. |
|
| ||
22 | Урок внеклассного чтения | Углубить знания по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова | 1 |
|
| Обучение анализу произведения, беседа по прочитанному. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. | Знать: основное содержание прочитанного, уметь делать вывод. | Знать: факты жизни писателей, особенности исторической эпохи. |
| Подготовить сообщения о Н.В. Гоголе. |
|
| ||
23 | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. | Углубить знания о биографии и творчестве Н.В. Гоголя,познакомить с исторической основой повести. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя. Беседа, сообщения учеников, составление плана. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: устное словесное рисование. | Знать: факты жизни и творческой деятельности писателя. | Знать: место повести в творчестве Гоголя, замысел писателя. | Портрет писателя, издания его произведений, иллюстрации к повести. | Составить рассказ о Тарасе Бульбе по 1 главе. |
|
| ||
24 | Товарищество и братство в повести. Тарас Бульба и его сыновья | Выявить основную идею повести Гоголя, её патриотический пафос. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, пересказ эпизодов, работа с репродукцией. | Коллективная. Индивидуальная: пересказ эпизодов Творческая: инсценировка эпизода «Встреча Тараса с сыновьями» | Знать: содержание первых глав, их роль в повествовании. | Знать: определение понятия «художественная деталь», функцию пейзажа. | Репродукция картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». | Перечитать 3-9 главы. Сравнительна хар-ка братьев. |
|
| ||
25 | Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. | Показать героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу. | 1 |
| Обучение устному рассказу | Пересказ текста, беседа, составление плана. | Коллективная. Индивидуальная: пересказ с изменением лица. Творческая: составление плана. | Знать:идейную направленность заключительной главы и повести в целом. | Знать: историческую основу повести, историю её создания. | Иллюстрации к повести. | Подготовиться к сочинению, подобрать цитаты. |
|
| ||
26 | Р.р. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Тестирование | Подготовиться к написанию домашнего сочинения. | 1 |
| Урок развития речи | Объяснение учителя, работа над планом. | Продуктивная, творческая: самостоятельный отбор материала для раскрытия темы сочинения. | Знать: содержание прочитанного материала. | Знать: нравственную проблему повести, связь повести с фольклорным эпосом. |
| Написать сочинение. Прочитать статью о Тургеневе. |
|
| ||
27 | И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных | Углубить понятие о русском национальном характере. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Объяснение учителя, сообщения учеников, анализ худ. текста. | Коллективная. Индивидуальная: пересказ текста, ответы на вопросы. Творческая: составление плана рассказа. | Знать: факты жизни и творческой деятельности писателя. | Знать: историю появления сборника «Записки охотника» | Портрет писателя, фотоальбом о Спасском-Лутовинове. | Выписать высказывания русских писателей о языке. Стих. В прозе «Русский язык» выучить. |
|
| ||
28 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» | Показать особенности жанра стиха в прозе, помочь понять философский смысл стиха. | 1 |
| Урок развития речи | Объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста. | Индивидуальная: чтение стихов и полноценное их восприятие. Творческая: выразительное чтение. | Знать: определение понятия «стихотворение в прозе». | Знать: время создания стихотворений, жанровую особенность. | Портрет писателя, фотоальбом о Спасском-Лутовинове. | Выучить одно из стихов, сочинить своё стихотворение в прозе. Прочитать поэму Некрасова. |
|
| ||
29 | Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. | Расширить знания о личности и творческой биографии поэта. Историческая основа поэмы «Русские женщины». | 1 |
| Практикум. Объяснительно-иллюстративная | Объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: рассказ о писателе, составление плана учебной статьи. | Знать: факты жизни и творческой деятельности писателя, историческую основу поэмы. | Знать: жанровые особенности поэмы, позицию автора. | Портрет писателя. | Написать характеристику героини. Читать стих «Размышления у парадного подъезда». |
|
| ||
30 | Н. А. Некрасов. «Размышление у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | Помочь выявить идею произведения, определить пафос стихов, особенности лир. героя. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста. | Коллективная. Индивидуальная. Творческая: устное словесное рисование с цитированием. | Знать: рождение замысла стихотворения, содержание стиха. | Знать: художественные приёмы изображения действительности, композицию, развитие сюжета. | Иллюстрации А. Лебедева. | Отрывок наизусть. Статью о Толстом. |
|
| ||
31 | А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репин». Правда и вымысел. | Конфликт «рыцарства» и самовластья. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, работа с учебником, анализ текста. | Коллективная. Индивидуальная. Творческая: сообщение об одном из героев баллад. | Знать: факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого. | Знать: жанровое своеобразие исторических баллад. | Портрет А.К. Толстого | Прочитать роман «Князь Серебряный». |
|
| ||
32 | Вн. чт. «Князь Серебряный» | Образ эпохи Ивана Грозного, благородный герой в кровавое время. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Пересказ текста уч-ся, беседа, анализ текста. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: устное словесное рисование с опорой на текст. | Знать: автора и содержание романа. | Знать: сюжетную линию романа, историю создания романа. |
| Создать «кодекс чести» каждого из главных героев. Прочитать повесть Салтыкова-Щедрина. |
|
| ||
33
| М. Е. Салтыков – Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | Кратко познакомить с биографией писателя, показать особенности жанра сказки в тв-ве писателя, сатирический пафос сказки. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, работа с учебником, анализ текста. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: чтение по ролям, инсценирование. | Знать: автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки. | Знать: анализ текста с учётом специфики жанра, фольклорные мотивы в повествовании. | Выставка разных изданий писателя, иллюстрации к его произведениям. | Составить цитатный план повести, ответить на вопросы повести. |
|
| ||
34 | Р.р. Сатира и юмор в сказках М. Е. Салтыкова – Щедрина. | Показать социальную направленность сатиры Салтыкова-Щедрина, актуальность его произведений. | 1 |
| Урок развития речи | Беседа по вопросам, рассказ с использованием цитат, решение кроссворда. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: чтение по ролям, характеристика героев. | Знать: содержание сказок, приёмы сатирического изображения. | Знать: идейно-художественный смысл сказок. | Выставка разных изданий писателя, иллюстрации к его произведениям. | Стр.274-275 Написать сатирическую сказку «в духе Щедрина». |
|
| ||
35 | Литературный ринг по изученным во 2 четверти произведениям. | Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. | 1 |
| Урок развития речи | Сочинение-рассуждение. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. | Знать: проблематику, идейно-художественное содержание изученных пр-ий. | Знать: историческую основу изученных произведений. |
| Подготовить сообщение о Л.Н. Толстом. |
|
| ||
36,37 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство» | Расширить знания о биографии писателя, помочь задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми. | 2 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, беседа по вопросам, работа с учебником, словарная работа. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы, выборочный пересказ, анализ глав повести. | Знать: отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение» | Знать: нравственную проблематику повести. | Репродукции портретов Толстого, фотографии усадьбы-музея «Ясная поляна» | Сочинение-миниатюра «Поступок, которым я горжусь», подготовить сообщение о Чехове. |
|
| ||
38,39 | А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» — живая картина нравов. Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленники». | Углубить знания о личной и творческой биографии Чехова, углубить представление о комическом в литературе. | 2 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, беседа по вопросам, работа с учебником, словарная работа. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы, выборочный пересказ, анализ глав повестей. | Знать: содержание, понимать и уметь объяснять особенности композиции рассказов и их смысл. | Знать: оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказов. | Портрет Чехова, фотографии семьи писателя, различные издания произведений Чехова. | Оформить обложки к рассказам Чехова, ответить на вопросы стр.311 |
|
| ||
40 | Внеклассное чтение. Смех и слёзы в рассказах А. П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др. | Показать жанровое разнообразие тематики рассказов Чехова, активизировать самостоятельную работу учеников. | 1 |
| Урок внеклассного чтения | Выразительное чтение по ролям, элементы анализа текста, работа с иллюстрациями. | Коллективная. Индивидуальная: пересказ текста. Творческая: чтение по ролям, инсценирование рассказа. | Знать: содержание рассказов, позицию автора. | Знать: творческий процесс писателя, социальную направленность рассказов, позицию писателя. | Различные издания произведений Чехова. | Сочинение «Мой любимый рассказ Чехова», стихи на стр.312-316. |
|
| ||
41 | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В. А. Жуковский «Приход весны», А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И. А. Бунин «Родина». | Расширить представления учеников о русской пейзажной поэзии, как ч/з пейзаж переданы чувства, настроения. | 1 |
| Урок- практикум | Рассказ учителя, выразительное чтение, реализация межпредметных связей. | Коллективная. Индивидуальная: чтение стихов, статьи учебника. Творческая: устное рисование. | Знать: план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы. | Знать: особенности тематики и поэтического языка каждого автора. | Репродукции картин, портреты художников. | Эссе «Пейзажная лирика в живописи и поэзии. Для чего она нужна?» подготовить сообщение о Бунине. |
|
| ||
42 | Контрольное тестирование (творчество писателей и поэтов 19 века) | Закрепить знания о писателях 19 века и их произведениях | 1 |
| Урок контроля | Работа по тестам. | индивидуальная |
|
|
| Рассказ Бунина «Цифры» |
|
| ||
Русская литература 20 века |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
43,44
| И. А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Дать представление об особенностях судьбы и тв-ва писателя, помочь разобраться в сложной психологоической ситуации рассказа. | 2 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, комментарии учителя. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: написание отзыва на произведение. | Знать: сведения о жизни Бунина, его литературной судьбе, содержание рассказа. | Знать: проблематику рассказа, идейно-тематическую направленность рассказа. | Портрет Бунина, фотографии имения в Орле. | Составить план рассказа, составить хар-ки гл. героев. |
|
| ||
45 | М. Горький «Детство» (главы). Изображение «свинцовых мерзостей» жизни. | Углубить понятие о художественной автобиографии. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам. | Коллективная. Индивидуальная: сообщение о писателе. Творческая: анализ текста. | Знать: автобиографический характер повести, её содержание, причины поступков героев. | Знать: художественный пересказ частей сюжета. | Фотографии Горького, его семьи, различные произведения Горького, иллюстрации к повести. | Дочитать повесть до конца, ответить на вопросы стр.83 |
|
| ||
46 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев. | «Детство» Толстого и «Детство» Горького. Сопоставление произведений разных авторов. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: сопоставление произведений разных авторов. | Знать: специфические черты характера, присущие отдельным героям повести. | Знать: авторскую позицию по отношению к героям. | Фотографии Горького, его семьи, различные произведения Горького, иллюстрации к повести. | Устное сочинение: «История деда Каширина» |
|
| ||
47 | Р.р. Обучение анализу эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство». | Совершенствовать навыки анализа текста, навыки монологической речи. | 1 |
| Урок развития речи | Анализ эпизода по вопросам, комментированное чтение эпизода. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: анализ эпизода с сопоставлением поведения героев. | Знать: границы эпизода, его роль в композиции. | Знать: вывод о роли эпизода в произведении. | Иллюстрации к повести. | Прочитать легенду о «Данко» |
|
| ||
48 | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | Познакомить с понятиями «романтизм», «романтический герой» | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Объяснения учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: устное словесное рисование. | Знать: содержание легенды, жанровое своеобразие произведения. | Знать: сходство сюжета библейской истории о Моисее и легенды «Данко» | Иллюстрации к рассказу «Старуха Изергиль» | Художественный пересказ легенды, сочинение о Данко. Сообщение об Андрееве. |
|
| ||
49 |
Л. Н. Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | Показать своеобразие личности Л.Н. Андреева, значимость поставленных им проблем. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, составление плана. | Коллективная. Индивидуальная: рассказ, близкий к тексту, ответы на вопросы. Творческая: составление цитатного плана рассказа | Знать: сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения. | Знать: нравственную проблематику произведения, сюжет, идейное содержание | Портрет Л.Н. Андреева, выставка его произведений. | Написать рассказ о любом животном, ответить на вопросы стр. 99, сообщение о Маяковском. |
|
| ||
50 |
В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. | Знакомство с личностью Маяковского, осмыслить своеобразие, оригинальность личности поэта, понятие о футуризме | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста. |
| Знать: факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стиха. | Знать: определение понятия «сатира», метафора как основа сюжета стиха. | Портрет Маяковского, фотографии Маяковского | Выучить стих наизусть. Сообщение об А.П. Платонове. |
|
| ||
51 |
А. П. Платонов. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. | Показать своеобразие личности Платонова, особенности языка Платонова. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста. | Коллективная. Индивидуальная: рассказ о Юшке, близкий к тексту, ответы на вопросы. Творческая: рассуждение о подобной ситуации в жизни уч-ся | Знать: сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения. | Знать: сюжет рассказа, его идейно тематическое содержание | Портрет Платонова, различные издания его книг. | Пересказ, близкий к тексту «Юшка наедине с природой». Вопросы на стр.123 |
|
| ||
52 |
А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности. | Дать понятие о вечных нравственных ценностях | 1 |
| Урок внеклассного чтения. | Пересказ текста уч-ся, анализ текста. | Коллективная: выборочное чтение. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: сравнительный анализ героев пр-ия. | Знать: содержание прочитанного, особенности языка писателя. | Знать: идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте, взаимопонимании. | Портрет Платонова, различные издания его книг. | Приготовиться к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадания» |
|
| ||
53 |
Р.р. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | Развитие творческих способностей учеников. | 1 |
| Урок развития речи | Объяснение учителя, работа над планом. | Творческая: сочинение-рассуждение. | Знать: содержание прочитанных произведений. | Знать: основную мысль сочинения. |
| Сообщение о Пастернаке. |
|
| ||
54 | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте «Июль», «никого не будет в доме…». | Показать своеобразие картин природы в лирике Пастернака | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: устное словесное рисование. | Знать: содержание прочитанного, особенности языка писателя. | Знать: способы создания поэтических образов. | Портрет Пастернака, различные издания его книг. | Стих наизусть, сообщение об А.Твардовском. |
|
| ||
55 | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др. | Расширить представления учеников о поэзии, посвящённой Вов, и её значении. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, выразительное чтение, работа над планом интервью | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: выразительное чтение стихов. | Знать: сведения о жизненном пути поэтов, понятие о лирическом герое. | Знать: план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы. | Портреты поэтов | Стих на выбор наизусть. Сообщение об Абрамове. |
|
| ||
56 | Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетически и нравственно-экологические проблемы рассказа. | Познакомить с биографией Абрамова, показать важность и актуальность проблемы, поставленной писателем. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, пересказ текста, выразительное чтение, работа с планом. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: комментированное чтение концовки рассказа. | Знать: факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа. | Знать: роль сказочных элементов, понятие литературной традиции. | Выставка книг и журнальных публикаций писателя, его портрет, словари. | Написать рассказ на тему «Зачем нам нужны животные», сообщение о Е.И. Носове. |
|
| ||
57 | Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. | Познакомить с биографией Носова, показатьзначение нравственных проблем, поднимаемых в рассказе. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, работа с учебником, словарная работа, беседа по вопросам. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: чтение по ролям, составление хар-ки героя. | Знать: факты жизни и творческой биографии писателя, понятия «тема» и «идея». | Знать: план анализа эпического произведения, средства художественной выразительности. | Выставка книг и журнальных публикаций писателя, его портрет, словари. | Стр. 176-179. |
|
| ||
58 |
Рассказ Е.И. Носова «Живое пламя» | Выявить идеи рассказов, совершенствовать навыки анализ текста. | 1 |
| Урок внеклассного чтения | Выразительное чтение, элементы анализа текста | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: устное словесное рисование. | Знать: содержание рассказа. | Знать: основную идею, изобразительно-выразительные ср-ва языка произведения. | Выставка книг и журнальных публикаций писателя, его портрет, словари. | Прочитать сведения о Казакове. |
|
| ||
59
|
Ю. П. Казаков. «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки. | Познакомить с биографией Ю.П. Казакова. Учиться анализировать сложные жизненные ситуации. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, выразительное чтение, составление плана, различные виды пересказа | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: составление хар-ки героев. | Знать: факты жизни и творческой биографии писателя, содержание рассказа. | Знать: разные виды пересказа произведения. | Портрет Казакова, различные издания его книг. | Стр. 196. Статью о Лихачёве. |
|
| ||
60 | Д. С. Лихачёв. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи. | Углубить представления о публицистическом жанре в литературе. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Беседа, пересказ,устное сочинение, пояснения учителя. | Коллективная: работа по главам, составление плана. Творческая: выразительное чтение. | Знать: автора, биографические сведения о нём. | Знать: определение понятий «публицистика», «мемуары» | Портрет Д.С. Лихачёва. | Вопросы стр. 204. Сообщение о Зощенко. |
|
| ||
61 |
М. М. Зощенко. Смешное и грустное в рассказе «Беда». | Познакомить с биографией М.М. Зощенко. Показать сочетание иронии и правды чувств. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, работа с учебником, словарная работа, беседа по вопросам. | Индивидуальная: пересказ с сохранением авторского стиля. Творческая: чтение по ролям, сообщение о писателе. | Знать: автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа. | Знать: авторскую позицию в оценке поступков героев. | Портрет М.М. Зощенко, различные издания его книг. | Стр. 211. Стих наизусть о природе. |
|
| ||
62 | Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе. (В. Брюсов, Ф.Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.) | Развивать эстетический вкус, воспринимать и интерпретировать поэтические произведения. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Выразительное чтение, элементы анализа текста, межпредметные связи. | Коллективная. Творческая: выразительное чтение (конкурс чтецов). | Знать: план анализа поэтического произведения. | Знать: особенности восприятия родной природы русскими поэтами. | Портреты поэтов | Стр. 219. Стих на выбор поэтов 20 в. |
|
| ||
63 |
Песни на стихи русских поэтов 20 века | Развивать эстетический вкус, воспринимать и интерпретировать поэтические произведения. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Выразительное чтение, элементы анализа текста, межпредметные связи. | Коллективная. Творческая: выразительное чтение | Знать: план анализа поэтического произведения. | Знать: особенности восприятия родной природы русскими поэтами. | Портреты поэтов | Стр.224. сообщение о Р.Гамзатове |
|
| ||
Раздел 7. Из литературы народов России |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
64 | Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине». | Познакомить с биографией поэта. Обратить внимание на особенности художественной образности дагестанского поэта. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, работа с учебником, беседа по вопросам. | Творческая: выразительное чтение стиха, анализ текста. | Знать: факты жизни и творческого пути поэта. | Знать: план анализа лирического произведения. | Портрет поэта | Составить план рассказа о Р. Бёрнсе, выразительно читать стих. |
|
| ||
Раздел 8. Зарубежная литература |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
65 | Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. | Познакомить с биографией поэта. Обратить внимание на особенности художественного перевода. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, выразительное чтение, словарная работа. | Коллективная. Индивидуальная: пересказ статьи по плану. Творческая: подбор пословиц. | Знать: факты жизни и творческого пути поэта, темы его тв-ва. | Знать: почему стихотворение стало песней, способы достижения комического эффекта. | Портрет поэта | Наизусть стих Р. Бернса. Сообщение о Д.Байроне. |
|
| ||
66 | Д.Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!…» | Познакомить с биографией поэта, введение русской поэзии в контекст мировой. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя. Практикум. | Коллективная. Индивидуальная: сообщения учеников. | Знать: факты жизни и творческого пути поэта. | Знать: гуманистический смысл тв-ва Байрона | Портрет поэта, издания его книг. | Подготовить выразительное чтение стихов Байрона. |
|
| ||
67 |
Японские трехстишия (хокку) | Познакомить с образцами японской лирической поэзии, показать её особенности. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя. Практикум. | Коллективная. Индивидуальная: чтение стихов. | Знать: особенности жанра хокку. | Знать: историю возникновения хокку. | Репродукции японских миниатюр, издания японской поэзии. | Сочинить собственное хокку. |
|
| ||
68 | О. Генри. «Дары волхов» Преданность и жертвенность во имя любви. | Развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, элементы анализа текста, межпредметные связи. | Коллективная. Индивидуальная: пересказ от лица героев. Творческая: инсценирование отдельных эпизодов. | Знать: факты жизни и творческого пути писателя, содержание рассказа. | Знать: нравственную проблематику призведения. | Портрет О.Генри, иллюстрации к рассказу, репродукции библейских сюжетов. | Сочинение «Лучший подарок в моей жизни», сообщения о Р. Брэдбери. |
|
| ||
69 | Рэй Дуглас Брэдбери. «Каникулы» Мечта о чудесной победе добра. | Показать стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле. | 1 |
| Объяснительно-иллюстративная. Урок вн. чтения. | Рассказ учителя, ответы на вопросы, анализ текста. | Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: устное словесное рисование картины мира. | Знать: биграфические сведения писателя, фольклорные традиции. | Знать: понятие «фантастический рассказ-предупреждение» | Портрет писателя. | Написать отзыв на любое самостоятельно прочитанное пр-ие в 7 классе. |
|
| ||
70 | Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Рекомендованная литература на лето. | Итоги года. Рекомендации для летнего чтения. | 1 |
|
| Беседа о прочитанном за год |
|
|
|
|
|
|
|
График проведения контрольных и письменных работ
Кол-во часов | Форма | Дата проведения |
| |
|
|
| план | по факту |
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова | 1 | Контрольная работа |
|
|
Литературный ринг по произведениям Н.Гоголя, И.Тургенева, Н.Некрасова, М.Салтыкова-Щедрина | 1 | Литературный ринг |
|
|
Письменный анализ эпизода или одного стихотворения | 1 | Контрольная работа |
|
|
Итого: | 3 |
|
|
|
Формы и средства контроля
Формы обучения :
• Коллективные,
• Групповые,
• Дифференцированно-групповые,
• Индивидуальные;
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью
соответствует стандарту.
Средства контроля:
— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, заучивание наизусть, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, творческие работы.
— итоговый : сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тест (с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания)
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. — М.: ВАКО, 2010
2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. — М.: Просвещение, 2007.
3. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь.- М.: Цитадель, 2008
4.Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор — составитель В.Я.Коровина. — М.: Просвещение, 2012г.
5.Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2012г.
6. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
7. Мультимедиа-энциклопедия.
8. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. — М.: Просвещение, 1971.
9. Рабочие программы по литературе М. «Планета» 2011
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учащихся:
1. Коровина В.Я. « Читаем. Думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. — М.: Просвещение, 2006. 2.«Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор — составитель В.Я.Коровина. — М.: Просвещение, 2012г.
2. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2012г.
3. Литература: справочные материалы для школьника. — М., 1994.
4. Ушакова О.Д.Мировая художественная культура: понятия и определения. Словарик школьника. — С.-Петербург: Литера, 2006.
5. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника. — С.-Петербург: Литера, 2008.
6. Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Справочник школьника. — С.-Петербург: Литера, 2008. 8. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). — М., 1998.
Контрольно-измерительные материалы
1. И.В. Золотарёва., Н.В. Егорова. Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, 7 класс. М. «ВАКО», 2010г
Критерии оценки
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по ступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основ ном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяс нить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержа ния произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобрази тельными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».